Законы и закономерности


Скачать 199.84 Kb.
НазваниеЗаконы и закономерности
Дата публикации13.07.2013
Размер199.84 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Психология > Закон
Анастасия2012-12-26EN-USАнастасия
doc2fb
2012-12-262
<br />Педагогика как наука. Связь с другими науками<br />
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим (Крившенко).

Педагогика - "пайдос" – дитя, "аго" - вести.

Пед. является наукой,т.к. имеет:

^ Категориальный аппарат (категория - основополагающие научные понятия, характеризующие ту или иную науку-образование ,обучение, развитие, воспитание , псих. пдг)

^ Предмет (сознательно и целенаправленно организуемый пед. процесс) и объект(явления действительности, которые обуславливают развитие индивида в процессе целенаправленной д-ти общества)

задачи

теоретические и методологические основы

законы и закономерности

принципы

методы научных исследований


Связь с др науками :

философия (способствует осмыслению целей воспитания и образования)

этика и эстетика (эстетическое воспитание, формирование научного мировоззрения)

социология (влияние социальной среды на воспитание и развитие индивида)

психология (изучение особенностей формирования личности) и др.

<br />Теоретические и методологические основы педагогики как науки<br />
Основными задачами педагогики являются: выявление и изучение закономерностей, основных принципов, методов и организационных форм обучения и воспитания, и построение на этой основе целостного педагогического процесса.

Педагогическая наука, для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильное представление о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают общая, частная и специальная методологии, а также теоретические положения, объясняющие сущность образования, обучения и воспитания как общественных явлений.

Общая методология педагогики обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а также месте и роли в нем тех педагогических феноменов, которые она изучает.

Она предполагает учет:

Основных положений и принципов материалистической диалектики (эти положения являются общими для нее и для психологии);

Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непрерывно приводит к улучшению их качества;

Закона отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в процессе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;

Основных категорий материалистической диалектики;

Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;

Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.

Уровни методологии:

Философский (общие познания)

Общенаучный (подход к явлениям жизни как к системам)

Конкретнонаучный (для специальной научной дисциплины)

Технологический (выработка конкретной методики)

Методы пед. Исследования - способы получения информации для формирования пед. теории:

Эмпирические (сбор, накопление, обработка, оценка данных)

Теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, моделирование и тп)

Теоретические основы педагогики - наследие пед. науки с древних времен по наши дни (способы, методы, теории воспитания, образования и обучения)
<br />Основные категории педагогики и их характеристика<br />
К основным категориям педагогики относятся:

Образованиецеленаправленный процесс получения выпускниками образовательных учреждения фундаментальных (основных) знаний ,формирующих у них научное мировоззрение. Его формируют гуманитарные и социальные науки, прописанные в ГосОбрСтандарте (история,философия,ин.яз....). Эти науки дают право считать себя специалистом с высшим образованием.

Виды обр.: дошкольное, среднее школьное, среднее специальное, высшее профессиональное, послевузовское (аспирантура, адьюнктура, докторнатура и тп), дополнительное профессиональное (повышение квалификации). Индивидуальный показатель: Образованность

Обучение – целенаправленный процесс получения конкретных профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих достижению специалистом высокой степени компетентности. Инд. показатель: профессиональная обученность.

Воспитание – формирование у человека и у человеческих общностей определённых качеств. Основой всего воспитания является нравственное. Инд. пок.- воспитанность

Развитие – приращение профессиональных знаний и навыков. И.П.: профессиональная развитость

^ Психологическая подготовка – психолого-педагогическая категория, формирование определенных психологических качеств, которая отражает формирование психологической устойчивости выпускников к сложностям, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности (особенно важная категория среди военных, докторов и учителей). И.П.: психологическая устойчивость
<br />Образование как основная категория педагогики и общечеловеческая ценность<br />
Образование - целенаправленный процесс получения выпускниками образовательных учреждения фундаментальных (основных)знаний ,формирующих у них научное мировоззрение. Его формируют гуманитарные и социальные науки, прописанные в ГосОбрСтандарте (история,философия,ин.яз....). Эти науки дают право считать себя специалистом с высшим образованием.

Виды обр.: дошкольное, среднее школьное, среднее специальное, высшее профессиональное, послевузовское (аспирантура, адьюнктура, докторнатура и тп), дополнительное профессиональное (повышение квалификации).

Индивидуальный показатель: Образованность

Главный признак образования - оно должно быть непрерывным.

Ценностные характеристики пед. категорий рассматриваются в педагогической аксиологии (часть общей аксиологии, которая рассматривает обр.,обуч. и воспитание как общечеловеческую ценность).

Виды ценностей:

познавательные

эстетические

социальные

психологические

экономические

нравственные

Аксеология - философское учение о ценностях, учение о формах и способах ценностного проектирования человека, своих жизненных устремлений в будущем, выбора ориентиров для жизни, оправдания или осуждения прошлого и общезначимого.

В качестве приоритета выделяют аксиологическую функцию образования, которое отражает основные подходы:

к содержанию образования

к организации обр. системы

к управлению образованием

Исходя из определений аксиологии и образования, можно сделать вывод о том, что обр. является главной категорией и общечеловеческой ценностью, тк без фундаментальных знаний сложно намечать правильные жизненные ориентиры.
<br />Обучение, его роль в подготовке кадров для органов, методы и формы обучения<br />
Обучение - закономерный, диалектически (Диале́ктика (искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления) развивающийся процесс, в котором, как и в любом социальном процессе действуют закономерности разного порядка и уровня.

По своей сути проц. проф. обуч. - социальный, он определяется потребностями органов по подготовке кадров в проф. плане, и результаты этого процесса учитываются в дальнейшей службе сотрудника.

Процент проф. пдг зависит от многих факторов:

От прямого заказа гос-ва руководству ФСБ

От требований науки. в пед. Плане, обучение-это 2-х сторонний процесс взаимосвязанной д-ти преподавателя и слушателя. и пр.

Обучение - целенапр процесс вооруж-я обуч-мых конкретн проф знаниями умениями навыками небход-ми для решения проф задач.

Индивид показат явл обученность. Повышение своих зн,нав,умен осущ в рамках самост раб и в рамках проф учебы на местах.

Обр-е и обуч-е тесно связаны друг с другом. ^ Обучение включает в себя преподавание, осуществляющее передачу системы знаний, умений, навыков и усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование.

Осн. методы обучения: (по дидактической цели) Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

^ Дидактические методы - это способы совместной теоретической и практической деятельности преподавателей и студентов по достижению дидактических целей и задач.

методы приобретения новых знаний

методы формирования умений и навыков

методы применения знаний

методы проверки и закрепления ЗУМ

по характеру познавательной д-ти:

объяснительно-иллюстративные

репродуктивные(знания в готовом виде,их надо воспроизвести)

проблемного изложения(препод ставит проблему и нужно найти выход)

частично поисковый(препод привлекает к выполнению отдельных шагов поиска решения поставленной задачи)

исследовательский(полностью творческое усвоение учащимися знаний)

Формы обучения:

индивидуальная

групповая(в группах,создаваемых на различных основах

фронтальная(сразу со всеми учениками и с общей задачей)

классная

школьная итп
<br />Воспитание: сущность,формы,основные направления<br />
Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления.

Осн. формы:

^ Формы воспитанияспособы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин "воспитательное мероприятие, организованные формы воспитания. Мероприятияорганизованные действия коллектива, направленные на достижение каких-то воспитательных целей.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных методов воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая, групповая, и индивидуальная.

Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например: организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?", конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, и т.п.

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы; телемост, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т.п.). Выбор форм для воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразней, богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой эффективности. Опытные педагоги стремятся пользовать многообразие форм воспитания.

Осн.направления:

Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления.

Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе.

Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности.

Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования.

Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.
<br />Развитие как пед. категория. Её место в пдг кадров для органов <br />
Развитие - приращение профессиональных знаний и навыков.

И.П.: профессиональная развитость

Включает:

- повыш-е обуч-ти че

- развитый интеллект

- повышенная разумность

- разв-е спос-тей

- способность думать самост-но и самост оценивать явл-я

- корректность, обдуманность действий

- спос-ть доходить до глубины познаваемого

- спос-ть к анализу и самоанализу

- потребность в созидании и творч-ве

- спос-ть к самост работе над собой

Развитие индивидов обусловлено развитием всех других инд., с которыми они являются в прямом или косв. общении.
<br />Психологическая пдг: сущность и значение для сотрудника <br />
Псих погд - процесс формир-я у слушателей в ходе обуч-я и воспит-я положит отшнош-я к своей профессии,внутренней готовности к преодолению трудностей,связанных с деят-тью сотр.

Основой п.п явл морально - псих устойчивость. Объектом явл конкретный человек; Предметом явл. исследование или изучение наиболее прочных существенных часто повторяющихся связей и отношений.

^ Психологическая пдг - психолого-педагогическая категория, формирование определенных психологических качеств, которая отражает формирование психодогической устойчивости выпускников к сложностям, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности (особенно важная категория среди военных, докторов и учителей).

И.П.: психологическая устойчивость.

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений традиционно предполагает решение большого круга вопросов, включая диагностику личности и коллектива, коррекцию психологических качеств, регуляцию психических свойств и процессов личности, межличностных взаимоотношений в группах. Важной проблемой, стоящей перед психологической подготовкой сотрудников специальных подразделений, является ее организация. Представляется возможным решить ее с помощью выделения уровней мотивационной, операционной и функциональной сфер сотрудников, определения их значимости и места в процессе подготовки.

Целью профессионально-психологической подготовки является выработка у сотрудников психологических знаний, умений и готовности к успешному преодолению психологических трудностей, возникающих в процессе служебной деятельности, в интересах повышения эффективности выполнения своих обязанностей в штатных и экстремальных условиях.
<br />Система педагогических знаний, ее составляющие<br />
Знания вырастают из познания – это сложный, но управляемый процесс познавательной д-ти.

Разновидности познания объективности мира:

житейское

рактическое

теоретическое

научное итп

Характеристика познавательной д-ти зависит от способов преподавания:

- догматическое (дается в виде истин)

- объяснит-е

- проблемное (осн напр и моменты)

- сочетание пробл с объясн

Уровни овладения проф. знаниями:

ур. Знакомства - поверхностные знания на уровне ознакомления

ур. репродукции - воспроизведение по памяти

ур. Умения - применение полученных знаний на практике

ур. знания
<br />Предмет и объект педагогики. Пед. как наука и искусство<br />
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим (Крившенко).

Предмет (сознательно и целенаправленно организуемый пед. процесс), специально организованное ,развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников ,направленное на достижение поставленной цели и призванное к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

^ Объект (явления действительности ,которые обуславливают развитие индивида в процессе целенаправленной д-ти общества)

Педагогический процесс - очень сложный вид д-ти индивида, который требует постоянного развития, динамики, а также внутренней предрасположенности самого индивида к данной д-ти. Педагогом невозможно стать, просто отучившись в институте и получив определённый запас знаний, для этого необходимо любить детей, свою профессию и быть готовым к трудностям.
<br />Задачи педагогики. Их краткая характеристика<br />
Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука решает несколько важных теоретических задач:

выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

внедрение результатов исследований в практику преподавания;

планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.
<br />Методы педагогических исследований и их характеристика<br />
В настоящее время педагогика располагает множеством разнообразных на-учных методов. Основными из них являются:

• педагогическое наблюдение;

• исследовательская беседа;

изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

• педагогический эксперимент;

• изучение и обобщение передового педагогического опыта.


^ Педагогическое наблюдение применяется в любой исследовательской деятельности. Наблюдение - основной источник накопления фактов и сведений.

Педагогический эксперимент - это метод исследования, ориентированный на подтверждение или отрицание. Каких-либо теоретических выкладок опытным путем. В зависимости от имеющихся целей различают следующие виды экспериментов:

констатирующий;

созидательно-преобразующий;

контрольный;

естественный.
<br />Профессиональная педагогика как отрасль педагогических знаний: сущность, предмет, объект<br />
В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутри профессиональной дифференциации. В связи с этим профессионально-педагогическое образование было выделено в самостоятельную отрасль подготовки специалистов.

^ Профессиональная педагогика исследует и разрабатывает вопросы подготовки специалистов для производственной и всех других сфер.

Проф педагогика - сравнительно молодая отрасль пед науки. Первые спец разработки появились в 60-х годах прошлого века.

Объектом ее изуч-я явл деят-ть вузов по подготовке специалистов, способных успешно решать проф задачи.

Предмет проф педагогики - закономерности совместной деят-ти препода-й и слуш-й, направленной на воспитание, обуч-е, развитие и псих подг последних к активному и творч труду в условиях реформирования всех сфер жизни страны, реальная практика организации пед проц-са.

Предмет прф пед определяет ее основную цель: разработка и создание таких условий совместного труда преп-й и обуч-ых, которые способствуют активному формир-ю у слуш-ей высокого профессионализма, немудрённому проявл-ю способностей, раскрытию творч потепнциала, укрепления веры в свои силы и возможности.

<br />Задачи профессиональной педагогики<br />
Профессиональная педагогика, как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики решает следующие задачи:

^ Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике.

Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.

^ Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.

Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.

^ Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.

Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.

Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования.

^ Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.
<br />Структура методологии профессиональной педагогики<br />
В методологии проф п условно можно выделить 5 уровней:

- гноселогический (осн законы, категории, принципы, проявляющиеся в пед процессе)

- мировоззренческий (факторы формир-я личности, воспитание как обществ явление, значение образования в развитии общ-ва, активность и творч деят-ть и т.п)

- научно-содержательный (закономерности, принципы пед процесса)

- логико-гноселогический (объект и предмет проф п,раскрытие содерж-я категорий)

- научно-методический (методы проф п и пед исследований)

<br />Основные методы исследования в профессиональной педагогике<br />
Подразделяются на эмпирические и теоретические.

эмпирические:

исследовательская беседа

анкетирование

интервью

экспертная оценка полученных данных

анализ документов(классный журнал, зачетка, характеристика)

теоретические:

анализ

синтез

абстрагирование

индукция

дедукция итп
<br />Основные принципы проф. педагогики<br />
- объективности (пр-п рассмотрения и оценки пед явлений такими какие они есть)

- единства теории и практики (любые обобщения, выводы должны опираться на факты)

- познаваемость (любые трудности в обучении преодолимы)

- детерминизм (причинно-следственная связь)

- историзм (оценка явления происходит с учетом конкретной ситуации)

- развития (явления должные рассматриваться как развивающиеся)

- всесторонности (должны быть осмыслены все стороны предмета, явления)

- творческий подход (проявление научной смелости)

<br />Законы и закономерности проф. педагогики<br />
Закономерности:

- развитие личности слушателя, учебного коллектива осущ-ся в процессе активной деят-ти этих субъектов

- целостность процесса развития личности и группы слушателей

- зависимость эффективности пед процесса от качества учебно-воспитательной работы педагогов, их авторитетности среди слушателей

- ведущая роль в развитии личности-соц условия жизнедеятельности.

- приведение учебно-воспитат воздействий в соответст с характером слушателей, их потребностями, познавательными и физич возможностями, степени сплоченности и слаженности учебной группы.

Законы:

- отрицания отрицания

- единства и борьбы противоположностей (отражает противоречивость пед проц)

- Переход КОЛИЧЕСТВЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ В КАЧЕСТВЕННОЕ

<br />Пед. проц в образовательном учреждении и органах: сущность, структура, противоречия<br />
^ ПЕд процесс - специально организованная целенаправленная деят-ть всех должностных лиц вуза по воспитанию.обуч-ю разв-ю и псих подг-ке слушателей как профессиональных сотрудников.

Этот процесс включает:

- плановые учебн занятия

- самостоятельная уч деят-ть

- экскурсионно-, спортивная, культурно-массовая работа

- выполнение служебных обязанностей

- общественная деят-ть

- профессион. практика обучаемых


Каждое должностное лицо решает свои задачи. Центральное место в пед принадлежит преподавателю. А на эффективность пед пр больше влияет слушательский состав.

ОСНОВНОЙ принцип организации в военных формированиях: ЕДИНОНАЧАЛИЕ!!!!

^ Движущ сила п.п.-противоречия:

-между растущ требованиями к объему знаний и огранич временем

-между групповым и индивид обуч-ем

-между преп-ем и обуч-ся

-между субъективн факторами

Между недостат-ой психолого-пед подготовленности

<br />Закономерности пед. процесса и его особенности<br />
^ Закон – необходимое, существенное, устойчивое ,повторяющееся отношение между явлениями.

Закономерность - это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Закономерности:

1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и все возрастающими возможностями общества развитого социализма в формировании всесторонне, гармонически развитой личности и социалистических коллективов.

2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических).

3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых.

4. ^ Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания.

5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят также от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива.

6. Содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.

7. Методы и средства воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкретной ситуации.

8. Формы организации педагогического процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания.

9. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса закономерно обеспечивает достижение максимально возможных в данных условиях результатов воспитания за отведенное время.
<br />Принципы, этапы и логика осуществления пед. процесса<br />
В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Принцип научности. является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов, учебных программ и учебников и тп.

Этапы педагогического процесса


Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.


На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

целеполагание;

диагностика условий;

прогнозирование достижений;

проектирование и планирование развития процесса.

Основной этапосуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

взаимодействие педагогов и учеников;

использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

создание благоприятных условий;

осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

^ Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

Этот процесс строго логичен и он является диалектически развивающимся ,тк:

он ведет от незнания к знанию

то неумения к умению

от менее сложного умения к более сложному(например,от живого созерцания к абстрактному мышлению)
<br />Сущность профессионального коллектива, его признаки и особенности<br />
^ Личность сотрудника - первостепенная социально-духовная ценность профессионального коллектива. Как субъект проф. д-ти сотрудник всегда является членом коллектива. Проф. кол.представляет собой одну из общностей, которая образуется благодаря взаимодействию и общению друг другом через профессиональную д-ть.

П.к. - общность сотрудников, объединенных общей д-тью, задачами, целями, единством профессионального и служебного долга, отношениями дружбы и товарищества.

Признаки п.к.:

единство интересов и моральных принципов

высокоразвитое сознание коллективизма

взаимная привязанность и взаимовыручка

единство решаемых задач практической д-ти

система соиально-псих. явлений,которая формируется на основе различных форм общения

здоровый соц-псих.климат в коллективе

состояние высокой дисциплинированности и исполнительности всех членов пк

способность коллектива к совместной д-ти

тесная связь коллектива с другими в решении профессиональных вопросов

Особенности пк:

разновидность тех задач, для выполнения которых создается пк

разделение сотрудников на ряд профессиональных категорий

наличие ряда псих. признаков

наличие различных типов внутрикол. общения

наличие микрогрупп различной направленности

наличие определённой соц-псих структуры

<br />Содержание и структура проф.кол<br />
Соц-псих структура пк формируется на основе штатной организации каждого подразделения органов, с его системой руководства

Ложные коллективы - те, в которых есть нарушения

Элементы пк:

по отношению к коллективной д-ти психология п.к. представляет собой комплекс соц-псих условий ,которые обеспечивают формирование процессов взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласованности совместных усилий.

Достигается посредством сближения взглядов сотрудников на базе научного мировоззрения и нравственных принципов жизни сотрудников.


Основа организации штатной структуры: ЕДИНОНАЧАЛИЕ!

<br />Общение в профессиональном коллективе<br />
Проф. кол. представляет собой одну из общностей, которая образуется благодаря взаимодействию и общению друг другом через профессиональную д-ть.

Одним из признаков п.к. является то, что это система социально-псих. явлений, которая формируется на основе различных форм общения.

Существование профессионального коллектива невозможно без различных форм общения, т.к. он представлен не как собрание отдельных единиц, в котором каждый идет к своей цели, а как группа лиц, объединённых общими целями и профессиональным долгом, и пусть задачи у них разный (как у органов одного организма), но они являются взаимодополняющими элементами одной системы, чей вектор д-ти направлен в одну сторону.

Похожие:

Законы и закономерности iconКомпозиция это теория или практика?
Какие законы и закономерности композиции являются единым для изобразительного и других видов искусств?
Законы и закономерности iconЗаконы Неисчерпаемая тема Законы
Они вообще то существуют универсальные законы Вселенной которые ведут к обыкновенному человеческому счастью?
Законы и закономерности iconОсновные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?»
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект...
Законы и закономерности iconЗаконы рита небесные Законы о чистоте Рода и Крови
Законы рита это Небесные Законы о чистоте Рода и Крови. О законах рита, по которым жили с древних времён все Славянские и Арийские...
Законы и закономерности iconЛабораторная работа №6 изучение основных характеристик вакуумного фотоэлемента
Основные закономерности внешнего фотоэффекта впервые были исследованы русским физиком А. Г. Столетовым в 1888-90 гг. На основании...
Законы и закономерности iconЗакономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на...
...
Законы и закономерности iconЗакономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на...
...
Законы и закономерности iconЗакономерности
Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти. Третью группу образуют политико-психологические...
Законы и закономерности iconЗакономерности психического развития
Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности...
Законы и закономерности iconЗаконы. Физические теории. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике»
Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница