Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие


Скачать 128.16 Kb.
НазваниеПрофилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие
Дата публикации08.07.2013
Размер128.16 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
Семинарское занятие 2-3

Профилактика агрессивного поведения подростков

Вопросы для изучения:

1. Агрессивное поведение и насилие.

2. Условия и причины формирования агрессивного поведения личности.

3. Агрессия и делинквентное поведение.

4. Социально – психологическое воздействие: профилактика, коррекция.
1. Составьте словарь терминов по изучаемой проблеме: агрессия, агрессивные влечения, аффект, бешенство, враждебная агрессия, враждебность, драйв, деструктивность, делинквентность, зависть, злость, инструментальная агрессия, насилие, ненависть, раздражение, садизм, спонтанная агрессия, экстремизм, фрустрация, ярость,

^ 2. Вопросы (устно):

1. Среди мальчиков подросткового возраста распространены жестокие, сопряженные с физическим насилием командные игры, в которых, согласно одной из теорий, накопленная агрессия канализируется социально одобряемым способом или сублимируется. Объясните проявление агрессия, опираясь на научную теорию.4

2. Существует достаточно много исследований, в которых установлена зависимость между агрессивностью подростков и просмотром ими теле- и кинофильмов со сценами насилия. Подумайте, подростки научаются агрессивному поведению, глядя на экранных героев, или закономерность обратна: более агрессивные зрители выбирают соответствующие их характеру фильмы?

3. Известно, что демонстративные личности склонны к суицидальным действиям. Как это соотносится с тем фактом, что по данным исследований наблюдается отрицательная корреляция между уровнем аутоагрессии и демонстративностью?4

4. Охарактеризуйте типы агрессии и формы насилия.3

5. Раскройте причины подростковой агрессии.

6. Составьте психолого-педагогическую характеристику агрессивного поведения школьников. 3

^ 3. Аннотация статьи.

1. Маханько А.М. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми // Соц. работа 2008, № 4., С. 5

Акценты:

- Раскройте эффективные предупредительные меры защиты детей от насилия.

- Назовите имя основателя Международного сообщества по предупреждению насилия и пренебрежения детьми.

- Какой вклад внесли Кофи Аннан, Э.К. Капитонова, А.К. Воднева по предупреждению насилия над детьми?

- Опишите комплексную поддержку и реабилитационные меры относительно ребенка, испытавшего насилие.
^ 4. Продолжите таблицу. Психологические теории, объясняющие агрессивное поведение.3


Авторы концепции

Сущность концептуального подхода

^ Психолого-биологические теории

Психолого-биологические теории

1. Антропологическая теория

(Ч. Лоброзо)

Агрессия – врожденное, передающееся по наследству качество.

Особое строение черепа, преступники родители-преступники - дети

2. Теория инстинкта

(К.Лоренц)




3. Теория фрустрации (Д.Долард)




4. Теория развития

(А. Бандура, Д. Уолтерс)




5. Теория влечения

(З. Фрейд)




Социологические теории

Социологические теории

1. Теория аномии

(Э. Дюркгейм, Р. Мертон)




2. Теория субкультур

(С. Ламнек)




3. Теория социального научения

(А. Бандура)




4. Теория стигматизации (Т.Шефф)




5. Теория индивидуализации

(А.Адлер)




6. Теория деятельности

(Р.Додж, С. Крик)




7. Ролевая теория

(Д.Майерс)






^ К 3 СЕМИНАРУ
5. «Я - социальный педагог».

А) Проведите анкетирование подростков по методике неоконченных предложений

Ситуации по проблеме насилия3

«Твоя реакция, если…»

(рабочий листок для учащихся).

  1. Во время перемены или после уроков группа ребят играет в футбол и отказывается принимать тебя в свой круг.

  2. Ты пришел с новой прической в школу и был осмеян одноклассниками и учителями.

  3. Одноклассник толкает тебя, когда ты стоишь в очереди в столовую.

  4. Твой приятель постоянно пытается вовлечь тебя в шуточный «бойцовский поединок», даже когда ты совсем не в настроении играть.

  5. Кто-то из знакомых оскорбляет членом твоей семьи.

  6. Старшеклассник просит одолжить ему небольшую сумму денег.

  7. Из твоих рук некто выхватывает булочку или шоколад.

  8. Ты желаешь присоединиться к разговору, а тебе дают понять, что не хотят с тобой разговаривать.

  9. Шутки ради некто ставит тебе подножку или убирает стул. На который ты садишься.

  10. На уроке во время твоего ответа кто-то шепчется за спиной.

  11. Вследствие допущенной ошибки при ответе на вопрос ты был осмеян всем классом.

  12. Некто резко закрывает перед тобой дверь.


Составьте подробный анализ проведенного анкетирования.
Б) Вас пригласили на родительское собрание. Разработайте методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения детей и подростков.3

^ В) Составьте кластер – «Барьеры становления и проявления агрессивного поведения личности подростка».3

Литература:

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.

2. Гюттенбюль А. Зловещее очарование насилия. – СПб, 2000.

3.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс / Е.В. Гребенкин. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006.

4. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.

5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб, 1996.

6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М – Воронеж, 1996.

Семинарское занятие 4

Профилактика и коррекция аддиктивного поведения: алкогольная зависимость.
План:

  1. Алкогольная зависимость как вид девиантного поведения: сущность, содержание.

  2. Причины, факторы алкогольной зависимости.

  3. Психологический портрет подростка.

  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.

  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции алкогольной зависимости.


1. Словарь: алкогольная зависимость, абстинентный синдром, эйфория, атарактическая мотивация, мотивация с гиперактивацией, сублимиссивная мотивация, прсевдокультурна мотивация2 (Стр.309).

2. Вопросы:

  1. Охарактеризуйте 4 фазы алкогольной зависимости: начальная, предупреждающая, решающая и конечная.

  2. Опишите психологические особенности семей алкоголиков3.

  3. Составьте психологический портрет ребенка, живущего в «алкогольной» семье3 .

  4. Охарактеризуйте деятельность социальных институтов общества по преодолению пьянства и алкоголизма.

  5. Покажите опыт социальных служб (по месту своего жительства, работы, учебы) по борьбе с пьянством и алкоголизмом.

  6. Что Вам известно из зарубежного опыта борьбы с пьянством и алкоголизмом?

^ 3. Заполните таблицу. Психологические исследования, объясняющие алкогольное поведение.


Авторы исследований

Сущность концептуального подхода

М. Бэкон




Хьел Л., Зинглер Д.




Г. Барри




М.М. Буркин, С.В. Горанская




Н.С. Курек




Я. Гилинский




А.Е. Личко и В.С. Битенский




Б.С. Братусь




Ц.П. Короленко и Дмитриева Н.В.





4. «Работа с периодикой».

Рецензия на статью

Битти М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости // Физкультура и спорт.1997. Вып.4 С.17-29.
Литература:

1. Пятницкая И.Н. возможности ранней профилактики алкоголизма и токсикомании // Алкоголизм т неалкогольные токсикомании у несовершеннолетних. – М, 1979.

2. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.

3. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990.

4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Прект; Трикста, 2005., С.128-139.
Семинарское занятие 5

Профилактика и коррекция аддиктивного поведения: наркотическая зависимость.
План:


  1. Наркотическая зависимость как вид девиантного поведения: сущность, содержание

  2. Причины, факторы наркотической зависимости

  3. Психологический портрет подростка

  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.

  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции наркозависимости.


1. Словарь: абстинентный синдром, со-зависимость, наркотическая зависимость, химическая зависимость, деградация, кайф, эйфория, эмансипация, депрессия, психостимуляторы, галлюциногены, трансситуативность (устойчивость), любопытство, резидуальное (остаточное) органическое поражение головного мозга, сикерсы, хэдсы.

^ 2. Устно – вопросы:

  1. В чем Вы видите причины масштабного распространения наркомании и токсикомании в стране?

  2. Раскройте мотивы первичного употребления наркотиков: атрактический, субмиссивный, гедонистический, гиперактивный, превдокультурный, познавательно-исследовательский.

  3. Охарактеризуйте уровни наркотизации: психическая зависимость, физическая зависимость, психическая и физическая деградация (по А.Е. Личко).

  4. Как, по-вашему мнению, повлиял на российских подростков для определенной части молодежи культовый фильм «На игле», который был отражением так называемой «героиновой моды»?

  5. Многие подростки, в том числе жители Санкт – Петербурга, в конце XX века начали употреблять дикорастущие галлюциногенные грибы, но не с целью «поймать кайф», а якобы для того, чтобы расширить сознание, ссылаясь при этом, например, на теории Т. Маккены. Как можно расценить подобное поведение с точки зрения психологии?

  6. Укажите последствия приема употребления психоактивных веществ3 (С. 317).

  7. Продолжите мысль – Человек будет иметь психологический иммунитет против химической зависимости, если он…

  8. Покажите на конкретных примерах деятельность различных социальных институтов по предупреждению и уменьшению масштабов наркомании и токсикомании в стране.

  9. Что Вам известно о зарубежном опыте работы с наркоманами и токсикоманами? Покажите, как осуществляется международное сотрудничество по борьбе с наркоманией и токсикоманией.


3. Таблица. Психологические теории, объясняющие наркозависимое поведение.


Авторы концепции

Сущность концептуального подхода

С.Блатт




К. Меннингер




Т. Виллс




В.Д. Менделевич




К. Штайнер




А.Е. Личко и В.С. Битенский




Ц.П. Короленко и Т.А. Донских





^ 4. Составьте диаграмму – факторы наркозависимого поведения




5. Работа в группах: видеорепортаж – «Психолого-педагогическое сопровождение подростка с наркозависимым поведением».
^ 6. Решение ситуации.

Два наркомана, Дима и Петя, пятнадцати лет. Дима - из благополучной высокообеспеченной семьи. Отец - генерал. Мать - дочь генерала, всю жизнь посвятила сыну, семье. Никогда не работала, занималась домом, воспитанием Димы. Ребенка держала в строгости и очень заботилась о его развитии: английский, музыка, математика - этим мальчик занимался дополнительно с учителями, остальные уроки мать контролировала сама. И, конечно, организация свободного времени Димы: чем заняться, с кем дружить, куда пойти, какие передачи по телевизору смотреть - все решала мама. И

все было хорошо - до 13 лет. А потом Дима «как с цепи сорвался». Петя отца своего не знал. Мать работает проводницей, часто в отъезде. Петя до пятого класса был в интернате, а потом мать забрала его домой и отдала в обычную школу. Уж очень обижали его в интернате мальчишки: дразнили, отнимали еду, били. Петя безответный был, не умел постоять за себя. Дома ему сначала было страшно одному оставаться, он чувствовал себя заброшенным и никому не нужным. Но потом понравилось. Когда мама уезжала, к Пете приходили старшие ребята со двора. Они приносили еду, выпивку; курили, играли в карты, смеялись. Весело было, хорошо! Потом и Дима стал приходить к Пете. Даже ночевать оставался, когда в очередной раз с родителями поругается и из дома сбежит. А однажды кто-то из старших ребят принес «начинку» для сигарет. Всем было интересно узнать, что такое кайф. Пустили по кругу «косячок»…

Чем объяснить, что мальчики из таких разных семей оказались в одной компании, где стали употреблять наркотики? Какой тип воспитания был в семье Димы и какой у Пети? Какие сходные черты характера, свидетельствующие о личностной предрасположенности к аддиктивному поведению, сформировались у Димы и Пети в силу особенностей их воспитания? Предложить программу работы с данным случаем.

Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
^ 7. Реферирование параграфа – пути предупреждения психоактивных веществ среди подростков3 (С.317 - 318).
Литература:

1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб., 2003.

2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.

3. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.

4. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990.
Семинарское занятие 6

Профилактика и коррекция пищевой зависимости.
План:


  1. Пищевая зависимость как вид аддиктивного поведения: сущность, содержание

  2. Причины, факторы пищевой зависимости

  3. Психологический портрет подростка

  4. Диагностика, методы и приемы профилактической и коррекционной работы.

  5. Рекомендации социального педагога родителям по профилактике и коррекции пищевой зависимости.



1.Словарь: агрессия, невротическая анорексия, невротическая булимия, депрессия, фрустрация, гиперфагия, когнитивно-поведенческая терапия, суггестия, гипносуггестивные методы (директивный и эриксоновский гипноз), аддиктология.



2. Вопросы:

  • Обозначьте факторы, способствующие формированию пищевой зависимости

  • Перечислите сознательные и бессознательные модели аддиктивного поведения

  • Каковы ведущие характеристики пищевой зависимости?

  • Как вы думаете, почему пищевые аддикции встречаются чаще у женщин, чем у мужчин?

  • Как вы думаете, почему пищевые аддикции очень часто сопровождаются расстройством настроения, главным образом депрессией?

  • Охарактеризуйте 4 вида гиперфагии (переедания): приступообразный, постоянный, ненасытный, «обжорство»1.

  • Составьте психолого-педагогический портрет людей, страдающих пищевыми аддикциями1.


3. Таблица. Психологические теории, объясняющие пищевые аддикции1.


Авторы концепции

Сущность концептуального подхода

С. Бояджиева и М. Ачкова




М. Пельчат




А. Морабиа




Дж. Рассел




К.Дэвис и Дж. Кларидж




М.В. Коркина




В.Д. Менделевич




М.Г. Чухрова и В.П. Леутин




А.Е. Личко




Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева





4. «Сенсационные факты – слайд – шоу – «Люди, страдающие невротической булимией».
^ 5. Подготовьте мини-сообщение на одну из тем:

А) «Шоколадная аддикция или Шокоголики»

(можно обратиться к статье В. Ди. Марцо - журнал «Nature», опираться на теорию П. Роджерса и Х. Смита)

Б) «Кофеманы»

В) «Идеал женской красоты в исторической ретроспективе»
6. Постройте кластер «Методы профилактики и коррекции пищевой аддикции».

Каждому методу дайте краткую характеристику.
Литература:

1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. – СПб.: Речь, 2010.

2. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: учеб.- метод. Пособие.- М., 1998.

3. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2000.

Похожие:

Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие iconТеоретические вопросы и практические задания для подготовки к государственному...
Поведение потребителей. Значение изучения поведения потребителей для предпринимательской деятельности
Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие icon1. Хозяйственные отношения в Древней Руси
Самые первые правила человеческого поведения, прежде всего, были направлены на ограничения агрессивного поведения, сохранение человеческого...
Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие iconИ. А. Арташина Поведение потребителей
В учебном пособии изложены основные факторы поведения потребителей, модели поведения потребителей и методы воздействия на поведение...
Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие iconПримерные вопросы для контроля знаний по дисциплине «социально-педагогическая...
Современное состояние и тенденции в развитии форм девиантного поведения в Республике Беларусь
Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие icon1. Теоретические основы изучения покупательского поведения
Поведение потребителей как область маркетинга изучает процесс выбора товаров, услуг, идей или опыта их приобретения и распоряжения...
Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие iconОсновные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид
Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление...
Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие iconВопросы к экзамену по дисциплине «социально-педагогическая профилактика»
...
Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие iconМетодические рекомендации для преподавателя к семинарскому занятию...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет...
Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие icon29. Профилактика социальной и педагогической запущенности дезадаптивного...
...
Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения: Агрессивное поведение и насилие iconОрганизационное поведение как наука
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница