Методика работы социального педагога с различными категориями семей.


Скачать 104.85 Kb.
НазваниеМетодика работы социального педагога с различными категориями семей.
Дата публикации08.07.2013
Размер104.85 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Психология > Литература
8 семестр

Занятие 1. Методика работы социального педагога с различными категориями семей.

Цель: определить цель, задачи, функции, содержание, формы и методы работы социального педагога с семьей; закрепить умения и приемы работы социального педагога с разными типами семей.

Теоретическая часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, какое значение для организации социально-педагогической деятельности имеет дифференциация семей?

2. Выделите общее и особенное в предложенных вам подходах к организации социально-педагогической работы с различными категориями семей.

3. «Почти все социально-психологические проблемы детства и молодежи замыкаются на проблеме семейного благополучия или неблагополучия». Докажите состоятельность или опровергните данный тезис.

4. На основе известных вам типологий семьи составьте обобщенную характеристику семей «группы риска».

Практическая часть.

1. Используя знания из курсов психологии, педагогики, социальной педагогики, разработайте сценарий деловой игры, которую можно использовать на родительском собрании - «Семья и социальные девиации личности».
2. Аннотация статей

Как работать с проблемной семьей // Социальная педагогика. – 2004. - № 2.
Работа с кризисными семьями: проект «Возвращение домой» // Социальная педагогика. - 2006 - № 1.

Литература

1. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи [Текст]. — М., 1996.
2. Бойко, В.В. Малодетная семья [Текст]. — М., 1990.
3. Буянов, М.Н. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст]. — М., 1988.
4. . Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1996.
5. Спиваковская, А.С. Как быть родителями [Текст]: О психологии родительской любви. — М, 1996.
6. Шилов, И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи [Текст]. — СПб., 2000.
Занятие 2. Методика и технология работы социального педагога в общеобразовательных школах.

Цель: раскрыть содержательную сторону функциональных обязанностей школьного социального педагога; определить особенности профессиональной деятельности школьного социального педагога по сплочению детского ученического коллектива.


Теоретическая часть.

Вопросы для обсуждения:
1. У каждого человека свой неповторимый социальный опыт школьных лет жизни.
Подумайте, каким образом в ваши школьные годы реализовывались функции школы, может ли школьный социальный педагог внести свой вклад в осуществление данных функций. В каком из типов социально-ориентированных школ вы хотели бы работать социальным педагогом и почему?
2. Подумайте, какие направления работы школьного социального педагога для вас могут быть самыми трудными в процессе их реализации, какие принесут наибольшее удовлетворение?
3. Какие методики вы, как социальный педагог использовали бы в своей работе для диагностики внутриколлективных отношений?
4.Вам предстоит на методическом объединении классных руководителей дать характеристику класса. Каковы основные параметры ученического коллектива, которые вы отразите в его характеристике? Приведите примеры из собственной школьной жизни, из практики.


Практическая часть.

1.Проведите социологическое исследование по определению уровня правовой культуры школьников разных классов, студентов педагогического колледжа, учителей и преподавателей. Выясните отношение респондентов к явлению «правового нигилизма».
3. Одно из направлений в деятельности школьного социального педагога — работа по сплочению коллектива воспитанников, развитию детского самоуправления. Предложите мероприятия по осуществлению данной работы.
3.Познакомьтесь с книгой ^ И.П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел». — М., 1989. Выпишите идеи, которые можно использовать в современных условиях?

Литература

1. Байбародова, Л.В., Рожков, М.И. Воспитательный процесс в современной школе [Текст]. —2. Немов, Р.С., Кирпичник, А.Г. Путь к коллективу [Текст]: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988.
3. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [Текст]. — СПб., 2000.
4. Фридман, Л.М., Пушкина, Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст]. — М., 1988.

Занятие 3. Методика работы в учреждениях дополнительного образования

Цель: раскрыть содержание и специфику деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного образования.


Теоретическая часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Хотели бы вы работать социальным педагогом в Доме творчества детей и молодежи? Какие направления своей профессиональной деятельности вы считали бы наиболее важными? Почему? В чем видите специфику их реализации в условиях учреждения дополнительного образования?
2. Особенности профессиональной деятельности социального педагога в учреждении дополнительного образования.
3. Какие идеи, методические разработки вы считаете возможным использовать в своей педагогической практике?


Практическая часть.

1. Разработайте и проведите тренинг для родителей, жалующихся на капризы и непослушание младших школьников.

Литература

1. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. — М., 2000.
2. От внешкольной работы — к дополнительному образованию детей [Текст]: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А.К. Бруднова. — М., 2000.
3. Фомина, А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель [Текст]. В 2 ч. — М., 1996.

Занятие 4. Методика и технология социально – педагогической работы с группами, детскими и молодежными объединениями и организациями.


Цель: раскрыть содержание и специфику деятельности социального педагога с группами, детскими и молодежными объединениями и организациями.

Теоретическая часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение «группа», изучив источники разных авторов. Какое место в деятельности социального педагога занимает работа с группой? 2. Подготовьте развернутую характеристику асоциальной неформальной самодеятельности несовершеннолетних. Определите проблемное поле деятельности социального педагога с данным типом групп.

3. Каковы возможные направления работы социального педагога с асоциальной группой?
4. Выделите линии взаимодействия социального педагога с представителями детских и молодежных объединений. Подумайте, как социальный педагог может содействовать развитию самоуправления, творческой инициативы в детских и молодежных объединениях.

5. Объединение – скауты. Каков, на ваш взгляд, социально-педагогический потенциал современных скаутских организаций на территории России?
Практическая часть.

1. Таблица - технологии организации групповой деятельности. Раскройте сущность данных технологий.


Технология

Сущность

КТД




Мозговой штурм (брейнсторминг)




Синектика




Дискуссия (круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание, техника аквариум)





Дополните предложенный перечень возможных технологий


2. Видео-ролики - Асоциальные молодежные субкультуры: история и современность (зарубежные и отечественные движения).

3. Интернет – источник.

3.1.Криминальная субкультура: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики. Или:

3.2. Скауты: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики, социальная направленность.

Составьте 7 вопросов к статьям по данной проблематике.

Литература

1. Борисов, И.Ю., Радзинский, Л.А. Зарубежные исследования молодежных субкультур [Текст]. — М., 1989.
2. Запесоцкий, А.С., Фаин, А.Л. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных объединений [Текст]. — М., 1990.
3. Моргун, В.Ф., Седых, К.В. Неформальные подростковые группы [Текст]. — Полтава, 1995.
4. Ольшанский, Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере [Текст]. — М., 1990.



Занятие 5.Методика работы в учреждениях интернатного типа.

Цель: выявить особенности профессиональной деятельности социального педагога в школе – интернате.


Теоретическая часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальное сиротство. Раскройте причины, факторы, последствия, сущность социально-педагогической помощи воспитанникам детского дома.

2. Познакомьтесь с должностными обязанностями социального педагога в учреждении интернатного типа. Подумайте, какие направления его работы для вас могут быть самыми трудными, какие принесут наибольшее удовлетворение?

2. Прочтите книгу Бориса Акунина «Азазель». Подумайте, почему одна из глав называется: «Глава седьмая, в которой утверждается, что педагогика — главнейшая из наук». Какие методы и технологии были использованы при организации жизнедеятельности системы детских домов?

Практическая часть.

1. Познакомьтесь с примерным планом работы социального педагога школы-интерната на учебный год. Отметьте основные направления деятельности социального педагога.
Составьте примерный план работы социального педагога в детском доме?

Литература
1. Детский дом семейного типа: проблемы, решения [Текст]. — М., 1992.
2. Иванова, Н.П. Детский дом — теплый дом [Текст]. — М., 1995.
3. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. — М., 1990.
4. Психолог в учреждении сиротского типа: опыт практической работы [Текст]. — М., 2000.


Занятие 6. Методика и технология работы в летних оздоровительных лагерях.

Цель: раскрыть содержание и специфику деятельности социального педагога в летних оздоровительных лагерях.

Теоретическая часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте принципы организации детского досуга в лагере.
2. Вспомните свой опыт жизни в летнем оздоровительном лагере. Проанализируйте его по следующим пунктам:

Какие принципы организации досуга детей реализовывались особенно успешно, какие — неудачно. С чем это было связано?
Какие возможные ошибки возникали в процессе формирования детского коллектива?
Какие методические приемы организации досуговых дел в лагере использовали вожатые?
Соблюдались ли требования к организации досуговых дел в лагере?

Практическая часть.

1. Разработайте проект социально-педагогической службы детского оздоровительного лагеря.
Литература

1. Позывные лета [Текст]: Калейдоскоп летнего отдыха детей. — М.; Ставрополь, 2000.
2. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей [Текст]. — М., 1999.
3. Шмаков, С.А. Дети на отдыхе [Текст]. — М., 2001.


Занятие 7. Методика и технология социально - педагогической работы в социуме.
Цель: раскрыть содержание и специфику социально – педагогической деятельности в социуме.

Теоретическая часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте характеристику СПК, покажите его преимущества с точки зрения организации социально-педагогической работы.
2. Раскройте роль деятельности социального педагога в организации и осуществлении уличной работы.

3. Выделите основные направления деятельности социального педагога по организации детского досуга.



Практическая часть.
1. Разработайте проект проведения благотворительной акции в поддержку малообеспеченных семей микрорайона.


Литература
1. Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства.

Занятие 8. Социально-педагогическая деятельность как социальное управление.

Цель: познакомить студентов с различными видами планов социального педагога; уточнить принципы их разработки; познакомить с теоретическими основами социально-педагогического проектирования.

Теоретическая часть.

Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте основные принципы планирования и формы планов, которые использует социальный педагог в своей профессиональной деятельности.

2. Охарактеризуйте процедуру проектирования и планирования социально-педагогической деятельности.

2. В чем специфика контроля социально - педагогической деятельности. По каким параметрам оценивается деятельность социального педагога. Выделите критерии эффективности работы социального педагога.
3. Перечислите перечень документации социального педагога.

Практическая часть
.

1. Разработайте памятку социальному педагогу образовательного учреждения «Отчетность и деятельность социального педагога».
2. Заполните таблицу - типы и методы проектирования.


Вид

Сущность

Поисковое проектирование




Нормативное проектирование




Методы




Матрицы идей




Вживание в роль




Аналогия




Ассоциации




Метод мозгового штурма




1. Внутришкольное управление [Текст]: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. — М., 1991.
2. Капустина, З.Я. Организация аттестации социальных педагогов общеобразовательных школ [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1999, № 2.
3. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой [Текст]. — Челябинск, 1978.
Занятие9. Технологии посредничества, волонтерства.

Цель: определить сущность и назначение технологии посредничества и волонтерства; сформировать профессиональные умения по определению системы посреднической и волонтерской деятельности с детьми.


Теоретическая часть.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем сущность посреднической деятельности? В чем, по - вашему мнению, заключается посредническая функция социального педагога образовательного учреждения; интернатного учреждения; учреждения пенитенциарной системы?

2. Раскройте формы посредничества, которые применяются в социально-педагогической практике.

3.. Как вы думаете, может ли социальный педагог принимать участие в допросе или иных процессуальных действиях по делу несовершеннолетнего?

4. Обоснуйте необходимость и охарактеризуйте возможности работы социального педагога с добровольными помощниками из числа детей и взрослых.
Практическая часть.

1. Социальному педагогу необходимо знать содержание следующего перечня документов. Дайте краткое содержание перечисленных документов.



Название документа

Краткое содержание

Конвенция о правах ребенка




ФЗ от24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»




ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»




ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»




ФЗ от 24.07.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»




Указ Президента РФ от 05.05.92 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»





Литература

  1. Никитина, Н.И., Глухова, М.Ф. Методика и технология работы социального педагога [Текст]. – М., 2005.

  2. Технология социальной работы [Текст] / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2002.

  3. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]. – М., 2008.

Похожие:

Методика работы социального педагога с различными категориями семей. iconТема: «Инфраструктура социально-педагогической деятельности: особенности и закономерности»
Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2002
Методика работы социального педагога с различными категориями семей. iconТема: Взаимодействие социального педагога с родителями. Формы и методы работы с семьёй
Деятельность социального педагога с семьями находящимися в социально опасной ситуации (неблагополучными семьями)
Методика работы социального педагога с различными категориями семей. iconКурс понедельник 11 февраля 30 11. 00 Право в образовании (л) доц. Савина Т. А. 11. 10
Методика и технология работы социального педагога (л) проф. Сморчкова В. И. (ул. Радио, 10А)
Методика работы социального педагога с различными категориями семей. iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога»
Сущность педагогической и социально-педагогической деятельности. Содержание и задачи социально-педагогической деятельности
Методика работы социального педагога с различными категориями семей. iconПлан Понятие семьи в теории социальной работы. Функции и типы семей
Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. – М., 2003
Методика работы социального педагога с различными категориями семей. iconДетские и молодежные организации в системе средств 
...
Методика работы социального педагога с различными категориями семей. iconПрограмма государственного экзамена по дополнительной специальности «Педагогика и психология»
Педагогика и психология, предъявляемым к профессиональной подготовленности специалиста – социального педагога, педагога-психолога,...
Методика работы социального педагога с различными категориями семей. iconИсследование особенностей этического поведения социального педагога

Методика работы социального педагога с различными категориями семей. iconПрофессиональная готовность социального педагога к работе с детьми риска школьной дезадаптации

Методика работы социального педагога с различными категориями семей. icon1 неделя социальная педагогика
Институализация профессиональной деятельности социального педагога (л) проф. Сморчкова В. П
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница