Психологические методы анализа литературного произведения


Скачать 82.01 Kb.
НазваниеПсихологические методы анализа литературного произведения
Дата публикации02.04.2013
Размер82.01 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

(Ключевые слова: психология, восприятие, ощущение, бессознательное, психоанализ, архетип)
Причины возникновения таких методов – антропологический поворот, который отмечается с последней трети 19-го века и доныне. Он характеризуется вниманием представителей гуманитарных наук (историков, философов, филологов и др.) к сложному внутреннему миру отдельной личности, а не к нации, коллективу, человеческой массе в целом.

Представители общей психологии видели в художественном произведении только материал для наблюдений и иллюстраций научных положений, то есть сугубо прикладной аспект. Например, К. Леонгард в работе «Акцентуированные личности» в основном «примеряет» психофизиологические категории на различных литературных героев. Так, иллюстрацию болезненной рефлексии, самокопания и нерешительности он видит в образе Гамлета, добродушие и сангвинико-пикнический тип темперамента обнаруживает в Пантагрюэле, болезненную восторженность усматривает в рыцарских поступках Дон Кихота и т.д. Конечно же, подобный подход не имеет ничего общего с литературоведческим анализом.

^ Западная психологическая школа гуманитарного направления конца 19-го – начала 20-го вв. представлена следующими именами: В. Вундт, Э. Гроссе, Э. Эннекен и др. Последний выдвинул идею соединения эстетического и социологического аспектов исследования произведения искусства и даже предложил термин «эстопсихология», объединяющем эти начала.

В России в конце 19-го в. появляется Харьковская лингвистическая школа. Ее основатель – А.А. Потебня (1835-1891), русский и украинский филолог. Его интересовали психологические основы языкового творчества, и свой метод он называл «психологическим», хотя ак. А.Ф. Лосев впоследствии определил его скорее как конструктивно-феноменологический. Основные работы А.А. Потебни – «Мысль и язык», «Эстетика и поэтика», «Слово и миф» и др.

Потебня создает учение о внутренней форме слова преимущественно на славянском материале. В своей теории он опирался на концепцию немецкого филолога В. Гумбольдта (1767-1835). Язык, по В. Гумбольдту – непрерывный творческий процесс, а не стабильная данность. А внутренняя форма слова в языке – выражение миросозерцания народа, которое складывается под воздействием исторических и географических реалий.

Последователь Гумбольдта, Потебня видит в слове единство звуков, которые создают определенный образ, характерный для данной ментальности, и определенное представление о вещи (предмете). Такой образ, согласно концепции Потебни, есть некая «свернутая метафора». Предметно-образное соотношение формируется веками в глубинах народной жизни.

Слово-образ, полагал Потебня, указывает на содержание, намекает на идею, концепт того или иного понятия (представления о вещи, референте). Так, «окно» связано с идеей зрения, видения и восходит к человеческому «оку»; нежная «голубка» – к глаголу «голубить», «ласкать» и т.д. Слово, таким образом, не постулирует мысль, не фиксирует ее, но направляет.

Автор не всегда может предугадать воздействие слова на реципиента (читателя, слушателя) Дело в том, что во внутренней форме слова образуют единство фонема, семема и морфема. А это единство складывается на протяжении всего национально-исторического развития. Вот почему оно порой получает отклики в душах прежде, чем мы подключаем аналитику или рефлексию слова-понятия.

В центре данной концепции – идея восприятия. Ценность концепции в том, что ученые признали многозначность образа, возможность различных его толкований, неоднозначность аналитических подходов.

Особый подход к анализу литературно-художественного произведения обнаруживает психоаналитическая школа, которая опирается на учение о подсознании крупнейшего австрийского психиатра того времени З. Фрейда. Бессознательное, по Фрейду, есть сгусток инстинктов самосохранения, а именно, страха, агрессии как следствия страха и продолжения рода. Последний несет колоссальный заряд энергии и связан с либидо – индивидуальным сексуальным бессознательным). Одним из значимых методологических источников понимания эротической символики искусства, указывает современный исследователь В.В. Бычков, стала работа Фрейда «Толкование сновидений» (1900). Фрейд изучал бессознательное при помощи метода гипноза, метода свободных ассоциаций и толкования сновидений. Забегая вперед, заметим, что в поэтике сюрреализма появится целый «толковый словарь» символики сна (падения, полета, огня, оппозиции острого-тупого и т.д.).

Во всех штудиях Фрейда (а он исследовал творчество Л.да Винчи, Шекспира, Гете, Гофмана и др.) личность художника испытывает двойной гнет, двойное давление. Первое связано с мощным природным, естественным началом, которое властно манит человека. Это мир любви и человеческих страстей, «зов предков», стремление к нарушению норм и навязанных обществом табу. Второе представлено собственно культурным слоем – социальным, нормированным, утесняющим человеческие инстинкты. Художественная культура и религия, согласно фрейдовской концепции, суть формы сублимации сексуальности. Человек, в особенности творческая личность, вынужден подавлять в себе природные инстинкты агрессии и сексуальности, что приводит к внутренней дисгармонии и вместе с тем создает психологические предпосылки для творчества (ср. пушкинское: «ушла любовь – явилась муза»). Кроме того, в поведении взрослого человека сохраняется на подсознательном уровне опыт ребенка. Если он негативен, то это накладывает отпечаток и на поведение взрослого человека.

За вклад в развитие науки о литературе З. Фрейд был удостоен высшей литературной награды Германии – премии Гете.

^ Психоаналитическая школа Запада конца 19-го – начала 20-го вв. представлена именами З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Н. Фрая, А. Бергсона.

А. Адлер (1870-1937), ученик и последователь Фрейда, является представителем школы индивидуальной психологии. Он не принимал категоричности фрейдовской позиции относительно того, что между сознанием и бессознательным лежит пропасть. В противовес он выдвигает теорию «воли к власти», то есть способности человека выходить из тупиковых ситуаций, прежде всего психологических.

У другого ученика Фрейда, К.Г. Юнга (..), также глубинные формы бытия не сводятся к простейшему индивидуальному сексуальному (либидо). За пределами бессознательного «Я» лежит коллективное бессознательное «МЫ». «Опиравшийся на психоанализ К.Г. Юнг, – пишет В.В. Бычков, – считал, в отличие от фрейдистов, что в основе художественного творчества лежит не столько индивидуальное, сколько «коллективное бессознательное»; в искусстве находят символическое выражение не вытесненные либидозные влечения художника, но древние архетипы, в закодированном виде сохранившиеся в психике каждого человека».

Архетип, по Юнгу, – не конкретный образ, а некая «осевая решетка кристалла», в нем всё только намечено, но не зримо выявлено. Архетипы (или древнейшие образы, первообразы) проступают во сне, в бреду, в галлюцинациях и видениях, то есть в те моменты, когда контроль человека над своим сознанием ослаблен. Архетипы присутствуют и психике животных, но там они связаны по преимуществу с инстинктуальной сферой и замыкаются на основных моментах их существования – страхе, агрессии, чувстве удовлетворения голода и продолжения рода. Животные с высокоразвитой психической деятельностью также видят сны и переживают в них древнейшие архетипические состояния. Вместе с тем отсутствие второй сигнальной системы (речи) не позволяет животному оформить виденное в словесные конструкции, пересказать другому, попытаться расшифровать сон, придать ему некое символическое значение и пр. Иными словами, животное лишено долгосрочной образно-эмоциональной и эстетической памяти и не способно наращивать над сном (видением, галлюцинацией и т.д.) символический купол. Это под силу только человеку с его творческим началом.

^ Современное состояние психоаналитических штудий. Психоаналитический метод нашел применение в современной философии и психолингвистике. Наиболее активно прибегают к нему сегодня во Франции. Именно французская культура продолжает широко поддерживать психоанализ как важнейшую часть философии, антропологии, психиатрии, психологи и педагогики. В 1960-е годы юнгианские концепции развивал философ и культуролог Г. Башляр, а затем психоаналитический подход к языку и искусству применили структуралисты – К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Рикарду, Р. Барт и др. В литературном произведении и языке они усматривали некие бессознательно унаследованные психические структуры, универсальные правила, а само произведение искусства определяли как абсолютную автономную реальность, возникшую на базе этих правил. В 1970-80-е гг. происходит перетекание структурализма в постструктурализм и постфрейдизм. Такие ученые, как Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делёз, Ю. Кристева пользуются как традиционным категориальным психоаналитическим аппаратом, так и новыми понятиями: бессознательное, либидозность, язык, текст, письмо, ризома, шизоанализ и т.д. Понятие шизоанализа наравне с шизофреническим дискурсом (термин ввел Ф. Гваттари) функционирует теперь вместо психоанализа. Ж. Делёз и Ф. Гваттари полагают, что шизофрения отдельного человека может быть рассмотрена как аналог «разорванности» общества. «Нормальность» же понимается Делёзом как социальный компромисс, результат некой культурной конвенции (общество принимает определенные правила и законы, выполнение которых обеспечивает «нормальность»). Художник – всегда «болен», он выламывается из социума, из цивилизации, но одновременно является и «врачом» общества, ибо искусство, некогда отпочковавшись от религии, сублимирует страх смерти, а следовательно, выполняет сакральную функцию.

Психоаналитическими категориями оперирует и литературоведческая школа критиков Буффало (начала работать с 1970 г. при Центре психологического изучения искусства в университете г. Буффало, штат Нью-Йорк). В отличие от традиционного психоанализа, который сосредоточен на подсознательной деятельности писателей/поэтов и их литературных персонажей, школа уделяет внимание подсознанию читателя: по мнению исследователей, тематическое содержание произведения бессознательно оформляет сам читатель, исходя из своего субъективного опыта. Представители школы критиков Буффало – Д. Блейх, М. Шварц, Н. Холланд и др.

^ Что ценно в психоанализе? – то, что исследователи обратились не только к официальной стороне сознания писателя и/или его персонажей, но ко всей психике в целом, и, прежде всего – к глубинам бессознательного. Этим достижением психологии активно и продуктивно воспользовались крупнейшие художники (Л. Толстой, Г. де Мопассан, А. Чехов, М. Пруст, Дж. Джойс, Т. Манн, Д. Голсуорси и мн.др.). Художественные образы приобрели невиданную доселе глубину и убедительность психической жизни. Художники смогли продемонстрировать тончайшие психические нюансы и мотивировки человеческих поступков. Если же говорить о литературоведах, которые стали приверженцами психоаналитической школы, то они получили новый методологический инструментарий. Одним из крупнейших представителей этой школы в российской науке считается Л.С. Выготский, а его книга «Психология искусства» по-прежнему актуальна.

Вместе с тем психоаналитический метод таит в себе и опасность упрощения – слишком велико искушение свести все происходящее в произведении исключительно к сексуальности или, что уже совершенно поверхностно и недопустимо, – к идентификации автора и персонажа. Именно таким поверхностным и бездушным психоаналитиком представлен в романе А. Мердок «Черный принц», некто Марло, который пытается подверстать все поступки главного героя, Брэдли Пирсона, под модные, но предельно упрощенные психоаналитические модели.

Применение психоаналитического метода или его элементов при анализе литературно-художественного произведения требует от исследователя достаточно глубоких знаний в этой области – основных работ З. Фрейда (в том числе таких специальных исследований, как «Художник и фантазирование», «Леонардо да Винчи и память его детства». «Достоевский и отцеубийство» и др.), К.Г. Юнга («Искусство и творческое подсознательное», «Психология и поэзия»), Н. Фрая («Анатомия критики» и др.), А. Бергсона. Следует видеть и различать сознательную установку автора (писателя) на воспроизведение психоаналитических приемов, с одной стороны, и применение исследователем психоаналитических методик по отношению к любому произведению искусства – с другой. Именно второй случай дает повод говорить о собственно психоаналитическом методе, в то время как первый порой всего лишь отражает увлеченность художника достижениями психоаналитики. Такое увлечение было характерно для литературы и искусства конца 19-го – начала 20-го вв. Вместе с тем крупнейшие мастера литературы и искусства этого периода, обогащенные новыми открытиями в области психологии и психиатрии, создавали глубокие выразительные образы – М. Пруст и А. Жид, сюрреализм в целом (Франция), Дж. Джойс, Д.Г. Лоуренс и В. Вулф (Великобритания), Г. Гессе и Т. Манн (Германия), Г. Стайн, Дж. Дос Пассос, У. Фолкнер и Э. Хемингуэй на раннем этапе творчества (все – США).

Любопытно, что некоторые ученые-психоаналитики сегодня являются и авторами захватывающих остросюжетных произведений. Таковы рассказы французского психоаналитика и писателя Ф. Гантерэ, которые пользуются огромной популярностью.

Похожие:

Психологические методы анализа литературного произведения iconАнализ эпизода литературного произведения
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые приведены...
Психологические методы анализа литературного произведения iconЧто нужно знать о художественном произведении
Композиция построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое
Психологические методы анализа литературного произведения iconКраснодарский колледж управления, техники и технологий
Методы детерминированного факторного анализа и математические методы экономического анализа
Психологические методы анализа литературного произведения iconЦокотуха
Опыт исследования известного литературного произведения с необычной точки зрения
Психологические методы анализа литературного произведения iconКак классифицируются методы менеджмента?
К какой группе относятся экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы? В чем их особенность?...
Психологические методы анализа литературного произведения iconБилеты к экзамену по истории русского литературного языка
Понятие литературного языка. Литературный язык и диалект два объекта исторического языкознания. Признаки современного литературного...
Психологические методы анализа литературного произведения iconПримерный план анализа художественного произведения

Психологические методы анализа литературного произведения iconАнализ финансовых результатов деятельности предприятия
Финансовый план является источником анализа финансовых результатов, исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского...
Психологические методы анализа литературного произведения iconПрограмма дисциплины "Аналитическая химия"
Виды анализа: изотопный, элементный, структурно-групповой (функциональный), молекулярный, вещественный, фазовый. Химические, физические...
Психологические методы анализа литературного произведения iconПрактические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница