Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология


НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология
страница1/7
Дата публикации10.03.2013
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ


Error: Reference source not found



Общий психологический практикум

Методические рекомендации по изучению дисциплины



Для студентов факультета психологии

по специальности 020400-Психология

Нижний Новгород

2003

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
^

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ










Т. А. Фокина
Общий психологический практикум
Методические рекомендации по изучению дисциплины
для студентов факультета психологии

по специальности 020400-Психология


^




Нижний Новгород

2003




Фокина Т.А.

Общий психологический практикум: Методические рекомендации по изучению дисциплины /НФ МГЭИ. – Нижний Новгород, 2003.

Одобрено кафедрой психологии. Протокол заседания кафедры № 10 от 05 мая 2003 года. Для студентов Нижегородского филиала Московского гуманитарно – экономического института, обучающихся по специальности 020400 Психология.

© НФ МГЭИ, 2003

© Фокина Т.А., 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Требование ГОС 7

Учебная программа 8
^

Расчет часов учебного времени 16

Методические рекомендации по изучению дисциплины 17


Планы групповых занятий 19

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы 25

Методические рекомендации по выполнению

контрольных заданий 27

Темы и направления контрольных заданий 31

Методические рекомендации по подготовке к зачету 33

Вопросы для подготовки к зачету 34

Методические рекомендации по проведению экспериментально-психологического исследования 39

Рекомендуемая литература 40

ПРЕДИСЛОВИЕ
Cодержание дисциплины «Общий психологический практикум» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта на специальность 020400 – Психология (2000 г.) и согласовано с курсом «Общая психология», по которому студенты получают базовые теоретические знания в соответствии с учебным планом. В общем психологическом практикуме (ОПП) используются методики, которые способствуют оптимальному формированию у студентов умений и навыков анализа различных психологических феноменов в соответствии с означенным теоретическим курсом. В свою очередь, теоретический курс «Общая психология» дополняется конкретными рекомендациями по использованию предлагаемого методического арсенала психолога-практика в интересах прогнозирования и регулирования психических процессов и состояний личности.

Основные задачи общего психологического практикума заключаются в том, чтобы научить будущего специалиста правильно оценивать диагностические и регулятивные возможности, технолого-процессуальные особенности, достоинства и недостатки методического материала по исследованию и оценке познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенностей нервной системы, отдельных свойств личности и т.д.; а также на основе правильной оценки прогностических и регулятивных возможностей той или иной методики сформировать первичные навыки подбора и манипулирования исследовательским материалом в интересах создания надежных программ профессионально-психологического обеспечения деятельности.

^ Требования к уровню подготовленности студента по программе учебной дисциплины «Общий психологический практикум»

Студенты должны знать:

  • функции общего психологического практикума как предмета образования и структуру накопленного практического опыта;

  • сущность психологического эксперимента и его разновидности в различных психологических школах;

  • особенности планирования эмпирических исследований;

  • процедуры получения и описания эмпирических данных;

  • стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов;

  • общую классификацию методов исследования в психологии;

  • возможности и особенности различных методов психологического исследования;

  • цели и задачи, которые можно реализо­вать, используя ту или иную методику;

  • модели и ал­горитм использования избранной методики на практи­ке и ее теоретические основы.

  • экспериментальные методы исследования познавательных, эмоционально-волевых и психомоторных процессов и состояний;

  • экспериментальные методы исследования отдельных свойств личности.

2. Студенты должны уметь:

  • вести, обрабатывать и интерпретировать протоколы;

  • создавать психологический и поведенческий портрет личности на основе экспериментальных исследований;

  • анализировать  и выявлять особенности применения различных методов исследования;

  • подготовить и провести частично стандартизованную беседу;

  • собирать научную и фактическую информацию;

  • конспектировать и реферировать предложенную ли­тературу, выступать публично, аргументировать и доказывать свою точку зрения;

  •  давать квалифицированные консультации по использованию тех или иных психодиагностических методов и отдельных методик.

3. Студенты должны понимать:

  • место и роль активных психологических методов в системе профессиональной деятельности психолога;

  • закономерности развития личности, возрастные и индивидуальные особенности душевного и духовного роста личности, психологические особенности и закономерности формирования основных психических состояний человека;

  • авторскую принадлежность методик.

По решению преподавателя, который проводит за­нятия, предлагаемые к рассмотрению методики, могут быть заменены другими в рамках изучаемой психологи­ческой реальности. Такие замены согласуются с препо­давателями кафедры в целях исключения дублирования изучаемого материала в рамках других психологических дисциплин.

^ ТРЕБОВАНИЯ ГОС
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 020400 «Психология» по курсу «Общий психологический практикум» включают в себя: методы исследования в психологии; процедуры получения и описания эмпирических данных; стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов; планирование эмпирических исследований; виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; навыки ведения, обработки и интерпретации протоколов; навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения; виды беседы в психологии: стандартизованная, частично стандартизованная, свободная; навыки ведения беседы; подготовка и проведение частично стандартизованной беседы; психологические измерения: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования: типы шкал; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы.
^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Тема 1. Виды научных психологических исследований

Типология научных психологических исследований. Элементы планирования психологических исследований. Психолого-педагогический эксперимент. Логика доказательств в психолого-педагогическом эксперименте.
^ Тема 2. Подготовка и проведение экспериментального психологического исследования

Подготовка экспериментального исследования: уточнение проблемы, целей и задач исследования, выбор вида исследования, формулировка и уточнение гипотез, выбор экспериментальной и контрольной групп, подбор и апробация психодиагностических методик, определение времени, места и процедуры проведения эксперимента, разработка плана и программы эксперимента.


Проведение эксперимента. Понятие о пилотажном исследовании. Уточнение замысла и деталей исследования на основе результатов пилотажного эксперимента. Проведение основного этапа исследования. Сбор и систематизация данных. Построение таблиц, графиков, схем, представляющих эти данные. Сбор и анализ дополнительного материала.

Анализ результатов эксперимента. Использование полученных данных для доказательства или опровержения предложенных гипотез. Формулировка выводов. Практические рекомендации и программа их внедрения в жизнь.

^ РАЗДЕЛ 2. ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Тема 3. Основные понятия, используемые при статистической обработке психологических данных

Краткая характеристика современной математической статистики. Использование статистических методов в процессе обработки и осмысления количественных данных, полученных в результате исследований.

Понятие выборки (N), генеральной совокупности, индивидуального и среднегруппового профиля, групповой иерархии, надежности и валидности. Признак и переменная как измеряемые психологические явления. Психологические переменные как случайные величины. Измерение как приписывание числовых форм объектам и событиям.

^ Тема 4. Способы измерения и обработки психологической информации

Приемы измерения и их классификация. Процесс измерения психологического феномена. Стандартные приемы статистической обработки (количественные). Качественный анализ психологической информации. Типы измерительных шкал.

Сущность шкалы наименований как отображение некоторой эмпирической системы в числовой системе. Построение шкалы наименований. Особенности арифметических действий с числами в шкале наименований. Модальный класс объектов и его определение. Абсолютные и относительные частоты. Коэффициент корреляции. Различия между частотами и модами (хи-квадрат).

Шкала порядка. Отображение монотонного возрастания или убывания измеряемого признака. Постулаты шкалы порядка: трихотомия, асимметрия и транзитивность. Преобразования шкалы порядка: мода, медиана, полуквартильные отклонения, коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Шкала интервалов. Свойства шкалы интервалов. Основные операции шкалы: установление равенства, разности, сопоставление больше-меньше, равенство интервалов и разностей. Конструирование шкалы: установление величины единиц измерения, определение нулевой точки, определение направления, в котором идет отсчет, по отношению к нулевой точке. Математическое распределение эмпирических величин: средней арифметической величины (М), среднего квадратичного отклонения (σ) показатели симметрии (А) и эксцесса (Ех).

Шкала отношений. Конструирование и характеристики шкалы отношений. Основные операции на уровне шкалы. Установление равенства отношений между отдельными значениями шкалы.

Понятие распределения результатов психологического исследования. Виды распределения первичных результатов. Графическое изображение результатов. Нор­мальное распределение и его свойства: средняя арифме­тическая величина и дисперсия. Параметры распределения – математическое ожидание, показатели асимметрии и эксцесса. Табулирование. Столбиковая диаграмма. Гистограмма, частотный полигон распределения и кривая распределения. Меры центральной тенденции, изменчивости и взаимосвязи.


^ РАЗДЕЛ 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Тема 5. Изучение ощущений (световой и слуховой чувствительности) психофизическими методами

Ощущение как отражение свойств предметов объективного мира. Физиологические основы ощущений, пороговые показатели чувствительности. Абсолютный порог чувствительности и его значение в практической деятельности психолога. Формула Г. Т. Фехнера. Порог различения раздражителей и его роль в профессиональ­ной деятельности специалиста. Формула Э. Вебера.

Методы определения абсолютных порогов чувствительности. Метод минимальных изменений, или границ. Метод постоянных раздражителей, или констант. После­довательность обработки данных при определении абсо­лютного порога чувствительности. Метод средней ошиб­ки.

Определение границ полей зрения и функциональной асимметрии глаз с помощью периметра Ферстера. Исследование динамики абсолютных порогов световой чувствительности в условиях темновой адаптации. Определение абсолютных порогов слуховой чув­ствительности. Аудиметр. Исследование на точность глазомера. Линейка Леманна. Измерение порогов слышимо­сти чистых тонов. Построение аудиограммы.

Особенности использования методов определения разностных порогов чувствительности. Протоколы исследований. Измерительная аппаратура и оборудование. Порядок работы. Обработка и анализ экспериментальных данных.
^ Тема 6. Исследование восприятия формы, объема и величины

Особенности восприятия как познавательного процесса. Цели и задачи исследования восприятия в практике психологического обеспечения. Методы исследования восприятия на примере осязания и зрительного восприятия. Оценка особенностей восприятия формы при пассивном и активном осязании посредством воспроизведения фигур испытуемым. Исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов с использованием метода идентификации по эталону памяти. Измерение константности зрительного восприятия формы в условиях изменения наклона плоскости объекта. Измерение объема восприятия. Геометрические иллюзии зрительного восприятия. Иллюзия Мюллера-Лайера. Исследование индивидуальных особенностей восприятия. Тест «Включенные фигуры» Готтшильдта.

Протоколы исследований. Шкалы балльных оценок. Анализ результатов и прогнозирова­ние эффективности восприятия в процессе профессиональной деятельности.


^ Тема 7. Методы исследования представлений и воображения

Психологическая сущность представлений и вооб­ражения. Субъективные и объективные методы исследования представлений и воображения. Содержательные и профессиональные трудности при использовании методов диагностики. Оценка яркости-четкости представлений по методу саморанжирования. Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий по методике Шепарда. Обработка данных, анализ результатов.
^ Тема 8. Методы исследования индивидуальных особенностей памяти

Специфика памяти как познавательного процесса. Особенности психологического исследования памяти. Предмет и методы исследования памяти. Оценка памяти и составление заключения.Исследование процесса запоминания методами антиципации и заучивания. Роль установки в процессе запоминания. Изучение процесса сохранения материала в памяти методом сбережения. Исследование процесса узнавания методом тождественных рядов. Методика «Память на числа». Методика «Оперативная память». Методики «Зрительная память», «Слуховая память» и «Память на образы» и другие методики.

Определение индивидуальных особенностей памяти по методу удержания членов ряда. Роль и место психолога в регулировании процессов памяти.
^ Тема 9. Основные методы изучения внимания

Сущностная характеристика внимания. Методы изучения внимания и возможности их ис­пользования в практике психологической работы. Методика «Расстановки чисел» для оценки произвольного внимания. Методика «Корректурная проба» для изучения объема и концентрации внимания. Методика «Интеллектуальная лабильность». Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «Перепутанные инструкции». Возможности исполь­зования методик с учетом специфики профессиональной деятельности. Составление заключений.
^ Тема 10. Методы исследования мышления

Психологическая сущность мышления. Изучение качества мышления. Особенности изучения наглядно-образного, словесно-логического и практически-действенного мышления. Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт». Оценка развития логического мышления с помощью методики «Закономерности числового ряда». Методика «Компасы» для определения способности к формированию пространственных представлений. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма»; использование этой методики для исследования других психических процессов и явлений.

Понятийное мышление. Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий». Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «Исключение лишнего». Исследование понятийного мышления с помощью методики «Логика связей». Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц». Изучение особенностей группового мышления с помощью методики «Кораблекрушение».

Методические указания и инструкции. Демонстрационные плакаты. Психологическая оценка мышления и составления заключений. Роль и место психолога-практика в процессе оптимизации мыслительной деятельности специалиста.
^ Тема 11. Методы исследования речи

Понятие речи. Классификация видов речи. Основные показатели хорошей речи. Экспериментально-психологические методы исследования речи. Прямые и косвенные методы оценки.

Оценка свойств говорящего с помощью метода семантического дифференциала. Исторические аспекты разработки техники семантического дифференциала. Сущность и содержание ме­тода: диагностика отношений к различным объектам и явлениям; самооценка и степень удовлетворенности со­бой; изучение скрытой структуры индивидуальных зна­чений и отношений. Процедура исследования. Специфика шкалы оце­нок. Оценка значений понятий (стимулов) в шкале. Се­мантический профиль. Обработка результатов и фактор­ный анализ.

Оценка свойств говорящего с помощью метода «Карта контроля состояния речи».

Оценка скорости чтения. Оценка усвоения текстовой информации с помощью методики дополнения. Психоргафологические характеристики и особенности письменной речи. Методические указания и инструкции. Обработка результатов.

^ РАЗДЕЛ 4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ
Тема 12. Изучение эмоций методом наблюдения и самооценки

Психологическая сущность эмоций. Параметры оценки эмоций: модальность, простран­ственно-временные характеристики, интенсивность, амбивалентность, полярность, обобщенность, двухкомпонентность.

Методы исследования эмоций. Изучение экс­прессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии. Понятие экспрессии. Не­произвольная пантомимика.

Схема выражения лица по Г. де Сюпервилю. Аппаратура и стимульный материал. Оценка фото­графий. Обработка результатов. Анализ и интерпретация показателей. Сочетание экспрессивных признаков.

Самооценка эмоциональных состояний. Метод самоотчета по шкалированному списку или по анкете. Достоинства и недостатки метода. Метод дифференци­альной шкалы эмоций К. Изарда. Протокол занятия. Оценка интенсивности и частоты встречаемости эмо­ции.

Изучение вегетативных проявлений эмоций. Методика изме­рения частоты пульса и кожно-гальванической реакции.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология iconМетодические рекомендации по производственной практике для студентов...
Н. В. Яковлева, канд псих наук, доцент, декан факультета клинической психологии Рязгму
Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Титухов М. Б., декан факультета повышения квалификации судей и работников аппарата суда, преподаватель кафедры гражданско-правовых...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология iconМетодические указания и рекомендации по изучению дисциплины «статистика»...
Вашему вниманию предлагается руководство по изучению дисциплины «Статистика» и подготовке к сдаче экзамена по этому предмету
Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Министерством образования Российской Федерации (утверждена 12 декабря 2000г.) и в соответствии с содержанием и требованиями государственного...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Шиянов А. В., к ю н., ст преподаватель кафедры международного права Ростовского филиала рап
Методические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета психологии по специальности 020400-Психология iconМетодические указания по изучению дисциплины, подготовке к семинарским...
«Связи с общественностью», 020400 «Психология», 350500 (022100) «Социальная работа», 061200 «Менеджмент в социальной сфере», 350800...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница