Вопросы к государственному экзамену
по специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» «Специальная психология и педагогика»
Предмет, задачи, принципы, категориальный аппарат специальной психологии и специальной педагогики.
Современные представления о норме и отклонении в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Воздействия, влияющие на возникновение отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. Классификации психического дизонтогенеза.
Общие закономерности отклоняющегося развития. Учение Л.С. Выготского о структуре аномального развития ребенка с нарушениями. Первичный и вторичный дефект.
Психология умственно отсталого ребенка.
Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с ЗПР).
Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа. Сурдопсихология. Тифлопсихология.
Психология детей с нарушениями речевого развития - логопсихология.
Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы.
Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств поведения.
Психология детей со сложными нарушениями развития.
Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы в России.
«Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии»
Общие вопросы теории специальной педагогики. История становления, развития системы специального образования и ее современное состояние. Отечественная система коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных учреждений.
Основные принципы комплектования учреждений для детей с нарушением развития. Организация работы ПМПК.
Специфика педагогических систем специального образования в связи с особыми потребностями детей с нарушениями. Коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах и перспективы развития психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
Педагогические системы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении (ЗПР).
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития (умственная отсталость).
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Педагогические системы обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями
Педагогические системы обучения и воспитания детей при аутизме и аутистических чертах личности.
Педагогические системы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития.
«Психологические основы адаптации и реабилитации»
Понятие и проблемы адаптации. Адаптационный потенциал личности.
Механизмы и проявления адаптивного поведения.
Проблема стресса. Проявления «общего адаптационного синдрома» как комплекса адаптационных реакций человека и животных, системности реакций организма на стрессовые воздействия.
Расстройства адаптации. Пограничные формы нервно- психических расстройств как проявления дезадаптации.
Методы и методики диагностики стресса, уровня стрессоустойчивости личности.
Основные психологические факторы, влияющие на стресс жизни. Проблема адаптации к стрессу в различные возрастные периоды жизни.
Проявления посттравматического стрессового расстройства. Психологическая помощь при стрессе, самопомощь и взаимопомошь.
Расширение границ мировосприятия при посттравматическом стрессовом расстройстве. Методы экстренной психологической помощи. Оптимизация социального взаимодействия.
- ^
«Психолого-педагогическая коррекция»
Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Цели, задачи и сущность психолого-педагогической коррекции.
Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
Современные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии.
Анализ психодиагностической информации для составления программы психолого-педагогической коррекции.
Методы и средства психолого-педагогического воздействия в процессе коррекционно-педагогической деятельности.
Характеристика групповых и индивидуальных форм психолого-педагогической коррекционной деятельности. Основные требования к составлению программы психолого-педагогической коррекции.
Основные принципы и направления психопрофилактики. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений.
«Основы логопедии»
Предмет, задачи и методы логопедии. Организация логопедической работы. Анатомо-физиологические механизмы речи.
Психолого-педагогическая характеристика основных этапов развития речи ребёнка.
Понятие речевого нарушения. Причины речевых нарушений. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи.
Дислалия. Её формы и виды. Уровни нарушенного произношения. Система коррекционной работы.
Ринолалия. Анатомо-физиологические аспект её изучения. Симптоматика и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.
Алалия и афазия. Анатомо-физиологические аспекты их изучения. Симптоматика и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.
Дизартрия. Анатомо-физиологические аспект её изучения. Симптоматика и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.
Нарушения голоса и система коррекционной работы по их устранению.
Нарушения темпа речи. Классификация разновидностей брадилалии и тахилалии.
Нарушения письменной речи. Дислексия. Психологический аспект механизмов и изучения нарушений чтения. Её симптоматика.
Нарушения письменной речи. Дисграфия. Психофизиологическая структура процесса письма. Классификация и симптоматика дисграфии.
История развития изучения проблемы заикания. Его основные причины. Современные взгляды на заикание и комплексный метод его преодоления.
.Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Их обучение и воспитание.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Методика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ОНР.
Особенности логопедической работы при сенсорных нарушениях.
Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми и с детьми, имеющими задержку психического развития.
«Технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности»
История развития методов психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Теоретические и практические модели психолого-педагогической коррекции.
Методические основы разработки технологий психолого-педагогической коррекции для детей с проблемами в развитии.
Технологии психолого-педагогической коррекции психического недоразвития (олигофрения) и поврежденного психического развития (органическая деменция).
Технологии психолого-педагогической коррекции задержанного психического развития у детей и подростков (ЗПР).
Технологии психолого-педагогической коррекции дефицитарного психического развития (при нарушениях зрения, слуха, речи, детском церебральном параличе).
Технологии психолого-педагогической коррекции искаженного психического развития (при разных вариантах сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития, в первую очередь – при синдроме РДА).
Технологии психолого-педагогической коррекции дисгармоничного психического развития у детей и подростков (при диспропорциональности их психики в эмоционально-волевой сфере).
|