Скачать 191.94 Kb.
|
Составитель – доцент кафедры Социологии и социальной работы к.с.н. Лабунская В.И. Занятие 1. Социальный контроль. 2 часа. План и основное содержание занятия:
Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования. Динамическая модель социального контроля: индивид, социальная общность, индивидуальное контролируемое действие, социальное контролируемое действие. Элементы системы социального контроля: индивидуальные действия, социальная шкала оценок, социальная категоризация, самооценка группы, социальное действие, индивидуальная шкала оценок, самокатегоризация индивида (принятие роли), индивидуальная самооценка. Направленность социального контроля на поощрение и усиление конформного поведения членов общества, с одной стороны; на подавление типов поведения, преступающих общепринятые нормы. Г.Тард как «автор» введения термина «социальный контроль» в научную лексику.
Социальный контроль как «центральная нервная система» социального института. Основные функции социального контроля – охранительная, стабилизирующая. Механизм социального контроля, включающий социальные нормы, предписания, санкции, власть. Социальные нормы как типовые стандарты, требования и ожидания социально одобряемого поведения. Социальные предписания как запреты или разрешения к индивиду или группе что-либо делать. Два типа предписаний – для малых групп, для больших социальных групп. Классификация социальных норм в зависимости от нарастания строгости наказания: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Социальные санкции как система вознаграждений и наказаний за выполнение/отклонение от нормы. Формальные позитивные и негативные санкции, неформальные позитивные, негативные санкции. Социальные функции норм.
Пять концентрических кругов социального контроля П.Бергера: внешний круг – политико-юридическая система. Общественная мораль, обычаи и нравы. Профессиональная система. Неформальные требования. Семья и частная жизнь.
Внешний контроль как совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм. Формальный контроль и неформальный контроль. Агенты формального и неформального контроля. Возрастание значения формального контроля в современном обществе. Методы контроля – жёсткие, мягкие, прямые, косвенные. Общий и детальный контроль, или надзор. Государство как субъект надзора. Элементы системы надзора: сыскные агентства, полицейские участки, служба надзирателей, конвойные войска, суды, цензура. Вопросы для обсуждения:
Основные понятия: социальная норма, виды социальных норм, механизм регулирования социальных норм, аттитюд, поведенческая диспозиция, концепция диспозиций, социальные отклонения, социальный контроль, санкции, предписания, агенты контроля, инструменты социального контроля, методы контроля, элементы системы надзора. Литература:
Занятие 2. Социальные причины девиантного поведения. 2 часа. План и основное содержание занятия:
Общий уровень развития общества – нормальное, кризисное, транзитивное; непосредственно окружающая человека среда ( семья, школа, улица, производственная обстановка); наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная); образование и воспитание, включая самовоспитание; социальная активность индивида; действенность социальных институтов общества. Конкретизация факторов с учётом видов, форм, субъектов девиантного поведения.
Причины, связанные с психическими и психофизическими расстройствами. Причины социального и психологического характера. Причины, связанные с возрастными кризисами.
Правокультурный кризис транзитивного (трансформирующегося) общества как фактор производства девиантных практик. Значение процесса трансформации культурных ценностей в формировании социально порицаемого поведения. Значение культурологической составляющей в формировании факторов социального риска в молодёжной среде. Взаимосвязь между качественным содержанием системы культурных ценностей и условиями социальной среды. Вопросы для обсуждения:
Основные понятия: девиантное поведение, специфические особенности отклоняющегося поведения, структура девиантного поведения, параметры девиантного поведения, социальные факторы девиантного поведения. Литература:
Занятие 3. Неблагополучная семья как фактор девиантного поведения. 2 часа. План и основное содержание занятия:
Кризисный характер массового распространения супружеской семьи и «осколочных» типов семей (Антонов А.И.), распространение малодетности. Повышенная конфликтность современной семьи, разводы, депривация детей и родителей. Стрессогенность семейных событий, неустойчивость кризисной семьи. Малодетная и многоразводная семья – источник ролевых и межличностных конфликтов. Снижение ценности семьи и долгого брака. Разводы и разводимость как фактор семейного неблагополучия. Факторы разводимости, социально-экономические детерминанты. Число детей в браке как фактор разводимости.
Семья для ребёнка как первичная социальная микросреда. Значение первичной социализации в семье, роль семейного воспитания. Функции семьи как социального института. Влияние родителей на становление личности ребёнка. Специфика материнской и отцовской любви.
Тип семейного воспитания как совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребёнка. Три типа семейного воспитания: авторитарный, авторитетный , но демократический, попустительский (Д.Боумрид). Хаотический и опекающий типы семейного воспитания. Демократический и контролирующий типы воспитания (А. Болдуин). Три типа неправильного воспитания (по В.И.. Гарбузову): эмоциональное отвержение, гиперсоциализирующее, эгоцентрическое. Три варианта семьи (по М. Арутюнян): традиционная, детоцетрическая, супружеская (демократическая). Анализ семьи и типов семейного воспитания Е.А. Личко, понятие дисгармоничной семьи, пять типов отклонения семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция. Эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения. Повышенная моральная ответственность.
Связь правонарушений с типом семьи. Классификация неблагополучных семей Г.М.Миньковского. Виды неблагополучных семей Л.С. Алексеева: конфликтная. Аморальная. Педагогически некомпетентная, асоциальная. Выделение Г.П.Бочкарёвой трёх типов семей – семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, семья с отсутствием эмоциональных контактов, семья с атмосферой нездоровой нравственности. Выделение А.Е. Личко четырёх неблагополучных ситуаций в семье. Выявление М.Раттер типов семейных травм, способствующих появлению трудных детей: конфликты, недостаток любви, смерть родителя, родительская жестокость, нахождение в детском доме.
Факторы , влияющие на конструктивность воспитательного процесса. Негативные факторы семейного воспитания: факторы материального порядка, бездуховность родителей, авторитаризм, безграмотность семьи в педагогическом отношении. Группы причин неправильного родительского воспитания: отклонения характера родителей, личностные проблемы, расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность родителей. фобия утраты ребёнка, неразвитость родительских чувств. Вопросы для обсуждения:
Основные понятия: неблагополучная семья, семья как первичная социальная микросреда, специфика материнской и отцовской любви, типы семейного воспитания, классификации неблагополучных семей., негативные факторы семейного воспитания. Литература:
Занятие 4-6. Девиантное поведение в возрастных группах. 6 часов. План и основное содержание занятий:
Концепция М.М.Манасеиной о преобладающем фоне настроения на развитие личности, классификация настроений и рекомендации по организации воспитательного процесса, семь типов настроения: нормальное, апатичное, застенчивость и стыдливость, раздражительность и вспыльчивость, тоскливость и угнетённость, скудность и однообразие впечатлений, мечтательность и рассеянность. Концепция П.Ф.Лесгафта об условиях формирования «идеальной нормальной личности», выделение школьных типов поведения – лицемерный тип, честолюбивый тип, добродушный тип, мягко-забитый тип, злостно-забитый тип, угнетённый тип, нормальный тип (в идеале). Возрастные подгруппы детской группы. Основные виды девиаций группы до трёх лет: страх темноты. Одиночества, собак, энурез. Основные виды дисфункций отношений матери к ребёнку, психологическая помощь матери. Девиации от трёх до пяти лет, от пяти лет до школьного возраста. Виды девиаций: частые соматические заболевания, фобии. Поведенческие проблемы – агрессия/аутоагрессия, низкая успеваемость. Огромная роль семейного воспитания.
Первостепенное значение отношений со сверстниками в подростковый период. Проблема «отцов и детей». Роль семьи как фактора социализации, влияние типа семейного воспитания на личность подростка, деформация семейных отношений. Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения у подростков: социально-зкономическое неблагополучие, влияние СМИ, разрыв между социально одобряемыми целями и возможностями их достижения. Виды подростковых девиаций, выделенные Д.Еникеевой: реакция отказа, реакция протеста. реакция имитации, реакция группирования со сверстниками., делинквентное поведение, реакция эмансипации, дромомания, реакция увлечения., реакция компенсации и гиперкомпенсации, сексуальные отклонения, малолетняя проституция. Выделение шести типов подростковых девиаций – суицидальное поведение. делинквентный тип поведения. реакция группирования, сексуальная распущенность, побеги, подростковые аддикции. Акцентуации личности , отличие акцентуаций от психопатии. Гипертимический тип, шизоидный тип, ригидный тип, сензитивный тип, астеноневротический тип, истероидный тип, аффективно-экзальтированный тип. Девиантная виктимность подростка.
Мотивационные особенности асоциального поведения молодёжи. Мотивационные факторы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи. Латентность правонарушений, повышенная рецидивность правонарушителей, групповой характер асоциальной деятельности молодёжных группировок, устойчивость межличностных связей в группе несовершеннолетних. Роль криминальной субкультуры в формировании девиантности молодёжи. Специфика молодёжного девиантного поведения в современном российском обществе: противоречия в сфере социализации, особенности формирования девиантного поведения в молодёжной среде : увеличения количества «социально исключённых, увеличение рисков в интеграционном процессе, разрыв ценностей, снижение уровня жизни, кризис идентичности.
Девиации, связанные с нарушением в личностном развитии, и с проблемами межличностного плана. Восемь стадий развития личности по Э.Эриксону: базовые чувства. Задачи стадий, основные вопросы. Характерные особенности девиаций зрелой личности (по Ганнушкину П.Б.) – вовлечение нескольких сфер функционирования личности, хронический характер, нарушение адаптации к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций, пагубность проявлений в профессиональной и социальной сферах. Виды девиаций взрослого периода: паранойя, шизоидный тип, дисоциальное поведение, истерический тип, ананкастное поведение, аддиктивное поведение, склонность к азартным играм, пиромания, клептомания, фетишизм, садизм. Гендерные и профессиональные виды девиаций. Мужские девиации – алкоголизм, наркомания, садизм, ананкастное поведение, фетишизм. Женские девиации – нарушение пищевого поведения, мазохизм, гиперактивность в общении, истерический тип поведения. Профессиональные девиации и способы их профилактики – «синдром сгорания», «профессиональный дебилизм». Вопросы для обсуждения:
Основные понятия: аномия, психоанализ, стигматизация, девиация, делинквентное поведении, фобия, дромомания, суцид, аддикция, акцентуация, типы акцентуаций характера, дисоциальное поведение, ананкастное поведение. Литература:
Занятие 7. Профилактика отклоняющегося поведения. 2 часа. План и основное содержание занятия:
Нормативные акты государства по проблемам отклоняющегося поведения. Роль социальных институтов общества по предупреждению форм девиантного поведения. Основные принципы профилактической работы: адресность, повышения активности средств, наступательный опережающий характер работы, усиление контроля за детьми, подростками, дополнительная оплата труда специалистов, развитие социального творчества, организация здорового досуга населения.
Содержание профилактической работы. Основные цели профилактики девиантного поведения. Объекты социально-психологического воздействия. Принципы социальной профилактики.
Социальный контроль и превентивные мероприятия по отношению к подросткам девиантного поведения. анализ прямых и косвенных десоциализирующих влияний (по Беличевой С.А..): прямые десоциализирующие влияния, косвенные десоциализирующие влияния. Традиции превентивной практики в нашей стране. Модель профилактики (социально-педагогической и психологической коррекции ) девиантного поведения подростков: диагностика нарушения общественныхнорм и законов; отношение личности к социальным нормам и собственному поведению; стимулы и санкции, институты, осуществляющие социализирующее влияние; социальный прогноз. Программы коррекции личности девианта.
Вопросы для обсуждения:
Основные понятия: социальная профилактика, превенция девиантности, модели и программы профилактической работы. Литература:
Занятие 8-9. Социальная работа с девиантным поведением личности. 4 часа. План и основное содержание занятий:
Государственная политика, определяемая основным Законом страны Конституцией РФ: гарантированный минимальный размер оплаты труда, поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, иные гарантии социальной защиты – ст. 39 Конституции РФ. Социальная защита уязвимых групп населения. «Основные положения региональной политики РФ «(3.06.96) – решение вопросов защиты нуждающихся слоёв населения на местном уровне. Cтатья 17 Коституции РФ – право на охрану здоровья, ст.20 – медико-социальную помощь. Федеральные программы «Дети России», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ (1995).
Сеть учреждений социального обслуживания семьи, женщин, детей , граждан пожилого возраста. Стационарные учреждения социального обслуживания различных типов – дома-интернаты для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для лиц с асоциальным поведением, реабилитационные центры, детские дома-интернаты специализированные. Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Принципы социальной работы, обеспечивающие эффективность технологий практической деятельности – принципы равных возможностей граждан, доступности, добровольности, содействия социальной адаптации, адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном состоянии, гуманности, доброжелательности, профилактической направленности, законности.
Социальные отклонения в сфере морали и пути их преодоления. Деятельность по предотвращению и избавлению молодёжи от наркотической зависимости. Содержание социальной работы с людьми, склонными к злоупотреблению алкоголем. Меры борьбы с проституцией. Опыт работы с лицами девиантного поведения на почве сексуальных отклонений. Деятельность по профилактике правонарушений и реабилитации преступников. Системы социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение. Меры борьбы с социальным паразитизмом. Работа с людьми, имеющими психологические отклонения, и по предупреждению самоубийств. Работа реабилитационных центров для несовершеннолетних, для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальных приютов для детей и подростков, центров экстренной психологической помощи. Вопросы для обсуждения:
Основные понятия: социальные службы, социальная работа, социальная защита, уязвимые группы населения, учреждения социальной защиты, принципы социальной работы. Литература:
18.. Проблема классификации видов девиантного поведения. 19 . Социально-правовой подход к классификации девиантного поведения. 20. Психологическая и педагогическая классификации девиантного поведения. 21. Социально позитивные девиации. 22. Биологические теории девиантного поведения. 23. Психологические теории девиантного поведения. 24.Социологическиая теория аномии. 25. Социологическая теория стигматизации. 26. Детские виды девиаций. 27. Подростковые девиации. 28. Девиации периода взрослости. 29. Алкоголизм как социальное явление. 30 Проституция как социальное явление. 31. Социальные причины бездомности, бродяжничества. 32. Делинквентное поведение как особо опасный вид социального поведения. 33. Специфика суицидального поведения. 34. Специфические виды молодёжных девиаций. 35. Профилактика отклоняющегося поведения. 36. Профилактика девиантного поведения подростков. 37. Социально-психологическое воздействие на девиантное поведение. 38.Социальные учреждения по работе с девиантным поведением лиц. 39. Нормативная база социальной работы с отклоняющимся поведением. 40. Особенности социальной работы с отдельными видами девиантного поведения.
|
![]() | Тематика семинарских занятий по курсу «организационная культура» Цель семинарских занятий: развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков самостоятельной работы с научной литературой,... | ![]() | Организация семинарских занятий и самостоятельной работы по дисциплине... Составитель – доцент кафедры социологии и социальной работы к с н. Лабунская В. И |
![]() | Рабочая программа по учебной дисциплине «Организация связей с общественностью»... Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Содержат рекомендации по самостоятельной... | ![]() | Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине... Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины |
![]() | С древнейших времен до начала XXI в Экзамен состоит из четырех составляющих: самостоятельной работы, семинарских занятий, рецензии на монографию и ответа на вопросы... | ![]() | Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов... З. Д. Ильина, А. Ю. Бунин, Е. А. Добросердова, О. В. Лебедева / Под ред д и н., проф. З. Д. Ильиной. 2-е изд., перераб и доп.– Курск:... |
![]() | Методические указания по отдельным видам занятий планы семинарских... Цель проведения семинарских занятий определяется задачами, которые предполагается решить в ходе занятия, а они вытекают из конкретной... | ![]() | Тематика семинарских занятий Семинарские занятия проводятся согласно... Семинарские занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану. На каждом занятии проверяется результативность самостоятельной... |
![]() | Тематика семинарских занятий по курсу «организация труда персонала»... Что понимается под «рабочим местом» и «рабочей зоной»? Перечислите элементы рабочего места | ![]() | Методические указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий,... Нятий, методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию, выполнению самостоятельной работы и зачёту для студентов 1-го... |