Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности»


Скачать 74.21 Kb.
НазваниеДоклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности»
Дата публикации13.07.2013
Размер74.21 Kb.
ТипДоклад
userdocs.ru > Психология > Доклад
Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности»
Человек как субъект воспитания.

Развитие человека как личности и субъекта деятельности в образовательной системе.
Образовательными системами являются все те социальные институты, главной целью которых является образование человека – начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, общего позитивного результата. Такой конечной целью любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности. Материалом достижения этой цели является результат, который, в конце концов, всегда надо искать в личности выпускника, а не в безличных «технологиях обучения», «методиках воспитания», «организации учебного процесса», «создании материальной базы» и т.п. Отдельные подсистемы образовательной системы могут иметь свои специфические цели. Но эти цели есть лишь конкретизация общей цели, трансформация этой общей цели в специальные задачи (психологические, педагогические, методические и т.д.). То есть все элементы образовательной системы не просто включены в процесс взаимодействия, но главной особенностью их связи является взаимодействие, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развития личности.

Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью и задачей любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента. В современной школьной практике «развитие», однако, не всегда понимается как комплексная задача: имеется явный и сильный дисбаланс во внимании к проблемам развития интеллектуального и личностного при несомненном перевесе первого аспекта. Более того, часто «развитие» как задача осознанно вообще не ставится, а проблема развития подменяется вопросом о передачи знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современной школе, которая реализуется на практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном создании учительства.

Однако школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности – это обязательно развитие: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятиям других, самостоятельности, автономности и ответственности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования (в том числе и мотивации учения как важнейшего элемента мотивации). Все эти идеи вместе взятые можно назвать позитивной педагогикой или гуманистической психологией воспитания и обучения.

В последние годы однако были предприняты грандиозные попытки дискредитировать саму идею воспитания, поставить под сомнение ценность и необходимость этого процесса. При этом зачастую апеллируют к некоторым базовым положениям гуманистической психологии. Развитие личности, говорят противники идеи воспитания, есть свободный процесс актуализации потенциала человека. Главная цель школы, педагогов – создать наиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке. Ничего воспитывать и формировать не надо, так как любое воспитание есть насилие над личностью, никто достоверно не знает, к чему надо стремиться в воспитании личности, цели воспитания всегда субъективны.

Конечно сами по себе идеи гуманистической психологии о самодостаточности личности, о создании «помогающих отношений», направленных на реализацию потенциала личности и т.д. весьма привлекательны. Однако радикализация этих идей и их реализации в педагогической практике именно в такой крайне радикальной и идеализированной форме вряд ли есть благо. Мы не можем согласиться с тем, что ни родители, ни педагоги не должны (и не могут) ставить конкретные цели развития личности ребенка, подростка, юноши, к которым следует стремиться и на которые, собственно, и будет направлен процесс воспитания. Совершенно очевидно, что развитие определенных личностных качеств ( таких, например, как ответственность, автономность, личностный позитивизм и т.п.) является значимой частью воспитания. Причем необходимость постановки таких целей воспитания диктуется в первую очередь интересами формирующейся личности (ребенка, подростка, юноши), ибо с достижением этих целей воспитания и соответствующим развитием личности связаны успешность социальной адаптации человека, его нервно-психологическое здоровье. И наоборот, существуют личностные качества, развитие и закрепление которых крайне не желательно.

Можем ли мы позволить себе игнорировать идею воспитания и целенаправленного вмешательства в процесс развития личности, замечая в ребенке, например, проявления агрессивности или других форм деструктивного поведения? Ответ, как представляется, очевиден.

Другое дело, что принимая идею необходимости и ценности воспитания, мы полагаем, что человек является не только объектом психолого-педагогических воздействий, но и обязательно – субъектом воспитания, активным субъектом саморазвития и самосовершенствования. Причем два этих процесса неразрывно связаны. Любое эффективное воспитание всегда предполагает «запуск» процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Мы даже полагаем, что главной задачей воспитания с «технологической» точки зрения как раз и является запуск механизма субъектности воспитания, запуск процесса самостроительства личности.

^ Разностороннее и гармоничное развитие личности как цель воспитания

Военная педагогика / ^ ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ / Разностороннее и гармоничное развитие личности как цель воспитания

Страница 1

Развитие современного общества характеризуется интенсивным совершенствованием производства, повышением его технического уровня, усложнением информационных технологий, что предъявляет более высокие требования к уровню подготовки членов общества. Принципиально новые задачи перед воспитанием ставит переход к информационному обществу, компьютерная революция, внедрение информационных технологий. Происходят динамичные процессы в социальной и духовной сферах жизни общества. Все это приводит к тому, что основной целью, идеалом современного воспитания выдвигается формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Эта цель является объективной потребностью.

Необходимо заметить, что в настоящее время утверждается понимание чрезмерности постановки цели всестороннего развития личности с учетом того, что каждый человек развивается как личность не только универсально – как социальное существо, член общества, но и индивидуально: как своеобразная и неповторимая индивидуальность, со своими акцентами в этом развитии. Таким образом, затруднительно, да и, скорее всего, не нужно пытаться развить современного человека всесторонне в полном смысле – учитывая многообразие жизни. Однако не следует отказываться от цели, стремления к тому, чтобы человек был разносторонне, многогранно развит как личность.

Каково же содержание понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности »?

Во-первых, в развитии и формировании личности большое значение имеет физическое воспитание , укрепление ее сил и здоровья. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность и настойчивость в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях его становления как личности.

Во-вторых, умственное воспитание . Ум, абстрактное мышление – это то, что выделило человека из животного мира, позволило создать богатства материальной и духовной культуры. Развитие интеллекта, овладение знаниями, совершенствование мышления, речи, памяти, других познавательных процессов должно выступать в качестве сердцевины развития личности.

В-третьих, техническое обучение, приобщение к современным достижениям техники и технологий, овладение умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, обращение с различными инструментами и техническими устройствами.

В-четвертых, формирование высокой морали и нравственности, так как прогресс общества могут обеспечивать только люди с высокой моралью, добросовестным отношением к труду и собственности.

В-пятых, духовное развитие, приобщение к сокровищам литературы, искусства, формирование высоких эстетических чувств и качеств.

В-шестых, выявление и развитие склонностей, творческих способностей.

В-седьмых, приобщение к производительному труду, воспитание любви к труду, позволяющему преодолеть односторонность личностного развития.

Важными задачами воспитания в соответствии с принципом гуманизма выступают любовь к Родине, патриотизм, коллективизм.

Любовь к Родине сама по себе органично вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческое всегда реализуется через конкретно-человеческое. А каждый человек – гражданин определенного государства, принадлежит к своей народности, нации, и общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому важным аспектом воспитания и становится формирование гражданских, патриотических качеств личности. Таким образом, гуманизм предполагает патриотизм, гражданскую ответственность, уважение обычаев и законов своей страны. При этом он отвергает национализм как идеологию с ее приоритетом частных ценностей и противостоянием общечеловеческому началу.

Таким образом, гуманизация – ключевой элемент современного педагогического мышления, утверждающего субъект-субъектный подход, сотрудничество, полисубъектную сущность в осуществлении процессов обучения, воспитания, образования в современных условиях.

Главная цель современного российского образования – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Отечественная система образования призвана обеспечить:



историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;



воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;



разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;



формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;



обновление всех аспектов образования, отражающее изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники;



непрерывность образования в течение всей жизни человека;



многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ;



преемственность уровней и ступеней образования;



подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Похожие:

Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности» iconТеоретические основы проблемного обучения
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение...
Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности» icon№8: «Действия командира мотострелкового взвода в бою»
Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании предметно-методической комиссии
Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности» iconОтдел молодежной политики администрации города Кемерово пр. Советский, д. 54, каб. 221
...
Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности» iconРазвитие и воспитание личности понятие личности. Факторы развития...
Понятие личности. – Факторы развития личности. – Подходы к развитию личности. – Сущность и стадии социализации. – Воспитание как...
Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности» iconКак реализовать воспитательные возможности литературы Человек перестаёт...
Вопрос у меня важный и нужный. Действительно, вся литература, особенно русская литература, направлена на воспитание человека как...
Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности» iconУчебное пособие для студентов очного и заочного факультетов специальности...
Учебное пособие подготовлено на кафедре "Экономики и менеджмента" проф., к т н. Барлиани И. Я., утверждено на заседании методической...
Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности» iconКурс лекций Керчь 2007 г. Автор: Захаров И. Ф. старший преподаватель...
Курс лекций рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании методической комиссии мф кгмту
Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности» iconПо самообразованию
В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им...
Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности» iconИ. А. Липский чем живут школьники?
В 520 школах 19 регионов страны было опрошено всего 1560 классных руководителей и 520 заместителей директоров по учебно-воспитательной...
Доклад, озвученный на заседании методической комиссии классных руководителей по проблеме «Воспитание человека, как всесторонне развитой личности» iconА. Ф. Ческидов техническая эксплуатация
Печатается по рекомендации методической комиссии факультета лмф протокол №1 от 30. 10. 2002 г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница