Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика


НазваниеГоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика
страница1/15
Дата публикации22.04.2013
Размер1.38 Mb.
ТипПедагогическая практика
userdocs.ru > Психология > Педагогическая практика
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»





психолого-

педагогическая

практика




ББК 74.00

П 65

Психолого-педагогическая практика : рабочая тетрадь / под ред. к. пед. н., доцента Опарина Р.В. — Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2008. — 84 с.
В рабочей тетради представлены задачи и содержание психолого-педагогической практики студентов IV-V курсов физико-математического, географического, биолого-химического, исторического, филологического, факультета иностранных языков; представлены рекомендации по организации и планированию педагогической деятельности студентов в образовательных учреждениях; методики по изучению личности и коллектива обучающихся.

Данное пособие должно послужить упорядочиванию процесса психолого-педаго­гической практики. Оно призвано облегчить студентам ведение психолого-педагогического анализа и фиксацию педагогических наблюдений. Ма­териалы учебно-методического пособия могут быть использованы на семинарских и лабораторных заня­тиях по всем дисциплинам психолого-педагогического цикла. Адресовано студентам вузов, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.




Боаги Н.М., Гаврилова Т.Г., Гонохова, Т.А.,

Долговых М.П., Кудирмекова Н.И., Мещеринова Г.Ш.,

Мусинов П.А., Опарин Р.В.





доктор педагогических наук, профессор НГПУ

С.П. Беловолова

кандидат педагогических наук,

специалист Центра национальных проблем образования РА

Н.А. Содоноков


 





1


I. Общие положения
1.1. Педагогическая практика (педпрактика) студентов ГАГУ является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

1.2. В соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в ГОС ВПО, ГАГУ самостоятельно разрабатывает и утверждает документы, регламентирующие организацию практического обучения с учетом специфики подготовки специалистов.

1.3. Цели и объем практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (ГОС ВПО).
^ II. Нормативно-правовая база
Практическая подготовка студентов ГАГУ осуществляется согласно действующим нормативным документам:

  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (в дальнейшим ГОС ВПО).

  • Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования России за № 1154 от 25.03. 2003).

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ст.91.92 ТК РФ).


III. Основные задачи практики
3.1. Закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных предметов на основе деятельности конкретного образовательного учреждения (организации).

3.2. Формирование у студентов профессиональных умений, навыков по специальности.

3.3. Систематизация знаний и умений студентов по специальности.

3.4. Проверка возможности самостоятельной работы, будущего специалиста в условиях конкретного учреждения.

^ IV. Виды педагогической практики
4.1. Основными видами педагогической практики студентов, обучающихся по основным образовательным программам, являются:

  • Летняя педагогическая практика - (1-2 курсы).

  • Практика в школе - (3 курс).

  • Психолого-педагогическая практика педагогических специальностей следующих факультетов: физико-математического, географического, биолого-химического, исторического, филологического, факультета иностранных языков - (4, 5 курсы).

4.2. Педагогическая практика проводится в базовых учреждениях в соответствии с договорами между администрацией ГАГУ и образовательными учреждениями (организациями).

4.3. Выход студентов на практику осуществляется на основе приказа проректора по учебной работе ГАГУ.

4.4. При выходе студентов на практику проводятся:

  • рабочее совещание методистов - предметников, преподавателей кафедры;

  • установочная конференция.

4.5. Студенты знакомятся с руководителями практики, графиками прохождения практики, со сроками сдачи и содержанием отчетной документации на установочной конференции.

4.6. Студенты и групповые руководители получают следующие документы для прохождения практики: дневник, памятку, направление, ведомости на оплату.

4.7. В процессе практики групповой руководитель осуществляет контроль за ходом практики, посещение уроков, проведение консультаций.
^ V. Финансово-правовой блок
5.1. Согласно Трудовому кодексу РФ, продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 43 Трудового кодекса РФ), в возрасте от 18 и старше не более 40 часов в неделю (ст. 42 Трудового кодекса РФ).

5.2. С момента выхода студентов на практику в образовательные учреждения (организации), на них распространяются действующие в учреждении (организации) правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, с которыми они должны быть ознакомлены на установочной конференции.

5.3. Продолжительность рабочего дня методиста, руководителя практики зависит от фактически затраченного количества часов, но не превышает 6 часов в день, не считая выходных и праздничных дней.

5.4. Оплата за руководство практикой от организации, находящейся на бюджетном финансировании, производится в соответствии с постановлением Минтруда России от 21.01 1993 № 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся на бюджетном финансировании». Оплата труда руководителей практик осуществляется в соответствии с приказом ректора ГАГУ.

5.5. Почасовая нагрузка преподавателей за руководство практикой определяется в соответствии с приказом, утвержденным проректором по УР.

^ VI. Обязанности руководителей практики
6.1. Руководитель практики от ГАГУ:

  • устанавливает связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практики;

  • принимает участие в распределении студентов по рабочим местам;

  • несет ответственность совместно с руководителями практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

  • осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

  • оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к квалификационной работе;

  • оценивает результаты выполнения практикантами программы практики.

6.2. Руководитель образовательного учреждения или его заместитель:

  • обеспечивает необходимые условия прохождения педагогической практики, проводит работу с преподавателями, обслуживающим персоналом по вопросам предстоящей практики;

  • знакомит студентов с учебно-воспитательным учреждением, работой школы, составом преподавателей, инновационным педагогическим опытом, документацией, учебно-производственной базой (кабинетами, мастерскими, библиотекой и др.), с общей постановкой учебно-воспитательной работы, предоставляет практикантам возможность присутствовать на педагогическом совете, заседаниях методических объединений, родительского комитета, знакомит с планом их работы;

  • совместно с групповым руководителем практики и заместителем по воспитательной работе прикрепляет студентов к классам (группам): посещает (выборочно) уроки, воспитательные и другие мероприятия студентов-практикантов и принимает участие в их обсуждении;

  • на основе обобщения опыта вносит предложения по совершенствованию педагогической практики..

  • проводит совещания по итогам педагогической практики в учебно-воспитательном учреждении, участвует в установочных и итоговых конференциях в университете.

6.3. Преподаватель (учитель) образовательного учреждения:

  • знакомит прикрепленных к нему студентов с планом учебно-воспитательной работы, проводит открытые уроки и внеклассные занятия, организует их обсуждение;

  • совместно с групповым руководителем практики составляет график проведения студентами уроков и внеклассных мероприятий по предмету;

  • консультирует студентов при подготовке их к урокам, утверждает планы-конспекты предстоящих уроков;

  • оказывает помощь студентам при подготовке уроков разного типа, проведении практических и факультативных занятий;

  • участвует в анализе и оценке каждого данного студентами урока;

  • поручает студентам проведение занятий с отстающими, кружковых, занятий, проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий, демонстрацию фильмов, подготовку лабораторных работ и т.д.;

  • дает характеристику студентам и оценку их учебной работы;

  • участвует в совещании, проводимом руководителем учебно-воспитательного учреждения по педагогической практике, а также, по возможности, в установочных и итоговых конференциях в университете.

6.4. Классный руководитель, воспитатель:

  • знакомит студентов с составом учащихся класса (группы), с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными задачами и планом своей работы;

  • совместно с преподавателем педагогики и групповым руководителем конкретизирует воспитательные задачи практики, оказывает помощь студентам при составлении плана воспитательной работы, утверждает план, контролирует его выполнение, дает консультации;

  • совместно с преподавателем психологии руководит работой практикантов по изучению учащихся и составлению психолого-педагогических характеристик;

  • привлекает студентов к текущей воспитательной работе в классе (группе);

  • дает характеристику студентов, оценивает их воспитательную работу;

  • участвует в совещании, проводимом руководителем учебно-воспитательного учреждения по педагогической практике, а также, по возможности, в установочных и итоговых конференциях в университете;

  • вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.



^ VII. Основное содержание работы студента-практиканта
Психолого-педагогическая практика представляет собой практическую учебно-воспитательную деятельность студентов, направленную на действенную помощь педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений и предполагает:

7.1. Ознакомление студентов с системой учебно-воспитательной работы:

  • учебно-материальная база образовательного или др. учреждения;

  • деятельность педагогического коллектива;

  • работа классных руководителей, воспитателей.

7.2. Изучение студентами:

  • планирования учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, класса;

  • личности учащегося и коллектива класса;

  • системы учебной и внеурочной работы по предметам;

  • системы внеклассной воспитательной работы;

  • передового опыта лучших учителей школы.

7.3. Самостоятельную работу студентов:

  • разработка и проведение учебной и внеклассной работы;

  • планирование внеклассной работы по предметам;

  • посещение уроков и проведение пробного урока;

  • проведение внеурочных занятий по предмету;

  • изготовление дидактического материала,

  • организация внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности;

  • диагностика уровня учащихся и классного коллектива;

  • ведение школьной документации;

  • проведение педагогического эксперимента (микроисследования) для использования его результатов в курсовой и квалификационной работе.

7.4. Самоанализ и самооценку своей деятельности.
VIII. Учет и оценка педагогической практики студентов
8.1. Отчетность студентов по результатам педагогической практики имеет разные формы и зависит от курса, ее содержания, участия в научно-исследовательской работе.

8.2. Работа студентов на всех этапах педпрактики оценивается дифференцированно. Критерии оценок следующие:

  • уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее целей, задач, содержания, методов);

  • степень сформированности профессионально-педагогических умений;

  • уровень профессиональной направленности будущих учителей, их активности (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность, ответственное отношение к работе и т.д.);

  • трудовая дисциплина.

8.3. Итоговая оценка по педагогической практике учитывает эффективность проведенной студентом учебно-воспитательной деятельности, участие в методической работе школы, общественную активность студента, трудовую дисциплину, его отношение к педагогической профессии, к детям, к школе, качество отчетной документации.

8.4. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.

8.5. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.


«ОТЛИЧНО» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики того или иного курса; обнаружил умение правильно определять и эффективно осуществлять основную учебно-воспитательную задачу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; проявил в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.

«ХОРОШО» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики работы, обнаружил умение определять основные учебно-воспитательные задачи и способы их решения; проявлял инициативу в работе, но при этом не проявил творческого подхода к работе.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту, который выполнил работу, но не проявил глубокого знания психолого-педагогической теории и умения применять ее на практике; допускал ошибки в планировании и проведении учебно-воспитательной работы; не учитывал в достаточной степени возрастные и индивидуальные особенности детей.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту, который не выполнил намеченную учебную и внеурочную воспитательную работу; обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее для реализации воспитательных задач; не установил правильные взаимоотношения с учащимися и не организовал педагогически целесообразную деятельность детей.






  • по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации общеобразовательного учреждения, ректору университета, руководителям практики (на профилирующую кафедру, в деканат, в отдел практики);

  • вносить предложения по совершенствованию педагогической практики, переносу педагогической практики по уважительной причине.





  • соблюдать продолжительность рабочего дня согласно п. 5.1. «Положения о практике студентов ГАГУ»;

  • своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, проводить учебно-воспитательную работу;

  • выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации образовательного учреждения, школы, учреждения дополнительного образования, руководителей практики, следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, жизни и здоровья детей, соблюдать нормы педагогической этики;

  • своевременно и тщательно готовиться к работе с учащимися;

  • присутствовать на всех мероприятиях по педагогической практике, проводимых в образовательном учреждении;

  • иметь утвержденные и подписанные методистом конспекты всех уроков, воспитательных и внеклассных мероприятий по предмету за два дня до их проведения,

  • изучать детский коллектив, проводить диагностическую работу, владеть средствами коррекции, находить пути воздействия на детей;

  • анализировать свою работу, вести дневник практики (отчет) по установленной форме.






  1. Сроки прохождения практики.

  2. Выполнение плана практики (какие отклонения от плана имели место, почему, что выполнено сверх плана?)

  3. Количество посещенных уроков (краткий анализ особенностей системы обучения в образовательном учреждении: психологический, педагогический, методический)

  4. Возникли ли затруднения в ходе анализа уроков, какие, почему?

  5. Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики?

  6. Какие образовательно-воспитательные задачи Вы ставите перед собой на будущее?

  7. Предложения по улучшению организации и содержания практики.





  1. Заполненная рабочая тетрадь.

  2. Оформленный психолого-педагогический анализ уроков.

  3. Психолого-педагогическая характеристика группы учащегося (классного коллектива) с приложением материалов диагностики.

  4. Характеристика с подписью руководителя образовательного учреждения, заверенная печатью.






Проходя практику в 5-9 классах общеобразовательных учреждений, студенты знакомятся со школой, администрацией, учителями, классными руководителями, с кабинетами, их оборудованием, анализируют документацию.



  1. Научится самостоятельно проводить учебно-воспитательную работу со школьниками, находить творческие пути решения основных задач обучения и воспитания в школе.

  2. Освоить приемы работы с детскими и подростковыми коллективами, практически отработать методики изучения личности школьника и коллектива учащихся.

  3. Закрепить умения наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу с учащимися.

  4. Овладеть нормами и психологическими закономерностями общения, этикой взаимоотношений с учащимися, учителями, родителями.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика iconРоссийской федерации гоу впо «татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Педагогическая практика студента факультета психолого-педагогического образования
Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика iconПоложение о выборах Председателя Студенческого Совета гоу
Гоу впо «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика iconПравила оформления выпускной квалификационной работы в гоу впо «Ярославский...
Настоящие правила определяют требования к оформлению и структуре выпускных квалификационных работ, выполняемых выпускниками гоу впо...
Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика iconМинистерство образования и науки РФ рубцовский индустриальный институт
Филиал фгбоу впо «алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика iconГоу впо «Сыктывкарский государственный университет» Государственный междисциплинарный экзамен
Государственная власть: понятие, признаки. Соотношение государственной и политической власти
Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология
Курс «Психолого-педагогическая антропология» разработан для студентов очного отделения Куйбышевского филиала нгпу, обучающихся по...
Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика iconГоу впо «воронежский государственный университет» Факультет журналистики...

Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика icon1. Общие положения
Гоу впо «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа Югры»
Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика iconМуниципальных образований
Самович Ю. В., доктор юридических наук, профессор, гоу впо "Кемеровский государственный университет"
Гоу впо «Горно-Алтайский государственный университет» психолого- педагогическая практика iconПатронат в адвокатуре
Ширманов Игорь Александрович, ведущий юрисконсульт, гоу впо "Югорский государственный университет"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница