Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


НазваниеВопросы для оценки качества освоения дисциплины
страница1/5
Дата публикации23.04.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Социальная психология в системе научного знания.

Социальная психология = социология + психология, таким образом наука имеет междисциплинарый характер:

  • “социологическая” СП

  • “психологическая” СП

Определение: можно условно обозначить специфику СП как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в соц группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Два подхода в дискуссии о месте социальной психологии (Дж. МакДэвид, Г. Харари):

    1. Интрадисциплинарный

- СП в качестве области социологии

-СП как область психологии

    1. Интердисциплинарный

-СП – пересекающаяся зона предметной области социологии и психологии

-СП независимая область, не относящаяся ни к одной из двух наук


  1. История формирования социально-психологических идей.

Теоретические предпосылки выделения СП в самостоятельную науку:

    1. появление социально-психологических идей в ходе развития философской мысли

    2. появление первых социально-психологических теорий (середина XIX века)

- развитие языкознания + антропология, этнография, археология, криминология

- бурное развитие капитализма, экономических связей между странами

- миграция населения

- развитие социологии и психологии

- психология = психология индивида, развитие психиатрической практики


  1. ^ Первые «социально-психологические теории».

Зародились в середине 19 века. Концепции создавались в канонах философского знания, СП приобрела характер описательной дисциплины. Обычно выделяют 3 основные СП-теории: психология народов, психологию масс и теорию инстинктов соц поведения.
Психология народов:

Создатели – философ М. Лацарус и языковед Г.Штейнталь.

Ключевая мысль: главной силой истории является народ, «всеобщий дух», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть лишь его продукт.

^ Дальнейшее развитие – в работах В. Вундта. Психология – наука, складывающаяся из двух частей – физиологической психологии (экспериментальной дисциплины) и психологии народов (описательной науки).
Психология масс

Создатели – юрист С. Сигеле и социолог Г. Лебон.

Основная идея: всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению.

Вообще поведение человека в толпе характеризуется:

● обезличиванием (господством импульсивных, инстинктивных реакций);

● резким преобладанием чувств над интеллектом и его утратой;

● утратой личной ответственности.
Теория инстинктов соц поведения

Создатель – английский психолог У. МакДугалл.

Главная мысль: причиной социального поведения являются врожденные инстинкты, которые, в свою очередь, лишь реализуют всеобщий принцип жизни – стремление к цели. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции, образуя устойчивые парные связи.


  1. Период экспериментального развития зарубежной социальной психологии ХХ века.

Общие признаки:

  1. главным объектом исследования становится малая группа;

  2. происходит увлечение экспериментальными методиками;

  3. противопоставление исследования (оптимальная форма организации научного процесса) «умозрительной спекуляции» (простое рассуждение по поводу предмета) приводит к отказу от теоретических разработок

  4. Особый упор сделан на бихевиористский подход

Смысл подхода: дать достоверное знание о реальных проблемах общества, но вместо этого воплощение экспериментального метода ликвидировало соц содержание из проводимых лабораторных исследований. - в 1950-х 20 в возрос интерес к теоретическим знаниям. В начале 1960-х названы основные теоретические ориентации, в рамках которых группируются исследования: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм.

Бихевиоризм:


  1. Основные теоретические направления современной западной социальной психологии.




  1. Основные теоретические ориентации в социальной психологии 20 века: бихевиоризм. Используется основном необихевиоризм. В нём выделяют 2 направления: введение идеи промежуточных переменных (К. Халл) и сохранения наиболее ортодаксальных форм классического бихевиоризма (Б. Скиннер). В рамках подхода Хала в соц. Псих. Разработан ряд теорий: теория фрустрации – агрессии (Н. Миллер и Д Доллард), модель диадического взаимодействия (работы Дж. Тибо и Г. Келли), идея соц. обмена (Жд. Хоманс), идея подкрепления. Основная критика данного течения сводится к тому, что большениство работ выполнено на животных и рассматривают диадическое взаимодействие. Многие социальные психологи этого направления пытаются это преодолеть, однако, сама стратегия исследования несёт на себе черты принципиальной позиции бихевиоризма. Именно в рамках этого течения меньше всего улавливается «социальный контекст».

  2. Психоанализ не так распространён, как бихевиоризм. Но так же существует соц. Псих. Теорий этого течения. Большая роль неофрейдизма, работы Э. Фромма, Дж. Салливана. Разработаны все теории групповых процессов: динамическая теория функционирования группы В. Байона, теория развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда, трёх мерная теория интерперсонального поведения В. Шутца. Здесь уже наблюдается попытка уйти от диадического взаимодействия к более многочисленным группам. Здесь зародилась практика Т-групп (группы тренинга). Однако вышеназванные теории нельзя назвать системно реализующими основные идеи психоанализа. Психоанализ дал толчок сравнительному психологическому течению гуманистической психологии ( А. Маслоу, К. Роджерс), которая опирается на теорию и практику групп тренинга.

  3. Когнитивизм. Ведет своё начало от гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. Принцип – рассмотрение соц. Поведения с точки зрения познавательных (когнитивных) процессов индивида. Теории: теории когнитивного соответствия ( главная мысль: мотивирующим фактором поведения индивида – потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры), теория сболансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т Ньюком, теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер, теория конгруентности Ч. Осгуда и П. Таненбаума. Др. исследователи: Д. Креч, Р. Крачфилд, С Аш. Специфика основной объяснительной модели – положение о том, что все поступки и действия совершаются ради построения связной, не противоречащей картины мира в сознании человека, - делает эту модель уязвимой: абстрактное « соответствие», достичь которого стремится индивид, практически не связано с противоречиями реального мира; поэтому подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного, активно действующего человека здесь не поставлены. Это направление дало жизнь «психологии социального познания».

  4. Интеракционизм. Единственная социологическая по происхождению ориентация (все остальные психологические) имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г. Мида. Теории: теория ролей (Т. Сабин) теория референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон), идеи социальной драматургии И. Гофмана и этнометодологии Г. Гарфинкеля. Здесь главный акцент ставится на социальных детерминантах человеческого поведения. Ключевое понятие: «взаимодействие», в ходе которого осуществляется формирование личности.Однако костотацией Взаимодействия» и ограничивается анализ соц. детерминант поведения.

ЕАЭСП- европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии. Для этого научного сообщества характерна идея необходимости большей ориентации на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечение «социального контекста» исследований. Ключевые идеи разработаны в трудах А. Тэшфел (Великобритания), где он видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношений – теория социальной идентичности, в рамках которой рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человека себя и своего поведения соц. мире, в частности его изменения. С Московиси (Франция) – теория соц. представлений. Идея: соц. псих. Может достичь успеха только на путях её большей «социологизации», т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени её «социальности» - отнесения к реальным проблемам общества.

Более поздняя версия построения новой соц. псих. – «социальный кострукционизм» К. Гергена. Учитывается факт глобализации мира. Стратегия познания соц. мира рядовым человеком, когда он конструирует наблюдаемые явления, раскрывает их смысл, строит для себя их образы.

^ 6.Полемика о предмете социальной психологии в России.

Дискуссия о предмете соц. психологии в России (1920-е годы)

Причины исследования: условия послереволюционного общества выдвинули задачу разработки с-п. проблематики, идейная борьба тех лет захватила область с-п. знания. Борьба между материалистической и идеалистической психологией.

Г. И. Челпанов разделил психологию на 2 части: социальную психологию и психологию. Соц. псих. Должна разрабатываться в рамках марксизма, а психология должна остаться эмпирической и независимой от философии, в частности марксизма.

Критика: В. А. Артёмов. (вся психология становится социальной. Разделение только на психологию коллектива и индивида)

К. Н. Корнилов ( сохранение единства психологии, в данном случае путём распространения на поведение человека в коллективе принципа реактологии)

П. П. Блонский (анализ роли среды при анализе психики человека; психология как биологическая наука в круге соц. проблем)

В.М. Бехтерев ( создание новой науки – рефлексологии; «коллективная рефлексология», соц-псих. Как часть рефлексологии)

М. А. Рейснер ( предлагал построить марксистскую социальную психологию путём прямого соотнесения с историческим материалом ряда психологических и физиологических теорий)

Вывод: вся психология становится социальной, поэтому отдельная «социальная психология» не нужна!

^ Продолжение дискуссии в 1950-1960-х гг.

3 подхода:

1. Социальная психология – наука о массовых явлениях психики ( изучение психологии классов, тридиции, нравы, обычаи, общественное мнение, слухи, мода и т.п. ) Основной акцент: изучение коллективов!

2. Предметом социальной психологии является личность в системе межличностных отношений и общения. Основной акцент на психологические черты, особенности личности, типология личности, положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. ( слишком «психологичен»)

3. Социальная психология – наука, изучающая и массовые психические процессы и положение личности в группе

Боле полная схема изучение проблем в рамках этого подхода:

Б. Д. Парыгин

1. соц. псих. Личности

2. соц. псих. Общности и общения

3. соц. отношения;

4. форма духовной деятельности

В. Н. Мясищев

1. изменение психической деятельности людей под влиянием взаимодействия

2. особенности групп

3. психическая сторона процессов общества.

Предмет современной соц. психологии:

Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в соц. группы, а так же психологические характеристики самих этих групп.
^ 7. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе российского общества. Существенная черта соц-псих. Знания – включенночть в социальную и политическую проблематику общества. Соц. псих. – часть культуры. Отсюда возникают 2 задачи для исследователей

Задачи современной отечественной соц. псих.

  1. Корректное отношение к зарубежной соц. психологии ( ее теоретическими позициями, методам и результатам исследований)

  2. Сохранение наряду с высоким профессиональном мастерством гражданской ответственности исследователя.



8.Соотношение фундаментального и прикладного исследования в социальной психологии. Основные направления прикладных социально-психологических исследований и практической социальной психологии.

^ Фундаментальное и прикладное исследование в соц. псих.

Фундаментальное исследование. Цель – открытие законов развития изучаемого предмета. Результат – новое знание о предмете.

Прикладное исследование. Цель – применение на практике фундаментальных знаний. Результат -рекомендации по решению конкретной практической проблемы.

^ Практическая социальная психология ( Социально- психологическое вмешательство)

Кроме задач общетеоретического плана, общество ставит перед соц. псих. и конкретные прикладные задачи, кот. выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни и не могут ожидать решения теоретических вопросов.

Практический психолог не приводит исследований и не дает рекомендаций, он сам вмешивается в социально- психологический процесс и сам решает некоторую проблему.

Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии.

Управление и развитие организации

  1. психологические качества руководителя

  2. Деловое общение

  3. Развитие организации

  4. Организационная диагностика

  5. Управление персоналом

  6. командообразование

Массовая коммуникация и реклама

  1. Психологическая характеристика (коллективного) коммуникатора

  2. Психологический портрет аудитории

  3. Психологические особенности канала передачи информации

  4. Психологические механизмы эффективности рекламы

Образование

1.Психологическое просвещение

2. Психологическая профилактика

3. Психологическое консультирование

Профессиональная ориентация

Семья

  1. Психологическая подготовка к созданию семьи

  2. Психологическое консультирование по проблемам супружеских отношений

  3. Психологическое консультирование по проблемам родительско- детских отношений

Правоохранение

  1. Психологический портрет преступника на этапе расследования

  2. Профелактика противоправного поведения

  3. Психологические механизмы принятия решения судом присяжных

Политика

  1. Психологическое консультирование в период выборов

  2. Психологическое сопровождение политической деятельности


^ 9.Методологическое значение категории общения в социальной психологии. Общественные и межличностные отношения реализуются именно в общении

Общение и есть реализация всей системы отношений человека. Вне общения немыслимо само человеческое общество.

Таким образом, общение выступает как :

•способ объединения индивидов в общество

•способ развития самих индивидов

Существование общения как реальность общественных отношений и как реальность межличностных.

^ Единство общения и деятельности.

Общение как реальность общественных отношений, предполагающая, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе деятельности, но они всегда общаются по поводу нее.

•общение и деятельность – 2 стороны соц. бытия человека, его образ жизни (Б. М. Ломов, 1976).

•Общение включено в любую деятельность человека, поэтому оно - сторона деятельности, а деятельность – условие общения ( А. Н. Леонтьев, 1975)

•Общение – это особый вид деятельности, например,

- деятельность общения у младенца (М. И. Лисина, 1996)

- Речевая деятельность ( А. А. Леонтьев, 1997)

Целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается как сторона совместной деятельности. Особое внимание надо уделять именно содержанию сообщения, а не только, самому факту и даже способу общения.

Посредствам общения организуется и обогащается совместная деятельность.

Построение плана совместной деятельности требует от каждого участника правильного понимания её целей и задач, уяснение специфики её объекта, а также возможностей каждого в её реализации. (Леонтьев, 1997)

По средствам общения деятельность организуется и обогащается.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины iconВопросы для оценки качества освоения дисциплины
Понятие и признаки уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальная форма: ее виды. Уголовно-процессуальные отношения
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины iconКонтрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения...
Охарактеризуйте информационный ресурс, информационный продукт, информационную услугу
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины iconКонтрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения...
Охарактеризуйте информационный ресурс, информационный продукт, информационную услугу
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины icon1. цели освоения дисциплины целями освоения учебной дисциплины (модуля)...
Дисциплина «Философия» является обязательной дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, и предшествующей...
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины iconКонтрольные вопросы для самостоятельной оценки качества
Охарактеризуйте информационный ресурс, информационный продукт, информационную услугу
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины iconЦель, предмет и задачи изучения дисциплины «Управление качеством»
Методы оценки уровня качества продукции (дифференциальный метод, комплексный метод)
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины iconВ результате освоения данной учебной дисциплины студент должен обладать...
«Экологическое право» определяется федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины icon1. Цели и задачи освоения дисциплины Формирование целостного представления...
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в результате освоения программы общеобразовательной школы по истории...
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины iconДисциплины
Понятие качества образования. Проблемы измерения и оценки качества в образовании. Методологические основания теории оценивания. Понятие...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница