Вопросы к экзамену:
Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.
Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия.
Внутренняя среда организации: социально-психологический климат и организационная (корпоративная) культура.
Внутренняя среда организации: цели и задачи организации, ее структура и технология.
Классификация профессий Климова.
Классификации компетенций.
Компетентностный подход к профессионально значимым качествам. Практическое применение компетентностного подхода.
Современная классификация профессий. Профессиональный стандарт.
Контроль как управленческая функция.
Методы оценки психических состояний в труде.
Методы коррекции психических состояний в труде.
Мотивация как управленческая функция.
Основные методы профориентации.
Основные проблемы психологии труда.
Основные разделы психологии труда (кратко описать): организационная психология, профессиональная ориентация, профессиональное обучение.
Основные разделы психологии труда (кратко описать): психология труда (в узком смысле), инженерная психология, эрго
Понятие об организации.
Понятие психического состояния. Виды психических состояний в труде.
Предмет и задачи психологии труда.
Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.
Профессиографическое изучение профессий: понятие профессиографии, Профессиограмма и психограмма.
Профессионально значимые качества и их динамика: индивидуально-типические свойства, сенсорные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства.
Профессионально значимые качества : мнемические свойства, имажинативные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства.
Понятие профессионального стандарта. История возникновения.
Понятие «компетенция» . Различные подходы к исследованию компетенций.
Профессиональный отбор как элемент управления персоналом.
Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.
Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации.
Психологические регуляторы труда.
Психологические особенности системы «человек - компьютер».
Психология труда в России XX-XI века (И.М. Сеченов, А.К. Гастев, Г.И. Челпанов, И.Н. Шпильрейн, Е.А. Климов, А.А. Крылов, Б.Ф. Ломов, Ю.В. Котелова).
Содержание профессионального стандарта.
Состояние монотонности в трудовой деятельности.
Состояние психологической готовности к деятельности.
Состояние утомления в трудовой деятельности.
Специфика методов инженерной психологии.
Становление и развитие психологии труда за рубежом: процессный подход (А. Файоль).
Становление и развитие психологии труда за рубежом: системный подход (Р. Лайкерт), психотехника.
Становление и развитие психологии труда за рубежом: ситуационный подход (Р. Моклер, П. Друкер, Л. Константин, П. Лоуренс, Д. Миллер, М. Старр).
Становление и развитие психологии труда за рубежом: школа «научного управления» (Ф.У. Тейлор, Дж. Муни, Л. Гьюлик, Э. Брег, X. Эмерсон, Ф. и Л. Гилбрет).
Становление и развитие психологии труда за рубежом: школа «человеческих отношений» (Р. Мэйо, Д. Мак-Грегор).
Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.
Теоретико-методологические основы инженерной психологии.
Типы и уровни профессионального самоопределения.
Теории трудовой мотивации.
Условия труда и психические состояния.
Уровни профориентационного консультирования.
Эмоциональное напряжение в трудовой деятельности.
Эргатические функции и их генезис.
Эргономика: общая характеристика.
|