Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации


НазваниеМетодические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации
страница1/8
Дата публикации02.06.2013
Размер1.75 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Психология > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ

Методические указания

к выполнению заданий по психологии

в период прохождения педагогической практики в школе

для студентов 3-5 курсов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ

Методические указания

к выполнению заданий по психологии

в период прохождения педагогической

практики в школе для студентов 3-5 курсов

Печатается по решению

Ученого Совета

Стерлитамакского государственного

педагогического института


Стерлитамак 2003
УДК
Рецензенты:

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики Московского психолого-социального института Г.Х. Башанаева; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии А.С. Назыров; кафедра психологии (Стерлитамакский государственный педагогический институт)
Составитель-кандидат педагогических наук Р.М.Салимова (Стерлитамакский государственный педагогический институт)
Ответственный за выпуск - кандидат психологических наук, доцент Т.Д. Дубовицкая (Стерлитамакский государственный педагогический институт)

Психологическая практика студентов. Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов / Сост. Р.М. Салимова. - Стерлитамак: Стерлитамак.гос.пед. институт, 2003

В методических указаниях содержится программа педагогической практики, даются рекомендации к выполнению заданий по психологии в период прохождения практики в школе, формированию у студентов соответствующих умений и навыков. Работа предназначена для студентов 3-5 курсов очного и заочного отделений пединститутов.

Составитель: Р.М. Салимова, 2003

Стерлитамакский государственный

педагогический институт, 2003

СОДЕРЖАНИЕ


Дубовицкая Т.Д. Психологическая подготовка студентов к педагогической деятельности в контекстном обучении

Введение

Часть 1.Задачи и содержание психологической практики на 3 курсе

1.1. Значение изучения личности учащегося в педагогической деятельности учителя

1.2. Составление психолого-педагогической характеристики личности учащегося

1.2.1. Схема составления психолого-педагогической характеристики школьника

1.2.2.Карта психологической характеристики личностного развития подростка

1.3. Методы изучения личности учащегося

1.3.1.Тест-опросник Айзенка

1.3.2.Тест «Формула темперамента» (А.Белов)

1.3.3. Методика «Семантический дифференциал» (СД)

1.3.4.Проективный тест «Несуществующее животное»

1.3.5. Методика анализа мотивов учебной деятельности учащихся

1.3.6.Тест для выявления причин трудностей в учении

1.3.7.Самооценка способностей и знаний

1.3.8.Определение ведущей модальности учащегося

1.3.9.Определение преобладания левого (правого) полушария

1.3.10.Изучение профессиональных намерений старшеклассников

1.3.11.Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

1.3.12.Карта интересов

1.3.13.Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

^ Часть 2. Задачи и содержание психологической практики на 4 курсе

2.1. Значение изучения классного коллектива в педагогической деятельности учителя

2.2.Составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива

2.2.1. Схема составления психолого-педагогической характеристики

2.3.Методы изучения социально-психологических особенностей классного коллектива

2.3.1.Социометрический метод

2.3.2.Карта-схема эмоционального состояния классного коллектива

2.3.3.Определение индекса групповой сплоченности Сишора

^ Часть 3. Задачи и содержание психологической практики на 5 курсе

3.1. Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической деятельности учителя

3.2. Проведение психологического анализа урока

3.2.2.Схема психолого-педагогического анализа урока

3.2.3.Методика системного анализа и оценки эффективности учебных занятий (методика В.П. Симонова)

3.3. Методы изучения эффективности педагогической деятельности учителя и учебной деятельности учащихся

3.3.1. Анкета для экспертной оценки урока (методика А.С. Галанова )

3.3.2. Анкета для экспертной оценки учителя (анкеты для учащихся) (методика А.С. Галанова )

3.3.3. Анкета «учитель-ученик» (методика Н.В.Клюевой)

3.3.4. Методика диагностики направленности учебной мотивации (методика Т.Д. Дубовицкой)

3.3.5. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (методика Марковой, Никоновой)

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ
Интенсивность происходящих в обществе изменений требует активного включения выпускников высших учебных заведений в профессиональную деятельность с первых дней работы. В то же время известно, что лишь проработав несколько лет по избранной специальности, бывший студент, а теперь специалист, начинает разбираться в тонкостях свой будущей профессии. Имея общие представления о профессии и разнообразные теоретические знания, полученные на студенческой скамье, молодой специалист фактически овладевает профессией заново, потому что в течение всех лет обучения непосредственно на профессиональную подготовку было затрачено не так уж много времени.

Овладение какой-либо деятельностью возможно прежде всего в ходе реального (а также мысленного и/или имитационного) выполнения этой деятельности. Невозможно овладеть деятельностью (действием), лишь наблюдая за тем, как ее выполняют другие, или, читая книги (слушая специалистов) о том, как ее надо выполнять, и даже умея пересказать прочитанное. Только лишь включившись в деятельность и неоднократно получив планируемый результат, человек может сказать, «да я умею это делать».

В то же время, как отмечает А.А.Вербицкий (1991), «в случае овладения сложной, целостной профессиональной деятельностью – а именно это выступает основной целью профессионального образования – мы сталкиваемся с тем противоречием, что формы организации учебно-познавательной деятельности не адекватны формам профессиональной деятельности». Данное противоречие стало одним из аргументов в пользу развития психолого-педагогической концепции контекстного обучения как теоретической основы активного обучения.

Контекстным обучением (по А.А.Вербицкому) называется такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности. Для того, чтобы перейти от учения к труду, нужно в процессе обучения создать педагогические условия для динамического движения деятельности студента от учебной к профессиональной. В контекстном обучении выделено три базовые формы деятельности студентов и множество промежуточных, переходных от одной базовой формы к другой. К базовым относятся: учебная деятельность академического типа, классическим примером которой является информационная лекция; квазипрофессиональная деятельность, наиболее ярким ее представителем является деловая игра; учебно-профессиональная деятельность, где студент выполняет реальные исследовательские или практические функции, как это происходит, скажем, на производственной практике. В качестве промежуточных выступают такие конкретные формы обучения студентов, в которых все больше проступают (по целям, содержанию и по формам) черты профессиональной деятельности специалистов и которые обеспечивают переход от одной базовой формы деятельности студентов к другой. Это проблемные лекции, семинары-дискуссии, семинары–исследования, групповые лабораторно-практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций, спецкурсы и т.п.

Согласно контекстному подходу, содержание учебного предмета конструируется из двух направлений: контекста научного знания и контекста будущей профессиональной деятельности, представленного в свою очередь предметным и социальным контекстом. Все это осуществляется на основе существующего и объединяющего их социокультурного контекста и в условиях соответствующего дидактического контекста.

Содержание научных знаний представлено в контекстном обучении, как и в любом другом, в виде учебной информации. Однако за ней, сформулированными на языке наук проблемными ситуациями, проблемами, моделями и задачами от начала к концу обучения все более четко прорисовываются контуры профессионального будущего студента. Это наполняет его познавательную деятельность личностным смыслом, создает возможности для саморазвития и самореализации, для движения деятельности от прошлого через настоящее к будущему, от учения к труду.

Основными принципами контекстного обучения являются: принцип педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность; последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов; проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе; адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования; ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой); педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий; принцип единства обучения и воспитания личности профессионала.

Конкретные педагогические технологии контекстного обучения проектируются исходя из этих принципов, целей обучения, содержания программного материала, условий, в которых протекает образовательный процесс, контингента обучающихся, направлений их профессиональной подготовки, индивидуальных предпочтений преподавателя. Разработка и реализация комплекса конкретных технологий контекстного обучения – это сфера педагогического творчества преподавателя.

Материалом для такого комплекса могут служить как все известные формы и методы обучения, – инновационные («активные»), программированные, традиционные и другие, – так и создаваемые самим разработчиком. В контекстном обучении можно использовать любые формы, методы и процедуры, обоснованные в рамках других подходов. В этом отношении методология контекстного обучения не несет в себе отрицания других подходов, наоборот, она их как бы вбирает в свою логику, «помещая» в том место образовательного процесса, где они наиболее эффективны.

Рассмотрим особенности реализации контекстного обучения в преподавании курса «психология» в педагогическом вузе.

На лекциях по психологии студенты знакомятся с психическими явлениями, методами их исследования, закономерностями психической деятельности и психического развития человека; закономерностями, проявляющимися в общении, межличностном и групповом взаимодействии; особенностями педагогической деятельности, обучения и воспитания. Все перечисленное представлено, прежде всего, в знаковой форме в виде соответствующих разделов курса «психология»: общей психологии, экспериментальной психологии, возрастной психологии, социальной психологии, педагогической психологии. Для того, чтобы изучение данного материала имело непосредственное отношение к будущей педагогической деятельности, являлось личностно значимым для студентов, преподавателю уже на лекции важно приводить примеры, включать студентов в самостоятельное решение вопросов, проблем, позволяющих видеть возможность применения получаемых знаний в различных педагогических ситуациях.

В связи с этим, куда более эффективной в обучении является не лекция-монолог, а лекция-диалог, когда студенты по ходу рассмотрения изучаемого материала, вовлекаются в процесс развития мысли, идеи, сами отвечают на вопросы преподавателя. Такая форма чтения лекции соответствует проблемному методу обучения, который, как известно, повышает познавательную активность учащихся, делая их реальными субъектами учебно-педагогического взаимодействия. Именно такой тип лекции является, в свою очередь, приемлемым и в школьной практике.

Готовясь к семинарским занятиям, студенты изучают первоисточники, знакомятся с основными психологическими категориями и понятиями. Уже в работе с литературой студенты также приобщаются к будущей педагогической деятельности. Работа с текстами, усвоение учебного материала, приобретение знаний являются как собственно учебными действиями учащихся, так и профессиональными действиями учителя. Одной из функций знаний, как известно, наряду с информативной, является развивающая функция. Студенты не просто конспектируют литературу, а им предлагается составить план-конспект (на полях конспекта выводится главная мысль, суть излагаемого), план-схему (пункты планы представлены в виде взаимосвязей), опорную схему (включает рисунки, символы, знаки, понятные только ее автору), составить таблицу (в целях систематизации, классификации, сравнения изучаемых явлений). Такой способ изучения материала, активизируя мыслительную деятельность, значительно повышает эффективность его усвоения, а также знакомит студента с различными приемами учебной работы, направленными на усвоение учебного материала, которые они в будущем смогут предлагать своим учащимся. Периодически проводятся фронтальные устные опросы, письменные работы, тестирование в целях проверки знания основных понятий по курсу и изучаемых закономерностей.

На практических и лабораторных занятиях студенты знакомятся с различными методами исследования свойств личности, особенностей познавательной деятельности, межличностных отношений, эффективности педагогической деятельности, выступая как в роли испытуемых, так и в роли экспериментаторов, проводящих исследование и обрабатывающих результаты. Итоговым контролем здесь выступает решение студентами различных педагогических ситуаций, отражающих реальные проблемы педагогической деятельности. В ходе анализа и решения педагогических ситуаций студенты разрабатывают программу действий, требующую разнообразных психологических знаний. Здесь развиваются исследовательские способности, а также дидактические и коммуникативные способности, педагогическое воображение. Все эти способности в последующем проявляются и развиваются в ходе педагогической практики, написания курсовых и дипломных работ.

На занятиях по педагогической психологии студенты не только изучают теоретический материал, знакомятся с методами исследования, но овладевают различными технологиями обучения, демонстрируя на практических занятиях фрагменты уроков, разработанных на основе той или иной технологии, с последующим их анализом. Студенты выступают в роли учителей, учащихся, представителей администрации школы. Особое место отводится проигрыванию различных способов выхода, решения той или иной ситуации.

Изучение курса психологии имеет непосредственное отношение к педагогической практике студентов. Во время педагогической практики студенты выполняют задания, которые являются одним из элементов будущей профессиональной деятельности. В частности, студенты пишут психолого-педагогическую характеристику личности учащегося, психолого-педагогическую характеристику коллектива класса, делают психолого-педагогический анализ урока. Изучение личности учащегося и коллектива школьного класса, психологический анализ урока являются основой для поиска резервов повышения эффективности и решения многих проблем, возникающих педагогической деятельности. Популярной формой воспитательной работы в школьном классе является проведение тестирования учащихся, направленного на самопознание, с последующей обработкой результатов и их обсуждением индивидуально с каждым учащихся. Конечно, в силу отсутствия специфических профессиональных психологических знаний и умений, студенты часто пользуются тестами, носящими в большей степени развлекательно-игровой характер, но даже их использование позволяет удовлетворять стремление школьников к самопознанию.

В ходе спецкурсов по психологии студенты более углубленно изучают материал, касающийся различных психологических аспектов будущей профессиональной деятельности, а также вовлекаются в тренинговые формы работы, направленные на развитие профессионально-значимых качеств учителя.

Дипломные работы по психологии в педагогическом вузе носят преимущественно педагогическую направленность и связаны с решением конкретных вопросов и проблем школьной жизни, поиска путей повышения эффективности педагогической деятельности. Обязательным является выделение раздела: практическая значимость полученных результатов. В написании дипломной работы проявляется весь профессиональный потенциал будущего учителя. Полученные им результаты констатирующего или формирующего экспериментов являются его собственным вкладом в развитие психологической мысли, удовлетворяя тем самым стремление к самореализации.

Особое значение имеет стиль общения преподавателя психологии и студентов. Как правило, преподаватели психологии сами неоднократно участвуют в различных тренингах, самостоятельно разрабатывают тренинги, в том числе, направленные на развитие коммуникативных, организаторских, дидактических способностей. Стиль общения преподавателя со студентом должен быть наглядным примером стиля общения учителя и учащихся.

Методические рекомендации, разработанные Р.М.Салимовой, могут использоваться не только в ходе педагогической практики, но и непосредственно в учебном процессе, в частности, на занятиях по разделу «педагогическая психология», когда студенты в условиях квазипрофессиональной деятельности овладевают процедурой изучения личности учащегося и коллектива класса, психологического анализа урока. В качестве изучаемых «личностей учащихся» выступают сами студенты. Выступая в качестве «учителя» во время микропреподавания, студенты получают материал для «анализа урока».

Человек имеет право сам творить свою жизнь, сам несет ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала. На земле это единственное существо, которое способно своим сознанием охватить всю Вселенную и в определенной степени влиять на нее. Образование в этой связи выступает не как результат проявления какой-то внешней силы, а результат внутреннего стремления человека к самопознанию, саморегуляции и саморазвитию, принятию другими людьми и самопринятию, а также стремления к самореализации, в том числе и в своей профессии. Реализация этих стремлений требует особых технологий обучения, одной из которых является теория и технология контекстного обучения.

Т.Д.Дубовицкая




ВВЕДЕНИЕ



В системе профессионального становления студентов педвуза важная роль принадлежит педагогической практике. Она является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогическая практика предусматривает включение будущих учителей в многостороннюю учебно-воспитательную деятельность школы, выработку у них комплекса психолого-педагогических умений и навыков.

В ходе педагогической практики перед студентами стоят следующие задачи:

-развитие профессиональной направленности, которая проявляется в понимании значимости педагогической профессии, в интересе к ней, в любви к детям и желании работать с ними;

-приобретение первичных профессиональных навыков и умений в работе с детьми;

-применение психологических знаний в учебно-воспитательном процессе, а также овладение важнейшими умениями по изучению психических особенностей учащихся, детского коллектива и составлению их психолого-педагогических характеристик;

-выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании;

-овладение методами психологического исследования.

Программа педагогической практики в школе предусматривает выполнение студентами следующих заданий по психологии:

  1. На 3 курсе – изучение личности школьника и составление психолого-педагогической характеристики с использованием научно-психологических методов исследования.

  2. На 4 курсе – изучение классного коллектива и составление его психолого-педагогической характеристики.

  3. На 5 курсе - проведение психолого-педагогического анализа урока.


ЧАСТЬ 1

^ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА 3 КУРСЕ
Психолого-педагогическая практика на 3 курсе призвана решать такие задачи, как:

-ознакомление студентов с конкретными видами, формами учебно-воспитательного процесса;

-приобретение первичных профессиональных навыков и умений в работе с детьми;

-приобретение первичных умений исследовательской работы и освоение таких методов исследования, как наблюдение, беседа, интервью, изучение продуктов деятельности, тестирование;

-приобретение умения собрать материал и на его основе составить теоретически обоснованную психолого-педагогическую характеристику школьника.

^ 1.1. Значение изучения личности учащегося в педагогической деятельности учителя
Одним из заданий, которое студент педвуза получает в период прохождения педагогической практики в школе, является написание психолого-педагогической характеристики учащегося. Цель работы над составлением психолого-педагогической характеристики в первую очередь заключается в том, чтобы привить студенту навыки психолого-педагогического видения ученика как «предмета воспитания», без которых не может быть настоящего педагога. Для настоящего педагога профессиональной привычкой должно стать изучение учащихся своего класса, умение раскрыть личностные особенности каждого, интересы, склонности, способности, позиции, взгляды, чтобы создать условия для развития их личности. Написание психолого-педагогической характеристики является важным моментом в работе классного руководителя, так как он в характеристике подводит определенный итог своим наблюдениям за учащимися, оформляет их в законченные суждения об учениках, намечает перспективы своей дальнейшей работы. Глубокая психолого-педагогическая характеристика необходима и другим воспитателям, учителям, работающим с данным учеником.

Особое значение приобретают характеристики в тех случаях, когда ученики оканчивают школу и поступают в училища, институты, идут на производство. Здесь характеристика классного руководителя должна стать определенной путевкой в жизнь. Учитель и весь школьный коллектив (характеристика выпускника утверждается педагогическим советом) на основании знания тех способностей и возможностей, которые проявил ученик за годы пребывания в школе, помогают воспитаннику в выборе профессии. Очень важно помочь человеку выбрать ту профессию, где максимально раскроются его способности, склонности. Кроме того, школьная характеристика, раскрывая наиболее важные особенности личности учащегося, должна облегчить будущим воспитателям (в вузе, училище, на производстве) найти правильные пути воздействия на него.

Психолого-педагогические характеристики приобретают важное значение, когда речь идет о «трудных» детях. «Трудным» ученик становится по разнообразным причинам. Выявление психолого-педагогических причин в каждом конкретном случае играет важнейшую роль в определении пути воспитания «трудных» детей.

Таким образом, задание написать психолого-педагогическую характеристику ученика должно быть рассмотрено студентом как непосредственная подготовка к педагогической профессии, развитие навыков и умений психолого-педагогического видения ученика как объекта и субъекта учебно-воспитательного процесса, видения в ребенке его возможностей, способностей, интересов, индивидуальных характерологических особенностей, зарождающихся моральных недугов, умения понять их причины и найти пути для дальнейшего воздействия, создания условий для развития ученика – его самостоятельности, активности, инициативности, индивидуальности, интересов и т.д. Поэтому студенту необходимо уделить этому заданию такое же внимание, какое уделяется всем другим видам работы: подготовке и проведению уроков, проверке тетрадей, проведению воспитательных мероприятий и т. п.

Работа студента над психолого-педагогической характеристикой в период педагогической практики - это первая попытка овладеть мастерством психологического анализа. Мы говорим - первая попытка, так как этому мастерству необходимо учиться все время, ибо, как считал К. Д. Ушинский, педагог должен учиться понимать душу во всех ее проявлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком.

^ 1.2. Составление психолого-педагогической характеристики личности учащегося
В психолого-педагогической характеристике студент должен, прежде всего, показать знания теоретических основ общей, возрастной, педагогической, социальной и экспериментальной психологии и умение применять эти знания в объяснении конкретных психологических и педагогических фактов. В этой работе выявляется определенное умение студента добывать факты, т.е. собирать объективный материал, для психологического осмысливания используя основные методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, и др. Характеристика должна иметь педагогическую направленность, т.е. в ней нужно показать определенное умение применять знание выявленных психологических особенностей в практике обучения и воспитания. Закончить характеристику следует педагогическими выводами относительно характера настоящей и будущей учебной и воспитательной работы с учеником. Студент также, используя конкретные факты, должен суметь полно и убедительно изложить письменно результаты своей работы.

^ Вышеизложенные требования определяют основные этапы работы студента над характеристикой:

1. Оживление в памяти основных научно-теоретических положений психологического анализа личности, что требует повторения определенных разделов психологии.

2. Выбор объекта исследования и сбор фактического материала с использованием определенных методов психолого-педагогического исследования.

3. Осмысление, обобщение и изложение собранного материала.

^ 4. Оформление характеристики.

Для сбора материала при выполнении задания используются следующие методы исследования:

Наблюдение - один из доступных студенту-практиканту методов изучения педагогических ситуаций, познавательной деятельности и поведения учащихся. Наблюдение становится методом научного исследования в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а объясняет их сущность. Необходимые условия наблюдения: целенаправленность, систематичность, планомерность, фиксация результатов наблюдения. Студенту-практиканту необходимо развивать в себе культуру наблюдения: научиться отличать случайные факты от закономерных, произвольно направлять свое внимание на объект изучения, строго следуя поставленной цели. Наблюдение следует проводить в разных ситуациях: на уроках, во время перемен, внеклассной работы и т.д. При этом наблюдаемый не должен знать о том, что он является объектом исследования.

^ Что необходимо наблюдать? Успеваемость ребенка ясно отражают его успехи и недостатки в учении. Сложнее проследить изменения в нравственно- духовном развитии детей. Нравственное сознание ребенка отражается в его поведении, чувствах, представлениях, высказываниях. Особенно ценны в этом смысле оценочные суждения детей о делах и поступках своих сверстников, персонажей литературных произведений. Важно послушать, что говорят дети о нравственных нормах поведения людей, какие поступки считают хорошими, какие плохими.

Студенту-практиканту надо проследить и за тем, как проявляет себя ребенок в общении со сверстниками? Имеет ли он в классе друзей и товарищей или избегает, боится, сторонится одноклассников? Любит ли командовать над другими или нет? Влияет ли на детей той группы, в которой чаще всего играет и занимается? Способен ли сочувствовать товарищу в радости или при неудаче? Помогает ли другим детям, и как это делает? Не менее важно пронаблюдать за тем, как ученик относится к самому себе. Высоко ли ценит себя? Считается ли с мнением других ребят? Как держит себя с взрослыми, особенно с родителями и близкими людьми? Что рассказывает о них? Как относится к делам и заданиям, выполняемым группой детей или всем коллективом класса?

Каждый ребенок своеобразен не только характером, но и своими способностями и интересами. Знать их надо потому, что все хорошее (и способности в том числе) является той опорой, на которой учитель строит воспитание личности ребенка.

^ Как фиксировать факты наблюдений? Даже при умелом и внимательном изучении детей результаты наблюдения теряют ценность, если они вовремя не зафиксированы. Запись наблюдений удобнее всего вести в отдельной тетради в форме дневника. Вначале надо дать очень краткие сведения о ребенке (состояние здоровья, состав семьи, профессия родителей). После этого располагаются записи наблюдений. Они идут в хронологическом порядке. Каждая запись должна содержать: описание ситуации, при которой проявил себя ребенок; описание его действий, переживаний, высказываний и описание реакции других детей или взрослых на поступок ребенка, его слова или действия, и психологическая интерпретация поведения ребенка. Записи наблюдений можно вести в виде таблицы:


Дата, место наблюдения

Поступки, действия, высказывания, реакции ребенка

Психолого-педагогическая интерпретация


Записывая очередное наблюдение, практиканту необходимо просмотреть предыдущие записи и отметить повторяющиеся факты, одинаковые реакции и действия ребенка в различных ситуациях. В дневник также заносятся содержание беседы с родителями ученика, рассказов о нем других детей, беседы с самим ребенком и другие сведения, полученные от учителя. Целесообразно также фиксировать в дневнике те средства и методы воспитания, которые учитель применял к ребенку.

Такой анализ наблюдений позволяет определить задачи воспитания и развития ученика в будущем году (или полугодии) и наметить средства, которые сделают это воспитание успешным.

В период педагогической практики студент, помимо наблюдения, для сбора материала может использовать психолого-педагогический эксперимент. Он является разновидностью естественного эксперимента и проводится в обычных условиях: во время урока, игры, во внеклассной работе и т.д.. Так, например, для изучения особенностей мыслительной деятельности на уроке учитель специально может подбирать задачи, требующие сравнения, обобщения, классификации и т.д., для ответа вызывать того ученика, которого исследует и подробно фиксировать ход его рассуждений. Изучая память, можно узнать ее прочность и срок сохранения информации, дав определенный материал на уроке, и затем, через некоторое время, проверив полноту и прочность запоминания. На уроках литературы, например, возможно выявить богатство воссоздающего воображения учащихся, предложив им дать устный портрет героя или сделать режиссерские ремарки к тому или иному драматическому отрывку (учащиеся должны описать, как следует произносить ту или иную реплику, с определенным выражением лица и интонацией, сопровождая жестами и т. д.).

В последующем, с учетом выявленного уровня развития, дается серия упражнений для выработки недостающего качества. Подобного рода экспериментальные задания должны органически вплетаться в процесс обучения и иметь обучающее значение.

Студент всегда может попросить классного руководителя или учителей, работающих в данном классе, создать по его замыслу на уроке или вне урока обучающую или воспитывающую экспериментальную ситуацию. Готовых рецептов, стереотипных приемов здесь нет. Каждый отдельный ученик во всех случаях требует своего особого метода, особого творческого подхода в решении психологических проблем. Поэтому труд воспитателя и учителя - это всегда поиск, всегда новый своеобразный эксперимент. Следует учесть, что в период педагогической практики вследствие ограниченности во времени формирующий эксперимент должен быть кратковременным.

Беседа - это эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы, который студент-практикант может широко использовать в педагогической деятельности. Беседы с учащимися, с родителями, с учителями и воспитателями, со школьным врачом обязательно должны иметь место при сборе материала для характеристики. Так, в беседе с учеником можно выяснить некоторые моменты направленности его личности: интересы, мечты, идеалы, его отношение к товарищам, к самому себе. В беседе с родителями студент может узнать поведение ученика дома, отношение к домашним обязанностям, к родителям, братьям и сестрам, стиль работы над домашним заданием, режим дня, линию воспитания в семье (место труда в воспитании, единство требований, уровень общей культуры семьи и т. д.). В беседе с учителями можно выявить отношение учащегося к различным предметам и успеваемость по ним, способность к ним, развитие общественной активности учащегося, узнать некоторые интересные моменты из жизни учащегося в школе, его отношение к учебе, к товарищам и т. д., а от школьного врача получить сведения о состоянии здоровья ученика.

Особой организации и определенных условий требует беседа с самим учеником. Беседа должна быть целенаправленной, т. е. нужно четко представлять, какие сведения требуется получить во время беседы. Вопросы следует продумать заранее. Беседа должна проходить в свободной, непринужденной обстановке. Очень важно соблюдать педагогический такт.

^ Метод тестов. Тесты - кратковременное, стандартизированное исследование личности, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств испытуемого. Студентами-практикантами могут быть использованы такие личностные тесты, как опросник Айзенка, проективные техники, как «Несуществующее животное» и т.д.

Анкетирование – это эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально приготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма – открытые и закрытые, на последние следует ответить «да» или «нет», 3) формулировка вопросов (ясность, без подсказки ответа и т.д.), 4) количество и порядок следования вопросов.

^ Анализ продуктов деятельности учащихся (сочинения, изложения, контрольные работы, тетради, заметки в газетах, дневники и т. д.) также может дать многое при изучении психологических особенностей ученика. Так, сочинение, в котором выражается оригинальная самостоятельная мысль, причем есть стремление убедительно доказать и отстоять ее, говорит о формирующейся аргументированности, самостоятельности и критичности мышления школьника. Сочинение на свободную тему может раскрыть богатство воображения, способность к творчеству, яркость и образность языка учащегося, а также логичность его мышления и т. д. Заметка в газете раскрывает иногда наблюдательность и иронический склад ума, а карикатура, помещенная тут же, - способность к изобразительному творчеству в обобщенных гротескных формах.

Ответы на вопросы о том, кем хочет быть ученик в будущем, какую профессию приобрести и почему, можно получить, проанализировав сочинения на тему: «Мое завтра», «Кем я хочу быть?», «Моя любимая профессия» и т. п.

При анализе продуктов деятельности нельзя довольствоваться только общим впечатлением: хорошее, плохое. Важно выявить, какие особенности мышления, воображения, речи, черты личности нашли здесь выражение, и в чем именно они проявились. Необходимо выписать примеры, доказывающие наличие этих особенностей, и затем оперировать этими конкретными примерами в характеристике.

При работе над психологической характеристикой следует пользоваться сочетанием различных методов. Материалы, собранные разными методами, дополняют друг друга и дают возможность объективно исследовать личность учащегося. В беседе, анкете, сочинении могут быть элементы субъективизма. Так, например, ученик иногда может желаемое принять за настоящее или, находясь в плохом настроении, написать о себе не то, что есть на самом деле. Поэтому при индивидуальном изучении личности анкеты и вопросники следует использовать в сочетании с наблюдением, экспериментом, анализом продуктов деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации iconМетодические указания к выполнению графических работ по дисциплине «Начертательная геометрия»
...
Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации iconМетодические указания для студентов очной и заочной форм обучения...
ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего...
Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации iconМетодические указания по курсу «Математика» для студентов
В данной работе приводятся тексты контрольных задач, соответствующих программе и методические указания по их выполнению. Издание...
Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации iconЗадание по педагогике на период прохождения педагогической практики...
Цель педагогической практики – углубление и закрепление педагогических и методических знаний в различных видах учебно-воспитательной...
Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации iconО. П. Полесская Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики
Полесская О. П. Учебно методические указания для прохождения преддипломной практики студентами 5 курса специальности 100103 «Социально-культурный...
Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации iconМетодические указания к лабораторным работам
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации iconМетодические указания к выполнению задания «Проекционное черчение»
Методические указания предназначены для студентов первого курса, начинающих изучать инженерную графику. Содержат рекомендации по...
Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов...
Макроэкономика: методические указания к выполнению курсовых работ для студентов экономических специальностей
Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации iconПрограмма педагогической практики студентов 4 курса для специальности
Педагогическая практика предназначена для студентов 4 курса дневной и заочной формы получения образования высших педагогических учреждений,...
Методические указания к выполнению заданий по психологии в период прохождения педагогической практики в школе для студентов 3-5 курсов министерство образования российской федерации iconМетодические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению
Цветкова С. И. Макроэкономика Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению 080100....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница