Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология»


Скачать 308.08 Kb.
НазваниеЛитература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология»
страница1/3
Дата публикации10.03.2013
Размер308.08 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Психология > Литература
  1   2   3
Татьяна Васильевна Филатова 305 аудит.

Педагогика и психология:

1)теоретическая;

2)практическая (методические указания, разработка урока ин.языка, лекционное занятие и т.д.)

04.03.2010 Лекция 1

Психология высшей школы

Психологические особенности обучения студентов

1.Особенности развития личности студента

2. Типология личности студента и преподавателя

3. Психологические особенности восприятия, внимания и усвоения учебного материала

Литература:

1.»Психология и педагогика высшей школы» Семакина

2. «Социальная психология» Андреева

3. «Психология ранней юности» Игорь Кон

4. «Процесс обучения и его закономерности» Лернер
Преподаватель должен помочь психологически осмыслить закономерности, принципов и методов обучения.

Студент-с латинского, усердно занимающийся, работающий, овладевающий знаниями.

Студент, определенного возраст, как личность может характеризоваться:

С биологической, социальной и психологической стороны.

С точки зрения психологии студент представлен тремя самыми важными характеристиками:

- наименьшей величиной скрытого периода (латентного) реакции на простые, комбинированные и словесные сигналы

-это оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализатора

-наибольшая пластичность в образовании сложных психических навыков.

Это особый возраст, когда развиты все виды памяти, наивысшей степенью переключения внимания, когда решают легко самые сложные вербальные проблемы.

Считают, что к 30 годам это проходит, и утрачивает большинство этих навыков.

С точки зрения социальной стороны, в этот период происходит развитие нравственных, эстетических чувств, становление характера и человек овладевает полным комплексом социальных ролей взрослого. Этот возраст называют центральным возрастом становления и развития характера.

Для студента важно быстрое становление возможностей и реальностей. С одной стороны они могут все, но уже физически не все смогут успевать это сделать

Студенчество совпадает со вторым периодом зрелости, формируется такие качества, как самостоятельность, целеустремленность. Но в этом же возрасте проявляется не мотивированный рис, и неумение представить последствие своих поступков.

Характеристики студентов на различных курсах:

Поступление в институт это мощный позитивный стимул, и он продолжается до первой сессии. Это длиться до конца второго курса.

К концу 3 курса решается вопрос Ту ли он выбрал специальность. И действительно ли он хочет быть этим специалистом. Начинают осознавать что именно их не устраивает.


  1. Привыкание к новым формам студенческой жизни

  2. Период самой серьезной и напряженной работы. Завершение процесса адаптации.

  3. Начало специализации. Появление интереса к научной работе. Сужение сферы других интересов, помимо учебы.

  4. Первое знакомство с профессией. Переоценка ценностей.

  5. Четкие практические установки. И постепенный отход от форм коллективной жизни вуза.

Факторы, влияющие на успешное обучение студента в вузе:

1 категория: факторы, которыми человек обладает на момент поступления, он пришел с ними в вуз. Мы можем их только принять. Это уровень подготовки, система ценностей, степень информированности о вузовских реалиях и представление об общей профессии.

2 категория: факторы, которые формируются в процессе обучения: уровень преподавания, организация учебного процесса и тип отношения преподавателя к студенту.
^ Типы студентов и преподавателей:

Студенты:

Условно - бюджетники и коммерческие студенты

Особенности контрактников: большой плюс, они знают чего хотят, знают что им даст профессия в будущем. Они прагматичны. Они отстают в подготовленности, приблизительно на 10% сдают бюджетникам. В отличие от контрактников, у бюджетников ниже самооценка.

Типы студентов6

  1. «предприниматель»- студент, который получает образования, чтобы успешно применять ее на практике. Очень критичны к подготовке преподавателя. Но он очень быстро меняет свои взгляды при смене обстоятельств.

  2. «эмигрант»- получить образование и уехать. Высоко развит индивидуализм, быстрая вживаемость в различные условия. Как правило, уверен в правильности своего выбора.

  3. «традиционалист»- ценит хорошее образование, высокий профессионализм педагогов, очень работоспособен, но совсем не знает реалей своей дальнейшей профессиональной деятельности.


Черты: предприимчивость, самостоятельность, требовательность к преподавателю. Но современное студенчество утрачивает эрудицию, интелегентнсть и критичность к себе. К сожалению.
5 основных типов студентов (отношение к учебе):

  1. Студенты, которые стремяться овладеть знаниями в рамках профессии и отлично учаться по всем предметам

  2. Студенты, которые руководствуются принципом «лучше все по немного». Они хорошо учатся, плохие оценки только по тем предметам которые их не интересуют.

  3. Студенты, которые интересуются будущей профессии. Все остальные предметы - балласт.

  4. Студенты, которые неплохо учатся, но только по тем предметам которые им нравятся.

  5. Лодыри и лентяи. Пришли в вуз по настоянию родителей или за компанию.


Чисто студенческая типотизация:

  1. Отличник-зубрилы;

  2. Отличники-умные

  3. Труженики

  4. хулиганы

Типы преподавателей по студентам:

  1. Вечный студент - человек с высоким интеллектом, профессионал, понимающий студентов.

  2. «бывший военный» - самая верная точка зрения - моя, остальное «задавить»

  3. «урокодатель»- который уходит из аудитории раньше звонка

Идеальный студент-это самостоятельно мыслящий человек.

Идеальный преподаватель- это знаток своего предмета, справедливый и хороший психолог.

Психологические особенности восприятия ….

Психические познавательные процесс ощущения, восприятия, внимание, память, мышление

Ощущение-простейшее способность организма познавать мир:

Зрение, слух, обаняние, осязание и вкус.

Интерорецептивные (чувство голода, чувство жажды, боль) и экстерорецептивные (из вне):

Контактные и дистантные.

Контактные – вкус, тактильные ощущения. Дистантные- зрение, слух обаяние

Восприятие- наглядно-образное ощущение мира.Виды:

1-я система- простые восприятия: зрительные, слуховые. Осязаемые…

2-я система- сложные виды восприятия: формы существования материи:

Восприятие пространства, восприятия движения, восприятие времени. Закон восприятия времени (В. Вундт): предложил за точку отчета времени взять сердцебиение. Чем чаще мы обращаем внимание на течение времени, тем медленнее оно течет. Кофеин-ускоряет течение времени, алкгоголь и тимин-замедляет.

Внимание- концентрация сознания на каком-то реальном объекте. Непроизвольное внимание- генетически обусловленное, с ним появляемся на свет. Может возникнуть от отсутствия раздражителей (тихо). Раздражители, которые внешне связаны с внутренними ощущениями. Или интерес тоже вызывает непроизвольное внимание. Произвольное внимание-социально преобретенное внимание, формируется в процессе общения ребенка и взрослого. Послепроизвольное внимание. Человек в течение суток переживает пики внимания: 5, 11, 16, 20 и 24 часа. Длится максимум 15 минут.

Память – способность человека к восприятию, храниению и воспроизведению информации из жизненного опыта.

1 система- по длительности хранения информации:

  1. Мгновенная, иконическая память. До 1 сек.

  2. Кратковременная память. Сохраняется информация до 15 минут. Роль фильтра.

  3. Оперативная память. Столько сколько сами захотите.Сами определяем длительность памяти.

  4. Долговременная память-безгранична.

  5. Генетическая память- единственный вид памяти на который не возможно повлиять.

2 система: по ведущему анализатору

3 система: по участию воли- непроизвольная и произвольная
^ Мышление. К старости правое полушарие развивается быстрее,а левое-медленное.

Речь-общение, последовательное языком. Речь бывает внешняя, внутренняя и письменная. У письменной есть особенность-разрывность написания и прочтения.


  1. Острота зрения. Преподавателю необходимо учитывать остроту зрения студенту. Очень важно каков фон подачи материала. Многое зависит от удобочитаемости текста. От расположенности текста. У каждого третьего студента дефект зрения. Нельзя окрашивать в красный цвет стены аудитории и приборы. В красный и желтый цвет где студенты проводят много времени. Нельзя развешивать на стенах столовой натюрморты. В кабинетах администрации нельзя развешивать картины кровавых битв, тоскующих узников. Визуальная информация запоминается в количестве 15%, речевая-20%, а если и ту и другую-65% усвоения материала. Информация усваивается лучше, если ее после прочтения воспроизвести. Для восприятия информации очень важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов 48% людей мыслят логически и 52%-образно. Однако с возрастом 24% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению. А 26% образно мыслящих- к логическому мышлению

Всех логически мыслящих людей можно поделить условно на две категории:

- те кто мыслять теоретически (они лучше всего помнять абстрактный материал и сохраняют даже через 20 месяцев)

- а практики сохраняют в памяти только конкретные факты.

При обучении необходимо развивать теоретическое мышление.
11.03.2010 Лекция 2

Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг из рецепторов, но и от того, чего ждет субъект. Чем меньше студент ждет того или иного сигнала, тем больше четкость требуется от этого сигнала. (повторить новые термины, объяснить, записать и т.д.)

Понимание информации протекает успешнее, если она предъявляется в четкой логически завершенной форме и материал иллюстрируется конкретными примерами и излагается с учетом знаний и уровня подготовленности аудитории.

Для активизации познавательных процессов необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.

  2. Давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, чтобы уменьшить возможность искажения при передачи материала.

  3. При использовании наглядных (визуальных) средств необходимо соблюдать нормы яркости, освещенности, контрастности.

  4. Полностью использовать возможности устной речи. Речь выступает как средство привлечения внимания.

  5. Необходимо соблюдать прямое управление восприятием.

  6. Разнообразить изложение материала, используя приемы поддержания и возвращения внимания.

  7. Необходимо учитывать эмоциональный фактор, который позволяет повысить производительность интеллектуального труда.

  8. Уделять внимание повторению.

  9. Необходимо время от времени вводить проблемность. Включать некоторую сложность для активизации мышления.


Психология учебной деятельности

Структура и особенности учебной деятельности

  1. Виды и механизмы научения

Литерратура:

1.Балл «Теория учебных задач»

2.Выготский «Педагогическая психология»

3. Гальперин, Талызина «Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий»
Базовые категории

Учебная деятельность

Учение

Обучение

Научение

Учебная деятельность-это процесс. В результате которого человек преобретает новое или изменяет существующее у него знание, умение, навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Обучение - совместная деятельность стуждента и преподавателя, в которой акцентрируется внимание на специфической деятельности преподавателя.

Учение – процесс, в котором особое внимание уделяется роли обучающегося.

Содержание учебного процесса: учебная деятельность, обучение, учение.

Результат: научения.

Научения - приобретение человеком психологических качеств и свойст в процессе учебной деятельности. (научить человека говорить можно только если у него развит мозг и голосовые связки и т.д.)

В педагогической психологии принято выделять виды научения:

  1. Импритинг – быстрое, почти автоматическое, приспособление организма к конкретным условиям его жизни (природные инстинкты).

  2. Условно-рефлекторное научение – это возникновение новых форм поведения человека, как условных реакция на первоначальный нейтральный стимул (ассоциации).

  3. Оперантное научение – при этом виде научения знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок.

Только человеку свойственно:

  1. Викарное научение – получение знаний, умения, навыка, через наблюдения. В основе лежит подражание (часто используется при изучении иностранных языков).

  2. Вербальное – приобретение знаний, умения, навыка через язык (понимание др людей).

Основной предпосылкой эффективного научения становятся высшие психические функции человека: сознание, мышление и речь.

Различия между научением, обучением и учением:

  1. Обучение в отличии от научения является организованным, планомерным, сознательно управляемым процессом. Научение же может проходить стихийно (привычки другого человека, высказывания, реакции).

  2. Разница между обучением, учением и научением проявляется также в том, что готовность к этим видам присвоения знаний обнаружиается в разные периоды. К импритингу, оперантному обучению, условно-рефлекторному обучению ребенок готов с рождения. Обучаемость, как способность к сознательному и целенаправленному приобретению знаний, проявляется в среднем к 4-5 годам. А полноценная готовность к самостоятельному учению в среднем проявляется 7-8 лет. Процесс научения включает в себя 5 интеллектуальных механизмов:

- формирование ассоциаций – лежит в основе формирования временных связей;

- подражание – приобретение навыков и умений, а не знаний;

- различение и обобщение – происходит формирование понятий;

- инсайт – догадка, озарение. Человек непосредственно усматривает новую. Необычную информацию в чем-то хорошо известном.

- творчество – создание новых умений, навыков.
Задачи совершенствования процесса научения – это использовать все 5 механизмов.

Факторы, от которых зависит эффективность научение:

  1. Мотивация – произвольность познавательных процессов

  2. Средство и содержание обучения.

  3. Изложение должно проходить на достаточном и доступном уровне сложности.

  4. В процессе обучения главную роль играет механизм заучивания – совокупность действий обучающего, направленных на овладение им учебным материалом.


Первое правило заучивания: человеку необходимо выделить из всех воспринимаемых внешних и внутренних сторон то, что должно быть усвоено.

Второе правило заучивания (правило установки) прояляется в двух объектов:

а) если дается установка на запоминание до экзамена, то по завершению экзамена все забывается.

б) если вы даете установку на приблизительные знания, вы получаете приблизительные знания.

Третье правиловосприятие информации без установки на запоминание часто вообще не дает никаких знаний.
Факторы, влияющие на запоминание при заучивании:

-Содержание учебного материала;

-Форма изложения учебного материала

-Трудность учебного материала

-Значение, важность учебного материала

-Значимость материала для самого учащегося

-Объем материала

-Эмоциональные особенности учебного материала.
Весь ход научения регулируется на основе обратной связи, то есть непрерывного или периодического контроля знаний.
18.03.2010 Лекция 3
  1   2   3

Похожие:

Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
Компоненты структуры педагогической деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический
Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» iconПсихология и педагогика
Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч ред. И. Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с
Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» iconМетодические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть)...
Кузнецова, Е. В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология»,...
Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» iconУчебники: Андреева «Социальная психология»
Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей
Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» iconУчебники: Андреева «Социальная психология»
Социальная психология как наука. История формирования социально-психологических идей
Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» iconВопросы по дисциплине «Социальная психология»
Социальная психология как естественно-научная область. Гуманитарные идеи в психологии и их влияние на социальную психологию
Литература: »Психология и педагогика высшей школы» Семакина «Социальная психология» iconУчебный курс «Психология и педагогика»
Психология и педагогика: методические указания к семинарским и практическим занятиям для студентов технических специальностей очной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница