Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений.


Скачать 454.77 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений.
страница1/6
Дата публикации20.04.2013
Размер454.77 Kb.
ТипПрограмма курса
userdocs.ru > Психология > Программа курса
  1   2   3   4   5   6

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Владимирский государственный педагогический университет


А.Б. ИЗМАЙЛОВА
ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ:

ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ

Владимир

2006

ББК 74.5

И 37


Измайлова А.Б. Основы специальной психологии и педагогики: программа, методические рекомендации и материалы к курсу. – Владимир: ВГПУ, 2006. – 48 с.

Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. В ней раскрывается методика работы по дисциплине «Основы специальной психологии и педагогики», представлено ее тематическое планирование и планы семинарских занятий, что позволит эффективно организовать изучение данного курса. В программе предлагается обширная библиография по актуальным проблемам коррекционной педагогики, а также многочисленные приложения, что будет способствовать более глубокой самостоятельной работе студентов в ходе освоения курса.

Данные методические рекомендации будут полезны студентам и преподавателям педагогических учебных заведений, а также работникам институтов повышения квалификации учителей и всем, кто интересуется проблемами коррекционной педагогики.
Рецензенты:
Дорошенко Ю.И., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики преподавания технологии ВГПУ

Печатается по решению редакционно-издательского совета ВГПУ

© Владимирский государственный педагогический университет, 2006

© Измайлова А.Б.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Недавнее введение в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования в учебные планы педагогических учебных заведений курса «Основы специальной психологии и педагогики» обусловлено возникновением серьезной проблемы в области современного образования. Эта проблема связана с появлением в общеобразовательных школах значительного числа детей, имеющих отклонения в развитии и поведении. Если ранее таких детей были единицы и они помещались в специальные образовательные учреждения, то теперь, по данным специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, нуждающихся в особенных образовательных траекториях, достигает «около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения»1.

Причины значительного увеличения детей с нарушениями в развитии и поведении достаточно многообразны, но следует подчеркнуть, что на первое место (как и с проблемой состояния здоровья вообще) выходит образ жизни современной российской семьи. Именно образ жизни определяет состояние здоровья родителей и их детей, а уже только после этого – состояние окружающей среды, наследственность и уровень медицинской помощи (на эти факторы влиять обычному гражданину затруднительно). Однако именно образ жизни (то есть то, что доступнее всего обеспечить каждому гражданину) в условиях современной России оказывается наиболее нездоровым, причем не только в физическом смысле, но и в нравственном2. К сожалению, современные родители мало заботятся о здоровье будущих детей3, что и приводит к многочисленным отклонениям в развитии и поведении детей и подростков.

Большинство детей с нарушениями в развитии и поведении обучается в коррекционных классах общеобразовательных школ, где образовательный процесс имеет свои особенности, поскольку познавательные возможности учащихся этих классов существенно отличаются от познавательных возможностей обычных учащихся. Эти особенности затрудняют учебно-воспитательную деятельность учителей коррекционных классов, в то время как учителя не вполне готовы к работе с такими учащимися.

Следовательно, студенты педагогических учебных заведений должны в процессе обучения получать специальные знания и умения работы с контингентом учащихся, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. В этой связи данный курс должен познакомить студентов с особенностями организации образовательного процесса в коррекционных классах, с трудностями, с которыми встречается учитель-предметник, выпускник недефектологических факультетов педагогических вузов. Данный предмет изучается на старших курсах педагогического университета, когда студенты уже освоили базовый комплекс психолого-педагогических дисциплин, дающих представление об особенностях обучения и воспитания детей, чье физическое, умственное и нравственное развитие приближается к понятию «нормы». На основе знаний, полученных в данном курсе, студенты могут сформировать умения и навыки организации учебно-воспитательного процесса с учащимися коррекционных классов общеобразовательной школы.

В этом плане мы считаем полезным прохождение студентами всех факультетов педагогической практики в коррекционных классах общеобразовательной школы. Однако такой выбор делается студентами добровольно и по рекомендации администрации конкретной школы. Опыт руководства педагогической практикой показывает, что результаты работы студентов в коррекционных классах школы, как правило, положительные.

В современной педагогической науке курс «Основы специальной психологии и педагогики» воспринимается как некое собирательное обозначение, подразумевающее коррекционную педагогику, что наиболее полно отражает сущность рассматриваемой учебной дисциплины.

Цель курса «Основы специальной психологии и педагогики» – сформировать представления о способах выявления и преодоления недостатков в развитии личности ребенка и помощи ему в успешной социализации.

К основным задачам курса можно отнести следующие:

– помочь будущим учителям осмыслить целостный педагогический процесс в коррекционных классах общеобразовательной школы;

– обозначить причины и условия появления основных недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков;

– сформировать у студентов знания и умения в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков;

– ознакомить будущих учителей с технологиями, методами и средствами коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с отклонениями в развитии и поведении.

Курс «Основы специальной психологии и педагогики» в соответствии с решениями Советов факультетов имеет одинаковый общий объем часов аудиторных занятий – 30 часов, однако деление на лекционные и семинарские занятия различно на разных факультетах (18 часов лекций и 12 часов семинарских занятий на факультете физической культуры; 16 часов лекций и 14 часов семинарских занятий на художественно-графическом факультете; 20 часов лекций и 10 часов семинарских занятий на филологическом факультете). Опыт преподавания показывает, что оптимальным вариантом является тот, когда число лекционных занятий – наибольшее, так как круг проблем рассматриваемого курса настолько велик, что целесообразно хотя бы вкратце рассмотреть их на лекционных занятиях.

Из-за небольшого объема отведенных на данную дисциплину часов мы постарались избежать прямого совпадения тематики лекционных и семинарских занятий. Наряду с планами семинарских занятий предлагаются творческие задания для самостоятельной работы. Завершение курса предусматривает сдачу студентами зачета, состоящего из двух частей: письменного практического задания и устного ответа по тематике лекций.
^

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА4


«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ5

Тема 1. «Коррекционная педагогика (КП) в системе наук о человеке» – 2 ч.


Цель, объект, предмет и задачи КП в условиях современного российского образования. Общие категории (обучение, воспитание, развитие) и специальные категории (коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация) КП. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний о человеке.
^

Тема 2. «Становление и развитие КП как науки» – 2 ч.


История развития КП в Западной Европе (Древний мир, Средневековье, Возрождение, Новое время, ХХ век). Основные идеи и направления развития КП. Вклад выдающихся деятелей медицины, педагогики и культуры в развитие КП.

История развития КП в России (Средневековье, XVIII, XIX, XX вв.). Причины отличий в отношении к инвалидам в России по сравнению с зарубежными подходами.

Тема 3. «Ребенок с отклонениями в развитии и поведении – объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности» – 6 ч.

Проблема «норма-аномалия» как междисциплинарная проблема. Кризисы развития детей дошкольного возраста. Кризисы развития детей школьного возраста. Психическое здоровье человека (по А. Маслоу). Факторы риска в дошкольном возрасте. Факторы риска в младшем школьном возрасте. Факторы риска в подростковом возрасте. Психологические особенности детей с проблемами в развитии. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте. Упрямство. Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков. Замкнутость. Лживость. Природа детской агрессивности.
^

Тема 4. «Причины и условия деформации


личностного развития ребенка» – 2 ч.

Источники и механизмы развития личности ребенка. Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка. Эмоциональный контакт с близкими людьми – источник полноценного развития ребенка. Психологический климат школы как фактор развития личности ребенка.

Тема 5. «Основы коррекционно-педагогической работы

с детьми с отклонениями в развитии» – 3 ч.

Теоретическая классификация отклонений в развитии и поведении детей и подростков – психический онтогенез (по В.В. Лебединскому). Практическая классификация отклонений в развитии и поведении детей и подростков (по Б.П. Пузанову и В.А. Лапшину). Причины нарушений развития детей и подростков (экзогенные и эндогенные). Дети с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе. Отличия детей с ЗПР от умственно отсталых детей. Особенности детей с ЗПР. Классификация ЗПР (по К.С. Лебединской). Типичные признаки детей с ЗПР.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. iconТематический план изучения дисциплины Глава Предмет и задачи курса...
Основы специальной педагогики и психологии. — Спб.: Питер, 2005. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»)
Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. iconСергей Леонидович Рубинштейн Основы общей психологии
Книга рассчитана на преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также студентов высших педагогических учебных заведений...
Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. iconПрограмма педагогической практики студентов 4 курса для специальности
Педагогическая практика предназначена для студентов 4 курса дневной и заочной формы получения образования высших педагогических учреждений,...
Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. iconОсновы специальной психологии: Учеб пособие для студ сред пед учеб...
Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности
Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. icon«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке»
Объект, предмет и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики...
Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. iconУчебное пособие "Педагогическая психология" адресовано студентам...
Ивановского государственного университета. Пособие состоит из шести основных разделов, представляющих собой часть лекционного курса...
Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. iconАкадемия социального образования факультет педагогики и психологии...

Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. iconКазанский (приволжский) федеральный университет институт педагогики и психологии
Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной...
Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. iconПояснительная записка Настоящий курс «Методика преподавания психологии»
Настоящий курс «Методика преподавания психологии» предназначена для студентов и магистрантов факультетов и отделений, обучающихся...
Программа курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена для обеспечения преподавания одноименного курса в условиях педагогических учебных заведений. iconМетодическая разработка практического занятия для студентов ІV курса...
Практического занятия для студентов ІV курса медицинского факультета высших учебных заведений ІІІ-ІV уровней аккредитации по специальности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница