Основные категории детей с отклонениями в развитии


Скачать 248.67 Kb.
НазваниеОсновные категории детей с отклонениями в развитии
страница1/3
Дата публикации08.07.2013
Размер248.67 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3

  1. Основные категории детей с отклонениями в развитии




    1. Общая характеристика нарушений развития


Количество детей с нарушениями в развитии достаточно велико и, к сожалению, сегодня обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.

У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклоне­ниям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь коррегироваться, а некоторые - ком­пенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Все нарушения в зависимости от времени возникновения подразделяются на:

  • врожденные (заболевания матери во время беременности, наследственные генетические поражения);

  • приобретенные (родовые и послеродовые поражения организма ребенка).

По характеру расстройств выделяют органические (поражение материальной структуры мозга) и функциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.

По степени распространенности патологического процесса различают локальные (затрагивают только один участок) и диффузные (носят разлитой характер) нарушения.

Причиной возникновения нарушения могут быть как биологические, так и социальные факторы.

Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В.Лебединский; В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов; О.Н.Усанова). Большой интерес представляют исследования В.В.Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза. Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза (развития индивида).

Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров:

1) особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта: частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

  1. времени поражения (чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития);

  2. взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом (первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения и при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.); вторичные нарушения возникают в процессе аномального развития (механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии);

  3. нарушение межфункциональных взаимодействий.

Среди вариантов дизонтогенеза выделяют:

  1. Стойкое (психическое) недоразвитие: раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем (олигофрения).

  2. Задержанное развитие: замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (конституционный, соматогенный).

  3. ^ Поврежденное развитие: наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы ЦНС, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах (после 2-3 лет) – органическая деменция.

  4. ^ Дефицитарное развитие: тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный аппарат).

  5. Искаженное развитие: сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций (детский аутизм).

  6. ^ Дисгармоничное развитие: врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития - психопатия и патологическое формирование личности.

Выделяется также парциальная несформированность высших психических функций, которая характеризуется неравномерностью развития тех или иных сторон психической деятельности.

Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:

  • эндогенные (генетические);

  • экзогенные (факторы среды).

К эндогенным причинам относятся:

различные наследственные заболевания (аплазия - не­доразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к по­нижению остроты зрения; миопатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью, и т.п.);

заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, - (полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увеличение хромосом в одной паре; моносамия - умень­шение хромосом в паре на одну; нулесамия - отсутствие какой-либо пары хромосом и др.).

Ярким примером изменения численности хромосом является трисомия 21-й хромосомы, которая вызывает синдром Дауна. Для синдрома Дауна характерны раскосые глаза, короткий нос с плоской широ­кой переносицей, маленькие деформированные уши, выступающая вперед челюсть, увеличенный язык, короткие пальцы, «сандалевидная» щель на стопах, поперечная ладонная кожная складка, деформация черепа. У новорожденных часто отмечается мышечная гипотония, переразгибание конечностей в суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость, нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожирение, расстройство кожной трофики, врожденные пороки сердца, атрезии и стенозы пищевого канала, диафрагмальные грыжи. У всех больных отме­чается олигофрения. Выявляются нарушение координации и веге­тативно-трофические расстройства.

Прогноз для жизни чаще благоприятный (описаны случаи, ко­гда больные доживали до 60-70 лет). Для выздоровления - небла­гоприятный.

^ Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:

  • в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболе­вания родителей, особенно матери; инфекционные болезни, интокси­кация (отравление) матери; недостаток питания матери во время бе­ременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витами­нов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т. п.);

  • в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье плода);

  • в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения мо­жет привести к близорукости) и т.п.

Нарушение, возникающее в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что приводит к другим нарушениям в сфере психической жизни. Уже в раннем детстве, с самых первых дней жизни ребенка с повреждением сенсорных органов или центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических закономерностей нарушенного развития.


    1. ^ Характеристика детей, имеющих физические нарушения


По официальным данным (Концепция обучения и воспитания, подготовки к жизни детей с недостатками умственного и физического развития) в Республике Беларусь в 1992 году насчитывалось 315,8 тысяч детей с недостатками психического и физического развития, что составляло 12,2% от общего количества детей. Среди них дети:

  • с нарушениями слуха – 15 тыс. человек;

  • с тяжелыми нарушениями зрения – 106, 2 тыс.;

  • с умственной отсталостью – 26,7 тыс.;

  • с тяжелыми нарушениями речи – 137,4 тыс.;

  • с задержкой психического развития – 11,9 тыс.;

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 18,9 тыс.

Все физические нарушения можно разделить на такие группы:

  • сенсорные (нарушения или аномалии в развитии зрения и слуха);

  • моторные (нарушения моторно-двигательного аппарата).

  1. Дети с нарушениями слуха и зре­ния.

Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:

    • глухие (неслышащие) дети - с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоя­тельно использован для накопления речевого запаса. Среди не­слышащих детей различают: а) неслышащих без речи (ранооглохших); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших).

    • слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недоста­точностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.

Все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы:

  1. наследственная глухота или тугоухость;

  2. врожденное нарушение слуха (факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери);

  3. приобретенное нарушение слуха (факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни).

Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха. Глухота вызывает более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций, чувств, характера и других сторон личности (Лубовский В.И. и др., 2003).

У слабослышащих детей недостатки слуха приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде.

Потеря слуха у позднооглохших детей может быть разной. У них может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают обращенную к ним речь. Иногда это ведет к полному отказу ребенка о общения и даже к психическому расстройству. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь.

Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на 2 группы:

  • слепые (незрячие) дети - с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточ­ным зрением;

  • слабовидящие дети.

Как отмечает В.И.Лубовский (2003), глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, его точность, полноту образов внешнего мира. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением.

Огромную роль в психическом статусе детей и взрослых с нарушением зрения имеет время появления дефекта. Чем раньше возник дефект, тем больше он сказывается на формировании психики.

Тяжелые нарушения зрения оказывают негативное влияние на развитие познавательных процессов (уменьшается количество информации, изменяется ее качество). Значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушение точности движений, их интенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты, существенно осложняется и затрудняется общение, нарушается игровая деятельность

^ 2. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы.

Основной контингент этой категории - дети, страдающие дет­ским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП - заболевание незрело­го мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

У детей с ДЦП имеет место не только замедленный, но и часто неравномерный темп психического развития с диспропорциональностью в формировании отдельных психических функций:

  • локальный дизонтогенез отдельных высших психических функций (речь, различные виды внимания, памяти и др.);

  • нарушения умственной работоспособности;

  • нарушения произвольной регуляции психической деятельности;

  • специфическая задержка психического развития.

Для детей с ДЦП характерны несамостоятельность, повышенная внушаемость, пугливость, неуверенность в своих силах, трудности адаптации к новым условиям. В новой обстановке эти дети проявляют повышенную боязливость, заторможенность, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации. В школьном возрасте эти особенности нередко сочетаются с повышенной самооценкой, эгоцентризмом, в связи с чем часто возникают ситуационные конфликтные переживания. Нередко выявляются трудности усвоения навыков чтения, письма, счета; отставание в формировании понятийного абстрактного мышления.

Отставание в психическом развитии сочетается с низкой познавательной активностью, недостатками памяти и внимания, а также с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.

    1. Дети с психическими нарушениями


^ 1. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

Дети с умственной отсталостью составляют около 2,5% от общей детской популяции. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, от времени начала воздействия. Чем в более ранние сроки возникло заболевание, тем тяжелее оказываются последствия.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), деменция (распад психики) - на более поздних эта­пах онтогенеза (после 1,5-2 лет). Деменция может быть выражена в двух вариантах: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая). Деменция может явиться следствием органических заболеваний мозга и травм.

Умственно отсталый ребенок способен к психическому развитию, которое протекает аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

Причины, вызывающие умственную отсталость, многочисленны и разнообразны

Все дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями познавательной деятельности, которые отчетливо обнаруживаются в сфере познавательных процессов, особенно – в словесно-логическом мышлении. Как отмечает В.И.Лубовский (2003), имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познавательной сферы. Одни психические процессы у умственно отсталых детей оказываются нарушенными более резко, другие остаются относительно сохранными.

Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью определяется биологическими (выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения) и социальными (ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, родители, дети, с которыми от общается, школа) факторами.

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

  • легкая степень умственной отсталости;

  • умеренная умственная отсталость;

  • выраженная умственная отсталость;

  • глубокая умственная отсталость.

Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения существенным является специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение, направленное на общее развитие умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления.

Очень важным направлением коррекционной работы является совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников. Продвижение умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды.
  1   2   3

Похожие:

Основные категории детей с отклонениями в развитии iconРеферат Дистрофии
Дистрофия (от греч dis — расстройство, trophe — питание) — патологи-геское состояние, возникающее у детей при хронигеском расстройстве...
Основные категории детей с отклонениями в развитии iconВопросы и задания
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Под ред. В. И. Сели­верстова. —...
Основные категории детей с отклонениями в развитии iconРелигии востока (вопросы к экзамену)
Роль Конфуция в развитии морально-этической и религиозной системы Китая. Основные этические категории учения Конфуция
Основные категории детей с отклонениями в развитии iconПрограмма книгоиздания России Издательская программа «Учебники и...
Коррекционная педагогика: Основы обучения и вос-К68 питания детей с отклонениями в развитии: Учеб посо­бие для студ сред пед учеб,...
Основные категории детей с отклонениями в развитии iconКафедра с пециальной п сихологии Специальность «Специальная психология...
«Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами и отклонениями в развитии»
Основные категории детей с отклонениями в развитии iconОтношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям
Негосударственная система образования, представленная разнопрофильными центрами, ассоциациями, негосударственными образовательными...
Основные категории детей с отклонениями в развитии iconКуклотерапия – педагогическая технология с детьми онр
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными...
Основные категории детей с отклонениями в развитии icon1. Роль Конфуция в развитии морально-этической и религиозной системы...
Ние отличалось своей социально-политической направленностью. Прежде всего, оно призывало к гармонизации общественного строя и к укреплению...
Основные категории детей с отклонениями в развитии iconПес по кличке Рыжий от девочки Даши
И вот почему: Даша родилась с умственными отклонениями в развитии. А в десять лет ей уже более чем раньше, хотелось проводить время...
Основные категории детей с отклонениями в развитии iconХарактерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Развитие таких детей, как правило, во многом определяется тем, в каком возрасте это произошло. Чем раньше ребёнок остался без родителей,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница