Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания


Скачать 264.75 Kb.
НазваниеЧелябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания
Дата публикации07.03.2013
Размер264.75 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра математики, естествознания и методик преподавания

математики и естествознания
УТВЕРЖДЕНО:

На заседании кафедры

___»_______2012 г.

Зав. кафедрой

А.А.Попова

_________________________
Здоровьесберегающее обучение одаренных детей
^

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)


Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Магистрская программа: профиль "Начальное образование"


Составитель Осолодкова Е.В.

Челябинск 2012
^ 1.Требования к результатам освоения дисциплины
1.1 Пояснительная записка
Магистранту, обучающемуся технологии здоровьесбережения школьников необходимо осознавать, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

На сегодняшний день известно, что состояние здоровья учащихся, покидающих школу, не является удовлетворительным. Именно поэтому тема здоровьесберегающих технологий сегодня актуальна.

Обучение - это крайне энергозатратный процесс, а между тем учащихся не обучают восстановлению своих сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье.

Учитель так же как и школьник не обучен методам самовосстановления, поэтому в процессе освоения программного материала ему предстоит самому овладеть психолого-педагогическими методами и приемами, помогающими осуществлению его личной саморегуляции и способствующими здоровьесбережению школьников.

Понимание «здоровьесберегающих технологий» как понятия в науке осложнено тем, что они рассматриваются и как технологические основы здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. В данном курсе под понятием «здоровьесберегающие технологии» мы будем подразумевать интеграцию всех направлений работы школы по сохранению, формированию, развитию и укреплению здоровья школьников.
^ 1.2 Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины сформировать компетентность магистрантов в вопросах здоровьесберегающего обучения одаренных детей.

Дисциплина ориентирует магистрантов на педагогическую и исследовательскую виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

- изучение достижений науки в области здоровьесбережения в образовании, здоровьесберегающих технологий, способствующие развитию общей и профессиональной культуры магистрантов;

- овладение средствами, формами, методами, технологиями, педагогическими условиями, обеспечивающими здоровьесберегающее обучение одаренных детей;

- формирование опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к педагогической деятельности.

в области исследовательской деятельности:

-анализ научных исследований и технологий научного поиска в сферах образования по психологии одаренности, здоровьесберегающему обучению, экологии, гигиене и применение их результатов при решении конкретных исследовательских задач;

- анализ и презентация результатов исследования;

- использование возможностей образовательной среды для решения исследовательских задач в области здоровьесбережения, в том числе с использованием современных компьютерных технологий;

- разработка методик исследования здоровьесберегающего обучения, с использованием методов, соответствующих изучаемой проблематике, владение современными методиками опытно-экспериментальной работы;

- освоение актуальных проблем психологии индивидуальных различий, понимания индивидуально-природных предпосылок различий одаренности, развития системы знаний о здоровьесберегающем обучении и воспитании одаренных детей.
^ 1.3. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла.

Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: педагогика и психология, возрастная анатомия и физиология, современная естественно-научная картина мира.

Знания, полученные при изучении дисциплины «Здоровьесберегающее обучение одаренных детей», используются на практике и научно-исследовательской работе студентов.

^ 1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

^ Объем дисциплины (час.)

Аудиторные занятия, в том числе:
-лекции
-практические занятия
Самостоятельная работа

26

6

20
48

Общая трудоемкость

100


^ 1.5 Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности

13

зачет


^ 1.6 Учебно-методическое обеспечение курса

1. Митяева А.В. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. вузов/ А.В. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 192 с.

2.Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя\ Н.Б.Шумакова.-М.: Просвещение, 2006.-239 с.

3.Миллер А. Драма одаренного ребенка или поиск собственного я\А.Миллер.-М.: Академ.Проект, 2006.-83 с.

4.Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе: потенциал личности и программа развития/А.И.Савенков.-Екатеринбург:У-Фактория,2004.-269 с.

5.Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики\Е.И.Щебланова; РАО, Моск.псих.-соц.ин-т.- М.;Воронеж: МОДЭК, 2004.-367 с.

6.Харланд С. Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям\ С.Харланд.-СПб.: ВЕСЬ,2004.-107 с.

7.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия:избранные труды\ Н.С.Лейтес; РАО,Моск.псих.-соц.ин-т.-М.Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та; Воронеж: Модэк,2003.-463 с.

8. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал

Министерства образования и науки РФ. - http://www.vovr.ru

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

3.Научный портал "ТЕОРИЯ.РУ". - http://teoriya.ru

4.Научная электронная библиотека. - http://elibrary.ru

5.Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru

^ 1.7. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Для поведения лекционных и семинарских занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами.

^ 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы
Раздел 1 Здоровьесберегающее обучение
Предмет и задачи дисциплины. Изменение образовательной парадигмы. Причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье человека.

Здоровьесбережение в образовании – проблема социально-экономическая, психолого-педагогическая, физиолого-гигиеническая. Факторы риска образовательной деятельности.

Определение эффективности образовательного процесса. Педагогическая система, обеспечивающая оптимальные педагогические и медико-психологические условия образования. Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса путем введение здоровьесберегающих технологий, совершенствование подготовки педагогических кадров, формирование здоровьесберегающего мышления педагогов. Здоровьесберегающие педагогические технологии.

Модель здоровьесбережения образовательного учреждения. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения. Состояние и содержание здания и помещений. Оснащенность кабинетов, спортивных сооружений. Оснащение медицинского кабинета. Оснащение столовой и организация питания, вспомогательных помещений. Квалификационный уровень специалистов.

Рациональная организация учебного процесса как составляющая здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса. Адекватность методов и методик обучения. Контроль инноваций. Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении. Рациональная организация занятий. Индивидуализация обучения.

^ Пути формирования здоровья школьников

Актуальные вопросы охраны здоровья детей. Понятие о критериях здоровья индивидуума. Группы здоровья. Динамика состояния здоровья школьников за период обучения. Факторы ухудшения нервно-психического здоровья учащихся. Здровьесберегающие педагогические технологии: рациональная организация учебно-воспитательного процесса в школе, поддержание оптимального состояния внешнесредовых факторов в классе, скрининг состояния здоровья школьников, оценка уровня и гармоничности физического развитиядетей как важнейшего показателя здоровья, физиолого-гигиеническая оценка питания учащихся (расчет калорийности пищевого рациона, суточных затрат энергии и др.). Организация здоровьесберегающего сопровождения учебного процесса. Взаимодействие различных специалистов в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся.

^ Технологии сбережения физического здоровья детей

Закономерности физического развития ребенка. Отклонения в физическом здоровье под влиянием различных социальных факторов. Диагностика физического здоровья ребенка. Проблема ограниченного пространства и гиподинамии в развитии ребенка. Проблема адаптации детей к учебным нагрузкам. Технологии сбережения физического здоровья детей на разных возрастных этапах. Роль семьи, образовательных учреждений в сохранении и укреплении физического здоровья детей.

^ Технологии сбережения психического здоровья детей

Проблема устойчивости психического развития и сохранения психического здоровья ребенка. Отклонения в психическом здоровье детей под влиянием различных социальных факторов. Диагностика психического здоровья ребенка. Технологии сбережения психического здоровья детей в семье и в различных образовательных учреждениях.

^ Раздел 2 Обучение одаренных детей
Определения понятия “способности”, формирование и развитие способностей. Исследование одаренности: понятие и определения одаренности. С.Л. Рубинштейн об одаренности – учение классика. Исследования детской одаренности современными психологами.

Характеристика понятия одаренности, Отличительные черты способностей и одаренности. Виды одаренности: художественная, общая интеллектуальная и академическая, творческая. Сходство гениальных людей с помешанными. Исключительные способности и таланты гениев.

Исследования детской одаренности учеными психологами. Виды и основные составляющие детской одаренности. Изучение условий социально-педагогической поддержки детей в школе. Рекомендации по работе с детьми для педагогов и родителей.Сущность основных понятий одаренности и ее теоретические модели. Виды и проявления одаренности в детском возрасте и факторы, влияющие на ее развитие. Проведение анализа психологических исследований проблемы детской одаренности. Оценка степени изученности.

Одаренность как развивающееся в течение жизни качество психики. Проявление детской одаренности и ее признаки. Определение систематизации видов одаренности с помощью критерия, положенного в основу классификации. Роль семьи в развитии одаренности.

Развитие способностей, одаренности и таланта. Понятие и классификация способностей. Задатки человека как основа развития его способностей. Сущность и основные функции одаренности. Влияние социальной среды на одаренность. Технология работы с одаренными детьми. Талант как высокий уровень одаренности.

Одаренность. Психофизиологические основы одаренности.Одаренность как уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Психологическая характеристика актуальной одаренности и ее связь со способностями. Виды и диагностика одаренности.

Особенности развития и обучения одаренных детей.Теоретические аспекты понятия одаренности. Определение понятий “одаренность” и “одаренный ребенок”. Признаки одаренности – это особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности. Степень сформированности одаренности.

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Одаренность как способность к выдающимся достижениям. Признаки и виды одаренности. Принципы и методы выявления одаренных детей. Факторы влияющие на развитие одаренности. Выявление одаренных детей.

Понятие, сущность, виды и способы выявления одарённости как уровня развития способностей, а также роль личностных факторов в ее становлении. Анализ возрастных особенностей и развития личности одарённых детей. Взаимосвязь одаренности и адаптации человека.

Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего школьного возраста. Психологические особенности младшего школьника, природа способностей и одаренности. Понятие и теория детского эгоцентризма. Исследование взаимосвязи между уровнем умственного развития и уровнем эгоцентризма у младших школьников, анализ результатов.

Гениальность – высокий уровень одаренности. Трудолюбие и настойчивости в достижении цели. Гениальные и одаренные люди (развитие способностей или природные задатки) Обзор признаков одаренности и гениальности ребенка демонстрирующего высокий уровень достижений в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, художественной деятельности, спортивных успехов.

^ Раздел 3 Здоровьесберегающее обучение одаренных детей

Адаптация одаренных детей к обучению в школе. Проблемы сохранения здоровья одаренных детей. ИКТ и здоровьесбережение. Одаренные дети и компьютеры. Психофизиология особо одаренных детей. Психическое здоровье одаренных детей. Критические ситуации в обучении и развитии одаренного ребенка.Невротические расстройства одаренных детей. Гиперактивность и одаренность. Дети с "двойной исключительностью". Сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в работе с одаренными учащимися. Экология обучения и развития одаренных детей.

^ 4. Рабочая программа

4.1 Тематическое планирование дисциплины
Лекции

Лекция №1.

Тема: Здоровьесбережение в образовании – проблема социально-экономическая, психолого-педагогическая, физиолого-гигиеническая. 2часа.

^ Лекция №2.

Тема: Одаренность: понятие, виды и формы: академическая, математическая, литературная, творческая , творческая, интеллектуальная, лидерская одаренность. Основные современные концепции одаренности. 2часа.

^ Лекция №3.

Тема: Здоровьесберегающее обучение одаренных детей. 2часа.

Практические занятия

Занятие 1.

Тема: Определение эффективности образовательного процесса. 4 часа

Вопросы для рассмотрения

1.Педагогическая система, обеспечивающая оптимальные педагогические и медико-психологические условия образования.

2.Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса путем введение здоровьесберегающих технологий, совершенствование подготовки педагогических кадров, формирование здоровьесберегающего мышления педагогов.

3.Здоровьесберегающие педагогические технологии.

Занятие 2.

Тема:Модель здоровьесбережения образовательного учреждения. 2 часа

Вопросы для рассмотрения

1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения. 2.Состояние и содержание здания и помещений.

3.Оснащенность кабинетов, спортивных сооружений.

4.Оснащение медицинского кабинета.

5.Оснащение столовой и организация питания, вспомогательных помещений. 6.Квалификационный уровень специалистов.

Занятие 3.

Тема: Рациональная организация учебного процесса как составляющая здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. 4 часа

Вопросы для рассмотрения

1. Соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса.

2.Адекватность методов и методик обучения.

3.Контроль инноваций.

4. Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении.

5.Рациональная организация занятий.

6. Индивидуализация обучения.

Занятие 4.

Тема: Общие особенности одаренных детей. 2 часа

Вопросы для рассмотрения

1.Физические особенности.

2. Индивидуально-психологические особенности

Занятие 5.

Тема «Проблемы диагностики и развития одаренности» 4 часа

Цель занятия: ознакомиться с методами диагностики одаренности в психолого-педагогической практике.

Дидактическое обеспечение:

1. Ксерокопии методики «Карта интересов для младших школьников», инструкции, листы вопросов и ответов для родителей и детей.

2.Методика «интеллектуальный портрет».

Задание на самоподготовку:

Повторить лекционный материал по темам: «Формы проявления одаренности. Одаренность ранняя и поздняя. Общее и частное в развитии. Гетерохония и диссинхрония в развитии», «Биологическое созревания и психическое развитие. Индивидуально-природные основы одаренности. Особенности развития одаренности в детстве».

Обсуждаемые вопросы:

- каким образом проявляется одаренность ребенка: особенности познавательной и личностной сферы?

- каким образом интеллект связан с одаренностью ребенка?

-как проявляется творческая одаренность ребенка?

Форма отчетности: конспект с ответами на предложенные вопросы, результаты одного диагностического исследования одаренности по рассмотренным на занятии методикам (протокол прилагается), структура тренингового занятия на выявление одаренности.

Литература обязательная:

1.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей./ Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 144 с (с.60-78)

2. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопросы психологии") (с.128)

3.Одарённый ребёнок/под ред. О. М. Дьяченко. –М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140с. (с. 79-102)

4.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с (с.86-115)

5. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с.

Занятие 6

Тема: Проблемы сохранения здоровья одаренных детей. 4 часа

Вопросы для рассмотрения

1.Адаптация одаренных детей к обучению в школе.

2.Психофизиология особо одаренных детей.

3. Психическое здоровье одаренных детей.

4.Критические ситуации в обучении и развитии одаренного ребенка. Невротические расстройства одаренных детей.

5. Гиперактивность и одаренность. Дети с "двойной исключительностью".
^ 5. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Задание 1 СР-1

Тема: «Одаренность : понятие и виды. Основные современные концепции одаренности».

^ Цель: закрепить и расширить знания студентов об основных концепциях одаренности .

Количество часов: 6ч.

Задание

1.Изучив предложенную психолого-педагогическую литературу, составить модель-схему «Концепции одаренности в различные периоды развития».

2. Подготовить видео-презентацию на тему «Виды одаренности»

Форма отчетности: модель-схема «Концепции одаренности», CD-диск с видео-презентацией.

Обязательная литература:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей./ Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 144 с.

2. Одарённый ребёнок/под ред. О. М. Дьяченко. –М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140с.

3. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с.

Дополнительная литература:

1.Венгер Л.А. Педагогика способностей.-М.,1973

2. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков.- М., 1996

Задание 2 СР-2

Тема «Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности».

Цель: структурировать представления студентов о факторах, влияющих на формирование одаренности

Количество часов 6ч.

Задание: заполните таблицу

Факторы, влияющие на одаренность

Механизм влияния

Исследования в этой области


Ведущие ученые, изучавшие влияние фактора



















































2. Провести теоретический анализ научной литературы и составить доклад на тему «Факторы экологии и одаренность».

Форма отчетности: конспект с заполненной таблицей, письменный доклад (не менее 5 страниц)

Обязательная литература:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей./ Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 144 с.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В.С. Мухина,, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 624 с.

3.Одарённый ребёнок/под ред. О. М. Дьяченко. –М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140с.

4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с.

5.Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с. - (Серия "Библиотека студента")

^ Задание 3 СР-3

Тема «Формы и виды одаренности: академическая, математическая, литературная, творческая , творческая, интеллектуальная, лидерская одаренность»

Цель: углубить теоретические представления студентов о видах и формах одаренности

Количество часов 6ч.

Задание

1.Проанализируйте предложенную литературу и ответьте письменно на вопросы:

-какие виды одаренности вы знаете?

-что такое креативность и как она связана с дивергентностью мышления?

-что такое талант?

-в чем проявляется лидерская одаренность и как ее развивать?

2. Составить справочник «Виды и формы одаренности», в котором дифференцированно представлены все виды и формы одаренности.

Форма отчетности: конспект с ответами на вопросы, макет словаря-справочника.

Обязательная литература:

1.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей./ Е.С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 144 с.

2.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия : Учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений: /Сост.И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 320 с.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В.С. Мухина,, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 624 с.

4.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопрсы психологии")

5.Одарённый ребёнок/под ред. О. М. Дьяченко. –М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140с.

6. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ А.И. Савенков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с

7. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с. - (Серия "Библиотека студента")

Дополнительная литература:

1. Бондаренко С.М., Ротенберг В.С. Мозг, обучение, здоровье. - М.. 1999.

2. Гильдбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.

3. Гильдбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - К., 1993.

4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.

5.Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М., 1996.

Задание 4 СР-4

Тема «Общие особенности одаренных детей. Физические особенности. Индивидуально-психологические особенности».

Цель: формирование умений в области психологической профилактики

Количество часов: 6ч.

Задание

1. Представьте, что вас пригласили выступить перед родителями и педагогами на семинаре по проблемам детской одаренности. Разработайте психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов на тему «Поддержание и развитие детской одаренности в семье и школе».

В рекомендациях необходимо отразить особенности психофизиологического развития одаренных детей, трудности, с которыми сталкиваются одаренные дети в семье и коллективе, рекомендации относительно поведения родителей и педагогов при взаимодействии с одаренным ребенком.

Форма отчетности: письменный доклад.

Литература:

1.Белова Е.С. Одаренность малыша, Раскрыть, понять, поддержать. - М., 1998.(с. 79-113).

2. Гильдбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991. (с.38-77)

3.Гильдбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - К., 1993.

4.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.. 1993.(с.20-27)

Задание 5 СР-5

Тема «Модель обогащения содержания образования. «Горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. Формы организации учебной деятельности»

Цель: Расширить представления студентов об особенностях обучения одаренных детей в нашей стране и за рубежом.

Количество часов 6ч.

Задание: изучив предложенную литературу сделать мини-доклад (5-7 стр.) на одну из предложенных тем, которые затрагивают особенностей обучения одаренных детей за рубежом.

1.«Сущность «слитного образования», его плюсы и минусы при обучении одаренных детей».

2.«Научение на основе сотрудничества и развитие одаренности».

3.«Программа прояснение ценностей и развитие личностного потенциала школьника».

Рекомендуемая литература:

1.Ги Лефрансуа. Психология для учителя.- М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2003

^ Задание 6 СР-6

Тема: «Диагностика одаренности. Методики и технологии обучения. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми»

Цель: формирование умений проведения психодиагностического исследования, оформление заключения

Количество часов: 6ч.

Задание: самостоятельно подобрав методики, проведите психодиагностическое исследование двух учащихся, направленное на выявление интеллектуальной и креативной одаренности. Напишите заключение.

Форма отчетности: заключение по результатам психодиагностического исследования (протоколы исследования прилагаются).

Основная литература:

1. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики./ А.М. Матюшкин. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. - (Б-ка журнала "Вопросы психологии")

Дополнительная литература:

1.Виноградов Е.С. О физических факторах интеллекта. - М.: Вопросы психологии. - №6. -1989.

2.Гильдбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок: Психология, диагностика, педагогика. - Киев,1992

3. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб., 2002.

Задание 7 СР-7

Количество часов: 8ч.

Задание: напишите реферат на одну из предложенных тем:

1. Особенности развития одаренных детей.

2. Виды детской одаренности.

3.Специфика обучения одаренных детей.

4.Творчество и развитие творческой одаренности.

5.Психологические аспекты развития одаренности.

6.Одаренность в дошкольном возрасте. Выявление одаренных дошкольников.

7.Одаренность и гениальность.

8.Ускоренное обучение: плюсы и минусы.

9.Микросоциальные условия развития одаренности.

10. Особенности развития одаренных детей.

11.Организационно педагогические основы обучения одаренных детей.

12.Методики диагностики одаренности.

13.Диагностика одаренности.

14.Игры и упражнения для развития интеллектуальной одаренности.

15.Способности и одаренность.

16.Общая и специальная одаренность.

17. Пути формирования здоровья школьников( Понятие о критериях здоровья индивидуума. Динамика состояния здоровья школьников за период обучения. Факторы ухудшения нервно-психического здоровья учащихся.)

18. Формы организации учебной деятельности одаренных детей.

19. Методики и технологии обучения одаренных детей.

20.Подготовка учителя к работе с одаренными детьми.

21.ИКТ и здоровьесбережение. Одаренные дети и компьютеры. 22.Сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях. 23.Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в работе с одаренными учащимися.

24. Экология обучения и развития одаренных детей.

^ 6.Оценочные средства формируемых компетенций

Общекультурные компетенции

ОК -2 готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач


Знать

- эволюцию учений об одаренности;

-основные современные концептуальные модели одаренности

-особенности восприятия учебной информации разными людьми;

- знать факторы риска образовательной деятельности;

Уметь

- уметь выявлять факторы риска образовательной деятельности;

Владеть

- владеть системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и улучшение здоровья одаренных обучающихся;


^ Текущий контроль:

проверка выполнения

внеаудиторной самостоятельной работы


Рубежная аттестация

зачет

Профессиональные компетенции

в области педагогической деятельности

ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;


Знать

-психофизиологические особенности развития одаренных детей;

-приемы диагностики психоэмоциональных состояний школьников;

-способы активизации познавательных процессов за счет включения в работу правого полушария головного мозга;

Уметь

-осуществлять раннюю диагностику одаренности

-использовать приемы диагностики психоэмоционального состояния школьников;

-учитывать психолого-педагогические особенности построения информации;

Владеть

- искусством управления стрессом у себя и учащихся;

-выбирать стратегию обучения в зависимости от результатов комплексной диагностики состояния здоровья школьников;


^ Текущий контроль:

проверка выполнения

внеаудиторной самостоятельной работы


Рубежная аттестация

зачет

Профессиональные компетенции

в области педагогической деятельности

ПК-5 способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач


Знать

-вопросы генетической и средовой детерминации развития одаренных детей;

-формы организации и современные подходы в обучении одаренных детей

Уметь

-использовать модель обогащения содержания образования для развития одаренности и обучения одаренных детей.

-использовать приемы психофизической саморегуляции на уроке;

Владеть

- методиками оптимизации процесса здоровьесберегающего обучения одаренных детей


^ Текущий контроль:

проверка выполнения

внеаудиторной самостоятельной работы


Рубежная аттестация

зачет


7.Методические материалы

7.1 Вопросы к зачету

1. Общие особенности одаренных детей. Индивидуально-психологические особенности.

2.Учет индивидуально-психологических особенностей одаренных детей в работе педагога.

3. Основные современные концепции одаренности.

4.Литературная одаренность и ее структура. Развитие литературной одаренности.

5. Индивидуально-природные основы одаренности. Особенности развития одаренности в детстве.

6.Математическая одаренность и интеллектуальная одаренность.

7. Особенности развития одаренности детей. Онтогенез развития.

8.Подготовка учителя к работе с одаренными детьми.

9.Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации.

10.Способности и одаренность. Задатки. Онтогенез одаренности.

11. Виды одаренности. Одаренность ранняя и поздняя. Общая и специальная одаренность.

12. Задатки. Способности. Одаренность. Гениальность.

13. Социально-психологическая проблема одаренных детей и особенности их адаптации.

14. Методологические подходы к диагностики одаренности. Методы диагностики.

15. Особенности воспитания одаренных детей.

16.Формы организации учебной деятельности. Методики, технологии и модели обучения одаренных детей.

17.Требования к педагогу, работающему с одаренными детьми.

18.Проблема прогнозирования развития одаренности.

19.Диагностическая методика «Карта интересов для младших школьников».

20. Игра в развитии творческой одаренности.

21. Сенситивные периоды и развитие одаренности.

22. Личностно-ориентированный подход в образовании и его связь с развитием одаренности.

23.Проблемы сохранения здоровья одаренных детей.

24.Адаптация одаренных детей к обучению в школе.

25.Психофизиология особо одаренных детей.

26. Психическое здоровье одаренных детей.

27.Критические ситуации в обучении и развитии одаренного ребенка .Невротические расстройства одаренных детей.

28. Гиперактивность и одаренность. Дети с "двойной исключительностью".

29. Формы организации учебной деятельности одаренных детей.

30. Методики и технологии обучения одаренных детей.

31.Подготовка учителя к работе с одаренными детьми.

32.ИКТ и здоровьесбережение. Одаренные дети и компьютеры. 33.Сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях. 34.Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения в работе с одаренными учащимися.

35. Экология обучения и развития одаренных детей.

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Под ^ ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.

Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.

^ Метод визуализации – наблюдение за образами, возникающими в сознании человека.

Саморефлексия – процесс самопознания; размышления человека о происходящем; сосредоточение на своем отношении к получаемой информации; субъективное отражение действительности.

Самоценность – любовь и уважение к себе.

^ УЧЕБНЫЙ СТРЕСС – это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста школьника.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Похожие:

Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания iconФгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет»...
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» состоится Форум студенческих общественных объединений
Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания iconФгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет»...
Приглашаем вас принять участие во II международной студенческой научно-практической конференции «Молодежь в науке и образовании:...
Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания iconФгбоу впо «Воронежский государственный университет» Юридический факультет...
Воронежского государственного университета совместно с факультетом прикладной математики, информатики и механики 15-16 февраля 2013...
Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания iconУправление подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации...
Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания icon1. Предмет методики преподавания естествознания. Её задачи
Она изучает процессы ознакомления младших школьников с природой, развитие личности детей средствами учебного предмета естествознания,...
Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания iconРуководство Отделением математики ан ссср рекомендовало для работы...
Не зная элементарной математики, нельзя стать инженером, особенно инженером-конструктором. Поэтому хорошая постановка преподавания...
Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания iconФгбоу впо «Воронежский государственный университет» Научно-исследовательский отдел сф «вгу»
О «вгу» при информационной поддержке Старооскольского отделения Российской академии естествознания и Старооскольского отделения Российского...
Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания iconОбразован в 1953 году Кафедра физики и высшей математики
Министерство образования российской федерации московский государственный университет технологий и управления
Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания iconУчебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах
Фгбоу впо «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Челябинский государственный педагогический университет (фгбоу впо «чгпу») Кафедра математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания iconФгбоу впо «башкирский государственный аграрный университет» Кафедра...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница