Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов»


НазваниеУчебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов»
страница1/5
Дата публикации09.03.2013
Размер0.78 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5
Психологический словарь-справочник для студентов ХНУИ им. И.П. Котляревского

Составитель: канд. психологических наук, старший преп. ХНУИ Е.Воропаев
наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

А.С. Пушкин
Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов», в первую очередь музыкальных и театральных. Представляется, что предлагаемые материалы обеспечат «пропедевтический уровень психологической подготовки» (в опоре на работы М.Г. Ярошевского REF _Ref325634773 \r \h \* MERGEFORMAT , которые стали базовыми для данного курса). В справочнике также отражены идеи и подходы украинских диалогистов, в первую очередь, исследователей лаборатории методологии и теории психологии Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины, которой руководит Г.А. Балл.


^ Основные блоки категориальногоi каркаса психологического познания по М.Г. Ярошевскому


Б и о с ф е р а П с и х о с ф е р а Н о о с ф е р а

Психогенетическая проблематика:

Организм

Индивид

Я

Личность

Психоэнергетичесая проблематика:

Потребность

Мотив

Ценность

Идеал

Психопраксическая проблематика:

Реакция

Действие

Деятельность

Активность

Психогностическая проблематика:

Сигнал

Образ

Сознание

Логос

Психосоциальная проблематика:

Различение

Отношение

Общение

Соучаствование

Психоэмоциональная проблематика:

Аффективность

Переживание

Чувство

Смысл

Протопсихологические категории

(греч. «протос» - первый)

Базисные психологические категории («молекулы»)

Мета-психологические категории («организмы»)

Экстра-психологические категории


Активность есть выход за границы предустановленного. Она выступает перед нами в феноменах творчества, игры, риска, персонализации и др. Категория «активность» берется, таким образом, в высшем ее воплощении: как «надситуативная» деятельность, интегрирующая в себе ценности "Я", определяемая "внутренними задачами" самополагания, движимая чувствами и ведущая к их осознанию [].

А — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; присущая живому существу способность к “самостоятельной силе реагирования” (Ф.Энгельс). В психологии А. выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Она характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действования, в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией; произвольностью, т. е. обусловленностью наличной целью субъекта, в отличие от полевого поведения (см. Поленезависимость); надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, в отличие от приспособительности как ограничения действий субъекта узкими рамками заданного (см. А. надситуативная); значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели, в отличие от пассивного уподобления предметам, с которыми предстоит встретиться субъекту при осуществлении им деятельности [].

^ См. Гетерогония целей (В. Вундт), активная неадаптивность (В.А. Петровский).

См. фильм А.Тарковского «Сталкер».

Адаптивность-неадаптивность — тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами (В.А. Петровский). А. выражается в согласовании целей и результатов. Различия в трактовке целей функционирования системы обусловливают разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический (адаптивный исход — наслаждение, избегание страдания), прагматический (адаптивный исход — практическая польза, успех) и т. п. В рамках анализа самодвижения деятельности преодолевается ограниченность представлений о человеке лишь как об адаптирующемся существе, вводится представление не только о негативном, но и, возможно, позитивном характере неадаптивности. Н. означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы — с воплощением, побуждения к действию — с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем — источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Так, если цель не достигнута, оно побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это противоречие стимулирует уже не продолжение, а развитие деятельности. Н. есть также и особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в надситуативной активности (см. Активность надситуативная) — в специфической привлекательности действий с заранее непредрешенным исходом (выделение – Е.В.). Предметом влечения становится граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов. Влечение к этой границе входит в состав сложных форм мотивации поведения: в сфере познания (здесь притягательна граница между известным и неизведанным), творчества (граница между возможным и невозможным), риска (граница между благополучием и угрозой существованию), игры (граница между воображаемым и реальным), доверительных контактов между людьми (граница между открытостью другим людям и защищенностью от них) и др. Н. может выступать и как дезадаптивность в случае постоянной неуспешности попыток индивида реализовать цель или в случае образования двух и более равно значимых целей, что может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться прямым результатом экстремальности ситуации [].

Аффективность: Испытываемые организмом … состояния приобретают (прежде всего в конфликтных ситуациях) особую внутреннюю напряженность (аффективность), влияющую на ход жизнедеятельности []. Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние (см. Эмоции), связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. А. возникает в ответ на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. В основе А. лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам предъявляет их себе), и возможностями выполнить эти требования.

А. развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Для состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими А. обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот А. события, а в случае исключительно сильного А. — завершиться потерей сознания и полной амнезией.

…Б. Спиноза и англ. философы (напр., Ф. Бэкон, Д. Юм, Э. Берк) понимали под А. любые человеческие эмоции, чувства и даже желания. Примерно так же широко употреблял этот термин Л. С. Выготский в постановке проблемы единства А. и интеллекта [Error: Reference source not found].

Биосфера (по В.И. Вернадскому) представляет собой активную оболочку земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе человека) проявляется как фактор планетарного масштаба и значения [].

Бихевиоризм - подход в психологии, в котором утверждается, что единственным предметом исследований в научной психологии должно быть наблюдаемое, измеряемое поведение. Хотя подобных позиций придерживался еще Т. Гоббс, основоположником собственно бихевиоризма считается Дж.Б. Уотсон, который стал лидером этого направления в 10-х гг. XX в.

В его полемике с субъективизмом интроспекционизма Уотсон утверждал, что действительно научным подходом может считаться тот, который ограничивает поведение реакциями определенных периферических мускулов и желез и считает сознание и психические состояния вторичными явлениями. Эта точка зрения часто упоминается как отличительная черта радикального бихевиоризма, с тем чтобы отличать его от других, более умеренных направлений (например, необихевиоризма). Эта точка зрения представлена и в более современном направлении Б.Ф. Скиннера (см. Скиннеровский), но с принципиальным отличием.

В то время как в подходе Уотсона основное внимание сосредоточено непосредственно на действиях, что связывает Уотсона с работами И.П. Павлова, чья русская версия бихевиоризма была ориентирована на физиологию и рефлексивные действия (см. Павловский), подход Скиннера в значительной степени ориентирован на те эффекты, которые возникают в окружающей среде в результате рассматриваемых действий. Смещая фокус таким образом, Скиннер затрагивает (или пытается затронуть) проблемы, связанные с определением того, чем же в действительности является поведение.

В дополнение к этим точкам зрения имеются различные другие положения, достаточно близкие к ним, чтобы (иногда без согласия их представителей) рассматриваться как формы бихевиоризма. Сюда относятся необихевиористский подход Кларка Л. Халла и психология цели Эдуарда Ч. Толмена (см. Толменовский) Бихевиоризм (в любом из этих обликов) был в значительной степени американским направлением. Европейцы, принимавшие участие в обсуждении этих проблем, стремились дать им более философское обоснование, как, например, Гильберт Рил, который в своих попытках продвинуть бихевиоризм насколько, насколько это было возможно, также способствовал выявлению этих ограничений. Сегодня большинство психологов не удовлетворены радикальным бихевиоризмом; кажется, их что-то не устраивает в том, что основной причиной того, что люди делают, признаются внутренние, скрытые или психические процессы. Однако, по сути, с тех пор как все признали основной задачей исследование того, что люди делают, на нас все еще лежит отпечаток бихевиоризма, независимо от того, в рамках какой общей парадигмы мы работаем. Это отражает точку зрения тех, кто утверждают, что мы все – методологические бихевиористы [Error: Reference source not found].

^ См. также стимул, поведение

Гетерогония (от греч. heteros другой и gone – происхождение) - происхождение из другого, чужого. Гетерогонией целей Вундт называет тот факт, что в действиях всегда даны еще побочные действия, которых не ожидали в предшествующих представлениях о цели и которые тем не менее все-таки входят в новые ряды мотивов и изменяют прежние цели или добавляют к ним новые [].

История литературы, история науки убедительно показывают, что каждый художник и каждый ученый есть дитя своей эпохи, есть наследник всего прошлого литературы и науки и что в его творчестве, в его приемах и результатах всегда есть значительная доля независимого от индивидуальности. Таким образом, можно утверждать, что в силу процесса взаимодействия человеческое поведение подчинено закону гетерогонии его результатов и частичной или полной их деперсонализации [].

Гештальт-психология (от нем. Gestalt — образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Г. выступила против выдвинутого структурной психологией (В. Вундт, Э.Б. Титченер и др.) принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Идея о том, что внутренняя системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его окружения («фона») и др. (см. Фигура и фон). При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле (см. Инсайт).

Эти положения Г. противопоставила бихевиоризму, к-рый объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов человеческого мышления основной упор был сделан на преобразование («реорганизацию», новую «центрировку») познавательных структур, благодаря к-рому эти процессы приобретают продуктивный характер, отличающий их от формально-логических операций, алгоритмов и т. п. Хотя идеи Г. и полученные ею факты способствовали развитию знания о психических процессах (прежде всего разработке категории психического образа, а также утверждению системного подхода), ее методологические установки, отразившие феноменологический подход к сознанию, препятствовали детерминистскому (см. Детерминизм) анализу этих процессов.

Психические «гештальты» и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость к-рого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма. Главные представители — немецкие психологи М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции занимали К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения, К. Гольдштейн — сторонник «холизма» (целостности) в патопсихологии, Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в социальную психологию с целью объяснения межличностного восприятия, и др [Error: Reference source not found].

см. категория образ

Глубинная психология - ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида.

Наиболее известные направления Глубинной психологии - фрейдизм, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К. Юнга, «гормическая» концепция В. Мак-Дугалла, экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера, неофрейдизм. Идеи Г. п. оказали влияние и на медицину. Отвергнув интроспективное воззрение, отождествившее психику с ее «явленностью» сознанию субъекта, Г. п. отстаивала версию о том, что главные причины действий человека изначально заложены в его психическом динамическом устройстве, бессознательном по своей сущности [Error: Reference source not found].

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Наиболее распространены классификации группы по размеру: большие, малые, микрогруппы (диады, триады); по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); по непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные; по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы); по значимости: референтные и группы членства и т.д.

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга (см. Перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в Г. отношения влияют на эффективность групповой деятельности.

Группа традиционно выступает предметом социально-психологических исследований. При этом изучаются как процессы, развивающиеся внутри Г., так и она сама как целостный субъект деятельности, включенный в процессе взаимодействия с другими Г. в систему общественных отношений [].

(экзистенциально)- гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, к-рая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку (которую воплощают в себе «лучшие», «здоровые» представители человечества по А.Маслоу – Е.В.).

Основные положения «Г. п.»: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, к-рые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации (см. Детерминизм) благодаря смыслам и ценностям, к-рыми он руководствуется в своем выборе; человек — это активное, интенциональное (см. Интенция), творческое существо.

«Гуманистическая психология» противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно «Г. п.», устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс) [Error: Reference source not found].

^ См. самоактуализация; «Заповедь» Р.Киплинга REF _Ref325634773 \r \h \* MERGEFORMAT

Действие это исходящий от его производителя (субъекта-организма) акт, который изменяет соответственно определенному плану сложившуюся ситуацию [].

^ Ср. поведение; см. также: гетерогония.

Децентрация (от лат. de — приставка, означающая удаление, отмену, centrum — средоточие) - механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.

Понятие Децентрация - одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником Децентрации выступает непосредственное или интериоризованное (см. Интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции.

Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного (см. Коммуникация) взаимодействия. Способность субъекта к Д. может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях [].

Деятельность: Выделить в поведении то, что соответствует интересам действующего лица, – значит расшифровать поведение как деятельность []. Д. (англ. activity; нем. Tätigkeit) - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской Д. (см. Ориентировочная деятельность), заключающейся в обследовании окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи (см. Психика, Развитие психики).

В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская Д. становятся все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития Д. животных сохраняет в основном узкоприспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений (см. Инстинкты животных).

Основным видом человеческой Деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны др. виды человеческой Д. (игра, учение и т. д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая, общественно необходимая теоретическая Д.

Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает след. основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к Д.; цели — образы результатов, на достижение которых Д. направлена; средства (см. Медиатор), с помощью которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная Д. в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата.

Как показали исследования рос. психологов (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры Д., от ее мотивов, целей и средств осуществления. Вместе с тем проведенные исследования (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире (см. Умственные действия).

В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства деятельности человека, что определяет и формирование его сознания. На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определенная Д. (напр., игра в дошкольном возрасте, учение — в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида (см. Ведущая деятельностьДеятельность детская). См. также Деятельность (как методологическая проблема психологии)Деятельностный подход в психологииПсихология [].

Диалогизм - направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога - в качестве отношения к Другому как к "Ты". Существенная часть проекта – критика предшествовавшего, солипсически-монологического языка классической философии. … Новое же мышление должно базироваться на "отношении" (а не познании) и ориентироваться на воплощение в "поступок", а не оставаться на уровне созерцания… [].

Концепция полифонического диалогизма М.Бахтина [] покоится, прежде всего, на его философии человека, согласно к-рой сама жизнь человека, его сознание и отношения с др. имеют диалогическую природу. В основе человеческого, по Бахтину, лежит межчеловеческое, интерсубъективное и интериндивидуальное. Два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия. Бахтин рассматривает человека в качестве неповторимой индивидуальности и личности, подлинная жизнь к-рой доступна только диалогическому проникновению в нее. Вслед за Достоевским Бахтин выступает против истины в теоретическом смысле, истины-формулы, истины-положения, взятой вне живой жизни. У него истина экзистенциальна, она наделена личностным и индивидуальным измерением. Он не отвергает понятие единой истины, однако считает, что из него вовсе не вытекает необходимость одного и единого сознания, оно вполне допускает множественность сознаний и точек зрения. Вместе с тем Бахтин не становится на позициирелятивизма, когда каждый сам себе судья и все правы, что равносильно тому, что никто не прав. Единая истина, или "истина в себе", существует, она представляет собой горизонт, к к-рому движутся участники диалога, причем никто из них не может претендовать на законченную, завершенную и тем более абсолютную истину. Спор не рождает, но приближает к единой истине. Даже согласие, отмечает Бахтин, сохраняет свой диалогический характер, никогда не приводит к слиянию голосов и правд в единую безличную правду. В своей концепции гуманитарного знания в целом Бахтин также исходит из принципа П. Он считает, что методами познания гуманитарных наук являются не столько анализ и объяснение, сколькоинтерпретация и понимание, принимающие форму диалога личностей. При изучении текста исследователь или критик всегда должны видеть его автора, воспринимая последнего как субъекта и вступая с ним в диалогические отношения. Принцип П. и диалога Бахтин распространяет на отношения между культурами. Полемизируя со сторонниками культурного релятивизма, к-рые в контактах культур усматривают угрозу для сохранения их самобытности, он подчеркивает, что при диалогической встрече культур "они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет своеединство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются" [].

см. также различение. «Баллада …» Ф.Вийона REF _Ref325634773 \r \h \* MERGEFORMAT

Идеал «…определяющий в царстве человека смысл его жизни» []. «…не что иное, как указатель на пути, но никак не цель» (К. Юнг). См. идеализм: [].

^ См.: адаптивность-неадаптивность; ср.: credo, quia absurdum («верую, ибо это абсурдно»)

Идентификация (от лат. identificare — отождествлять)

  1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная Идентификация часто имеет место во время детской ролевой игры. 

  2. Устойчивое отождествление себя со значимым др., стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную Идентификацию. Первичная Идентификация — это И. ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая И.). Вторичная Идентификация — это И. в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями. 

  3. Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание (см. Эмпатия). 

  4. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу. (См. Защита психологическая, Комплекс Эдипа). 

  5. Идентификация групповая — устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей (см. Социальная идентичность, Ценностные ориентации), осознание себя членом этой группы или общности. Син. автоидентификациясамоидентификация.

  6. В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание к.-л. объектов (в т.ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. См. Идентификация (перцептивная). (Д.А. Леонтьев) [].


Индивид - отдельный и обособленный человек. Наиболее общие характеристики И.: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения И. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений И. к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности.

^ Individ; Individual - единичное, ни на кого не похожее существо. Отличается от существа коллективного.
"Психологический индивид отличается своеобразной и, в известном отношении, уникальной, неповторяемой психологией. Своеобразие индивидуальной психики проявляется не столько в ее элементах, сколько в ее сложных образованиях. Психологический индивид или его индивидуальность существует бессознательно априори - сознательно же он существует лишь постольку, поскольку налицо имеется сознательное отличие от других индивидов. Вместе с физической индивидуальностью дана, как коррелят, и индивидуальность психическая, но, как уже сказано, - сначала бессознательно. Необходим сознательный процесс дифференциации, необходима индивидуация для того, чтобы сделать индивидуальность сознательной, чтобы извлечь ее из тождества с объектом. Тождество индивидуальности с объектом совпадает с ее бессознательностью. Если индивидуальность бессознательна, то нет и психологического индивида, а есть только коллективная психология сознания. В таком случае бессознательная индивидуальность является тождественной с объектом, проецированной на объект. Вследствие этого объект получает слишком большое значение и действует слишком сильно в смысле детерминирования".

Индивидуальная точка зрения отнюдь не предполагает обязательного противоречия коллективным нормам, она лишь иначе ориентирована. "Собственно говоря, индивидуальное может и совсем не противостоять коллективной норме, потому что ее противоположностью могла бы быть лишь противоположная норма. А индивидуальный путь, по определению, не может быть нормой. Норма возникает из совокупности индивидуальных путей и только тогда имеет право на существование и жизнеобразующее действие, когда вообще налицо имеются индивидуальные пути, время от времени обращающиеся к норме за ориентированием".

Юнг считал, что выживание индивида внутри группы зависит не только от его психологического самопонимания, но также и от личностного переживания более высшей истины.

"Индивид никогда и нигде не найдет реального оправдания для своего существования и своей собственной духовной и моральной автономии, кроме как в потустороннем принципе, способном сделать относительным сверхмощное влияние внешних факторов Для этого ему необходимо свидетельство внутреннего трансцендентного опыта, который лишь один может защитить его от противоположного неизбежного погружения в массу. Сопротивление организованной массе может быть эффективным только со стороны такого человека, который столь же хорошо организован в своей индивидуальности, как и сама масса" (CW 10, par. 511, 540; АППН, с. 142; ПП, с. 237) [].

Интериоризация (от лат. interior — внутренний) - букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование внутренней речи из внешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний, ролей, ценностных предпочтений и т. п.

В теории Л.С. Выготского в основном речь идет о формировании внутренних средств сознательной деятельности из внешних средств общения в рамках совместных видов деятельности; др. словами, понятие Интериоризация относилось Выготским к формированию «системного» строения сознания (противопоставляемого «смысловому» строению). Однако И. не завершает процесс формирования высших психических функций, требуется еще интеллектуализация (или рационализация).

В работах Выготского встречаются след. син. «Интериоризация»: вращивание, овнутривание. 4-ю стадию своей первоначальной схемы развития высших психических функций Выготский называл «стадией вращивания». В англоязычных словарях термин «Интериоризация» не встречается. Близким по звучанию и значению является термин «интернализация», который во многом нагружен психоаналитическим смыслом. См. также Теория поэтапного формирования умственных действийТеория развития восприятия путем формирования перцептивных действийУмственные действияУсвоениеУчение. (Б. М.)

^ См. экстериоризация, мимесис

Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу . внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки И. п. восходят к учению Р.ДекартаДж.Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В.Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (см.Самонаблюдение), под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом (см. Эксперимент). При этом предполагалось, что ненадежность обычного (“ненаучного”) самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти “атомы” чувственной “ткани” сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э.Б.Титченер (см. Структурная психология). Другой вариант И. п. представлен немецким философом Ф.Брентано и его последователями (К.Штумпф, Т.ЛиппсО.Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемоеиндивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, которая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также гештальт-психология, подвергшая критике “атомизм” его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа. И. п., выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Идеализм и субъективизм И. п. привели ее к кризису и лишили научного влияния. И. п. была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа, которая велась преимущественно с механистических позиций. Обстоятельная методологическая критика И. п. дана в работах советских психологов. http://planey.ru/dic/i/i_46.htm
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов» iconУчебное пособие может быть рекомендовано студентам медицинских и...
Усов Г. М., Федорова М. Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов. Зао "Юстицинформ", 2006 г
Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов» iconУчебное пособие адресовано студентам очной и заочной форм обучения...
Уголовно-процессуальное право: Учебное пособие / Сост. В. С. Оплетаев — Шадринск: Издательство Шадринского госу­дарственного педагогического...
Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов» iconУчебное пособие "Педагогическая психология" адресовано студентам...
Ивановского государственного университета. Пособие состоит из шести основных разделов, представляющих собой часть лекционного курса...
Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов» iconУчебное пособие для вузов
Селянин А. В. Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов. Зао юстицинформ, 2006 г. (Серия "Образование")
Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов» iconУчебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по...
А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб пособие для студ высш учеб...
Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов» iconУчебное пособие для вузов Москва 2001 ббк
Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство приор», 2001. — 428 с
Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов» iconУчебное пособие соответствует учебной программе дисциплины "Иновационный...
Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: трту, 1998. 132с
Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов» iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Перминов О. Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов М.: «Былина», 1999 240 с
Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов» iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...
Учебное пособие адресовано студентам так называемых «творческих вузов» iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница