Учебники: Андреева «Социальная психология»


Скачать 101.72 Kb.
НазваниеУчебники: Андреева «Социальная психология»
Дата публикации12.07.2013
Размер101.72 Kb.
ТипУчебники
userdocs.ru > Психология > Учебники
Ксения Сергеевна

Учебники: Андреева «Социальная психология», Битянова «Социальная психология», Майеррс «Социальная психология»

Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей.

  1. Предмет социальной психологии.

  2. Предпосылки возникновения социальной психологии и ее выделение в самостоятельную науку.

  3. Первые исторические формы социально-психологического знания.

  4. Период экспериментального развития социальной психологии.


Социология

Психология
1. Социальная психология

Подходы к определению соц.психологии – 1) изучение массовидное изучение психики. 2) изучать личность в группе, социуме. 3)социальные группы в обществе, их характеристики, проблемы организации…. 4)синтез всех предшествующих .

Соц.психология изучает закономерности поведения деятельности и общения людей обусловленное их включение в социальные группы, а также псих.храрактеристики самих этих групп.

2. Важнейшая психологическая предпосылка возникновения научной соц.психологии – индивидуально-психологический тип мышления, личности как феномена культуры. На рубеже 19-20 вв. возникают другие предпосылки соц.психологии как науки: изменение социального и политического климата в Европе, увеличивается потребность в объективном научном знании о природе человеческих отношений и о научно обоснованных приемах управления этими отношениями, быстрое расширение границ познания мира, развитие криминалистики.

3. Формы: психология народов (В.Вундт, описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов, предмет изучения – социальная психика, особенности которой не возможно объяснить исходя только из особенности индивида, изучать предлагал традиции, обычаи, мифы, язык), психология масс (Г.Лебон, рассматривались социально-психологические феномны перехода от элиты к массам), теория инстинктов социального поведения (В.Мак-Дауголл, причина соц.поведения – врожденные инстинкты, они являются движущей силой, которое объясняет поведение, внутреннее выражение инстинктов – эмоции. Из инстинктов выводятся все социальные учреждения.). Все концепции не опирались на исследовательскую практику и были лишь теоретическими.

4. После 1-й мировой соц.психология превращается в науку, развивается в США. Начинает формироваться несколько подходов: бихевиоризм (Б.Скиннер, А.Бандура, Н.Миллер, Д.Доллард; стимул порождает реакцию, в закономерном человека в обществе выводились из закономерностей внешнего стимулирования), неофрейдизм(Дж.Салливан, Шутц, Шеппорт, Беннис; проблема конфликта человека и общества, проблема источников социальной активности личности), когнитивизм(Л.Фестингер; рассмотрения социального поведения с точки зрения познавательных процессов индивида, все поступки и действия совершаются ради построения непротиворечивой картины мира в сознании человека), интеракционизм (Дж. Мид, Гофман; социальное поведение – это интеракция (взаимодействие) людей в рамках конкретной ситуации и в зависимости от того, как человек интерпретировал ситуацию и разворачивается взаимодействие).

Методологические проблемы в социальной психологии

  1. Методология соц.психологии

  2. Специфика эмпирического исследования в соц.психологии

  3. Методы социальной психологии.

1. Сложности в определении методов соц.психологии состоят в следующем: в сложности происхождения и статуса науки (руководствуется одновременно методологическими принципами социологии и ...), ….(говори громче, блеать!)…

Уровни методологии: Общая методология (общефилософский подход, общий способ познания, применяемый исследователями), Частная методология (совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания), совокупность конкретных приемов исследования (методы и методики исследования).

2. Проблема эмпирических данных; интеграция данных в принципы, гипотезы, теории; проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний; качество социально-психологической информации (для преодоления ошибок субъективности информации вводятся требования: надежность информации, точность информации, репрезентативность информации).

3. Методы исследования (наблюдение, эксперимент, тестирование, опросы, изучение документов) и методы воздействия (тренинг; игра; семинар, практикум; дискуссия; психологическое консультирование).

Психология общения

  1. Понятие общения

  2. Функции общения

  3. Виды и типы общения

  4. Коммуникативные нормы

  5. Структура общения

1. Общение – это процесс и результат установление контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В отечественной психологии признается единство общения и деятельности. Общение и деятельность составляют две стороны социального бытия человека. Общение – это определенная сторона деятельности. Общение - особый вид деятельности.

2. 1 f(x))Общение – форма существования и проявления человеческой сущности. 2 f(x)) Выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль. 3 f(x)) Общение – является важнейшей жизненной потребностью человека, условием его благополучного индивидуального существования. 4 f(x)) Общение играет психотерапевтическую подтверждающую роль в жизни человека.

3. Отношения бывают групповое общественное (ролевое) и межличностные (межличностное общение). **Это бред, но так было нарисовано на доске**

Типы общения (придумали Ковалев и Кан-Калик):

Параметры общения:

1. Отражение (а. простое(-), б. сложное(+));

2. Отношение (а. ролевое(-), б. личностное(+));

3. Обращение (а. закрытое(-), б. открытое(+)).

И вот на основе этой херни образовываются 8 типов общения:

  1. О+О+О+ - идеологический тип общения

  2. О-О+О+ - доверительный тип общения

  3. О+О+О- - рефлексивный тип общения

  4. О-О+О- - альтруистический тип общения

  5. О+О-О+ - манипулятивный тип общения

  6. О-О-О+ - псевдоидеологический тип общения

  7. О+О-О- - конформный тип общения

  8. О-О-О- - монологический тип общения

4. Коммуникативные нормы – это стихийно складывающиеся или специально разрабатываемые правила поведения людей в ситуациях общения. Совокупность эталонов коммуникативных норм составляют этикет.


Общение
5.


Перцептивная

Интерактивная

Коммуникативная


Коммуникативная сторона общения.

  1. Специфика обмена информации между людьми

  2. Вербальная коммуникация

  3. Невербальная коммуникация

1. Коммуникация представляет собой обмен информации. Особенности человеческой коммуникации: субъект-субъектное отношение; партнеры влияют друг на друга; коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. **пришел Роберт, нас стало 5 человек**; могут возникать специфические коммуникативные барьеры (социальные, психологические). Результатом трансформации информации может служить возникновение лжи: путем замещения, присоединения, отщепление, структурное подобие (элементы достоверной инфы связываются **каким??? (вроде, произвольным)** способом), разложение (к элементам ложной информации присоединяются истинные). Основные формы коммуникации: манифестирующая, интенциональная (та информация, которая передается со специальным намерением).

Эффективность коммуникации зависит от уровня кредитности (меры доверия) коммуникатора. Наиболее эффективными являются сообщения апелляцией к логике, а не к эмоции; персенцированными (типа образовано от слова «персона») иллюстрациями; с продуманным порядком представления аргументов.

2. При вербальной коммуникации используется речь. Речь обеспечивается 4-мя процессами: говорение, слушание, письмо, чтение.

Коммуникатор-интенция-смысл-кодирование-текст-декодирование-раскрытие смысла- реципиент

Точность понимания смысла высказывания может стать очевидной при смене коммуникативных полей. В этом процессе важным инструментом является обратная связь. Варианты общения с использованием обратной связи: культурный вариант (в зависимости от типа культуры), обратная связь существует, но принимает различные черты, обратная связь дается осознанно и в легко воспринимаемой форме. Виды эффективного слушания: нерефлексивное слушание (умение молчать), рефлексивное слушание (активное использование обратной связи).

  1. Невербальная коммуникация: кинесика (жесты, мимика, пантомимика, показ, запах, демонстрация); просодика (пара-, экстра- ); проксемика (использование пространства и времени); контакт глаз. Соотношение между вербальными и невербальными каналами: их согласование, невербальное сообщение противоречит вербальному, невербальное сообщение касается другого предмета. Принципы интерпретации: негативный сигнал чаше свидетельствует об истинных намерениях, чем позитивные; поза более искренне, чем жест; истинные чувства сильнее выражаются в невербальных сигналах, чем в вербальных.

Перцептивное общение

  1. Понятие социальной перцепции.

  2. Механизмы межличностного восприятия.

  3. Эффекты межличностного восприятия.

1. Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов. Интерпретация и прогнозирование на этой основе и поступков. В процессе общения у партнеров складываются образы друг друга: образ воспринимаемого партнера; образ самого себя, как объект восприятия для партнера; образ представления о самопредставлении партнера; образ представления, какое впечатление производит субъект на партнера. Формирования впечатления о других следует принципах: люди быстро формируют впечатление о другом на основе минимальной инфы и затем приписывают другим общие психологические черты. Люди больше обращают внимание на наиболее заметные черты, а не на все характеристики в совокупности. Обработка инфы о других включает приписывание значений их поведению. При формировании впечатлений о других люди используют устойчивые индивидуальные схемы. Собственные потребности и цель человека существенно влияют на восприятие других.

2. Идентификация - отожествление себя с другим. Эмпатия - стремление эмоционально откликнуться на переживания другого человека.


Действенный

Эмоциональный

Когнитивный

Эмпатия


Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция - процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда инфа об этих причинах отсутствует. Согласно Кельви, человек своими причинами и неудачами считает разные основания **что?? O_o ** Фундаментальная ошибка атрибуции – чрезмерное представление людей о большей существенности личностных характеристик, при одновременной неспособности принять ситуационных характеристик. Самообсуживающие утверждения - хвалить себя, когда все хорошо и винить ситуацию, когда дела идут плохо. Нереалистический оптимизм – когда люди думают, что с мини наиболее вероятно произойдет что-то хорошее, чем с равными с ними во всем, и, что плохое, скорее, произойдет с другими людьми. Вера в справедливый мир – когда плохое происходит с плохими людьми и наоборот. Иллюзорные корреляции – склонность предавать значения одним факторам, совершенно отторгая другие. Ошибка ложного согласия - **так что это за хрень???**. Собственные страдания - **тоже хрень без определения**. Механизм межличностной аттракции – процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего его, а также результат этого процесса. Механизм стериотипизациии. Стереотип - некий устойчивый образ кого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением.

Эссе: «Общение в современном мире: недостаток или избыток». Квазиобщение + алгоритм предоставления безоценочной обратной связи, терминологический диктант по первым темам.

3. Эффект установки (первое впечатление), эффект ареола – тенденция переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о человеке на реальное его восприятие; эффект первичности: возникает при восприятии незнакомого человека преобладает более значимая первичная информация; эффект новизны образуется при восприятии знакомого человека, новая инфа оказывается более значимая.

Интерактивная сторона общения.

  1. Формы взаимодействия в общении.

  2. Виды влияния в общении.

  3. Мотивы социального поведения человека.

  4. Анализ взаимодействия в различных теоретических подходах.

1. Интеракция – взаимовоздействие партнеров друг на друга, оказание влияния в общении и через общение. Результатом и условием интеракции является достижение партнерами согласия. Формы взаимодействия: сотрудничество (кооперация) и соперничество (соревнование, конкуренция, конфликт – столкновение противоположных тенденций у субъектов взаимодействий). Виды конфликтов: деструктивный, продуктивный, внутриличностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой, внешний. Выделяют стили поведения в конфликте:

Направленность на интересы соперника

высокое

уступка




сотрудничество

среднее




компромисс




низкое

уход




борьба




низкое

среднее

высокое




Направленность на свои интересы

Манипуляция, провокация, давление, насилие – особые разновидности конфликта.

2. Виды влияния: убеждение – сознательное аргументированное воздействие на других с целью изменения их отношений или взглядов; внушение – сознательное неаргументированное воздействие; Заражение – передача своего состояние или отношения другим людям; побуждение импульса к подражанию – способность вызвать стремление быть подобным себе; просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности субъекта; критика; принуждение; игнорирование. Виды противостояния влияния общению: контраргументация, энергетическая мобилизация; уклонение; отказ;

3. В. Шутц выделил 3 мотива: потребность включения, потребность в контроле, потребность в любви.

Ч. Макклинтон выделил виды мотивов: максимизация общего выигрыша (кооперация), максимизация собственного выигрыша (индивидуализм), максимизация относительно выигрыша (соперничество), максимизация выигрыша другого (альтруизм), минимизация выигрыша другого (агрессия), минимизация различия в выигрышах (равенство).

4. Символический интеракционизм Мида: люди действуют в отношении вещей на основе значений, значение вещей создаются во взаимодействии с социальным окружением, эти значения используются и изменяются при интерпретации человеком окружающих вещей. Личность всегда социальная, т.е. формируется в обществе.

Теория взаимодействия исходов Тибо и Келли.

Таблица на кой-то хер, говорят, что она не оправдала себя




А1

А2

В1

6

2

0

0

В2

4

4

2

6

Хайдер: идея баланса, идея приписывания.

Позитивное отношение транзитивно, т.е. позитивное отношение к P объек…короче, хрень

Негативное отношение нетранзитивно.

Сбалансированные структуры:

** тут должны быть 2 треугольника, но я в душе не 2,71бу, как их нарисовать**

Несбалансированная структура:

**опять, 3,14здец, треугольники, только их аж 4**

Трансактный анализ Э.Берна:


Что за хрень?

Родитель

Родитель



Взрослый

Взрослый



Ребенок

Ребенок



Похожие:

Учебники: Андреева «Социальная психология» iconУчебники: Андреева «Социальная психология»
Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей
Учебники: Андреева «Социальная психология» iconСодержание
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2000. 373 с. Библиогр.: с. 370-374 и в конце гл....
Учебники: Андреева «Социальная психология» iconАндреева Г. М. Социальная психология: Учебник, 2003
Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали...
Учебники: Андреева «Социальная психология» iconВопросы по дисциплине «Социальная психология»
Социальная психология как естественно-научная область. Гуманитарные идеи в психологии и их влияние на социальную психологию
Учебники: Андреева «Социальная психология» iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Учебники: Андреева «Социальная психология» icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
Учебники: Андреева «Социальная психология» iconМетодические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть)...
Кузнецова, Е. В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология»,...
Учебники: Андреева «Социальная психология» iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
Учебники: Андреева «Социальная психология» iconМетодические указания по изучению дисциплины, подготовке к семинарским...
«Связи с общественностью», 020400 «Психология», 350500 (022100) «Социальная работа», 061200 «Менеджмент в социальной сфере», 350800...
Учебники: Андреева «Социальная психология» iconВопросы для оценки качества освоения дисциплины
Социальная психология = социология + психология, таким образом наука имеет междисциплинарый характер
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница