Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии»


НазваниеУчебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии»
страница1/35
Дата публикации09.03.2013
Размер6.32 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

____________________________________________________________________
Кафедра «Психология»


ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

И

ПЕДАГОГИКИ
Учебное пособие для студентов технических вузов

Рекомендовано Редакционно-издательским советом

Белорусского национального технического университета

Под редакцией В.А. Клименко, И.И. Лобача

Минск 2009
УДК 159.9 (075.8)

УДК 37.01 (075.8)

Авторы:

Е.Е. Белановская (разд. 1.13; 1.14), Е.А. Гриневич (разд. 1.12; 2.3.2), О.В. Данильчик (разд. 1.3; 1.8), Т.С. Каминская (разд. 2.1; 2.3.1), В.А. Клименко (разд. 2.2; 2.3.1; 2.4), И.И. Лобач (разд. 1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 1.9; 1.11; 1.14), С.Н. Островский (разд. 2.4), Е.В. Поликша (1.5), В.П. Самусевич (разд.1.10), В.Б. Сидорович (разд. 1.13), М.А. Шапошник (разд. 1.6; 1.7).


Рецензенты:

докт. пед. наук, профессор В.Ф. Володько

канд. психол. наук, доцент И.Т. Кавецкий


В учебном пособии изложены основы психологии и педагогики для студентов технических вузов в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта по данной дисциплине.

Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» и «Основы педагогики». В первом разделе рассматриваются основные вопросы общей, социальной, психологии труда и инженерной психологии, а так же психологии личности и психологии творческой деятельности. Во втором разделе представлено современное состояние системы образования, сущность и содержание процесса обучения и воспитания в условиях производственного коллектива, а также рассмотрены вопросы социализации личности.

Пособие адресовано студентам и преподавателям технических вузов, а также практическим работникам промышленных предприятий.
Оглавление
Предисловие …………………………………………………………………….4
Раздел 1. Основы психологии ………………………………………………….5


    1. Введение в специальность ……………………………………………….5

    2. История развития психологии и ее основные направления ………….12

    3. Личность в психологии …………………………………………………43

    4. Личность и психические процессы …………………………………….63

    5. Личность и психические свойства ……………………………………..86

    6. Личность и психические состояния …………………………………..100

    7. Общая характеристика деятельности личности ……………………...118

    8. Психология творческой деятельности ………………………………..144

    9. Работоспособность человека и ее фазы ………………………………167

    10. Психология групп и коллективов. Социально-психологический

климат производственного коллектива ……………………………………..176

    1. Психология управления ……………………………………………….187

    2. Адаптация личности в производственном коллективе ………………209

    3. Конфликты в производственном коллективе и их регулирование ….224

    4. Психология общения …………………………………………………...242

    5. Основы инженерной психологии 265

Рекомендуемая литература по разделу «Основы психологии» …………..…272
Раздел 2. Основы педагогики………………………………………………….276


    1. Педагогика в системе наук о человеке…………………………………276

    2. Образование как социокультурный институт.

Современное состояние образования ………………………………………....289

    1. Сущность и содержание процесса обучения и воспитания личности..315

      1. Теоретические и методические основы обучения (дидактика)……….315

      2. Сущность и содержание процесса воспитания…………………………328

    2. Социальные институты общества и их роль в социализации

личности…………………………………………………………………………374

Рекомендуемая литература по разделу «Основы педагогики»………….…..397

Предисловие
В настоящее время производственная деятельность инженера становится более сложной по задачам, интенсивности и содержанию. Она требует не только глубоких инженерных знаний, но и психолого-педагогического осмысления деятельности, связанной с управлением людьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей протекания различных психических явлений, знания социально-психологических процессов групп и коллективов, а также принципов, форм и методов воспитательной работы в производственных коллективах. Целесообразность изучения основных вопросов производственной психологии и педагогики в вузе диктуется необходимостью обеспечения эффективности работы системы «человек-человек». Кроме того, с развитием техники все более остро становится потребность в детальном и всестороннем изучении особенностей поведения человека в системе «человек-техника».

Учитывая основные задачи дисциплины «Основы психологии и педагогики» в условиях технического вуза, наше пособие в целом соответствует типовой программе курса, но имеет некоторые специфические особенности.

Авторы убеждены в том, что им удалось в подобной структуре пособия найти такой симбиоз основ психологии и педагогики, который позволит сформировать у студентов необходимую систему знаний, умений и навыков.

Имеющиеся в настоящее время учебники и учебные пособия по психологии и педагогике не отражают в достаточной мере особенности подготовки специалистов в высших технических учебных заведениях к их будущей профессиональной деятельности. Наш вариант пособия компенсирует некоторые недостатки и, на наш взгляд, поможет студентам глубже понять необходимость знаний психологии и педагогики в производственной деятельности. Тем не менее, коллектив авторов будет искренне благодарен за те замечания и пожелания, которые будут присланы на кафедру «Психология» Белорусского национального технического университета.

^ Раздел 1. основы психологии


    1. Введение в психологию


Из истории психологических учений. Рефлекторный характер психики. Мозг и психика. Функции психики. Предмет и задачи психологии. Принципы и структура современной психологии. Методы исследования в психологии.
Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н.э.

В истории психологии различаются два больших периода: первый – когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука. По времени первый период охватывает около 2,5 тысячи лет (VI в. до н.э. – середина XIX в.), второй период – чуть больше полутора столетий (середина XIX в. по настоящее время).

За всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета изучения психологии: как науки о душе; о психике и сознании; о поведении и деятельности человека. Развитие психологии от науки о душе к науке о деятельностном происхождении психики и сознания свидетельствует о прогрессе психологических знаний. Отказ от понятия души и переход к изучению сознания связаны с выделением психики в качестве объекта исследования.

Первые научные представления о душе направлены на объяснение души и её функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых и начали развиваться психологические представления. Психологические проблемы явились частью философии, они возникли неизбежно, так как предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе и т.п. Поэтому и существует преемственность и взаимовлияние психологической и философской мысли.

По Платону, есть три начала человеческой души. Первое – неразумное начало. Оно общее для людей, животных и растений. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять телесные потребности. Другое – разумное. Третье начало – яростный дух: человек готов на все ради достижения целей. Все стороны души должны находиться в гармоническом отношении друг к другу при господстве разумного начала.

Общей и основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики. Материалистический подход направлен на причинное объяснение психики. В русле этого подхода уже в античности возникли и развивались во все последующие времена представления об обусловленности психических явлений материальными процессами мозга.

В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира, обособлялись от него, превращались в особую, духовную, субстанцию, которая и по своему происхождению, и по своим свойствам, и по методам познания противопоставлялась материальному миру и практике. В идеализме психика предстает как особая духовная деятельность.

Психика (от греч. – дыхание, душа) – свойство высокоорганизованной материи мозга, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения – его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредуя её, выполняет различные функции, каждую из которых нельзя рассматривать изолированно. Одна из функций психического отражения состоит в тонкой и точной ориентации человека в окружающей действительности. Благодаря психическому отражению человек регулирует свое поведение. И третья – функция побуждения, когда человек ставит близкие и отдаленные цели и добивается их реализации.

Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека качественно новую форму – форму сознания. Необходимость возникновения сознания как высшей формы развития психики проистекает из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд как целесообразная внешняя продуктивная деятельность человека требует, чтобы объективный результат его был спланирован и выполнение регулировалось посредством внутренней, сознательной деятельности. Сознание и деятельность в психологической науке рассматриваются в единстве.

Теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории деятельности мозга и рефлекторной природы психики дано в трудах Р.Декарта, И.М.Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина и др.

Современные знания о структуре и способах работы мозга как сложнейшей саморегулирующейся системы позволяют еще глубже понять основы психологических явлений и роль психики, сознания как регуляторов всей деятельности человека. Мозг – это орган психики.

Физиологические процессы, происходящие в мозгу человека, являются материальной основой психической деятельности и не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, так как сознательная деятельность человека, с одной стороны, является отражением предметов и явлений окружающего мира, а с другой стороны, это отражение суммируется с прошлым опытом человека. В исследованиях, посвященных высшей нервной деятельности, И.П. Павлов вслед за И.М. Сеченовым показал, что в основе всех сознательных движений и действий человека лежат нервные механизмы (процессы) возбуждения и торможения. Деятельность этих механизмов определяется не только настоящими воздействиями внешней среды, но и всеми предшествующими, оставившими след в сознании человека. Накопление следов в коре больших полушарий в результате предшествующего воздействия внешней среды, благодаря «сложной суммарной деятельности» коры мозга, позволяет человеку произвольно (сознательно) выбирать то или иное действие или задерживать его ответ на новое раздражение.

Таким образом, психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретной исторической личности в особенности.

В процессе развития психологической науки сформировались следующие основные принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности, принцип личностного подхода и др.

^ Принцип детерминизма (учение о всеобъемлющей причинной материальной обусловленности природных, общественных и психических явлений) означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Возникновение различных психических явлений обусловлено внешними или внутренними факторами. Ещё Демокрит ввел понятие жесткого детерминизма. «Ничто не происходит случайно, но есть некоторая определенная причина для всего...» 1. В основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, по способу которого происходят все акты осознанной и неосознанной жизни. Рефлекс – ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на соответствующие органы чувств.

^ Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу или динамическую модель деятельности, при помощи которых происходит ориентирование человека в окружающем мире.

^ Принцип развития психики в деятельности означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Понимание психического развития устанавливает его зависимость от деятельности. Усвоение опыта личностью происходит как специфическая форма психического развития и собственно, развития психики.

При характеристике психологии как науки следует отметить некоторые особенности, присущие психологическим знаниям. Во-первых, это знания о явлениях, которые непосредственно присущи каждому из нас. Во-вторых, психологические знания характеризуются порой несовпадением их житейского и научного смысла. И третья особенность психологических знаний заключается в том, что эти знания нужны для самопознания и самовоспитания.

Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные ветви психологии взаимосвязаны. В основу классификации положен объект психологического изучения.

^ Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека, является основой для ряда отраслей психологической науки.

^ Психология труда исследует психологические основы трудовой деятельности, изучает профессионально важные качества личности применительно к той или иной специальности.

^ Инженерная психология изучает вопросы проектирования, разработки и эксплуатации систем «человек-техника» с учетом особенностей и возможностей человека.

^ Социальная психология изучает психические проявления людей в различных группах и коллективах, межличностные отношения, проявление личности в группах и коллективах, психологический климат и совместимость, конфликты и т.п.

^ Космическая психология – это новая отрасль психологии, которая возникла в связи с полетами человека в космос. Она изучает психологические проявления в моменты максимальных нагрузок и состояния невесомости, психическую деятельность космонавта на старте, в полете, при посадке, в условиях длительной изоляции и т. д.

Возрастная психология, педагогическая психология, психология спорта, психология искусства, юридическая психология, медицинская психология, сравнительная, патопсихология и др.

Правильное и успешное развитие науки возможно только в том случае, когда она использует для накопления фактов научно обоснованные методы. Все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека. Для того чтобы объяснить эмпирические факты, их нужно сопоставить друг с другом и на основе сопоставления обобщить, найти закономерность, которой они подчиняются.

Первым принципом психологических исследований является принцип объективности изучения психики. Этот принцип означает, что любые психические явления необходимо рассматривать такими, какими они являются на самом деле. Они могут быть изучены только во взаимосвязи с внешними условиями жизни и деятельности человека. Исходя из этого принципа, необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных условиях для данного человека. Противоречивые факты должны привлекать особенно пристальное внимание и обязательно следует либо найти объяснение противоречию, либо провести дополнительное изучение.

Второй принцип построения психологических исследований – принцип изучения психических явлений в их развитии. Изучение психических явлений в развитии требует, чтобы исследования выявили не только те психические качества человека, которые уже сложились, но и те новые особенности психики, которые, может быть, только зарождаются.

Несмотря на все многообразие реальной жизни, каждый человек остается самим собой, сохраняет индивидуальные психические качества в таком сочетании, которое присуще только ему. Поэтому один из принципов является принцип аналитико-синтетического или комплексного изучения личности. Аналитическое изучение позволяет познать элементы психики в различных условиях жизни и деятельности личности (комплексно), а синтетическое - дает возможность выявить взаимосвязь отдельных психических проявлений и найти то устойчивое, что характеризует данного человека в целом.

В психологических исследованиях важно руководствоваться указанными выше принципами. В зависимости от поставленных задач изучения личности применяются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, изучение результатов деятельности, метод самонаблюдения, экспертных оценок, анкетирования, метод тестов, моделирования. Собранный фактический материал подвергается количественному и качественному анализу.

Наблюдение всегда должно быть целенаправленным и проводиться в естественных условиях деятельности и поведения личности. Важно определить, нужно ли фиксировать все действия, поступки, высказывания человека на протяжении какого-то времени или же наблюдение будет выборочным, т.е. будут фиксироваться факты, относящиеся только к одной какой-то стороне психических проявлений. Факты, характеризующие действия, поступки, поведение человека, а также условия, в которых они совершались, необходимо фиксировать в дневнике наблюдений. Без этого нельзя правильно оценить и понять причины наблюдаемых психических явлений. Разновидностью наблюдения является метод оценивания, или рейтинг.

^ Метод эксперимента. Этот метод применяется и в других науках и позволяет накапливать количественные данные, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых психических явлений. Эксперимент проводится в помещениях, оснащенных специальным оборудованием.

^ Метод беседы. Этот метод как самостоятельный обычно не используют, а дополняют другими методами. Важно заранее определить цель беседы и наметить основные вопросы. Беседа может быть индивидуальной и коллективной. На протяжении беседы необходимо сохранять доброжелательную обстановку. Метод беседы может применяться для первичной ориентировки, для уточнения выводов, полученных другими методами.

^ Метод интервью, как и метод беседы, относится к методам оп­роса. Вопросники для интервью строят по типу социологических анкет для получения первичной информации об изучаемых психических явлениях личности. Полученные результаты, как правило, требуют дальнейшего уточнения.

^ Метод изучения результатов деятельности позволяет раскрыть такие психические особенности людей, как их отношение к делу, к учебе, определить умения и навыки, объем знаний. Важно изучать не только продукты деятельности, но и сам процесс их изготовления, ибо в процессе деятельности ярко проявляются психические особенности человека.

^ Метод самонаблюдения особенно полезен при изучении психических состояний: настроения, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности. Методы беседы и интервью невозможны без привлечения данных самонаблюдения.

^ Метод экспертных оценок широко применяют в изучении психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: администраторы, друзья, коллеги по работе и др. Эксперты должны высказать суждения о поведении личности, дать ей характеристику и т.д. Исследователь должен обобщить данные экспертов.

^ Метод анкетирования. Этот метод дает возможность получить большой по объёму материал. Анкета должна содержать подробную инструкцию о порядке заполнения, правильные по содержанию и по формулировке вопросы.

^ Метод тестов. С помощью этого метода определяются психические характеристики личности при помощи стандартизированного задания (теста). Широкое распространение получили тесты способностей. Правильно построенные тесты широко используются для профессионального отбора.

^ Метод моделирования. С развитием компьютерной техники и теории вероятностного описания явлений связано начало технического и математического моделирования психических явлений. При помощи моделирования психическое явление изучается не непосредственно, а через модель, в чём-то аналогичную этому явлению, например, в режиме диалога испытуемого с компьютером. Этот метод можно использовать для изучения восприятия, памяти, мышления и других психических процессов.

^ К основным задачам психологии следует отнести: изучение механизмов, закономерностей и качественных особенностей проявления и развития психических процессов, состояний и свойств как отражательной деятельности мозга, изучение природы и условий формирования психических особенностей личности и на основе этого научится управлять этими психическими явлениями.

Структура психической деятельности человека содержит в себе три взаимосвязанные стороны: познавательную, эмоциональную и волевую. В результате познавательной деятельности (включающей в себя ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание) формируются знания об окружающей действительности. Эмоциональные проявления выражают отношение к тому, что человек познает и делает. Воля обеспечивает активное воздействие на окружающее и выступает как регулирующая функция поведения людей. Значит, психическое явление есть единство познания, отношения и действия.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Знание основ психологической науки помогает успешно решать практически вопросы в самых различных областях человеческой деятельности.
Контрольные вопросы

  1. Назовите два периода развития психологической науки.

  2. Что явилось предметом изучения психологии?

  3. Зачем нужны знания психологии инженеру?

  4. Назовите основные методы исследования психики человека, которые можно применять в работе с другими людьми.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Похожие:

Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» iconУчебное пособие состоит из двух разделов Морфологии и Синтаксиса,...
Учебное пособие предназначено для старшекласс­ников, желающих повторить, закрепить и расширить те базовые знания в английской грамматике,...
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» iconУчебное пособие "Педагогическая психология" адресовано студентам...
Ивановского государственного университета. Пособие состоит из шести основных разделов, представляющих собой часть лекционного курса...
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» iconТематический план изучения дисциплины Глава Предмет и задачи курса...
Основы специальной педагогики и психологии. — Спб.: Питер, 2005. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»)
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» iconЯрошевский М. Г. Основы теоретической психологии. 1998. 528с. Isbn 5-86225-812-4
Учебное пособие предназначено для педвузов и факультетов психологии уни­верситетов
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» iconУчебное пособие Уфа 2008 удк 616. 97: 616. 5(07) ббк 55. 8 я 7 0-75...
Основы дерматовенерологии: Учебное пособие / Составители: Гафаров М. М., Терегулова Г. А., Выговская Т. Л., Хисматуллина З. Р., Кудашев...
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» iconШнейдер Л. Б. Ш763 Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологи­ческих и психологических факультетов университетов, готовящих себя...
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» iconСемья и семейная жизнь
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов старших курсов лингвистических специальностей по дисциплинам «Практика устной...
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы типологических исследований»
Настоящее пособие включает описание основных понятий и разделов лингвистической типологии и направлено на формирование у студентов...
Учебное пособие состоит из двух разделов: «Основы психологии» iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук автор колл и отв ред. Е. В. Попов. М.: Гуманит изд центр владос, 1997. 320 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница