Методические рекомендации к курсу «общая психология»


Скачать 329.08 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к курсу «общая психология»
страница1/3
Дата публикации25.03.2013
Размер329.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3
Министерство образования и науки Украины

Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова

Институт математики, экономики и механики

Кафедра дифференциальной и экспериментальной психологии

Литвиненко О. Д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к курсу «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов химического факультета

Одесса, 2011

Основное содержание курса



Курс «Общая психология» - важная часть всей системы подготовки студентов. Значение психологии для подготовки специалистов педагогического профиля определяется как необходимостью получения профессиональных знаний, так и особенным местом психологии в системе общечеловеческих знаний.

^ Цель курса – дать студентам системные знания в области общей психологии, сформировать представления о психических процессах и психических свойствах личности.

В процессе изучения курса «Общая психология» студенты должны усвоить знания теоретических основ современной психологии, а именно:

- понятие о психологии как науке, которая изучает факты, закономерности и механизм психики;

- структура, методология и методы исследования в современной психологии;

- история развития психологических знаний, основные концепции развития личности;

- развитие личности, структура личности;

- специфика познавательных процессов и развития эмоционально-волевой сферы личности;

- темперамент как биологический фундамент личности;

- характер, его структура и свойства.

В результате изучения курса «Общая психология» студенты должны овладеть знаниями основ общей психологии: предмет, основные закономерности, структура, методы; свойства личности, содержание познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, характерные особенности людей с разными типами темперамента, иметь представления о возрастной периодизации; уметь применять базовые психологические знания для организации деятельности и общения личности, для планирования, контроля и управления группой.

^ ПЕРВЫЙ КРЕДИТ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Тема 1 Введение в психологию. Предмет и задачи современной психологии.

Психические явления: процессы, свойства, состояния. Отличия научной и житейской психологии. Методология и методы исследования в современной психологии.
Психология – «наука о душе», наука, изучающая феномены и объективные закономерности психики. Психология – это наука, которая находится на стыке естественных, социальных и философских дисциплин, «интегратор» всех научных дисциплин, предметом исследования которых является человек» (Б.Ф. Ломов). Предмет психологии (по С.Л. Рубинштейну) составляет содержание внутренней жизни человека, непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях, чувствах и др. субъективных проявлениях. Специфика научно-психологического познания: полипредметность; совпадение субъекта и объекта научного познания; невозможность непосредственного эмпирического исследования душевной жизни; преобразующий и конструирующий характер психологического познания. Теоретические и прикладные задачи современной психологии.

Психические явления как факты внутреннего, субъективного опыта делятся на три основных класса: психические процессы; психические свойства; психические состояния. Психические процессы – первичные регуляторы поведения человека, обладающие динамическими характеристиками: познавательные, эмоциональные, волевые, Психические состояния – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Основные характеристики психических состояний: эмоциональные, активационные, тонические, тензионные, временные, полярность состояний. Классификация психических состояний. Психические свойства личности – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающий определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека: направленность, темперамент, характер, способности.

Рождение научной психологии. Отличия житейских (обыденных) знаний от научных, психологических знаний: конкретность - обобщенность; интуитивный характер – логическая связанность и обобщенность; способы передачи (трансляции) знаний; методы получения знаний; источники получения знаний.

Основные методологические принципы современной психологии: принцип детерминизма; принцип системности; принцип развития; принцип единства сознания и деятельности. Понятие научного метода. Соотношение метода и методики исследования. Основные методы психологического исследования: наблюдение, виды наблюдений (интроспекция, феноменологическое наблюдение, объективное наблюдение и др.); эксперимент, лабораторный и естественный эксперименты. Дополнительные методы исследования: беседа, интервью, опросы, анкеты, метод обобщения независимых характеристик, анализ продуктов деятельности, методы математической статистики, проективные методы, тесты и др.


Занятие №1

  1. Предмет и задачи современной психологии.

  2. Виды психических явлений.

  3. Отличия научной психологии от житейской.

  4. Методологические принципы современной психологии.

  5. Методы исследования в современной психологии.


Литература:

  1. Загальна психологія. За ред. Максименка С. Д. – 2 вид. - Вінниця: Нова книга, 2004.

  2. Немов Р. С. Общие основы психологии // Психология: В 3 кн.- М.,1995.

  3. Основи психології. – 2 вид./ Під заг. Ред. О. В. Кирийчука, В. А. Роменця. – К., 1996.

  4. Петровский А. В. с соавт. Общая психология. – М., 1986.

  5. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 1999.

  6. Сергеев К. К. Общая психология как точная наука. – Херсон, 1995.

  7. Филатов Ф. Р. Общая психология. – Ростов-на-Дону, 2005.



Тема 2. Отрасли современной психологии. Фундаментальные разделы психологии. Возрастная психология. Педагогическая психология. Основные проблемы социальной психологии. Психология управления. Гендерная психология. Юридическая психология и др.
Современная психология – это комплекс дисциплин, который на сегодняшний день насчитывает около 100 различных отраслей псаихологического знания, причем многие из них претендуют на научную самостоятельность. Основания для классификации отраслей научной психологии: цель научной деятельности, области применения, этапы и уровни развития психики, структура социально-психологических отношений человека и сообщества, междисциплинарные связи.

Фундаментальные разделы психологии: общая психология как теоретико-методологическое ядро современной психологии, дифференциальная психология, психология развития, социальная психология, психология личности, психофизиология, история психологии.

Возрастная психология. Отрасли возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростков, психология юности, психология взрослого человека. Биогенетический и социогенетический подходы к развитию психики ребенка.

Педагогическая психология. Основные проблемы психологии обучения и воспитания. Развитие, формирование и воспитание личности. Факторы, влияющие на формирование личности.

Социальная психология как наука, изучающая связи между людьми, человека среди других людей. Отрасли социальной психологии: психология группы, психология толпы, психология межличностных отношений, политическая психология и др. Психология управления. Планирование, контроль и управление группой. Стили руководства, типы лидеров. Сотрудничество, конфликт.

Гендерная психология. Понятие «гендера». Психологические различия между полами. Классические понятия маскулинности и фемининности. Гендерная социализация.

Юридическая психология. Отрасли юридической психологии: психология оперативно-розыскной деятельности, криминальная психология, судебная психология, пенитенциарная психология и др.

Другие отрасли современной психологии: военная психология, психология рекламы, экономическая психология, психология искусства, этнопсихология, зоопсихология и т. д.
Занятие №2

  1. Фундаментальные разделы современной психологии.

  2. Возрастная психология, и ее значение в подготовке специалистов педагогического профиля.

  3. Педагогическая психология. Психологические проблемы обучения и воспитания.

  4. Основные проблемы социальной психологии.

  5. Психология управления.

  6. Гендерная психология. Психологические различия между полами.

  7. Юридическая психология и другие отрасли современной психологии.


Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1988.

  2. Загальна психологія. За ред. Максименка С. Д. – 2 вид. - Вінниця: Нова книга, 2004.

  3. Квинн Вирджиния. Прикладная психология. – Санкт-Петербург: Питер, 2000.

  4. Майерс Д. Социальная психология. – Санкт-Петербург: Питер, 1999.

  5. Немов Р. С. Общие основы психологии // Психология: В 3 кн.- М.,1995.

  6. Основи психології. – 2 вид./ Під заг. Ред. О. В. Кирийчука, В. А. Роменця. – К., 1996.

  7. Урбанович А. АВ, Психология управления: Учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2002.

  8. Филатов Ф. Р. Общая психология. – Ростов-на-Дону, 2005.

  9. Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1985.



Тема 3. История развития психологических знаний. Античная философия. Средневековый взгляд на человека. Ренессанс. Появление психологии как науки. Развитие экспериментальной психологии. Развитие отечественной психологии. Основные психологические концепции 20 столетия.
Основные этапы развития психологической науки: психология как наука о душе; психология как наука о сознании; психология как наука о поведении; современный этап развития психологии – изучение факторов, закономерностей и механизмов психики.

Античная философия. Попытка объяснить с помощью понятия «душа» все явления в жизни человека, живой, а иногда и неживой природы. Вопрос о природе души. Взгляды Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля об идеальности/материальности души. Фома Аквинский как идеолог религиозного (средневекового) взгляда на человека. Отношение к человеку, его душе в эпоху ренессанса (Л. Да Винчи и др.).

Рене Декарт. Понятие рефлекса, понимание человека как механистической модели. Сознание человека, анализ его состояния и содержания – предмет изучения психологии. Понятие «потока сознания» У. Джеймса. Опыты В. Вундта, создание в 1879 году лаборатории экспериментальной психологии.

Психология как наука о поведении. Бихевиоризм. Развитие идей Дж. Уотсона: поведение – система реакций, понятие стимула, формулы бихевиоризма (стимул-реакция и стимул - промежуточные переменные - реакция Толмена ). Необихевиоризм. Исследования инструментальных (Э.Торндайк) или оперантных (Б. Скиннер) реакций.

Развитие отечественной психологии. И.М. Сеченов и его «Рефлексы головного мозга», борьба Сеченова с традиционной идеалистической психологией («Кому и как разрабатывать психологию»). И.П. Павлов: учение об условных и безусловных рефлексах, типах высшей нервной деятельности, сигнальных системах действительности, основы физиологического анализа психических процессов. Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. отечественные психологи. Развитие психологии в Одесском национальном университете.

Основные психологические концепции 20 столетия. Гештальт-психология. Психоанализ. Теория сексуальности З. Фрейда. Понятия «либидо», «сублимация», инстинкт эроса, инстинкт танатоса, Эдипов комплекс, Электров комплекс. Структура личности по З. Фрейду. Неофрейдизм. Аналитическая психология Юнга. Индивидуальная психология Адлера. Гуманистическая психология.
Занятие №3

  1. Основные этапы развития психологических знаний.

  2. Развитие психологических знаний как науки о душе. Античные философы о душе.

  3. Развитие психологических знаний как науки о сознании. Р. Декарт. У. Джеймс. В. Вундт.

  4. Появление психологии как науки.

  5. Развитие отечественной психологии.

  6. Психология как наука о поведении: бихевиоризм.

  7. Основные психологические концепции 20 века.


Литература:

  1. Будіянський М. Ф. Психологія особистості: Учбово-методичний посібник. – Одеса: Астропринт, 1999.

  2. Немов Р. С. Общие основы психологии // Психология: В 3 кн.- М.,1995.

  3. Основи психології. – 2 вид./ Під заг. Ред. О. В. Кирийчука, В. А. Роменця. – К., 1996.

  4. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 1999.

  5. Филатов Ф. Р. Общая психология. – Ростов-на-Дону, 2005.

  6. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – Санкт-Петербург: Питер, 1999.

  7. Ярошевский М. Г. Психология в ХХ столетии.- М.:Политиздат, 1974.

  8. Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1985.



Вопросы на контрольную работу №1 (модуль):

  1. Предмет и задачи современной психологии.

  2. Виды психических явлений.

  3. Психические процессы.

  4. Психические свойства.

  5. Психические состояния.

  6. Отличия научной психологии от житейской.

  7. Методологические принципы современной психологии.

  8. Методы исследования в современной психологии.

  9. Основные методы психологического исследования.

  10. Дополнительные методы исследования.

  11. Фундаментальные разделы современной психологии.

  12. Возрастная психология, и ее значение в подготовке специалистов педагогического профиля.

  13. Педагогическая психология. Психологические проблемы обучения и воспитания.

  14. Основные проблемы социальной психологии.

  15. Психология управления.

  16. Гендерная психология. Психологические различия между полами.

  17. Юридическая психология.

  18. Отрасли современной психологии.

  19. Основные этапы развития психологических знаний

  20. Развитие психологических знаний как науки о душе. Античные философы о душе.

  21. Развитие психологических знаний как науки о сознании. Р. Декарт. У. Джеймс. В. Вундт.

  22. Появление психологии как науки.

  23. Развитие отечественной психологии.

  24. Психология как наука о поведении: бихевиоризм.

  25. Основные психологические концепции 20 века.



Тема 4. Проблемы развития психики. Филогенез. Стадии развития психики в животном мире. Сложные формы поведения животных. Антропогенез. Основные гипотезы происхождения человека. Эволюционная гипотеза. Онтогенез. Возрастная периодизация. Возрастные кризисы.
Понятие развития психики. Основные тенденции развития психики. Проблемы развития психики в филогенезе. Стадии развития психики в животном мире: Стадия элементарной сенсорной психики; стадия перцептивной психики; стадия интеллекта. Сложные формы поведения животных: инстинкт, навык, простейший интеллект. Научение у животных. Общение и язык животных.

Проблемы развития психики в антропогенезе. Основные гипотезы происхождения человека: креационная теория, космогеническая теория, эволюционная теория. Эволюционная теория, биологические предпосылки выделения человека из животного мира. Отличия человеческой психики от психики животных. Важнейшие новообразования, присущие только человеку: сознание, самосознание.

Проблемы развития психики в онтогенезе. Периодизация психического развития в онтогенезе. Возрастная периодизация А. Н. Леонтьева. Психосоциальная концепция развития Э. Эриксона. Возрастная периодизация З. Фрейда. Понятие возрастного кризиса. Описание возрастных кризисов: кризис новорожденности, кризис одного года («нельзя»), кризис трех лет («я сам»), кризис перехода в школу, кризис пубертатного возраста, кризис жизненного самоопределения, кризис тридцати лет, кризис среднего возраста, геронтологический кризис.
Занятие №4

  1. Понятие развития психики.

  2. Проблемы развития психики в филогенезе. Стадии развития психики в животном мире.

  3. Сложные формы поведения животных.

  4. Проблемы развития психики в антропогенезе. Основные теории происхождения человека.

  5. Биологические предпосылки выделения человека из животного мира. Отличия человеческой психики от психики животного.

  6. Проблемы развития психики в онтогенезе.

  7. Возрастные периодизации.

  8. Возрастные кризисы.




Литература:

  1. Будіянський М. Ф. Психологія особистості: Учбово-методичний посібник. – Одеса: Астропринт, 1999.

  2. Загальна психологія. За ред. Максименка С. Д. – 2 вид. - Вінниця: Нова книга, 2004.

  3. Немов Р. С. Общие основы психологии // Психология: В 3 кн.- М.,1995.

  4. Основи психології. – 2 вид./ Під заг. Ред. О. В. Кирийчука, В. А. Роменця. – К., 1996.

  5. Петровский А. В. с соавт. Общая психология. – М., 1986.

  6. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 1999.

  7. Сергеев К. К. Общая психология как точная наука. – Херсон, 1995.

  8. Филатов Ф. Р. Общая психология. – Ростов-на-Дону, 2005.



  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации к курсу «общая психология» iconМетодические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть)...
Кузнецова, Е. В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология»,...
Методические рекомендации к курсу «общая психология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета...
Общий психологический практикум: Методические рекомендации по изучению дисциплины /нф мгэи. – Нижний Новгород, 2003
Методические рекомендации к курсу «общая психология» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов I курса...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская...
Методические рекомендации к курсу «общая психология» iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,...
Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во скагс, 2010
Методические рекомендации к курсу «общая психология» iconТесты по курсу «Криминология» Контрольные вопросы к экзамену
Примерный перечень тем и методические рекомендации для выполнения курсовых и дипломных работ по курсу «Криминология»
Методические рекомендации к курсу «общая психология» iconВопросы к экзамену по курсу “Общая психология
Проблема методов в психологии. Принципы настроения и этапы психологического исследования
Методические рекомендации к курсу «общая психология» iconВопросы к экзамену по курсу «Общая психология» Доцент Счастная А. М
Проблема методов в психологии. Принципы построения и этапы психологического исследования
Методические рекомендации к курсу «общая психология» iconБбк ю-93
Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
Методические рекомендации к курсу «общая психология» iconБбк ю-93
Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996. с
Методические рекомендации к курсу «общая психология» iconБбк ю-93
Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996. – с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница