Скачать 122.12 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Учебники: Андреева «Социальная психология», Битянова «Социальная психология», Майеррс «Социальная психология» Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей.
Социология Психология 1. Социальная психология Подходы к определению соц.психологии – 1) изучение массовидное изучение психики. 2) изучать личность в группе, социуме. 3)социальные группы в обществе, их характеристики, проблемы организации…. 4)синтез всех предшествующих . Соц.психология изучает закономерности поведения деятельности и общения людей обусловленное их включение в социальные группы, а также псих.храрактеристики самих этих групп. 2. Важнейшая психологическая предпосылка возникновения научной соц.психологии – индивидуально-психологический тип мышления, личности как феномена культуры. На рубеже 19-20 вв. возникают другие предпосылки соц.психологии как науки: изменение социального и политического климата в Европе, увеличивается потребность в объективном научном знании о природе человеческих отношений и о научно обоснованных приемах управления этими отношениями, быстрое расширение границ познания мира, развитие криминалистики. 3. Формы: психология народов (В.Вундт, описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов, предмет изучения – социальная психика, особенности которой не возможно объяснить исходя только из особенности индивида, изучать предлагал традиции, обычаи, мифы, язык), психология масс (Г.Лебон, рассматривались социально-психологические феномны перехода от элиты к массам), теория инстинктов социального поведения (В.Мак-Дауголл, причина соц.поведения – врожденные инстинкты, они являются движущей силой, которое объясняет поведение, внутреннее выражение инстинктов – эмоции. Из инстинктов выводятся все социальные учреждения.). Все концепции не опирались на исследовательскую практику и были лишь теоретическими. 4. После 1-й мировой соц.психология превращается в науку, развивается в США. Начинает формироваться несколько подходов: бихевиоризм (Б.Скиннер, А.Бандура, Н.Миллер, Д.Доллард; стимул порождает реакцию, в закономерном человека в обществе выводились из закономерностей внешнего стимулирования), неофрейдизм(Дж.Салливан, Шутц, Шеппорт, Беннис; проблема конфликта человека и общества, проблема источников социальной активности личности), когнитивизм(Л.Фестингер; рассмотрения социального поведения с точки зрения познавательных процессов индивида, все поступки и действия совершаются ради построения непротиворечивой картины мира в сознании человека), интеракционизм (Дж. Мид, Гофман; социальное поведение – это интеракция (взаимодействие) людей в рамках конкретной ситуации и в зависимости от того, как человек интерпретировал ситуацию и разворачивается взаимодействие). Методологические проблемы в социальной психологии
1. Сложности в определении методов соц.психологии состоят в следующем: в сложности происхождения и статуса науки (руководствуется одновременно методологическими принципами социологии и ...), ….(говори громче, блеать!)… Уровни методологии: Общая методология (общефилософский подход, общий способ познания, применяемый исследователями), Частная методология (совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания), совокупность конкретных приемов исследования (методы и методики исследования). 2. Проблема эмпирических данных; интеграция данных в принципы, гипотезы, теории; проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний; качество социально-психологической информации (для преодоления ошибок субъективности информации вводятся требования: надежность информации, точность информации, репрезентативность информации). 3. Методы исследования (наблюдение, эксперимент, тестирование, опросы, изучение документов) и методы воздействия (тренинг; игра; семинар, практикум; дискуссия; психологическое консультирование). Психология общения
1. Общение – это процесс и результат установление контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В отечественной психологии признается единство общения и деятельности. Общение и деятельность составляют две стороны социального бытия человека. Общение – это определенная сторона деятельности. Общение - особый вид деятельности. 2. 1 f(x))Общение – форма существования и проявления человеческой сущности. 2 f(x)) Выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль. 3 f(x)) Общение – является важнейшей жизненной потребностью человека, условием его благополучного индивидуального существования. 4 f(x)) Общение играет психотерапевтическую подтверждающую роль в жизни человека. 3. Отношения бывают групповое общественное (ролевое) и межличностные (межличностное общение). **Это бред, но так было нарисовано на доске** Типы общения (придумали Ковалев и Кан-Калик): Параметры общения: 1. Отражение (а. простое(-), б. сложное(+)); 2. Отношение (а. ролевое(-), б. личностное(+)); 3. Обращение (а. закрытое(-), б. открытое(+)). И вот на основе этой херни образовываются 8 типов общения:
4. Коммуникативные нормы – это стихийно складывающиеся или специально разрабатываемые правила поведения людей в ситуациях общения. Совокупность эталонов коммуникативных норм составляют этикет. Общение 5. Перцептивная Интерактивная Коммуникативная Коммуникативная сторона общения.
1. Коммуникация представляет собой обмен информации. Особенности человеческой коммуникации: субъект-субъектное отношение; партнеры влияют друг на друга; коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. **пришел Роберт, нас стало 5 человек**; могут возникать специфические коммуникативные барьеры (социальные, психологические). Результатом трансформации информации может служить возникновение лжи: путем замещения, присоединения, отщепление, структурное подобие (элементы достоверной инфы связываются **каким??? (вроде, произвольным)** способом), разложение (к элементам ложной информации присоединяются истинные). Основные формы коммуникации: манифестирующая, интенциональная (та информация, которая передается со специальным намерением). Эффективность коммуникации зависит от уровня кредитности (меры доверия) коммуникатора. Наиболее эффективными являются сообщения апелляцией к логике, а не к эмоции; персенцированными (типа образовано от слова «персона») иллюстрациями; с продуманным порядком представления аргументов. 2. При вербальной коммуникации используется речь. Речь обеспечивается 4-мя процессами: говорение, слушание, письмо, чтение. Коммуникатор-интенция-смысл-кодирование-текст-декодирование-раскрытие смысла- реципиент Точность понимания смысла высказывания может стать очевидной при смене коммуникативных полей. В этом процессе важным инструментом является обратная связь. Варианты общения с использованием обратной связи: культурный вариант (в зависимости от типа культуры), обратная связь существует, но принимает различные черты, обратная связь дается осознанно и в легко воспринимаемой форме. Виды эффективного слушания: нерефлексивное слушание (умение молчать), рефлексивное слушание (активное использование обратной связи).
Перцептивное общение
1. Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов. Интерпретация и прогнозирование на этой основе и поступков. В процессе общения у партнеров складываются образы друг друга: образ воспринимаемого партнера; образ самого себя, как объект восприятия для партнера; образ представления о самопредставлении партнера; образ представления, какое впечатление производит субъект на партнера. Формирования впечатления о других следует принципах: люди быстро формируют впечатление о другом на основе минимальной инфы и затем приписывают другим общие психологические черты. Люди больше обращают внимание на наиболее заметные черты, а не на все характеристики в совокупности. Обработка инфы о других включает приписывание значений их поведению. При формировании впечатлений о других люди используют устойчивые индивидуальные схемы. Собственные потребности и цель человека существенно влияют на восприятие других. 2. Идентификация - отожествление себя с другим. Эмпатия - стремление эмоционально откликнуться на переживания другого человека. Действенный Эмоциональный Когнитивный Эмпатия Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция - процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда инфа об этих причинах отсутствует. Согласно Кельви, человек своими причинами и неудачами считает разные основания **что?? O_o ** Фундаментальная ошибка атрибуции – чрезмерное представление людей о большей существенности личностных характеристик, при одновременной неспособности принять ситуационных характеристик. Самообсуживающие утверждения - хвалить себя, когда все хорошо и винить ситуацию, когда дела идут плохо. Нереалистический оптимизм – когда люди думают, что с мини наиболее вероятно произойдет что-то хорошее, чем с равными с ними во всем, и, что плохое, скорее, произойдет с другими людьми. Вера в справедливый мир – когда плохое происходит с плохими людьми и наоборот. Иллюзорные корреляции – склонность предавать значения одним факторам, совершенно отторгая другие. Ошибка ложного согласия - **так что это за хрень???**. Собственные страдания - **тоже хрень без определения**. Механизм межличностной аттракции – процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего его, а также результат этого процесса. Механизм стериотипизациии. Стереотип - некий устойчивый образ кого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Эссе: «Общение в современном мире: недостаток или избыток». Квазиобщение + алгоритм предоставления безоценочной обратной связи, терминологический диктант по первым темам. 3. Эффект установки (первое впечатление), эффект ареола – тенденция переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о человеке на реальное его восприятие; эффект первичности: возникает при восприятии незнакомого человека преобладает более значимая первичная информация; эффект новизны образуется при восприятии знакомого человека, новая инфа оказывается более значимая. Интерактивная сторона общения.
1. Интеракция – взаимовоздействие партнеров друг на друга, оказание влияния в общении и через общение. Результатом и условием интеракции является достижение партнерами согласия. Формы взаимодействия: сотрудничество (кооперация) и соперничество (соревнование, конкуренция, конфликт – столкновение противоположных тенденций у субъектов взаимодействий). Виды конфликтов: деструктивный, продуктивный, внутриличностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой, внешний. Выделяют стили поведения в конфликте:
Манипуляция, провокация, давление, насилие – особые разновидности конфликта. 2. Виды влияния: убеждение – сознательное аргументированное воздействие на других с целью изменения их отношений или взглядов; внушение – сознательное неаргументированное воздействие; Заражение – передача своего состояние или отношения другим людям; побуждение импульса к подражанию – способность вызвать стремление быть подобным себе; просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности субъекта; критика; принуждение; игнорирование. Виды противостояния влияния общению: контраргументация, энергетическая мобилизация; уклонение; отказ; 3. В. Шутц выделил 3 мотива: потребность включения, потребность в контроле, потребность в любви. Ч. Макклинтон выделил виды мотивов: максимизация общего выигрыша (кооперация), максимизация собственного выигрыша (индивидуализм), максимизация относительно выигрыша (соперничество), максимизация выигрыша другого (альтруизм), минимизация выигрыша другого (агрессия), минимизация различия в выигрышах (равенство). 4. Символический интеракционизм Мида: люди действуют в отношении вещей на основе значений, значение вещей создаются во взаимодействии с социальным окружением, эти значения используются и изменяются при интерпретации человеком окружающих вещей. Личность всегда социальная, т.е. формируется в обществе. Теория взаимодействия исходов Тибо и Келли. Таблица на кой-то хер, говорят, что она не оправдала себя
Хайдер: идея баланса, идея приписывания. Позитивное отношение транзитивно, т.е. позитивное отношение к P объек…короче, хрень Негативное отношение нетранзитивно. Сбалансированные структуры: ** тут должны быть 2 треугольника, но я в душе не 2,71бу, как их нарисовать** Несбалансированная структура: **опять, 3,14здец, треугольники, только их аж 4** Трансактный анализ Э.Берна: Что за хрень? Родитель Родитель Взрослый Взрослый Ребенок Ребенок 1. Понятие группы. Социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Группы обладают статусом и поведленческая реализация статуса – роль. Первая стадия нулевая, вторая –ритуальная, личностного принятия. Признаки: 1)Наличие интегральных психологических характеристик: общественное мнение, групповые интересы, психологический климат. 2) основные параметры группы: композиция, структура группы, групповые процессы (динамические показатели жизни группы), групповые нормы и санкции. 3)Способность индивида к согласованным действиям. Возникает осознание принадлежности к группе, осознание своей общности с другими членами группы, что позволяет идентифицироваться с группой. Действие группового давления. 4) установление отношений между членами группы. Классификация социальных групп. Группы: условные, реальные [естественные(малые {становящиеся, развитые}, большие{стихийные, организованные} ), лабораторные] Психология больших социальных групп.
Стихийная Группа - реальная, значительная по размерам сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность. Устойчивая группа – количественно не ограниченная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков. Признаки больших групп: специфические регуляторы социального поведения. Образ жизни группы. Наличие специфического языка. Этнос- устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых, как этнодифференцирующие. В структуре национальной психики выделяют две группы компонентов – системообразующие и динамические. Первый компонент – национальный характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и образ действий представителей этноса. Второй компонент – национальный темперамент, он определяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков. 3 – Национальный склад ума – особенности мышления большинства представителей этноса. 4 – национальные чувства и настроения. Этноцентризм - с-ва воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группе, выступающей в качестве эталона. Основные показатели этноцентризма – восприятие элементов своей культуры, как естественных и правильных. Рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных. Представление о том, что человеку естественно сотрудничать помогать, гордиться своей группой и враждовать с другими. Национальные традиции и привычки. Гендерные и возрастные группы. Гендер – социальная характеристика пола и он изучается на трех уровнях: индивидуальный,структурный, символический. Возрастные группы чаще всего … при социализации. Стихийные группы. Психология толпы. Толпа – кратковременное объединение большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих совместные действия. Поведение человека в толпе6 обезличивание, резкое преобладание роли чувств над интеллектом, утрата интеллекта, утрата личной ответственности. |
![]() | Учебники: Андреева «Социальная психология» Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей | ![]() | Содержание Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2000. 373 с. Библиогр.: с. 370-374 и в конце гл.... |
![]() | Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник, 2003 Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали... | ![]() | Вопросы по дисциплине «Социальная психология» Социальная психология как естественно-научная область. Гуманитарные идеи в психологии и их влияние на социальную психологию |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности... Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под... | ![]() | 1 неделя психология 4 курс Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления» |
![]() | Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть)... Кузнецова, Е. В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология»,... | ![]() | Клиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная... Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940 |
![]() | Методические указания по изучению дисциплины, подготовке к семинарским... «Связи с общественностью», 020400 «Психология», 350500 (022100) «Социальная работа», 061200 «Менеджмент в социальной сфере», 350800... | ![]() | Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Социальная психология = социология + психология, таким образом наука имеет междисциплинарый характер |