1. предмет психологии и его трактовка в истории науки


Название1. предмет психологии и его трактовка в истории науки
страница1/14
Дата публикации08.07.2013
Размер1.84 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1. предмет психологии и его трактовка в истории науки. А) Душа как предмет науки 1.Античная психология. Представления о предмете психологии развивались в рамках философских учений о душе. Задачи – этические, абстрактно-познавательные, воспитательные. Метод – спекулятивные рассуждения. Первобытное понимание души: это особо тонкий материальный предмет (начало), которое соединено с телом, но способно отделяться от тела. Душе приписывались голос, видимый облик, ничтожный вес, возможность быстро перемещаться в пространстве. Потеря сознания, обморок – временное отделение души от тела. Смерть – отступление души от тела. В античности не было единого учения о душе. Два главных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) - психическую жизнь рассматривают исходя из естественных причин, но при этом впадают в упрощение и уплощение рассматриваемого предмета и идеализм (Платон, Аристотель) - рассматривают ее как несводимую к механистическим взаимодействиям реальность, в частности активность и моральность человека, но при этом никак ее не объясняют. Главный тупик – душа признавалась главной причиной – первопричиной движения (жизни). Вопрос о детерминации самой души не ставился. Демокрит: Душа - образование из атомов. Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из мелких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Платон (находился под влиянием Сократа). Душа и тело - разные вещи. Душа - вечна, она есть часть мира идей. Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-либо субстанции. Аристотель. Душа (психика) - организующее начало в теле. Тело и душа взаимосвязаны. Душа - форма, способ организации живого тела. Последнее - одушевлено, душа делает его живым (Аристотель - виталистБ) Сознание как предмет психологииКонец 18 в. - развитие естествознания - окрепло строго причинное мировоззрение. Попытка перейти к новым эмпирическим методам. Порождение нового объекта и предмета. Происходит выделение учения о психическом из учения о душе. Нужно было выделить критерий отличия психического от непсихического. Таким критерием стало сознавание (отождествление психики и сознания) –Декарт. Сознание (дух) - мир духовного, мышления (чувства, побуждения ....). Г.И.Челпанов – предмет психологии то, что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.е. внутренний опыт). Метод самонаблюдения.Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Психология должна изучать все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт. Метод интроспекции. В других направлениях (функционализм, структурализм, ассоциативная психология) были описаны разные элементы сознания (ощущения, образы, умозаключения); неоднородность сознания (фокус, периферия); произвольные и непроизвольные процессы в сознании; поток и объем сознания. Титчнер.В) Поведение как предмет психологии Изучение не психики в поведении, а поведения. Метод – эксперимент. Задачи – формирование навыков, предсказание поведения. Этот подход основывался на том, что изучено научно может быть только то, что может быть зарегистрировано.Г) Бессознательное. Психоанализ. Метод – свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ психопатологии обыденной жизни. Задача – терапия.Д) Деятельность. Психику нельзя изучать отдельно от деятельности. Метод – генетико-формирующий. Задачи – проблемы формирования, генетические и развивающие. П.Я.Гальперин – конкретизация – ориентировочная деятельность (исходя из предлагаемого критерия психического).Е) Познавательные процессы. Когнитивная психология. Метод – моделирование. Задача – создание разных видов искусственного интеллекта. Для понимания поведения необходимо обратиться к внутренним опосредующим процессам, прежде всего когнитивным.Ж) Личность. Гуманистическая психология. Метод – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности. Задача – психотерапия.З) Неформализуемые процессы. Выделено на основе кибернетических исследований. Человек источник интерпретации значений внешнего стимула, поэтому есть элементы психики, которые не подлежат кибернетическому моделированию. Такие элементы и должны быть преимущественно предметом психологии.Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

^ 2. Методы психолого-педагогического исследования.

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым.

Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные.

  1. К организационным методам ученый отнес:

    • сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;

    • лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

    • комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

  2. К эмпирическим:

    • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); психодиагностический метод;

    • анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); моделирование; биографический метод.

  3. По способу обработки данных

  4. К интерпретационным

    • генетический (фило- и онтогенетический) метод;

    • структурный метод (классификация, типологизация и др.).

Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:

    1. Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

    2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования).

    3. Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п.
          Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:

    • дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;

    • индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;

    • моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния.

Наконец, интерпретационно-описательные методы - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.
       Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
          Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий,

".
          Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
          В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и

          Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

          Метод тестирования. В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни из названных выше методов используются в ней в большей степени, другие - в меньшей. Однако все большее распространение в педагогической психологии получает метод тестирования.
          Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий (Бурлачук, 2000. С. 325). Тест - основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.

  • От других способов обследования тестирование отличается:

    • точностью;

    • простотой;

    • доступностью;

    • возможностью автоматизации.

Тестирование - далеко не новый, но в недостаточно применяемый в педагогической психологии метод исследования (Бурлачук, 2000, С. 325; аннотация). Обычно тестирование как метод психолого-педагогического исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявления уровня обученности, контролем качества усвоения учебного материала.

  • А.К. Ерофеев, анализируя основные требования к тестированию, выделяет следующие основные группы знаний, которыми должен обладать тестолог:

    • основные принципы нормативно-ориентированного тестирования;

    • типы тестов и сферы их применения;

    • основы психометрики (т.е. в каких единицах измеряются в системе психологические качества);

    • критерии качества теста (методы определения валидности и надежности теста);

    • этические нормы психологического тестирования (Ерофеев А.К., 1987).

Все сказанное выше означает, что использование тестирования в педагогической психологии требует специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности.
          Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта .рис 7

По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента - лабораторный и естественный.
          ^ Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных искусственных, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов.          Естественный эксперимент.. Впервые этот метод был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например, учебных занятий или игры.
^ 3.Характеристика психических процессов и состояний.

Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. К основным свойствам восприятия следует от­нести предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция. Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Целостность- восприятие даст целостный образ предмета, он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Структурность- данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. Константность относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Свойства памяти – воспроизведение- процесс воссоздания образа предмета, вос­принимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, запоминание, забывание, хранение, Виды памяти : 1) по характеру запоминаемого материала можно выделить зрительную, слуховую и осязательную. 2)в зависимости от способа запоминания: логическая и механическая. 3)по длительности сохраняемого материала: долговременная, кратковременная. 4) в зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить: произвольная, непроизвольная Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки образов, обретенных в прошлом опыте; психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Встречаются 1)воображение произвольное — проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач; 2) воображение непроизвольное — проявляемое в сновидениях, в медитативных образах. Внимание - сосредоточенность сознания и деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. 6 свойств :1)устойчивость- проявляется в способности в течение длительного времени сохранить сосредоточение внимания на чём-либо, не отвлекаясь. 2) сосредоточенность внимания (рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от др. -концентрация. 3)переключаемость понимается как перевод В. с одного объекта на др., с одного вида деятельности на др. 4)распределение – состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. 5)объем внимания определяется количеством информации, которая одновременно способна сохраняется в сфере повышенного внимания человека 6) избирательность. Мышление —процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. Виды: 1.Наглядно-действенное; 2.Наглядно-образное; 3.Словесно-логическое. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Функции: коммуникативная,информационная,эмоционально-выразительная,регулятивная. Психические состояния. Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые дают разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю. Для аффекта характерен сверхвысокий уровень активации, изменения во внутренних органах, измененное состояние сознания, его сужение, концентрация внимания на каком-либо одном объекте, уменьшение объема внимания. Изменяется мышление, человеку трудно предвидеть результаты своих поступков, целесообразное поведение становится невозможным. Тормозятся не связанные с аффектом психические процессы. Важнейшими показателями аффекта являются нарушение произвольности действий, человек не отдает отчета в своих действиях, что проявляется либо в сильной и беспорядочной двигательной активности, либо в напряженной скованности движений и речи («онемел от ужаса», «застыл от удивления»). Депрессия временное, постоянное или периодически проявляющееся состояние тоски, душевной подавленности. Характеризуется снижением нервно-психического тонуса, обусловленного негативным восприятием реальности и самого себя. Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть близких, разрыв дружеских или любовных отношений. Фрустрация — психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или воспринимаются им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации подкорковых образований, возникает сильный эмоциональный дискомфорт. Стресс - функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов. Классификация психических состояний.

Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:

а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса

б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния

в) влияния психических состояний на деятельность.

При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.

По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.
4.Возстно-психологические особенности человека. Периодизация: Дошкольное детство: Младенчество (0-1 год); Раннее детство(1-3года); Дошкольный возраст(3-6лет).; Школьный возраст: Младший школьный возраст(7-10лет); Подростковый возраст(11-14лет); Ранняя юность(15-18лет);Ранняя взрослость: Юность(18-23года).;Взрослость: Молодость(24-27лет); Зрелость(28-60лет).; Старость: Пожилой возраст(60-75лет); Старчество(75-90лет); Долгожительство(более 90лет).

Развитие человека характеризуется особенностями:

1. Характерно качественное своеобразие каждого этапа.

2.Неравномерность отдельных сторон развития - наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) не совпадает по времени с личностной зрелостью (гражданская зрелость) и как субъекта труда (трудоспособность). Виды возрастов: паспортный (количество лет), биологический; социальный возраст; психологический (планы, перспективы будущей жизни).

3.Необратимость - объективно вернуть себя в предыдущий возраст нельзя.

4.Преемственность – все последующие стадии связаны с предыдущими стадиями развития.

5.Сензитивность – на отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию у него определенных качеств.

6.Критический характер (переходные возрасты).

7.Многонаправленность – наличие не только роста, но и упадка и потерь. Развитие – любое изменение (позитивное, негативное).

8.Пластичность.

9.Возрастные индивидуализации по мере взросления и старения.

10.Мобильность – отсутствие жесткой предопределенности.


Возраст

Жизненный путь, этап карьеры

Ведущая деятельность, задача карьеры

Психологические проблемы

до 7 лет

Раннее детство

Непосредственное эмоциональное общение и игра




Младенчество (новообразование-комплекс оживления; соц. ситуация-полная зависимость от взрослого), ранний возраст (новообразование-половая идентификация, самосознание; соц.ситуация-сотрудничество со взрослым)

7-12

Младший школьный возраст (центром соц.ситуации развития становится учитель, новообразования -словесно-логическое мышление, произвольная память и внимание, появление учебных мотивов, произвольность

Учебная деятельность, ролевая игра




12-15

Подростковый период (соц.ситуация – чувство взрослости, новообразования – склонность к рефлексии, половое созревание, развитие волевых качеств, самоопределение).

Учебная деятельность, увлечения, общение со сверстниками




15-22

Юность (новообразование – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», соц.ситуация – вступление в самостоятельную жизнь).

Выбор карьеры, учебная профессиональная деятельность

Развитие самоидентификации, баланс независимости с эмоциональной поддержкой.

15-22

Предкарьера: исследования

Получение образования

Выявление собственных потребностей и интересов. Формирование реалистической оценки своих способностей.

22-30

Переход "юноша" – "взрослый"

Женатый

Сообщение личных потребностей и интимных отношений.

22-30

Ранняя карьера: испытание

Получение первой работы

Развитие уверенности в себе работы с другими.

30-38

Зрелость

Родители маленьких детей

Установка на родительские обязанности, поддержание близких отношений.

30-38

Ранняя карьера: достижение устойчивости

Выбор сферы компетентности, получение статуса постоянного работника

Принятие решения относительно уровня профессиональных обязанностей. Работа над недостатками первого проекта.

38-45

Середина жизни

Родитель подростков

Переоценка ценностей. Амбивалентное отношение к детям.

38-45

Середина карьеры

Переоценка возможностей карьеры. Подготовка к наставничеству.

Переоценка собственных амбиций. Решение конфликта "рабочая жизнь – личность".

45-55

Середина зрелости

Родитель взрослых детей

Построение более глубоких семейных отношений ("осень чувств")

45-55

Середина карьеры

Наставничество

Работа с более молодыми, быстро растущими коллегами. Использование мудрости и опыта.

55-62

Переход к последней жизненной фазе

Дедушка, бабушка маленьких внуков

Появление новых хобби и занятий. Финансовая и эмоциональная помощь семьям детей.

55-62

Поздняя карьера: поддержание достигнутого

Принятие стратегических решений в организации, выполнение широких функций.

Появление новых хобби и занятий. Забота о благополучии компании. Принятие политических решений.

62-70

Поздняя зрелость

Дедушка, бабушка внуков-подростков

Подготовка к приближающемся концу жизни, подведение итогов.

62-70

Поздняя карьера

Вдовец, вдова, примирение с уменьшением власти

Поиск новых источников удовлетворения помимо работы.

^ 5. Закономерности, факторы и движущие силы психического развития и формирования личности.

Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.

1. Биогенные: потребность в безопасности и в самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.

2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.

3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.

4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций:

побуждает поведение; направляет и организует его; придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному.

^ К закономерностям психического развития относятся неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность, конвергентность.

^ Неравномерность и гетерохронность. Неравномерность – это неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Когда говорят о неравномерности психического развития, имеют в виду темп, направленность, длительность происходящих перемен. Гетерохронность означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Если причиной неравномерности является нелинейная природа системы развития, то гетерохронность связана с особенностями ее структуры и неоднородностью ее элементов.

^ Неустойчивость развития. Данная закономерность, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе кризисные. Устойчивость возможна при выполнении двух условий: 1) при частых мелкоаплитудных колебаниях; 2) при несовпадении во времени развития разных психических процессов, функций и свойств. Отсюда следует, что устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

^ Сензитивность развития. Как говорилось выше, сензитивным периодом развития называется период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей. Отечественный психолог Б.Г. Ананьев понимал под сензитивностью временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения.

Кумулятивность. Эта закономерность развития состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и наконец словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития.

^ Дивергентность – конвергентность. Это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

^ Факторы, определяющие развитие психики. В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Второй фактор – среда. Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Социальная среда – понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. На определенном возрастном этапе возникает потребность в выполнении определенного вида деятельности, которая в свою очередь приводит к появлению психических новообразований. Это явление носит название ведущего вида деятельности. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами – орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику.

^ 6. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.

В дошкольном периоде происходит становление сложной многоуровневой психической организации, когда наряду с появлением нового социализированного уровня психофизиологических функций в индивидной системе с их новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредствованность) складываются новые сложные психические образования, такие как личность и субъект общения, познания и деятельности.. 

Этапы дошкольного периода:

1) младший дошкольный возраст (3–4 года). Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.). Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

2) средний дошкольный возраст (4–5 лет). Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением.

Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра.
Новообразования – накапливаются к концу возраста. Соподчинение мотивов проявляется в том, что ребенок способен отказаться от непосредственного побуждения в пользу более важной деятельности. Формирование произвольности поведения, начало развития самосознания – появляются этические инстанции, нравственного самосознания.
Мотивы. Познавательный мотив (самостоятельно отыскивание знаний – в конце дошкольного возраста. Ребенок очень упорен в поисках ответа) .
Соревновательный мотив, общественный, нравственный (появляется иерархия мотивов). Происходит смещение мотивов на цель. Ребенок знает что хорошо и что плохо. Мотив связан с желанием получить похвалу.
Развитие эмоциональной сферы. К концу дошкольного возраста чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства интеллектуализируются, приобретают устойчивость. Ребенок овладевает языком чувств в плане понимания и обращения.
Развитие эмоционального контроля. Развитие начала высших чувств, этических, эстетических чувств.
Развитие самосознания. Явление социальной категоризации. Это представление о себе как относятся к нему окружающие, проявляет себя в самооценке. Для правильной оценки себя надо сначала научиться оценивать других. Лучшее развитие личности ребенка – это работа со сказками. 

Развитие воли. Установление отношений между целями действия и мотивом.
Развитие планирующей функции речи. Ребенок обсуждает с собой план действий, озвучивает свои действия.

Познавательные процессы. Ребенок проявляет тенденцию к словотворчеству. Осознание словесного состава предложений. Коммуникативная функция речи. (Словотворчество, ребенок пополняет свой словарный запас, умение вычленить слова в предложении, дети используют ситуативную речь, у ребенка есть мотив к изучению правильной речи). Контекстная речь

Развитие (предметного) сенсорного восприятия. Развитие восприятия. Сенсорные эталоны восприятия (пространственные, геометрические фигуры, спектр цветов, время суток, сек, минута, вечер, месяц итд сенсорные эталоны времени). В дошкольном возрасте время циклично. Развитие действий приравнивается к сенсорному эталону, моделирование.
Развитие памяти. Младший дошкольный возраст – сенситивный этап развития памяти. В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Развитие внимания. Непроизвольное внимание становится в конце более устойчивым-30 минут. В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.

Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

Развитие планирующей функции речи. Функция речи коммуникативная, если не развивать речь она будет только ситуативной. Контекстная речь развивается при обучении. Развивается словарный запас речи и грамматика. У ребенка есть мотив совершенствования речи.
Умственное развитие ребенка. Складывается из нескольких понятий: 1. осведомленность (ребенок ставит перед собой задачи, цели, осуществляет их); 2. развитие наглядно-образного мышления как ведущего типа (счеты: широко-узко, по количеству, слово, цифра); 3. развитие логического мышления (предмет отделения от способа действия. Ребенок знаниями замещает видимые свойства предметов); 4. развитие знаково-символической деятельности (замещения, кодирование – декодирование, схематизация, моделирование); 5. развитие умственных действий (сериация, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей)
Развитие воображения. Выготский – воображение - создание нового, но оно отражается на прошлый опыт. Когда ребенок понимает слова «будто, как - будто».
Есть 2 направления в развитии воображения:- развитие продуктивности воображения. С одной стороны воображение создание нового, с другой стороны опирается на опыт; -познавательное и аффективное воображение.

Развитие мышления. У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление. Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Завершается дошкольный возраст кризисом семи лет. Основное новообразование, вызывающее этот кризис – утрата детской непосредственности. Появление рефлексии, которая вклинивается между внутренней и внешней жизнью ребенка, приводит к тому, что его поведение может резко измениться. Если до этого внешнее поведение ребёнка непосредственно выражало происходящие в нем процессы - «что думаю, то и говорю, и делаю», то теперь мышление развилось настолько, что можно «увидеть себя со стороны». Это может привести к манерничанью, вычурности в поведении, кривлянию, паясничанию. 
^ 7. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста.

Психологическая характеристика ребёнка младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Когда ребенок приходит в школу, у него происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, у него появляются новые, связанные со школой обязанности.

Вступление в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования личности.
Меняется и социальная ситуация развития, теперь она называется «ребенок – учитель», под  этим  подразумевается «ребенок – общество» (т.к. в учителе воплощены требования общества, правила и нормы поведения). В школе существует закон, равный для всех, гарантом и воплощением этого закона является учитель, которого  ребенок должен слушаться. Качество учебной работы школьника, а также и всё его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими.

Отношения «ребенок – учитель» пронизывает все сферы жизни ребенка. Оно определяет и отношения «ребенок – родители» и «ребенок – сверстники». Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни  ребенка.

Новое положение ребёнка в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного режима жизнедеятельности в обществе  к приобретению постоянных обязанностей существования и приобщению  к обязательной, общественно значимой  деятельности: он обязан учиться.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленные  человечеством.

Мотив прихода ребёнка в школу не связан с содержанием учебной деятельности так как это общественно значимая мотивация. Задача учителя – научить ребёнка  учиться и сформировать учебную мотивацию.

Предмет учебной деятельности – оценка собственного поведения в процессе обучения. Начинается учебная деятельность с того, что ребенка оценивают. Отметка – это определенная форма оценки.
Структура учебной деятельности:

1.  учебные задачи – это то, что ученик должен освоить;
2.  учебные действия – это изменение учебного материала (построение некоторого содержательного обобщения или соответствующего способа ориентации в объекте); 
3.  действие контроля – указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу;
4.  действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата.
Познавательные новообразования: - Это возраст интенсивного интеллектуального развития. - Происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. - Происходит зарождение рефлексии.

1. В области восприятия: -переход от произвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, который подчинен определенной задаче;

2. Внимание: - способность сосредотачиваться  на малоинтересных и ненужных вещах. - развитие внимания также связано с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий.

3. Память: - ребенок выделяет и осознает особую мнемическую задачу. - интенсивно формируется прием запоминания и воспроизведения. - усиливается роль и удельный вес словесно-логического смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.

4. Мышление: - преобразуется в теоретическое, дискурсивное, в основе которого лежит оперирование понятиями, понимание закономерностей. - школьник овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений. - внутренний план действий. - рефлексия.

5. Воображение: - репродуктивное, т.е. школьники должны воссоздать образ действительности в изучаемом предмете. - предпосылка творческого (продуктивного) воображения.

Развитие личности. Личность развивается так же под влиянием учебной деятельности:- ребенок постепенно подчиняется все большему количеству обязательных истин, - происходит развитие  произвольности, соотношение себя реального и себя идеального. - интенсивно развивается рефлексия на себя и самосознание, структура которого укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

Заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. У ребенка развивается притязание на признание со стороны взрослых. Притязание на признание среди близких, сверстников  и учителей побуждает ребенка  к развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности, навыков самоконтроля и самооценки. 

Развиваются нормы общественного поведения, им усваивается нравственное поведение, развитие потребности следовать положительному эталону поведения и у него происходит и усвоение обязанностей.  Развивается ответственность, т.е. способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и нормам, теперь у него  ответственность побуждает чувство сопричастности общему делу и  чувство долга.

Божович считала, что именно сам школьный коллектив имеет решающее значение для развития личности. В школьном коллективе складывается система отношений и зависимостей, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены, и в соответствии со своими индивидуальными особенностями и наклонностями занимает свое определенное место. Школа имеет свои традиции, обычаи, правила , поэтому вступление ребёнка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования личности.
 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

1. предмет психологии и его трактовка в истории науки iconТема: Предмет, структура и методы психологии как науки
Место психологии в системе наук. Структура современной психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики
1. предмет психологии и его трактовка в истории науки iconВопросы для экзамена по психологии Раскрыть особенности психологии...
Объяснить место психологии в системе наук и ее связь с педагогической наукой и практикой
1. предмет психологии и его трактовка в истории науки iconВопросы к зачету по психологии
Общая характеристика психологии как науки. Предмет социальной психологии – Алиева Ксения
1. предмет психологии и его трактовка в истории науки iconПредмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки
Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл изуч-е бел этноса в процессе его развития и...
1. предмет психологии и его трактовка в истории науки iconСеминар Вопросы для обсуждения: Предмет и задачи общей психологии....
Предмет психологии. Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии
1. предмет психологии и его трактовка в истории науки iconВопросы к экзамену для студентов заочного отделения
Предмет и задачи детской психологии как науки. Исторические этапы в развитии психологии
1. предмет психологии и его трактовка в истории науки iconТемы практических занятий тема 1: методологические основы истории...
Роль Средневековых университетов и академий наук в возникновении экспериментальной науки
1. предмет психологии и его трактовка в истории науки iconИстория науки и ее рациональные реконструкции введение «Философия...
Действительно, в силу автономии внутренней (но не внешней) истории внешняя история не имеет существенного значения для понимания...
1. предмет психологии и его трактовка в истории науки iconТема История психологии: теоретические и методологические основания...
Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы определения предмета истории психологии
1. предмет психологии и его трактовка в истории науки iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница