«Психология»
Предмет психологии. Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии.
Семинар 1.
Вопросы для обсуждения:
Предмет и задачи общей психологии. Связь психологии с другими отраслями научных знаний.
Соотношение житейской и научной психологии.
История представлений о предмете психологии.
Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психическое отражение.
Возникновение и развитие сознания.
Сознание и бессознательное в психике человека.
Общая, специальная и частная методология психологии. Методы психологического исследования.
Ключевые термины по теме: психология, общая психология, принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, интроспекционизм, бихевиоризм, прихоанализ, ассоциативная психология, гештальпсихология, психика, мозг, психическое отражение, сознание. Вопросы для самоконтроля:
Что является предметом исследования психологии?
В чем состоит отличие житейских понятий от научных понятий?
Как изменялся предмет психологии от древности до наших дней?
Раскройте основные стадии развития психики.
Какие уровни психического отражения Вы знаете?
Перечислите основные методы исследования психологической науки.
В чем заключается методологический принцип единства сознания и деятельности?
Темы для индивидуальной работы студентов:
1. Методологические принципы в психологии.
2. Проблема соотношения «академической» (теоретической и экспериментальной) и практической психологии.
3. Душа как исторически первый предмет психологии.
4. Предмет и категории психологии.
5. Сознание и бессознательное как проблема психологии.
6. Предмет и методы эмпирической психологии сознания.
Первичные свойства индивида: свойства темперамент и характер.
Семинар 2.
Вопросы для обсуждения
Понятие о темпераменте и его структуре. Гуморальные теории
темперамента /Гиппократ, Гален, И.Кант/.
Морфологические теории
темперамента /Кречмер, Шелдон/.
Темперамент и высшая нервная деятельность. Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову.
Свойства темперамента. Типы темперамента, их психологическая характеристика. Роль
наследственности и среды в формировании темперамента.
Понятие характера. Содержание и форма проявления характера.
Характер, поступки, привычки. Черты, акцентуации характера.
^ темперамент, типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический; свойства нервных процессов: сила, уравновешенность, подвижность; свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, темп реакций, пластичность, ригидность, экстравертированность, интравертированность, индивидуальный стиль деятельности, динамические особенности психики. характер, черты характера, акцентуация характера, природные и социальные предпосылки характера, самовоспитание, поступок, привычка. Вопросы для самоконтроля:
Как определяется «темперамент»?
Как теории темперамента, придерживающиеся редукционизма, Вы знаете?
Что означает «темперамент как инвариант»?
Назовите отличительные признаки темперамента.
Какие типы темперамента Вы знаете?
Соотнесите понятия «темперамент» и «деятельность».
Темы для индивидуальной работы студентов:
Место темперамента в структуре интегральной индивидуальности.
Современные концепции типа темперамента.
Темперамент и интеллект в структуре индивидуальности.
Пути гармонизации темперамента и деятельности.
Вторичные свойства индивида: ощущения, восприятие, внимание.
Семинар 3.
Вопросы для обсуждения
Место психических процессов в интегральной индивидуальности.
Сущность процесса ощущения и восприятия.
Физиологические механизмы ощущений и восприятия.
Классификация ощущений и восприятия.
Характеристика основных видов ощущений и восприятия.
Основные свойства ощущений и восприятия.
Общие закономерности ощущений и восприятия.
Внимания как психический процесс.
Физиологические механизмы внимания.
Теории внимания.
Свойства, виды и функции внимания.
Ключевые термины по теме: ощущения, восприятие, интероцептивные ощущения, экстероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, порог ощущений, абсолютная чувствительность, различительная чувствительность, сенсибилизация, синестезия, адаптация, закон Вебера-Фехнера, модальность, рецепторы, анализатор. Апперцепция, избирательность восприятия, константность восприятия, предметность восприятия, целостность восприятия, иллюзии восприятия, внимание, непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание, концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость, избирательность, функции внимания, закон индукции нервных процессов, принцип доминанты, нейроны внимания, очаг оптимального возбуждения. Вопросы для самоконтроля:
Раскройте взаимосвязь первичных и вторичных свойств ИИ.
В чем состоит сущность ощущений?
Дайте определение восприятия?
Каковы физиологические механизмы ощущений и восприятия?
Какие виды ощущений Вы знаете?
Приведите пример абсолютной и различительной чувствительности.
Раскройте основные свойства восприятия.
Какова природа иллюзий восприятия?
В чем состоит сущность внимания?
Каковы физиологические механизмы внимания?
Раскройте основные свойства внимания.
Темы для индивидуальной работы студентов:
Интегративный подход в исследовании сенсорных форм чувствительности.
Роль зрительной системы человека в развитии познавательных процессов.
Эмоциональный аспект цветовосприятия.
Иллюзии восприятия. Развитие внимания.
Психофизиологические механизмы внимания.
Вторичные свойства индивида: воображение, память, мышление.
Семинар 4.
Вопросы для обсуждения
Значение памяти в жизни человека. Определение памяти.
Физиологические механизмы памяти.
Психологические теории памяти.
Характеристика основных видов памяти.
Характеристика мышления.
Теории мышления.
Операции мышления.
Характеристика основных видов мышления.
Общая характеристика воображения.
Физиологические механизмы воображения.
Виды и функции воображения.
Ключевые термины по теме: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, сенсорная память, кратковременная память, механическая память, смысловая память, произвольная память, непроизвольная память, оперативная память, реминисценция, абстракция, анализ, гипотеза, дедукция, интеллект, индукция, инсайт, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, обобщение, понятие, разум, словесно-логическое мышление, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, эвристика.
Вопросы для самоконтроля:
Какие основные процессы памяти Вы знаете?
В чем состоит физиологическая основа памяти?
Какие виды памяти Вы знаете?
Назовите эффективные условия запоминания.
В чем состоит сущность мышления?
Перечислите и раскройте операции мышления.
Какие виды мышления Вы знаете?
Дайте определение процессу воображения.
Какое значение играет воображение в жизни человека?
Как возникают мысленные образы в сознании человека?
Темы для индивидуальной работы студентов:
Психофизиологические основы памяти.
Интегративный подход в исследовании памяти.
Закономерности мышления.
Роль эмоций в интеллектуальной деятельности.
Развития мышления.
Этапы творческого воображения.
Мечта как особый вид воображения.
^
Автор, название, год издания
| Количество
экземпляров
| На кафедре
| В библиотеке
| ^
|
|
| Абрамова Г.С. Общая психология : учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2005.
Андриенко Е.Г. Социальная психология: учеб. пособие: Допущено Минобразованием России/ Под ред. В.А.Сластенина.- М.: Академия, 2007.
Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности: монография. – Пятигорск, ПГЛУ, 2005.
Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.: Допущено Министерством образования РФ / Под ред. Б.С. Братуся. Т.2. - М.: Академия, 2006.
Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: учеб.пособие: Рекомендовано УМО. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2006.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие: Допущено Министерством образованием России/ Под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Академия, 2007.
Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов: рекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию. - СПб.: Питер, 2005.
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: учебник: Рекомендовано Минобразованием России. - М.: Академия,2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: учебник для студ. пед. вузов. Кн.1 : Общие основы психологии: Рекомендовано Министерством образования РФ - М.: ВЛАДОС, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: учебник для студ. пед. вузов. Кн.2 : Психология образования: Рекомендовано Министерством образования РФ - М.: ВЛАДОС, 2003.
Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7 т. .: Допущено Министерством образования РФ / Под ред. Б.С.Братуся. Т.З. - М.: Академия, 2006.
Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб.пособие: Рекомендовано УМО. - М.: Академия,2007.
Психология ХХI века: учебник для вузов: Федеральная программа книгоиздания России / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
Психология развития: учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской: Рекомендовано УМО. - М.: Академия, 2007.
Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т. .: Допущено Министерством образования РФ / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 1. - М.: Академия, 2006.
Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов: Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образования - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Социальная психология: учеб. пособие: Рекомендовано УМО/ А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2007.
Фаликман М.В. Внимание. Общая психология. В 7 т. .: Допущено Министерством образования РФ / Под ред. Б.С.Братуся. Т. 2. - М: Академия, 2006.
Штейнмец А.Э. Общая психология: учеб.пособие: Рекомендовано УМО. - М.: Академия, 2007.
Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. - М.: Академия, 2007.
|
|
| ^
|
|
| Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1. - М.: Мир, 1992.
Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: учебник для студ.вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2003.
Изард К. Эмоции человека. - М.: Питер, 2003.
Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность : учеб. пособие. - Минск: Амалфея, 2003.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2002.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Московский университет, 1981.
Лихи Томас. История современной психологии. - СПб.: Питер, 2003.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2005.
Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2004.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Изб. психол.труды /Под ред Климова Е.А. Москва-Воронеж, 1996.
Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2002.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология : Учебник для вузов. - М.:Высшее образование, 2006.
Психология подростка: Учебник / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Психология развития: словарь / Под ред. А.Л. Венгера: учебное издание. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
Психология человека от рождения до смерти: Полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998.
Смирнов Е.О. Детская психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнов. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности : избранные труды. В 2 т. Т.1 / Д. И. Фельдштейн. - М., Воронеж: МПСИ, НПО МОДЭК, 2005.
ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. СПб.: - Питер, 2004.
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин; Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная психологическая академия, 1995.
|
|
| ^
|
|
| Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2004.
Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: Психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004.
Психологический словарь / Под ред.Неймера Ю.Л. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред Р.Корсини, А.Ауэрбаха. - СПб., 2003.
|
|
| ^
|
|
| Методическое пособие по выполнению курсовых работ по общей психологии. (Часть 1)/ Автор-сост. Боязитова И.В., Пятигорск, 2001.
Мищенко Л. В. Основы социальной психологии: учебно-методическое пособие. – Пятигорск, ПГЛУ, 2007
Мищенко Л.В. Психологические основы творческой деятельности педагога: учебно-методическое пособие. – Пятигорск, ПГЛУ, 2007
Мищенко Л.В.Сборник творческих заданий по общей психологии: рабочая тетрадь: Рекомендовано УМО. – Пятигорск, ПГЛУ, 2006
Научно-исследовательская работа студентов: от реферата к дипломной работе. Учебно-методическое пособие/Сост.: Боязитова И.В., Мищенко Л.В. Пятигорск, 2006.
Общий психологический практикум. Ч.1- 4. Учебно-методическое пособие / Сост.: Мищенко Л.В. Пятигорск, 2005-2006.
|
|
|
|