Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет


НазваниеФедеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет
страница1/5
Дата публикации08.04.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры общей психологии «Психология XXI века». Выпуск 1.

Научный редактор: Кислова Г.И., канд. психол. наук, доцент,

зав.кафедрой общей психологии ДГУ

Рецензент: Акбиева З.С., канд.

психол. наук, доцент,

зав.кафедрой прикладной

психологии ДГУ


Махачкала 2005

Предисловие
Психология – отрасль научного знания, особенно бурно развивающаяся в конце ХХ и начале ХХI веков. Современная психология – это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на не менее обширную сферу психологической практики. Авторы кафедрального сборника постарались представить результаты своих научных исследований максимально полно и доступно для читателя. В своих статьях авторы не только анализируют полученные ими результаты эмпирических исследований, но и обсуждают возможности их применения в практической деятельности.

Представленные в сборнике научные материалы преподавателей, аспирантов и студентов кафедры общей психологии Дагестанского государственного университета отражают тенденции развития психологической науки и практики на современном этапе.

Материалы сборника научных трудов представлены по следующим направлениям:

общая психология;

психология личности;

психология образования;

этническая психология;

клиническая и дифференциальная психология;

психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях.

В сборник включены четыре статьи студентов Дагестанского государственного университета и Московского государственного университета (две из них в соавторстве с научным руководителем), которые уже сейчас определились не только с тематикой курсовых, дипломных, но и будущих кандидатских исследований и активно приступили к изучению научных проблем.
Зав. кафедрой общей психологии ДГУ

Кислова Г.И.

Лечение посттравматического стрессового расстройства

Гаджиева А.М. (МГУ)
По вопросу о лечении посттравматического стрессового расстройства до сих пор нет единого мнения. В одних концепциях считается, что посттравматическое стрессовое расстройство излечимо, в других – что до конца исцелить его симптомы невозможно. Так или иначе, лечение посттравматического стрессового расстройства является исключительно важной задачей, поскольку оно вызывает серьезные нарушения практически во всех сферах жизнедеятельности человека.

Диагностика и лечение посттравматического стрессового расстройства достаточно сложны. Широкий разброс симптомов и запутанные психобиологические проявления делают терапию исключительно трудной. Процесс лечения может занимать очень длительное время. В нем выделяют психотерапевтический, психофармакологический и реабилитационный аспекты. Также особое значение придается профилактике посттравматического стрессового расстройства [5, с. 95].

Предотвращение посттравматического стрессового расстройства исключительно важно и должно включать в себя поддержку и защиту общества, усилия по предотвращению изнасилований, издевательств над детьми и физического насилия. Такого рода программы – основные стратегии по уменьшению числа людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством.

Для таких групп пострадавших, как военные или жертвы катастроф, наиболее частым методом профилактики посттравматического стрессового расстройства является обсуждение травматической ситуации. Группа пострадавших обсуждает ключевые моменты события вскоре после того, как оно произошло, вербализуя и исследуя свои эмоции и реакции на случившееся.

Из-за исключительно широкого разброса людей, подверженных риску развития посттравматического стрессового расстройства, и огромного количества возможных психотерапевтических теорий ни одна терапия не может с достаточным обоснованием считаться самой эффективной. Следовательно, предотвращение посттравматического стрессового расстройства и его лечение должно строиться на индивидуальных особенностях пациента.

Психофармакологическая терапия определяется особенностями клинической картины и ведущими на момент лечения психопатологическими симптомами. Психофармакологическая терапия не заменяет психотерапии, но аккомпанирует ей, устраняя наиболее сильные синдромы [8, с.2].

Однако психофармакологическая терапия может облегчить особо острые симптомы посттравматического расстройства, но не излечить его. Таким образом, она служит скорее поддержкой для главного способа лечения – психотерапии.

Основная задача психотерапии посттравматического стрессового расстройства – помочь пациенту интегрировать травматические переживания в его жизненный опыт, восстановить целостность когнитивных представлений пациента о мире и о себе, восстановить нарушенное ощущение безопасности.

Существует множество подходов к терапии посттравматического стрессового расстройства. Одна из особенностей подобной терапии – огромная сложность отношений терапевта с пациентом, так как работа с травмой и ее последствиями может вызывать очень сильные эмоции у терапевта. Кроме того, пациенты склонны проявлять эмоции, ассоциирующиеся у них с травматической ситуацией – такие, как гнев, ненависть, страх, недоверие, беспомощность – на свои отношения с терапевтом, что, разумеется, чрезвычайно осложняет психотерапию.

Среди множества подходов к терапии посттравматического стрессового расстройства можно особо выделить групповую психотерапию, когнитивно-бихевиоральную психотерапию и психодинамическую психотерапию.

Групповая психотерапия посттравматического стрессового расстройства - наиболее популярный вид терапии для людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством. Применяется либо сама по себе, либо в сочетании с каким-либо видом индивидуальной терапии.

Существует огромное количество видов групповой терапии посттравматического стрессового расстройства – от когнитивно-бихевиоральных до групп арт-терапии. Тем не менее, в целом разновидности групповой терапии можно разделить на два подвида – группы открытого типа, призванные просто структурировать травматические воспоминания, и группы с заданной структурой, нацеленные на решение определенной задачи в текущем времени, то есть на так называемую работу «здесь и теперь».

Так или иначе, все виды групповой терапии призваны достигать определенных целей – таких, как, например, осознание универсальности травматического опыта пациента (через работу с группой людей, переживших сходный опыт), избавление от чувства изолированности, возможность взять на себя роль не жертвы, но того, кто помогает другим, уменьшение вины и стыда и т.д.

Групповая терапия посттравматического стрессового расстройства особенно эффективна благодаря тому, что позволяет пациенту осознать, что он не одинок со своей травмой и не изолирован от мира, и дать ему возможность справиться со своей травмой при поддержке остальных членов группы.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия посттравматического стрессового расстройства сфокусирована на противостоянии пациента травматическим образам-воспоминаниям для постепенного ослабления симптоматики посттравматического стрессового расстройства.

Эта методика особенно эффективна для преодоления избегающего поведения, снижения интенсивности флэшбэков и сверхвозбуждения, однако некоторые ее разновидности противопоказаны людям с отсутствием флэшбэков, злоупотреблением наркотическим препаратами и алкоголем, кризисными состояниями, неумением «включать» свое воображение, отсутствием повторяющихся симптомов, неспособностью выдерживать состояние сильного возбуждения и психотическими расстройствами.

Существует несколько разновидностей когнитивно-бихевиоральной психотерапии посттравматического стрессового расстройства. Самые известные из них в настоящий момент – техника «вскрывающих интервенций» (Exposure-Based Intervenions, EBI; основана на положении, что при посттравматическом стрессовом расстройстве действует страх не только релевантных травме стимулов, но и воспоминаний о травме, что означает, что обращение пациента к пугающим воспоминаниям должно приносить терапевтический эффект), техника десенсибилизации и переработки травмирующих переживаний посредством движений глаз (Eye Movement Desensitization and Reprocessing, EMDR) и тренинг преодоления тревоги (Anxiety Management Training; AMT).

Психодинамическая психотерапия посттравматического стрессового расстройства в основном построена на концепции психической травмы, созданной З. Фрейдом и представленной в его относительно поздних работах.

Согласно его теории, кроме практически невыносимых внешних травматических воздействий необходимо выделять столь же невыносимые внутренние побуждения и желания – то есть выделять наравне со внешними внутренние травмирующие факторы.

Фрейд различал два возможных пути: либо сам факт травмы раскрывает уже содержащуюся в преморбиде невротическую структуру, либо травма определяет возникновение и содержание симптома.

С течением времени психоаналитическая концепция травмы не раз изменялась. В настоящий момент существуют три интерпретации самого термина «психическая травма»: экстремальное событие, ограниченное во времени и оказавшая калечащее воздействие не психику субъекта; так называемая «кумулятивная травма», возникающая в онтогенезе из множества незначительных психотравматических событий; результат неизбежных фрустраций влечений и потребностей субъекта. При этом прямое отношение к психотерапии посттравматического стрессового расстройства имеет только первая интерпретация.

Основная задача психодинамической психотерапии посттравматического стрессового расстройства состоит в том, чтобы снизить чрезмерную интенсивность процессов вторжения непроизвольных воспоминания и тенденции к избеганию и отрицанию. Таким образом, при этой терапии пациент сначала должен научиться контролировать посттравматическое экстремальное психическое состояние, а затем интегрировать свой травматический опыт в целостную систему представлений о себе и мире, что позволить редуцировать постстрессовое состояние [5, с. 101].

Крайне важно продолжать изучение посттравматического стрессового расстройства и способов его лечение, так как от этого зависит не только получение новых научных знаний, но и возможность эффективного излечения людей, переживших те или иные травматические события, число которых, к сожалению, необыкновенно велико в современном мире.
Литература


  1. Андрющенко А. В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости. / А. В. Андрющенко // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2000. - №4.

  2. Калмыкова Е. С., Миско Е. А., Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии посттравматического стресса / Е. С. Калмыкова, Е. А. Миско, Н. В. Тарабрина // Психологический журнал.- 2001.- N 4. - С. 70-80.- Библиогр.: с. 79-80.

  3. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - Шанс, 1992.

  4. Медынская Ю. С. Основные теоретические подходы к проблеме посттравматического стресса. М., 1998.

  5. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб, 2001.

  6. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М., 1997.

  7. Arora RC, Fichtner CG, O'Connor F, Crayton JW. Paroxetine binding in the blood platelets of post-traumatic stress disorder patients. Life Sci. 1993; 53(11): 919-28.

  8. Azmitia EC, Whitaker-Azmitia PM. Awakening the sleeping giant: anatomy and plasticity of the brain serotonergic system. J Clin Psychiatry. 1991 Dec; 52 Suppl: 4-16. Review.



Психологический анализ травматического опыта личности

Гаджиева А.М. (МГУ)
Как известно, в наше время резко возросло число ситуаций, обладающих чрезвычайно травматическим, сверхэкстремальным воздействием на психику человека. Такого рода трагические события сохраняют исключительно сильное влияние на человека долгое время после того, как они случились, что выражается в явлении так называемого посттравматического стрессового расстройства.

Как минимум одна пятая людей, перенесших то или иное травматическое событие, позднее страдают от посттравматического стрессового расстройства [5, с.13]. При этом сила воздействия стрессовых ситуаций обычно такова, что личностные особенности или невротические состояния человека могут отражаться в течении и клинической картине развития посттравматического стрессового расстройства, но практически никак не влияют на его возникновение. Иными словами, при переживании катастрофической ситуации посттравматическое стрессовое расстройство может развиться практически у любого человека.

Определение травматического события – один из важнейших моментов при диагностике посттравматического стрессового расстройства.

Травматические ситуации – такие экстремальные критические события, которые обладают мощным негативным воздействием, т.е. ситуации угрозы, требующие от индивида экстраординарных усилий по совладанию с последствиями воздействия [5, с. 52].

Клиническая типология и классификация посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), связанного с последствиями тяжелой психической травмы, продолжают уточняться. В качестве важных характеристик тяжелого психотравмирующего фактора обозначены неожиданность, стремительный темп развития катастрофического события и длительность воздействия, а также повторяемость в течение жизни.

Разделяют два типа критических ситуаций:

  1. Краткосрочное, неожиданное травматическое событие;

  2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора – серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие.

Особенность травматических ситуаций заключается в том, что они чаще всего оказывают пролонгированное воздействие на пострадавшего. Очень часто человек оказывается не в состоянии интегрировать воспоминания о травматической ситуации в свой жизненный опыт, оказывается как бы «пойманным» в них, воспринимает их не как уже произошедшее событие, но как актуальное переживание, что и приводит к развитию наиболее тяжкого из возможных последствий травмы – так называемого посттравматического стрессового расстройства.

Итак, посттравматическое стрессовое расстройство – это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс (такой, как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, пытки, изнасилования и др.), способный вызвать психические нарушения практически у любого человека.

Большинство авторов в рамках посттравматической патологии выделяют три основных группы симптомов - чрезмерное возбуждение (включая вегетативную лабильность, нарушение сна, тревогу, навязчивые воспоминания, фобическое избегание ситуаций, ассоциирующихся с травматической); периодические приступы депрессивного настроения (притупленность чувств, эмоциональная оцепенелость, отчаяние, сознание безысходности); черты истерического реагирования (параличи, слепота, глухота, припадки, нервная дрожь). [1, с.2]

Помимо тяжести стрессорного фактора важную роль играет уязвимость индивидуума к посттравматическому стрессовому расстройству. В последнее время все большее значение придается психологическим аспектам стресса, в частности жизненной значимости события, включая отношение личности к угрожающей ситуации с учетом моральных ценностей, религиозного и идеологического мировоззрения.

В настоящее время единой концепции посттравматического стрессового расстройства не существует. Можно выделить психофизиологический, психодинамический, когнитивный и психосоциальный подходы, а также относительно недавнюю мультифакторную теорию посттравматического стрессового расстройства.

В рамках психофизиологической модели ответ на травму – результат длительных физиологических изменений. Вариабельность ответов на травму обусловлена темпераментом. Согласно современным данным при стрессовом воздействии возрастает оборот норэпинэфрина, что приводит к росту уровня плазматического катехоламина, снижению уровня норадреналина в мозге, снижению уровня допамина в мозге, снижению уровня серотонина в мозге, росту уровня ацетилхоллина, возникновению опосредованного эндогенными опиоидами болеутоляющего эффекта. Снижение уровня норадреналина и падение уровня допамина в мозге коррелируют с состоянием психического оцепенения. Болеутоляющий эффект, опосредованный эндогенными опиоидами, может приводить к возникновению опиоидной зависимости и поискам ситуаций, похожих на травмирующую. Снижение серотонина вызывает ингибирование работы системы подавления продолжения поведения, что приводит к генерализации условной реакции на связанные с первоначальным стрессором стимулы. [4, с. 2].

Психодинамические модели описывают процесс развития посттравматического стрессового расстройства и избавления от него как поиск оптимального баланса между патологической фиксацией на травмирующей ситуации и ее полным вытеснением из сознания. Во время острого периода сразу после внезапной травмы ее вытеснение из сознания является адекватной реакцией, но при развитии постстрессовых состояний осознание травмы становится важнейшим условием для превращение травмирующей ситуации в часть внутреннего мира человека.

Когнитивные модели апеллируют к когнитивной оценке и переоценке травматического опыта. В рамках этой модели травматические события - это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе, а патологические реакции на стресс - это малоадаптивные ответы преодоления на разрушение этих базовых представлений. Эти представления формируются в ходе онтогенеза, связаны с удовлетворением потребности в безопасности и составляют так называемую Я-теорию. В ситуации сильного стресса происходит коллапс Я-теории. Малоадаптивное преодоление травмы включает генерализацию страха, гнева, ухода, диссоциацию, постоянное отыгрывание травмы. [6, с.13]

Психосоциальные модели придают повышенное значение социальным условиям, особенно социальной поддержке окружающих. В этих моделях выделяются основные социальные факторы, влияющие на успешную адаптацию после психологической травмы: отсутствие физических последствий травмы, прочное финансовое положение, сохранение прежнего социального статуса, наличие социальной поддержки со стороны общества и особенно близких людей.

Двухфакторная теория до недавнего времени основной концепцией, объясняющей появление посттравматического стресса, была «двухфакторная теория», построенная на классическом принципе условно-рефлекторной обусловленности посттравматического стрессового расстройства, и концепции поведенческой обусловленности развития синдрома, подразумевающей, что человек всеми силами будет стремиться избегать событий, прямо либо косвенно связанных с основным травмирующим стимулом.

По теории патологических ассоциативных эмоциональных сетей на основе теории Ланга, созданной Р. Питмэном, ассоциативная сеть, включающая информацию о внешних событиях и условиях их появления, информацию о реакции на эти события и информацию о смысловой оценке стимулов и актов реагирования, при определенных условиях начинает работать как единое целое и продуцирует сильный эмоциональный эффект. Построенные подобным образом патологические ассоциативные структуры и лежат в основе посттравматического синдрома. [5, с.46]

Этиологическая мультифакторная концепция создана А. Мэркером как попытка объяснить, почему лишь часть людей, переживших травму, переживает посттравматическое стрессовое расстройство. Выделяет три группы факторов, сочетание которых необходимо для развития посттравматического стрессового расстройства. Это факторы, связанные с травматическим событием, защитные факторы и факторы риска.

Большинство теоретических моделей посттравматического стрессового расстройства скорее дополняют, нежели исключают друг друга.

В 1995 году посттравматическое стрессовое расстройство и его диагностические критерии были введены в десятую редакцию Международного классификатора болезней (МКБ-10), основного диагностического стандарта в европейских странах.

Основными факторами риска возникновения посттравматического стрессового расстройства являются интенсивность психотравмирующей ситуации, низкий уровень умственного развития, множественность стрессора, низкое социальное положение, предшествующий травматический опыт, актуальная личностная структура, генетическая предрасположенность. Кроме того, многие люди, страдающие от посттравматического стрессового расстройства, переживают вторичную травму, сталкиваясь с непониманием или даже негативным отношением со стороны медицинского персонала, социальных работников, а также родных и близких. Как правило, такое отношение связано с отрицанием самого факта травмы либо связи между травмой и страданием человека.

Травмированный человек практически не способен не только отделить угрожающий стимул от безопасного, но и отделить релевантные стимулы от иррелевантных, что делает еще более сложным адаптацию пострадавшего к нормальной жизни, поскольку снижает гибкость реагирования на различные ситуации.

Несмотря на острейшую насущность проблемы посттравматического стрессового расстройства, ее изучение все еще очень далеко от завершения. Огромное количество данных, касающихся как зарождения и развития, так и профилактики и лечения посттравматического расстройства, еще либо не собраны, либо не проинтерпретированы должным образом. Очевидно, что создание единой теории посттравматического стрессового расстройства все еще предстоит, и эта задача является достаточно нелегкой для решения.
Литература


  1. Андрющенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости. / А.В. Андрющенко // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2000. - №4.

  2. Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса / Е. С. Калмыкова, Е. А. Миско, Н. В. Тарабрина // Психологический журнал.- 2001.- N 4. - С. 70-80.- Библиогр.: с. 79-80.

  3. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - Шанс, 1992

  4. Медынская Ю. С. Основные теоретические подходы к проблеме посттравматического стресса. М., 1998.

  5. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб, 2001.

  6. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М., 1997.

  7. Arora RC, Fichtner CG, O'Connor F, Crayton JW. Paroxetine binding in the blood platelets of post-traumatic stress disorder patients. Life Sci. 1993; 53(11): 919-28.

  8. Azmitia EC, Whitaker-Azmitia PM. Awakening the sleeping giant: anatomy and plasticity of the brain serotonergic system. J Clin Psychiatry. 1991 Dec; 52 Suppl: 4-16. Review.



Опыт формирования толерантности в поликультурном студенческом сообществе Дагестана
  1   2   3   4   5

Похожие:

Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет iconРоссийской Федерации Федеральное Агенство по Образованию Марийский...
«Организация рекреационного мониторинга по проекту освоения лесного природного комплекса в 9 квартале Кададинского лесхоза Маркинского...
Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет iconРоссийской Федерации Федеральное Агенство по Образованию поволжскийский...
«Организация рекреационного мониторинга по проекту освоения лесного природного комплекса в 87 квартале Великоустюгского лесхоза Великоустюгского...
Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агенство по образованию
Курсовая работа выполнена на кафедре Педагогики и инновационных образовательных технологий
Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет iconНовая история японии
Федеральное агентство по образованию гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
В фгоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» 10 апреля 2012 года проводится 45 Всероссийская ежегодная...
Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет iconУчебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический...
Г83 Религиоведение: учеб пособие: в 2 ч. Ч. / В. В. Гридина. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2009. с
Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Магнитогорский...
Отечественная история: вопросы и ответы: Учеб пособие. Магнитогорск: мгту, 2006. – 114 с
Федеральное агенство по образованию РФ дагестанский государственный университет iconУчебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию...
Арапов Д. Ю., кандидат исторических наук, доцент исторического факультета мгу им. М. В. Ломоносова
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница