Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака


Скачать 197.16 Kb.
НазваниеОбщение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака
Дата публикации14.06.2013
Размер197.16 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
Группы и коллективы

Классификация

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т.д.

Выделяют несколько разновидностей групп: большие и малые, условные и реальные, организованные и неорганизованные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), коллективы и низкоразвитые группы.

Большие группы включают значительное число людей, существующих в общем пространстве и времени.

^ Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Люди, включенные в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с признаком, на основе которого они были выделены, иметь общие социальные и психологические характеристики.

Так, подростки объединяются в одну большую условную группу вне зависимости от того, что они живут в разных городах и селах, никогда не оказываются собранными в одном месте и т.д. Их общие социальные, возрастные, психологические характеристики являются в основных чертах идентичными. Изучение больших условных групп (в возрастной психологии, в социальной психологии и др.) позволяет в результате выделения общих их свойств вырабатывать научно обоснованную стратегию и тактику работы с ними. Зная общие закономерности развития личности подростков как условной (возрастной) группы, педагог целенаправленно осуществляет воспитательную работу с ними.

^ Реальные (контактные) группы людей характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив вуза или большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (ректору, директору), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка и т.п.

Малая группа – это устойчивое объединение людей, связанное общей социальной деятельностью. Люди находятся в непосредственном общении, что приводит к возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Малые группы различают по психологическим характеристикам: 1) формальные, группы членства; 2) неформальные, референтные группы, нормы и правила которых служат для личности образцом.

Формальные (официальные) группы имеют юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. Члены этих групп связаны социально заданной деятельностью.

Референтные группы выступают как источник положительных и негативных образцов, к которым человек стремится приобщиться. Они могут быть реальные или воображаемые.

Внутри формальной группы могут существовать неформальные группировки. Поэтому межличностные отношения между ее членами могут быть деловыми и личными.

Малые группы могут быть неорганизованные (номинальные группы) или организованные группы (зрители в кино).

Важнейшей основой классификации групп является уровень их развития. Высшая степень обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам. По уровню развития выделяют ассоциацию, кооперацию, корпорацию, коллектив.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, случайные члены экскурсионных групп).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, деловым характером межличностных отношений.

Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, стремящаяся осуществить их любой ценой, в т. ч. за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени организованная группа со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой деловых и личных взаимоотношений.
Лидерство

В любой группе выделяется руководитель и лидер. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается "снизу". В оптимальном случае они могут совпадать в одном лице.

Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей.

Лидер не только направляет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Существует ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы.

В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости:

- от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер),

- от ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер),

- стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют типы лидерства:

1) бытовой (досуговых объединениях, в семье);

2) социальный (в школьных, студенческих группах, на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах - спортивных, творческих и т.д.);

3) политический (государственные, общественные деятели).

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за этим лидером, но и желают идти за ним.
^ Стили управления

Выделяют следующие стили управления.

Авторитарный (или директивный, или диктаторский) – для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений ("минимум демократии"), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания ("максимум контроля"), отсутствие интереса к работнику как к личности.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции. Но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат ("подхалимы", "козлы отпущения", интриги). Этот стиль управления оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

^ Демократический (или коллективный) – управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников ("максимум демократии"), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками ("максимум контроля"), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности.

^ Либерально-анархический (или попустительский) – характеризуется, с одной стороны, "максимумом демократии" (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, "минимумом контроля" (даже принятые решения не выполняются и не контролируются, все пущено на самотек).

Вследствие этого люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

^ Непоследовательный (алогичный) – проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный, и т.п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
^ Эффективность руководства

Вероятностная модель эффективности руководства (Ф. Фидлер) опосредствована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует.

Ситуация зависит от параметров:

1) степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными;

2) величина власти руководителя (его возможность в контроле за действиями подчиненных и использовании различных средств стимулирования их активности);

3) структура групповой задачи (четкость поставленной задачи, пути и способы ее решения, наличие множественности решений, возможность проверки их правильности).
Совокупная количественная оценка (по специально разработанным шкалам) всех перечисленных выше параметров позволяет судить о величине осуществляемого руководителем ситуационного контроля (СК), т.е. о степени владения им ситуацией функционирования группы.

Результаты исследований показали, что руководитель директивного типа наиболее эффективен в ситуациях с высоким или низким СК, т.е. для него крайне благоприятных или неблагоприятных. Руководитель с демократически-коллегиальным стилем наиболее эффективен в ситуациях с умеренным СК.

В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов:

1) доминирование, утверждение своей позиции любой ценой;

2) уступчивость, подчинение, сглаживание конфликтов;

3) компромисс, позиционный торг ("Я тебе уступлю, ты – мне");

4) сотрудничество, создание взаимной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обеих сторон;

5) избегание конфликта, уход из ситуации ("закрывание глаз, как будто ничего не произошло").

Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым, стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль "сотрудничества". Крайне неблагоприятными стилями являются "избегание", "доминирование", "уступчивость", а стиль "компромисс" позволяет достичь лишь временного недолговечного решения конфликта, позднее он может появиться вновь.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя:

1) формальный, должностной авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост;

2) моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя;

3) функциональный авторитет определяется: а) компетентностью руководителя, б) его деловыми качествами, в) его отношением к своей профессиональной деятельности.

Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных. 100%-ную отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой моральный и функциональный авторитет. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.
^ Коллектив класса как социальная группа
Формальные учебные группы. Основная деятельность учащихся в школе — учение — традиционно планировалась и организовывалась педагогом в форме индивидуальной и фронтальной работы.

Результаты индивидуальной деятельности (например, сочинения, диктанты, самостоятельные работы, экзамены) полностью зависят от усилий лишь данного конкретного школьника. Более того, в условиях традиционных форм обучения нередко неудачи одних учеников невольно создают благоприятный фон для проявления успехов других. Такая деятельность учащихся является коактивной, т.е. построенной по принципу «рядом, но не вместе», и не предполагает совместных усилий и взаимопомощи, даже если цели и задачи работы всех исполнителей идентичны. Скорее наоборот, возможности сотрудничества здесь резко ограничиваются самим педагогом.

В условиях фронтальной работы на уроке (работа со всем классом одновременно) так же, как и в ситуации индивидуальной деятельности, успех каждого школьника не предполагает в качестве обязательного условия успех его товарищей. По существу фронтальная работа представляет собой один из вариантов индивидуальной деятельности школьников, лишь тиражированной по числу учеников в классе.

^ Наиболее эффективна учебная деятельность, организованная по групповому принципу, или групповая работа на уроке.

По сравнению с традиционной индивидуальной и фронтальной формой обучения групповая деятельность учащихся на уроке предполагает специальную подготовку учебного материала, разработку оригинальных методик проведения урока и что особенно важно – с психологической точки зрения - организацию взаимодействия учащихся.

Так, например, в ходе специально организованного эксперимента выяснилось, что один и тот же человек с разной степенью эффективности решает интеллектуальные задачи в зависимости от того, работает он в одиночестве или в присутствии кого-то. Это явление достаточно подробно описано в терминах «фасилитации» и «ингибиции».

В психологии под «социальной фасилитацией» понимается повышение скорости или продуктивности деятельности человека, когда он работает в присутствии другого человека, который выступает в качестве соперника или просто наблюдателя.

В ряде случаев присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции.

Установлено, что возникновение феномена социальной фасилитации зависит от особенностей выполняемых человеком задач. Присутствие другого положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач.

В одном из экспериментов были подобраны два типа пар - гомогенные (оба партнера хорошо успевающие или оба партнера неуспевающие ученики) и гетерогенные (один из партнеров хорошо успевающий ученик, а второй - неуспевающий).

В результате оказалось, что в условиях гомогенного взаимодействия каждый из испытуемых-старшеклассников идентифицирует, невольно уподобляет свой уровень возможностей уровню возможностей партнера, в связи с чем неудача одного не только не стимулирует мыслительную активность его товарищей, а наоборот, как бы присваивается им, воспринимается как своя собственная, что нередко проявляется в отказе от дальнейшего поиска путей решения задачи.

В условиях же гетерогенного взаимодействия неудача одного из них, как правило, выступает в качестве своеобразного стимула, подстегивающего мыслительную активность другого, мобилизующего его на поиск оригинальных, самостоятельных решений. При этом, как показывают экспериментальные данные, столь положительное воздействие оказывает не только сильный ученик на слабого, но и слабый на сильного (эффект «сила слабости»).

Таким образом, совершенно очевидно, что подбор состава учебной группы целесообразно осуществлять с учетом уровня реальных знаний школьников и их успеваемости.

В то же время не вызывает сомнений и тот факт, что успешное решение вопроса персонального комплектования конкретной учебной группы зависит от того, учтены ли педагогом характер межличностных отношений учащихся - их симпатии и антипатии, готовность к сотрудничеству.

В ходе одного из специально организованных экспериментов была выявлена четкая зависимость между степенью взаимной авторитетности старшеклассников, участвующих в совместной учебной деятельности, и ее продуктивностью. Оказалось, что авторитетный партнер повышает учебную активность одноклассника, если последний в свою очередь считает себя значимым в его глазах. В то же время авторитетный партнер несущественно повышает, а порой и вообще не стимулирует учебную активность одноклассника, если последний считает себя незначимым в его глазах.

^ Несмотря на видимые достоинства групповой учебной работы, возможности ее применения имеют и свои ограничения. Так, показано, что подобным образом организованные уроки наиболее эффективны в средних и старших классах и в том случае, если их количество не превышает двух в один день.

^ Неформальные ученические группы. Педагогу приходится работать не только с официальными группами, которые он сам формирует для выполнения учебных и других социально заданных задач, но и со стихийно складывающимися неформальными объединениями учащихся.

Неформальные сообщества учащихся оказывают порой определяющее влияние на становление не только отдельных школьников, но и всего класса в целом. Недооценка значимости таких неформальных объединений в условиях школы может привести к потере учителем контроля за реальной динамикой межличностных взаимоотношений учащихся и, в конечном счете, к существенному ограничению его воспитательных возможностей.

Интенсивность формирования неофициальных группировок школьников принципиально различается в зависимости от возраста.

^ Так, в младшем школьном возрасте официальная структура класса фактически совпадает с его неформальной структурой. Так как по большому счету группа одноклассников не является для младшего школьника высокореферентной группой, определяющим оказывается тип взаимоотношений «ребенок - значимый взрослый» (родители, педагоги). Другими словами, мы сталкиваемся с ситуацией, при которой в качестве решающего основания оценки одного ученика другим выступает их оценка педагогом. В связи с этим становится понятным факт склонности учащихся описывать и оценивать друг друга как бы через призму роли ученика, используя при этом по преимуществу не собственно личностные характеристики, а скорее особенности ролевого поведения («хорошо учится», «не списывает», «послушный», «невнимательный», «озорничает на уроках»).

По сути дела ту же психологическую природу имеет и проявляющаяся в младшем возрасте и на первый взгляд труднообъяснимая тяга к «ябедничеству» («Сидоров списывает», «А Петров толкается», «А Иванов подсказывает» и т.п.). Конечно, подобная «активность» не должна стимулироваться педагогом, но и не может однозначно оцениваться как стремление досадить однокласснику, донести на него и добиться его наказания. Мотивы такого поведения младших школьников здесь носят совершенно иной характер. Будучи поставлен перед необходимостью адаптироваться к новым условиям, вчерашний дошкольник, обращаясь к наиболее референтному для него лицу — учителю, как бы еще и еще раз проверяет «на прочность» осваиваемые им ценности школьной жизни и одновременно демонстрирует педагогу свои успехи в их усвоении.

Понятно, что столь высокая значимость педагога для младших школьников напрямую обусловливает характер внутригрупповой структуры класса. В подавляющем своем большинстве хорошо успевающие и дисциплинированные ученики, имея такую мощную поддержку педагога, занимают благоприятную позицию и в системе неформальных межличностных отношений. Что же касается нарушителей дисциплины и отстающих в учебе школьников, то они, как правило, имеют низкий статус и нередко оказываются изолированными

^ Мощный всплеск неформальных взаимоотношений школьников именно в подростковом возрасте и нередко избыточная эмоциональная насыщенность межличностных контактов чуть ли не первое, что отмечают все без исключения психологи. Стремление проявить себя как личность, индивидуализироваться в референтной группе требует от подростка поиска новых, по сравнению с младшим школьным возрастом, каналов трансляции своей личностности, обеспечивающих наибольшие, как ему кажется, возможности для самовыражения и самоутверждения. Взаимоотношения со значимыми сверстниками становятся на этом этапе поистине личностнообразующими для подростка, относительная же ценность для него взаимоотношений со взрослыми заметно снижается. Другими словами, «определяющим» в этот возрастной период оказывается тип взаимоотношений «ребенок - значимый ровесник».

Подобная качественная переориентация развивающейся личности в условиях школы совершенно закономерно приводит к качественному переструктурированию класса. При этом бурно нарастающая значимость для учащихся их собственных неформальных взаимоотношений и отражающая характер этих связей столь же стремительно складывающаяся неформальная структура класса нередко не просто не совпадают с его официальной структурой, но и порой напрямую ей противоречат. В этом случае, несмотря на иллюзию неизменности и кажущуюся стабильность ученической группы, в психологическом смысле она принципиально меняется и по сути дела превращается попросту в новую общность школьников.

Отношения с одноклассниками у подростков в отличие от младших школьников носят уже достаточно стабильный и избирательный характер. Немаловажным показателем этого могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки.

Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ.

Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного «центра». В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров).

Группы второго типа «держатся» не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Нередко, несмотря на наличие в устойчивой дружеской группировке наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним.

^ Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из «новичков», аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками.

Понятно, что ни одна реальная контактная группа не предоставляет всем своим членам совершенно одинаковые возможности для развития личности. В действительности определенная часть учащихся оказывается как бы оттесненной на периферию группы: эти низкостатусные школьники не могут не только сколь-нибудь существенно влиять на своих одноклассников, но и полноценно участвовать в жизни класса. Такой подросток по сути дела полностью лишается возможности в рамках школы удовлетворить свою потребность в самоутверждении, успешно индивидуализироваться, а затем и интегрироваться в классе и потому начинает активный поиск других сообществ, членство в которых позволило бы ему компенсировать свои личностные неудачи в ученической группе. Совершенно закономерно, что в этом случае происходит неуклонное повышение в его глазах референтности новой для него группы и падение значимости класса.

Кроме того, как отмечают исследователи, если для подростка класс перестает быть референтной группой, то, как правило, у него резко снижается интерес и к общению с еще недавно значимыми для него взрослыми. Нередко нормы и ценности новой значимой для подростка внешкольной референтной группы не просто не совпадают с общепринятыми нормами и ценностями, а порой напрямую противоречат им, представляя собой более или менее жесткий подростковый «кодекс чести».

^ В старших классах неформальные взаимоотношения учащихся приобретают особую ценность, так как играют роль своего рода испытательного «полигона», на котором юношами и девушками проверяются на верность стратегия и тактика будущей «взрослой» жизни.

Так, если подросткам свойственно оценивать своих партнеров (и взрослых, и сверстников), как правило, однозначно, в целом, нередко располагая о них порой чисто поверхностной информацией, опираясь, например, лишь на первое впечатление и как бы додумывая, достраивая образ («эффект ореола»), то старшеклассники склонны, а главное, уже способны к детальному анализу личности другого. Более того, как показано в психологических исследованиях, список личностных свойств, которые попадают в поле зрения старшеклассников, когда они оценивают своих одноклассников, оказывается значительно более емким, чем набор качеств учащихся, которыми пользуется учитель, давая характеристику школьникам.

Такое подчеркнутое внимание к личности другого, а через нее и к собственной личности существенно сказываются на характере неформальных взаимоотношений в старших классах и на особенностях их неформальной внутригрупповой структуры.

Дополнительным фактором, влияющим на переструктирование ученической группы, являются традиционно происходящие на рубеже IX и X годов обучения изменения в персональном составе классов, связанные с их перекомплектованием. При этом подавляющее большинство педагогов считает оптимальной ситуацию, когда состав X класса остается неизменным по сравнению с IX классом, а наиболее отрицательно относится к формированию классов, существенно обновленных по своему составу, за счет большого количества «новичков». Основным аргументом здесь является будто бы имеющая место обратная зависимость между количеством новых учащихся и успеваемостью. В то же время, специально проведенное исследование показало, что реальная картина прямо противоположна той, которая прогнозируется учителями.

Кроме того, результаты экспериментальных психологических работ указывают на то, что попытки во что бы то ни стало сохранить в неприкосновенности состав класса на рубеже IX и X годов обучения в ряде случаев могут привести как к серьезным нарушениям в личностном развитии отдельных старшеклассников, так и к существенному снижению уровня развития класса как группы. Сохранение в неприкосновенности композиционной структуры класса на этом этапе было бы более чем целесообразно, если бы речь шла о подлинном коллективе. Но сама практика со всей очевидностью доказывает, что, к сожалению, классы общеобразовательной средней школы в подавляющем большинстве не достигают этого уровня развития.

В подобных условиях целенаправленное поддержание неизменности их состава на протяжении всего времени обучения в школе может привести к «застойным» явлениям. В то же время, конечно, сам по себе факт «перемешивания» состава классов еще не гарантирует немедленного положительного эффекта. Более того, лишь частичное, не более чем на 25%, обновление состава класса порой приводит к нежелательным последствиям. В этом случае не происходит сколько-нибудь существенного нарушения «расстановки сил» в ученической группе, особенно если иметь в виду «старожилов», т.е. тех учащихся, у которых в новом, X классе остался тот же самый классный руководитель, что и в IX. Порой наблюдается даже обратная тенденция. Появление в классе лишь небольшого количества «новичков» позволяет высокостатусным «старожилам» еще больше укрепить свои позиции, самоутверждаясь за их счет, особенно, если учитель, который был их классным руководителем на протяжении ряда лет, осознанно или неосознанно поддерживает в первую очередь «своих» учеников.

Как показало исследование, совершенно особая ситуация складывается в классах, претерпевших серьезные (не менее 75% «новичков») изменения по сравнению с соответствующим IX классом. Это обусловлено тем, что в них в течение X класса интенсивно протекают группообразовательные процессы. При этом отсутствие в таких классах прямого противостояния «старожилы» - «новички» (в силу значительной «перемешанности» состава) позволяет каждому проявить себя в полной мере. Имеющиеся в такой ученической группе «старожилы», как правило, преуспевавшие в IX классе, вынуждены приложить все усилия для того, чтобы занять благоприятное положение в новой внутригрупповой структуре, а «новички», даже если и занимали в своем бывшем классе низкостатусную позицию, получают реальную возможность завоевать достойное положение в системе межличностных отношений X класса. Немаловажен и тот факт, что работающие в таких классах учителя вынуждены в изменившихся условиях, хотят они того или не хотят, отказаться от сложившихся у них ложных стереотипов и по-новому подойти к оценке каждого ученика.

Вместе с тем специфический характер неформальной структуры старших классов определяется и динамикой личностного развития школьников именно в период ранней юности. Так, например, если неформальные отношения у подростков преимущественно строятся по принципу «мальчик—мальчик», «девочка—девочка», то в старших классах можно наблюдать формирование достаточно устойчивых разнополых компаний и диад.

Еще одним показателем усложнения неформальной структуры класса в этот период может служить появление такого нового основания для объединения учащихся в группы, как общность их профессиональных намерений. Психологические исследования показали, что для многих старшеклассников именно их профессиональные намерения опосредствуют межличностные отношения с одноклассниками и способствуют формированию в рамках класса неформальных объединений учащихся по профессиональным интересам. Немаловажным является и то, что, как было экспериментально зафиксировано, по уровню своего развития такие группировки, как правило, превосходят класс в целом.

Похожие:

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака iconРазличие индивидуальных значений признака внутри изучаемой совокупности...
Она возникает в результате того, что его индивидуальные значения складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов, которые...
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака iconСоциальная сфера жизни общества
Социальная группа относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся...
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака iconисторическую общность людей, наделенных определенными антропологическими,...
Прежде всего, что надо понимать под естественными границами этноса – это территория, на которой данный этнос зародился, прошел ряд...
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака iconОбразовательная программа дополнительного образования «Практический тайм-менеджмент»
Под управлением временем понимается не только распределение времени по сферам человеческой деятельности: учёба, отдых, общение, работа,...
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака iconРазвитие коммуникации и общения у ребенка с аутизмом
Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому человеку, вербально или невербально. Общение происходит, когда...
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака icon1. Жанры : диссертации по общественным наукам, курсовые и дипломные...
Под валентностью в широком смысле слова понимается способность языковой единицы вступать в связи с другими единицами определенного...
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака iconСлово демография происходит от греческих слов demos народ и grapho...
Под населением (народонаселением) понимается совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах той или иной страны...
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака iconСтратификация тесно связана с господствующей в обществе системой...
Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации....
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака iconЭто социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности...
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается социальная общность, выделяемая на основе определенного признака iconОсобенности материально-технических ресурсов в сельском хозяйстве
Под ресурсами в широком смысле понимается совокупность материально-вещественных элементов, природных богатств и людей, которые могут...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница