§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности


Название§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности
страница1/5
Дата публикации06.08.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДиплом
userdocs.ru > Право > Диплом
  1   2   3   4   5

§ 6. Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе

дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд.безопасности
§ 4. Дипломатическое право

Дипломатическое право — совокупность правовых принципов и норм, регулирующих правовой статус зарубежных государственных органов внешних сношений. Эти органы подразделяются на: 1) постоянные и 2) временные.

К постоянным органам внешних сношений относятся: 1) дипломатические представительства — посольства и миссии; 2) консульские учреждения; 3) торговые представительства; 4) постоянные представительства государств при международных организациях.

К временным зарубежным органам внешних сношений относятся: 1) специальные миссии, направляемые в иностранные государства для участия в переговорах, церемониальных мероприятиях, в иных специальных целях; 2) делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; 3) делегации для участия в работе сессий международных организаций и др.

Источниками дипломатического права являются:

1) Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;

2) Конвенция о специальных миссиях 1969 г.;

3) Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;

4) некоторые региональные соглашения и двусторонние договоры в указанной области сотрудничества.
§ 5. Дипломатическое представительство

Дипломатическое представительство — орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления с ним официальных отношений. Существует два вида дипломатических представительств: 1) посольства и 2) миссии.

Посольство — дипломатическое представительство первого класса. Миссия — дипломатическое представительство второго класса. Государства сами договариваются, какими видами дипломатических представительств обменяться. Следует отметить, что государства чаще всего договариваются об обмене представительствами первого класса, т. е. посольствами, что свидетельствует об установлении между двумя государствами нормальных межгосударственных отношений. Представительства работают на постоянной основе.

Венская о дипломатических сношениях 1961 г. определи-

да главные функции дипломатических представительств. Они конкретизированы в Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г., следующим образом:

1) представительство России;

2) обеспечение национальных интересов и реализация внешнеполи-

тического курса Российской Федерации:

3) выполнение поручений органов власти Российской Федерации;

4) сбор информации;

5) обеспечение развития сотрудничества с государством пребыва-

ния;

6) контроль за выполнением договоров с государством пребывания;

7) выполнение консульских функций и общее руководство консуль-

скими учреждениями Российской Федерации в стране пребывания.

Персонал дипломатического представительства делится на три группы:

1) дипломатический;

2) административно-технический;

3) обслуживающий.

К дипломатическому персоналу относятся дипломаты, торговые представители и их заместители, военные атташе и их заместители. Этих лиц называют членами дипломатического представительства. Их число может быть от одного-двух дипломатов до нескольких сотен.

Различают классы и ранги дипломатов. Классы относятся только к главам дипломатических представительств. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношения 1961 г. главы дипломатических представительств делятся на три класса.

Первый класс — послы и нунции (посол Ватикана), аккредитуемые при главах государств.

Второй класс — посланники и интернунции (посланник Ватикана), аккредитуемые также при главах государств.

Третий класс — поверенные в делах, аккредитуемые при главах внешнеполитических ведомств.

Среди дипломатических представителей по старшинству послы стоят на первом месте. Других различий между дипломатическими представителями разных классов не проводится.

Таким образом, можно сделать вывод: вопрос о классах глав дипломатических представительств — прерогатива международного права.

Согласно ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг. Дипломатический ранг — личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с действующими в данном государстве законами и правилами о прохождении дипломатической службы. Этот ранг сохраняется за работником вне зависимости от занимаемой должности, а также при уходе в отставку. Ранги дипломатов — компетенция национального, а не международного права. Каждое государство самостоятельно определяет их название и количество.

К административно-техническому персоналу относятся: заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики и другие сотрудники предста-

которые исполняют административные и технические функции.

К обслуживающему персоналу относятся шоферы, курьеры, швейцары, дворники и другие лица, которые обслуживают дипломатические представительства.

В дипломатическом праве существует понятие дипломатический корпус в узком и широком смысле слова. Дипломатический корпус в узком смысле — совокупность глав всех дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле — совокупность всех дипломатических работников зарубежных государств и членов их семей, находящихся в данном государстве. Дипломатический корпус не является организацией и не признается юридическим лицом. Главой дипломатического корпуса является дуайен, старшина — старший по классу и по времени пребывания в данной стране глава одного из аккредитованных в ней дипломатических представительств.

Внешнеполитическое ведомство государства пребывания публикует список дипломатического корпуса, его членам выдаются дипломатические карточки.

Назначение и отзыв глав дипломатических представительств осуществляется на основе международного и национального права.

Перед назначением аккредитующее государство запрашивает у принимающего государства согласие — агреман — на принятие конкретного лица в качестве главы дипломатического представительства.

На листе бумаги с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и послужного списка кандидата на пост главы дипломатического представительства не ставится никаких подписей или печатей. Если в течение максимум трех недель со дня передачи бумаги на представляемую кандидатуру ответа нет, значит, принимающее государство не желает иметь данное лицо в качестве главы дипломатического представительства. Причины могут быть разные. Самая банальная из них — лицо допускало недружественные высказывания в отношении принимающего государства.

Отсутствие мотивировки со стороны принимающего государства считается нормой в дипломатической практике. В этом случае аккредитующему государству необходимо позаботиться о подготовке справочных данных на новую кандидатуру главы дипломатического представительства.

После получения агремана на представленную кандидатуру, т. е. признания его persona grata (желательным лицом), глава аккредитующего государства подписывает указ (или другой документ) о назначении данного лица главой дипломатического представительства в государстве пребывания, который публикуется в печати.

После этого глава аккредитующего государства подписывает верительные грамоты, завизированные главой внешнеполитического ведомства, которые адресованы главе принимающего государства. В документе содержится просьба «верить» всему тому, что будет излагать от имени аккредитующего государства глава дипломатического представительства.

В соответствии с международным правом глава дипломатического представительства в государстве пребывания считается приступившим к своим обязанностям либо I) с момента им верительных гра-

мот главе государства, либо 2) с момента его прибытия в государство пребывания и вручения копий верительных грамот главе его внешнеполитического ведомства. Какой из названных двух вариантов будет применяться, зависит от практики государства пребывания, которая должна применяться единообразно.

В дипломатической практике часто бывают случаи, когда одно и то же лицо совмещает функции главы дипломатического представительства в двух или более государствах (кумуляция). Это происходит тогда, когда рядом с крупным государством находится небольшое государство, в которое по соображениям экономии финансовых средств нецелесообразно направлять еще одного главу дипломатического представительства. Например, посол Российской Федерации в Австралии одновременно является послом по совместительству в Фиджи, Науру и Вануату.

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях: 1) его отзыва аккредитующим государством; 2) объявления его persona поп grata, т. е. нежелательным лицом; 3) разрыва дипломатических отношений между аккредитующим и принимающим государствами; 4) начала военных действий между ними; 5) прекращения существования одного из этих двух государств или их обоих в качестве субъекта международного права. Чаще всего функции главы дипломатического представительства прекращаются в связи с его отзывом аккредитующим государством.

В случае отзыва главы дипломатического представительства глава аккредитующего государства направляет главе государства пребывания отзывную грамоту, в которой сообщает, что он принял решение отозвать главу своего дипломатического представительства. Отзывная грамота вручается главе государства пребывания либо самим отъезжающим, либо его преемником.

§ 6. Дипломатические иммунитеты и привилегии

Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.

Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Дипломатические привилегии — это льготы, преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам.

Дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления функций дипломатическими представительствами. Правовой основой таких иммунитетов и привилегий является суверенное равенство государств, поскольку дипломатические представительства и их сотрудники являются олицетворением государств.

Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на: 1) иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и 2) личные иммунитеты и привилегии.

К иммунитетам и привилегиям дипломатического представительства относятся:

1. Неприкосновенность помещений дипломатического представи-

тельства. Под помещениями понимаются здания или их части, исполь-

зуемые для целей представительства, включая резиденцию его главы,

а также обслуживающий это здание или его части земельный участок,

в том числе сад и автостоянку. Их неприкосновенность означает, что

власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без

согласия главы представительства.

Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Вот почему власти государства пребывания бывают так обеспокоены, когда перед зданиями дипломатических представительств иностранных государств проходят какие-либо митинги, демонстрации, шествия или пикеты.

Несмотря на закрепленную международным и внутригосударственным правом неприкосновенность дипломатических представительств, нередки случаи вторжения посторонних лиц на их территорию. Например, 8 июля 2003 г. злоумышленники проникли в посольство России в Швеции, затем угнали автомобиль сотрудника посольства. В результате зданию посольства нанесен ущерб, автомобиль не подлежит восстановлению. Это не первый случай такого рода. 12 ноября 2002 г. в связи со взломом пяти автомобилей в жилой зоне посольства Российской Федерации перед послом Швеции в России уже ставился вопрос о необходимости предотвращения несанкционированных проникновений на территорию посольства. Однако, судя по второму инциденту, должных мер принято не было. МИД России потребовал обеспечить безопасность посольства и, принимая во внимание, что ответственность за произошедшее лежит на шведской стороне, возместить причиненный ущерб.

Нередко возникает вопрос: что делать в случае форсмажорных обстоятельств — пожара, наводнения, захвата помещения террористами? Ответ однозначный — ни при каких обстоятельствах нельзя без согласия главы дипломатического представительства вступать на его территорию.

Международное право не разрешает использовать институт неприкосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания. Тем не менее практика некоторых государств, главным образом Латинской Америки, богата примерами использования помещений иностранных дипломатических представительств в целях предоставления политического убежища лицам, преследуемым властями государства пребывания.

2. Помещения дипломатических представительств, предметы их об-

становки и другое находящееся в них имущество, а также средства пере-

движения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от

обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий как

в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

В связи с этим следует сказать о случае грубого нарушения норм международного права, в частности положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., военными властями США 6 апреля 2003 г. при проведении ими и Великобританией военной акции против Ирака. Колонна автомобилей российского посольства в Багдаде, возглавляемая автомобилем российского посла в Ираке под российским флагом, была обстреляна в нескольких километрах от Багдада. При этом пять человек было ранено. Одному из них была сделана операция, и он оставлен в госпитале. Россия потребовала от США полного соблюдения всех обязательств, которые несут воюющие стороны по отношению к дипломатическим представительствам

3. Помещения представительств, как собственные, так и арендованные, обладают фискальным иммунитетом, т. е. освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.

4. В ст. 24 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. закреплена неприкосновенность архивов и документов дипломатических представительств в любое время и в любом месте. Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.

Привилегии дипломатических представительств:

1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительства (ст. 29 Венской конвенции 1961 г.).

2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера (п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

3. Свобода сношений со своим государством, его диппредставитель-ствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

К личным иммунитетам и привилегиям относятся:

1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть задержаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции. Если дипломат находится за рулем автомобиля и нарушает правила дорожного движения, он может быть остановлен работниками службы дорожного движения, и они ему могут указывать на нарушение конкретного правила. Однако ни штрафовать, ни подвергать дипломата каким-либо иным санкциям представители власти государства пребывания не вправе.

3. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уголовной и гражданской. Следственные органы, этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Вместе с тем власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государства дипломата о снятии с него иммунитета от уголовной юрисдикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.
В редких случаях власти страны дипломата идут на чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции, если им совершено тяжкое преступление. Так, в 1996 г. президент Грузии снял иммунитет с грузинского дипломата Г. Махарадзе, который, будучи за рулем автомобиля, совершил наезд на 16-летнюю девушку США, и она погибла. Американский суд признал грузинского дипломата виновным в совершении тяжкого преступления и приговорил его к длительному сроку лишения свободы. Через пять лет США передали осужденного властям Грузии для дальнейшего отбывания срока наказания у себя на родине.

Дипломаты обладают иммунитетом в случаях предъявления исков: 1) по частному недвижимому имуществу дипломата, которое находится на территории государства пребывания; 2) по наследованию, когда дипломат выступает как частное лицо; 3) относящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

В дипломатической практике встречаются случаи, когда дипломат сам возбуждает иск в суде государства пребывания. При этом он отказывается от неподсудности по данному делу. В этом случае на него не распространяется судебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им делом.

Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания. Однако ничто не препятствует им это делать, если они сами того пожелают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от административной юрисдикции.

4. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможенными властями государства. Исключение составляют случаи, когда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза (ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 300 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

Привилегии дипломата:

1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государстве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследство и ряда сборов;

2) освобождение от всех трудовых, государственных и военных повинностей;

3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов (ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; п. 2 ст. 300 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, которая на последних не распространяется. Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.


§ 10. Консульское право

Консульское право зародилось много веков тому назад. Появление норм консульского права было вызвано потребностями развивающейся торговли. В начальный период своего развития это право ограничивалось защитой в государстве пребывания торговых интересов иностранных купцов, а также рассмотрением споров между отечественными и иностранными купцами. Постепенно консульские функции стали расширяться. Становление консульского права в России относится к XVIII в.1

Источники консульского права. Основой консульского права является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Она определяет
Сафронова Е. В. Становление и развитие консульской службы Российской империи в XXVIII — начале XXX в. СПб., 2002.

классы глав консульских учреждений, регулирует порядок открытия консульских учреждений, назначения и отзыва консулов, консульские функции, привилегии и иммунитеты консульских учреждений, их сотрудников и консулов.

Весьма развита практика заключения двусторонних консульских конвенций, в которых детально регулируются вопросы консульских отношений между конкретными государствами. Кроме того, практически каждое государство имеет свои внутренние нормативные правовые акты, в которых регулируются вопросы консульской службы.

Установление консульских отношений между государствами осуществляется по их взаимному согласию. Если иное не оговорено двумя государствами, то согласие, данное на установление дипломатических отношений, означает и согласие на установление консульских отношений. Разрыв же дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений (ст. 2 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.).

Консульские функции. Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции:

1) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

4) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства;

6) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

7) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

8) представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9) передача судебных и несудебных документов или исполнение су-

дебных поручений или поручений по снятию показаний для судов пред-

ставляемого государства;

10) осуществление предоставляемых законами и иными правилами

представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении су-

дов, имеющих национальность представляемого государства, и самоле-

тов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.

Консульские учреждения. Согласно ст. 3 Венской конвенции 1963 г. консульские функции выполняются консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами.

Консульские учреждения делятся на четыре вида:

1) генеральное консульство;

2) консульство;

3) вице-консульство;

4) консульское агентство (п. «а» ст. 1 Венской конвенции 1963 г.).

Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с его согласия. Местонахождение, класс и консульский округ такого учреждения определяются представляемым государством и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

  1   2   3   4   5

Похожие:

§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности iconЗадания
Дипломатическое и консульское право. Международная безопасность и ответственность
§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности iconАкторы мо: государство и его производные
Межд актор – любое действующее лицо, к-рое принимает активное учатсние в межд процессах. Это гос-во, межд орг-ии, социальное движения...
§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности iconВопрос 38. Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную Законом...
§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности iconОрганизационно- правовые формы предпринимательства
Участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим...
§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности iconРегламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является
Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного...
§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности iconТеория о Совете Безопасности
Совет Безопасности занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства — члены ООН для обеспе­чения быстрых и эффективных...
§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности iconОбъектом международно-правого регулирования являются
А целостная правовая система, включающая в себя правовые системы государств, политические и дипломатические договоренности по международным...
§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности iconГражданская ответственность предпринимателей
Полные товарищи в товариществе на вере несут ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом, а участники – вкладчики...
§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности iconВопросы к рубежному контролю по «Праву интеллектуальной собственности»
Источники авторского права. Национальные источники. Международно-правовая охрана авторских прав
§ Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космосе дипломатическое, консульское, воздушное, космическое и право межд безопасности iconКонтрольная работа по курсу: «Муниципальное право» Тема: «Правовая...
Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница