Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа)


Скачать 319.12 Kb.
НазваниеТема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа)
страница1/3
Дата публикации30.03.2013
Размер319.12 Kb.
ТипАнализ
userdocs.ru > Психология > Анализ
  1   2   3
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Тема 1. Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов

Практическое занятие № 1. (2 часа).

Цель: закрепить и систематизировать знания студентов о сенсорно-перцептивных процессах психики человека.

План:

  1. Чувствительность анализатора и ее измерения.

  2. Временные характеристики ощущений.

  3. Пространственные характеристики ощущений.

  4. Понятие о диапазоне полной константы.

  5. Виды перцептивных констант.

  6. Понятие об апперцепции.

  7. Константа восприятия.

  8. Значение константы восприятия для жизнедеятельности.

  9. Механизм константы восприятия.

  10. Анализ практических ситуаций:

А) Ситуация 1. Ирландка, привыкшая к простым блюдам, которые обычно готовят в ее семье, решила отведать мексиканской кухни. В ресторане официант предлагает ей маисовые лепешки с соусом салса. Она интересуется, не слишком ли острый этот соус, и официант-мексиканец уверяет ее, что соус вполне умеренного вкуса. Но едва лишь она проглатывает первый кусочек лепешки, во рту у нее начинается страшное жже­ние, и она спешить запить «умеренный соус» водой. Объясните с научной точки зрения возможные причины различного восприятия этого соуса ирландкой и мексиканцем?

Б) Ситуация 2. Джек, заядлый курильщик, не может понять, почему некурящие поднима­ют столько шума по поводу табачного дыма. Почему Джеку трудно понять реакцию окружающих на присутствие табачного дыма?

В) Ситуация 3. Иван сказал Николаю, что в новом помещении их офиса плохая система ото­пления. Николай вошел в офис, и ему сразу же стало холодно, хотя температура там была 22 °С.

7. Выполнение тестового задания

Литература:

  1. Варій М. Й. Основи психології і педагогіки : Навч. посібник − К. : ЦУЛ, 2007. – 376 с.

  2. Веракіс А. І. Основи психології : Навч. Посібник − К. : РИФ, 2005. – 416 с.

  3. Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. – 108 с.

  4. Максименко С. Д. Загальна психологія : Підручник − Вінниця : Нова Книга, 2004. – 704 с.

  5. Немов Р. С. Психология : Учебник. В 3 кн. Кн.1 − М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 160 с.

  6. Скрипченко О. В. Загальна психологія : Підручник − К. : Либідь, 2005. – 464 с.

  7. «Сборник психологических ресурсов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychol.narod.ru/biblio.htm

  8. «Психологическая библиотека» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru


Тема 2. Внимание.

Практическое занятие № 2. (2 часа).

Цель: закрепить и систематизировать знания студентов о психическом процессе «внимание», его физиологических основах, видах и динамике протекания в деятельности.

План:

  1. Бодрствование и внимание

  2. Психологические теории внимания.

  3. Функции внимания.

  4. Физиологичные условия внимания.

  5. Уровни бодрствования и внимание; объективные физиологические показатели активации функциональных систем, нервные механизмы активации; роль коры головного мозга в организации внимания.

  6. Развитие и формирование внимания.

  7. Анализ практических ситуаций:

А) Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике. Почему:

  • на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать;

  • ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал;

  • первоклассник при письме совершает много лишних движений;

  • увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг;

Б) После длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть? Чем обусловлена трудность удержания внимания класса после звонка на перемену?

В) Чем может быть обусловлена невнимательность школьника на уроке? Перечислите и объясните причины.

Г) Женщина увлечена работой. Вдруг она смотрит на часы и понимает, что про­пустила обеденный перерыв. Какое из приведенных ниже объяснений ка­жется вам наиболее правдоподобным?

а. Она была полностью сосредоточена на работе и забыла о времени.

б. Тиканье часов являлось для нее подпороговым раздражителем.

в. Часто смотреть на часы во время работы считается неприличным.

г. Работа была очень трудной.

Литература:

  1. Варій М. Й. Основи психології і педагогіки : Навч. посібник − К. : ЦУЛ, 2007. – 376 с.

  2. Веракіс А. І. Основи психології : Навч. Посібник − К. : РИФ, 2005. – 416 с.

  3. Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. – 108 с.

  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. –

  5. Максименко С. Д. Загальна психологія : Підручник − Вінниця : Нова Книга, 2004. – 704 с.

  6. Скрипченко О. В. Загальна психологія : Підручник − К. : Либідь, 2005. – 464 с.

  7. «Сборник психологических ресурсов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychol.narod.ru/biblio.htm

  8. «Психологическая библиотека» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru


Тема 3. Память.

Практическое занятие № 3. (2 часа).

Цель: закрепить и систематизировать знания студентов о психическом процессе «память», его физиологических основах, видах и механизмах протекания.

План:

  1. Психологические теории памяти и проблемы памяти в асоцианизме, гештальтпсихологии, бихевиоризме; социально-психологический подход к проблемам памяти; информационный подход к проблемам памяти; деятельностный и системный подходы к изучению памяти.

  2. Образная память и ее особенности.

  3. Словесно-логическая память, ее связь с мышлением.

  4. Произвольная и непроизвольная память.

  5. Виды памяти по признаком длительности; запоминание и хранение материала.

  6. Оперативная память.

  7. Анализ практических ситуаций:

А) Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка слов одно, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие люди с самой обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение всего этого времени он перебирал в уме по порядку все заученные слова. Какой тип запоминания проявился в этом случае?

Б) Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

В) Почему при концентрированной подготовке накануне экзамена быстрее наступает забывание?

Г) Из школьной практики известны случаи, когда ученики, хорошо знавшие стихотворение, при ответе на уроке от волнения сбиваются и забывают отдельные его части. Как физиологически объяснить такое забывание?

Д) Ученик, отвечая на уроке, воспроизводил материал очень неполно. Ему была поставлена неудовлетворительная оценка и сделано замечание, что он дома мало занимается. Ученик ответил, что он много занимается дома (это подтвердили и родители). Какими недостатками в изучении материала можно объяснить то, что, во-первых, ученик плохо запомнил материал, во-вторых, то, что он был уверен, что запомнил его хорошо?

Е) Часто студенты, работая с учебным материалом, составляют его конспект. Почему этот прием способствует облегчает запоминание материала?

Ж) Укажите, какие из описанных ситуаций подходят в качестве примеров сенсорной кратковременной и долговременной памяти.

а. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке.

б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение легкого ветерка.

в. Пожилой человек вспоминает свое детство.

г. Официантка в ресторане «Макдональдс» принимает заказ на три гамбурге­ра, две порции картофеля-фри и пять молочных коктейлей.

З) Человек может что-либо забыть по трем причинам: 1) его органы чувств не полу­чили этой информации; 2) он получил информацию и владел ею в течение доли секунды, но не сохранил ее в долговременной памяти; 3) он сохранил информа­цию в долговременной памяти, но не может извлечь ее оттуда. Определите причи­ну забывания в каждом из следующих примеров и отметьте ее номером 1), 2) или 3).

а. Вчера вечером Толик выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить его третью строчку.

б. Вчера вечером Аня смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но она в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не мо­жет вспомнить, ожидается ли сегодня дождь.

в. Маша так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел.

Литература:

  1. Варій М. Й. Основи психології і педагогіки : Навч. посібник − К. : ЦУЛ, 2007. – 376 с.

  2. Веракіс А. І. Основи психології : Навч. Посібник − К. : РИФ, 2005. – 416 с.

  3. Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. – 108 с.

  4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. – М.: Кн. дом «Университет», 2002. – 400 с.

  5. Немов Р. С. Психология : Учебник. В 3 кн. Кн.1 − М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 160 с.

  6. Скрипченко О. В. Загальна психологія : Підручник − К. : Либідь, 2005. – 464 с.

  7. «Сборник психологических ресурсов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychol.narod.ru/biblio.htm

  8. «Психологическая библиотека» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru


Тема 4. Мышление.

Практическое занятие № 4. (4 часа).

Цель: закрепить и систематизировать знания студентов о психическом процессе «мышление», его физиологических основах, операциях и формах проявления.

План:

  1. Основные положения теорий мышления Г. Сеченова, Л. С. Виготского, С.Л. Рубинштейна, П..Я. Гальперина, Г.С. Костюка.

  2. Операциональный состав процесса мышления (анализ - синтез, сравнение, обобщение - конкретизация, абстрагирование-индивидуализация).

  3. Стадии развития в онтогенезе (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

  4. Особенности эмпирического, теоретического, профессионального мышления.

  5. Природа индивидуальных отличий в мышлении.

  6. Индивидуально-психологические особенности мышления, обусловленные нейродинамическими факторами.

  7. Речь и мышление.

  8. Функциональные структуры второй сигнальной системы.

  9. Язык и сознание.

Анализ практических ситуаций:

9.1. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:
а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.

9.2. В какой из следующих ситуаций не представлена опосредованность мышления:
а) Определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки.
б) Хотя длина бикфордова шнура не превышала 1,5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.
в) Показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть.
г) Придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд код утерян навсегда.

9.3. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
г) Собирание ребенком конструктора.
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.
е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.
ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.
з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
и) Составление архитектором будущего плана постройки.
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
л) Решение учебной задачи новым способом.

9.4. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
д) Задание ученикам - найти сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

9.5. Определите виды речи, актуализирующиеся в следующих ситуациях. (Вариантов ответа может быть несколько.)

  • Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты.

  • Не застав друга дома, мальчик оставляет ему у соседей записку с просьбой позвонить.

  • Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой.

  • Подойдя к автобусной остановке, мужчина поинтересовался у окружающих, давно ли прошла «шестерка».

  • Мэр города обращается по радио к горожанам с призывом принять активное участие в субботнике.

  • Просматривая образцы обоев, супруги рассуждают, какие из них лучше подойдут для детской комнаты.

  • Ребенок после прогулки просит у мамы бутерброд.

  • Отец рассказывает сыну, как из бумаги можно сделать самолетик.

  • Продавец ручных пылесосов, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше.

  • Поздно вечером мама говорит сыну, что пора выключать телевизор и ложиться спать, иначе утром будет трудно вставать в школу.

Литература:

  1. Варій М. Й. Основи психології і педагогіки : Навч. посібник − К. : ЦУЛ, 2007. – 376 с.

  2. Веракіс А. І. Основи психології : Навч. Посібник − К. : РИФ, 2005. – 416 с.

  3. Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. – 108 с.

  4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. – М.: Кн. дом «Университет», 2002. – 400 с.

  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.

  6. Скрипченко О. В. Загальна психологія : Підручник − К. : Либідь, 2005. – 464 с.

  7. «Сборник психологических ресурсов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychol.narod.ru/biblio.htm

  8. «Психологическая библиотека» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru


  1   2   3

Похожие:

Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа) iconЗанятие №2. [1] Стр. 6-10;[2] Стр. 10-15 Тема классификация и характеристика...
В настоящее время различается более 150 видов сварочных процессов. Гост 19521-74 "Сварка металлов. Классификация" устанавливает классификацию...
Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа) iconЗанятие 1 «Общая характеристика чрезвычайных ситуаций и мероприятия...
Вопрос Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени. Основные понятия
Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа) iconТема №13 следственный эксперимент. Обыск. ЛИЧНЫЙ Обыск выемкА. Практическое...
Закрепить теоретические знания о нормативном регулировании и процессуальном порядке производства: следственного эксперимента, обыска...
Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа) iconКонтрольные вопросы 2 курс
Учебное занятие по физической культуре (виды учебных занятий, составные части, общая характеристика)
Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа) icon13. «Теория ограничений» (тос) Э. Голдратта: общая характеристика...
Тема 13. «Теория ограничений» (тос) Э. Голдратта: общая характеристика и основные принципы
Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа) iconВопросы для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по...
Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа) icon280302. 65  – Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи,...
Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа) iconПрактическое занятие № Системы защиты ДНК у прокариот. Репарация повреждений ДНК
Рассмотрение этих процессов очень важно с точки зрения проблемы сохранения целостности структуры ДНК в течение многочисленных поколений,...
Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа) iconА понятия информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи,...
Структуру и наиболее общие свойства информации, её поиск, хранение, передачу и обработку с применением ЭВМ
Тема Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Практическое занятие № (2 часа) iconТемы семинарских и практических занятий. Тема I. Введение в Безопасность...
Характеристика системы "человек среда обитания". Взаимодействие человека со средой обитания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница