Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания


Скачать 242.24 Kb.
НазваниеПедагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания
страница1/3
Дата публикации01.05.2013
Размер242.24 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3

  1. Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания.

Педагогическая психология:

  1. фундаментальная наука, изучающая закономерности психического и личностного развития человека в условиях обучения и воспитания;

  2. прикладная наука, использующая научные данные для совершенствования образовательного процесса.

ПП возникла из общей, экспериментальной психологии. Наиболее близка к возрастной психологии. Обе имеют общий объект — развитие человека в онтогенезе, но разные предметы — ПП изучает развитие человека под влиянием воспитания и обучения. ПП также связана с дифференциальной, социальной, медицинской, специальной, юридической психологией, управления и др. С педагогикой объединяет исследование процесса обучения и воспитания человека в различных образовательных учреждениях, но для ПП больше важны психические изменения.

Фундаментальная проблема ПП — соотношение развития, воспитания и обучения. Существуют разные точки зрения на это соотношение — Коменский, Руссо, Песталоцци, Ушинский и др. Согласно И.А. Зимней, существуют 4 типа взаимосвязи процессов обучения и воспитания:

  1. воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение. Именно оно преимущественно и рассматривается педагогической психологией.

  2. В. осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).

  3. В. осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью.

  4. в. осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (СМИ, клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленных обучением и научением.

Проблема соотношения обучения и психического развития ребенка также решается неоднозначно. Исторически сложилось 4 точки зрения:

  1. процесс интеллектуального развития не зависит от процесса обучения (Пиаже).

  2. Процесс развития есть процесс обучения (Джеймс, Торндайк).

  3. Между обучением и развитием существует тесная связь (Коффка).

  4. Обучение играет ведущую роль в психическом развитии ребенка (Выготский).

  1. Исторические этапы развития педагогической психологии.

Пять основных этапов.

1 этап: середина 1850-х — начало 1870-х. Теоретическое обоснование ПП. Предпосылки возникновения (Т.Д. Марцинковская):

  1. разработка идеи развития в биологии;

  2. требования педагогической практики;

  3. появление экспериментальной психологии.

В России во второй половине XIX проводились крупные общественно-экономические реформы, в т.ч. реформа просвещения. Появился интерес к человеку и его воспитанию, что привело к необходимости разработки новой теории воспитания. Важнейшую роль в этом сыграл Ушинский (Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, 1868-1869).

Вклад Ушинского в развитие ПП:

  1. Ушинский — основоположник русской ПП.

  2. Ушинский впервые привлек внимание к проблеме психологически правильной организации процесса обучения.

  3. Особое значение Ушинский придавал первоначальному обучению.

2 этап: 1870-е гг. - конец XIX. Изучение детства. Этот этап представлен наиболее значимыми отечественными и зарубежными исследованиями в области детской психологии:

  1. Прейер В. Душа ребенка, 1881.

  2. Сикорский И.А. Воспитание в возрасте первого детства, 1884.

  3. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, 1888-1901.

Важнейшая роль в этом периоде отводится Каптереву, который ввел термин «педагогическая психология», назвав так свою монографию, изданную в 1877.

Основной вклад Каптерева:

  1. изучение возрастных особенностей детей;

  2. выявление индивидуально-типических различий между детьми;

  3. развитие новой, непривычной точки зрения на соотношение между саообразованием и образованием. Каптерев придавал важнейшее значение саморазвитию и самовоспитанию, отводя формальному образованию вспомогательную роль.

3 этап: конец XIX — 1920-е гг. Появление и расцвет педологии. Педология — комплексная наука о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Педология появилась в конце XIX, основатель — американский психолог С. Холл.

Основание в начале XX в Петербурге Нечаевым первой русской лаборатории по изучению ребенка в педологических целях (1901), открытие педологических курсов для учителей (1904).

Принципы педологии:

  1. синтез разносторонних знаний (физиологических, психологических, педагогических) о ребенке;

  2. изучение ребенка в динамике, через выявление тенденций его становления (генетический принцип);

  3. изучение ребенка в социальном окружении;

  4. практическая направленность.

В исследовании ребенка стали преобладать экспериментальные методы (в частности тестирование). Появилось мощное иследовательское течение — экспериментальная педагогика.

4 этап: 1920-е — конец 70-х. Советский период развития.

В 1920-е Выготский и его ученики разрабатывают основы новой отечественной психологии как науки о функционировании и формировании психических процессов. Выготскому принадлежат принципиально важные открытия в ПП:

  1. идея интериоризации;

  2. идея о том, что обучение есть способ овладения социальным опытом;

  3. решение проблемы соотношения обучения и умственного развития.

Педология продолжала развиваться (Залкинд, Блонский, Корнилов и др.), но ее предмет не был определен. Ряд объективных тестов (из-за широкого распространения без обоснования) и формальных причин (несоответствие гуманистических идей педологии тоталитарной политической системе, противостояние биологизаторской и социологизаторской точек зрения) привели к разгрому педологии в 1936 постановлением ЦК «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».

В последующие годы основное место в проблематике исследований по ПП занимают вопросы психологии обучения. У Рубинштейна в «Основах психологии» учение — усвоение знаний, субъект — индивид, активно познающий и преобразующий действительность.

В конце 1950-х начинают складываться отечественные концепции обучения: на основе поэтапного формирования умственных действий, развивающего, проблемного.

В 1970-х начинает разрабатываться общая теория учебной деятельности (Маркова, Ильясов).

5 этап: 80-е — настоящее время. Становление практической психологии образования. Происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования. Среди основателей Дубровина, Бодалев, Прихожан, Эльконин, Давыдов.

В 1989 выходит постановление ГК СССР по народному образованию «О введении должности психолога в учреждениях народного образования». В дальнейшем происходит расширение сферы деятельности практического психолога в образовании


  1. ^ Характеристика деятельностного подхода в обучении.

Основоположником подхода является Выготский. Ему принадлежит идея о том, что развитие осуществляется путем овладения в ходе обучения специальными орудиями (знаками). Соответственно, цель обучения — не накопление знаний, а формирование умения действовать. Знания должны стать средством обучения действием.

Данный подход нашел свое отражение в теориях поэтапного формирования умственных действий (Гальперин), развивающего обучения (Эльконин, Давыдов), проблемного обучения (Оконь, Махмутов).

Также леонтьев, запорожец, зинченко...
Структурные компоненты уд: субъект учения - ученик, учитель, предмет учения, продукт учения, процедура учения.

Динамические компоненты уд: мотивация, постановка учебной задачи, учебные действия, контроль - самоконтроль, оценка - самооценка.

Теория поэтапного формирования уд

Гальперин 1956 - Талызина и др.

1. Формирование мотивации

2. Формирование оод

3. Форм материализованного действия

4. Форм действия в плане социализированной речи

5. Форм действия во внешней речи про себя

6. Форм уд во внутреннем плане

Ориентировочная основа действия:

Полная - неполная

Конкретная - обобщенная

Полученная в готовом виде - самостоятельно найдена учеником

Типы учения по гальперину:

1 оод неполная, конкретная, получаемая самостоятельно

2 оод полная,конкетная, дана в готовом виде

3 оод полная, обобщенная, получаемая самостоятельно

Теория развивающего обучения эльконина-давыдова

Предпосылки:

1 ученик - субъект учебной деятельности (рубинштейн)

2 положение о ведущей роли обучения в психич развитии ребенка (выготский)

3 согласно эльконину, в младшем школьном возрасте а) ведущ деятельность - учебная, б) основное психическое новообразование - абстрактно-теоретическое мышление и произвольное управление поведением
Теоретическое: обобщение - содержательное, внутр связи, принцип - от общего к частному, уд - анализ роли и функции предмета, явления.

Эмпирическое: обобщение - формальное, внешние св-ва, принцип - от частного к общему, умственные действия - сравнение, группировка, классификация.
Цель: формирование у детей мл шк возр основ теорет мышления.

Принципы:

1 научить искать и получать знания самостоятельно

2 предмет усвоения - общие способы действия

3 освоение общего способа происходит в развернут учебной деятельности.

4 ученическая работа - поиск и проба средств решения задачи
Система безотметочного оценивания

Принципы:

Дифференцированная содержательная оценка деятельности

Совместное определение критериев оценки

Самооценка предшествует оценке учителя

Роль:

Создаются условия для формирования внутренних содержательных критериев оценки учебной деятельности

Система является более благоприятной для развития личности младш шкльника, чем традиционная.

Эффекты:

Познавательные процессы: рефлексия, способность к анализу и планированию

Личностное развитие: структура самосознания, уровень саморегуляции произвольной активности.


  1. ^ Бихевиористический подход в обучении.

В процессе обучения учитываются только воздействия (стимулы) на обучаемого и его ответные реакции. Психические процессы, которые вызывают реакции, не учитываются. В рамках данного подхода рассматриваются теории научения путем классического обуславливания (Павлов), научения методом проб и ошибок (Торндайк), оперантного обуславливания (Скиннер).

Классическое обуславливание - сочетание безусловного стимула с нейтральным, в итоге чего нейтральный тоже вызывает реакцию.

Научение - закрепление связей между стимулами и реакциями.

Метод проб и ошибок. Закон эффекта - более вероятно повторение реакций, предшествовавших сосоянию удовлетворению. Закон готовности - научение зависит от готовности обучаемого. Закон упражнения - связи становятся более прочными с повторениями.

Оперантное обуславливание скиннера.

Респондентное поведение - автоматические непроизв реакции.

Оперантное поведение - еакции, исходящие от организма, произвольное поведение.

Научение - рост вероятности повторения подкрепляемой реакции.

Виды подкрепления и наказания:

Плохое поведение, добавление стим - позитивное наказание, удаление стим - негативное наказ

Хорошее повед добав стим - позит подкепл, удал стим - негат подкрепл.

Наказание:

Подавляет, но не устраняет нежел повед

Созд нежел побоч эмоц эффекты

Указывает на то, что не должен делать, а не на то что должен

Оправдывает причинение боли другим

Программированное обучение:

Постепенность информации, незамедл обрат связь, приемлемый темп

Не способ развитию самостоятельноси, получению новых знаний, не использ полож стороны группового обучения.


  1. ^ Когнитивный подход в обучении.

В отличие от бихевиоризма, изучаются психические события. Согласно когнитивным теориям, учащийся перерабатывает информацию, а не просто ее воспринимает. Брунер, Аусюбель.

Изучается познавательная деятельность субъекта. Активный характер научения.

Брунер - научение путем открытий.

"Процесс обучения" 1960

Учение - активный процесс, в котором главная роль принадлежит ученику.

Схема научения:

Воспринимаемый мир -> переработка информации -> формирование понятий -> упрощение, осмысление мира.

Почему путем открытий - открытие - это выявление отношений между объектами и собыиями.

Что нужно для эффективного обучения:

1 стартовый уровень знаний

2 оптимальный уровень мотивации

3 настрой на поиск взаимосвязей

4 многообразие форм обучения.


  1. ^ Характеристика гуманистического подхода в обучении.

Обучение центрировано на учение. Большое внимание уделяется индивидуальности и уникальности.

Основатель человекоцентрированного подхода — Роджерс (свобода учиться), считающий, что основу становления осмысленного, продуктивного учения составляют не методы работы и не содержание образования, а личностные установки преподавателя.

Примеры теорий — педагогика Монтессори и Вальдорфская педагогика Штайнера.

Два типа учения (роджерс?):

Бессмысленное - принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое извне, усвоение значений.

Осмысленное - свободное, самостоятельно инициируемое, личностнововлеченное, оцениваемое учеником, усвоение смысла.

Установки учителя-фасилитатора: конгруэнтность, безусловное принятие, эмпаическое понимание.

Вальдорфская пед.

1919 - открыие школы. Цель - здоровая полноценная личность.

Принципы:

Целостность, детство - самоценный период, феноменологический подход, межличностное общение.

Организация обучения:

Метод погружения

Классный учитель важнее предмета

Безоометочная система.


  1. ^ Психологическая схема труда учителя.

Психология учителя как самостоятельный раздел начала формироваться недавно. Одну из первых попыток изучения качеств личности учителя предпринял Ананьев в 1930-х.

Наиболее общая схема труда учителя разработана в трудах Марковой. При анализе труда учителя она использовала три базовые категории — деятельность, общение, личность. Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя составляют процессуальные характеристики труда. Результатом труда учителя являются изменения в психическом развитии учащихся — обученность, обучаемость, воспитанность и воспитуемость.

Качества учителя Маркова делит на объективные и субъективные. Объективные — профессиональные знания и педагогические умения, субъективные — профессиональные позиции и психологические особенности (познавательной и мотивационной сферы).

Кузьмина в структуру свойств учителя включает три компонента: личностный (направленность), индивидуальный (педагогические способности) и профессионально-педагогический (компетентности учителя).

В модели личности Митиной за основы взяты педагогические способности, выделенные Кузьминой — проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные — высший уровень структурно-иерархической модели личности учителя. Центральный уровень: педагогическое целеполагание, мышление, рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность.

Митина разработала методику оценки работы учителя, позволяющую оценить уровень развития двух групп способностей:

  1. методическая и предметная подготовка;

  2. коммуникативные способности, умение создавать творческую атмосферу на уроке.

Исследование учителей с разным стажем и студентов педвузов показало неоднородное развитие способностей. У студентов-выпускников педвузов уровень способностей ниже предельно допустимого. У молодых учителей (менее 3 лет) низкий уровень коммуникативных способностей, т.к. молодые учителя, придя в школу, имеют теоретические знания, но испытывают трудности в организации деятельности учащихся — в активизации самостоятельной работы и воспитании положительного отношения к обучению, отборе учебного материала по степени сложности.

Учителя со стажем 10-15 лет демонстрируют почти по всем показателям повышенный уровень. Сформировались необходимые умения и навыки, произошло профессиональное становление. Идет поиск новых способов и приемов учебной работы, путей организации активной познавательной деятельности, критериев оценки знаний учащихся.

У учителей с большим стажем (от 20 лет) отмечается спад всех способностей, кроме способности поддерживать дисциплину. Причина в том, что учителя прекращают профессиональное самообразование и самовоспитание.

  1   2   3

Похожие:

Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания iconШпаргалка по психологии и педагогике предмет педагогической психологии
На основе сложившихся научных представлений формируется техника, практика учебнопедагогической деятельности, обоснованные со стороны...
Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания iconВопросы к экзамену ия 2011-12 Педагогическая антропологи: часть 1 общая психология
Предмет психологии, история развития предмета психологии, задачи и принципы психологии. Место психологии в системе наук
Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания icon«Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке»
Объект, предмет и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики...
Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания iconТемы семинарских занятий и задания к ним семинарское занятие №1....
Семинарское занятие №1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке
Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания icon2. 2 Вопросы для подготовки к зачету География туризма
Рекреационная география и география туризма: объект, предмет исследования, место в системе наук. Соотношение туризма и рекреации
Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...
Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания icon1 Предмет и задачи специальной психологии
Специальная психология — наука о    закономерностях и особенностях  развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах,...
Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания iconУчебное пособие "Педагогическая психология" адресовано студентам...
Ивановского государственного университета. Пособие состоит из шести основных разделов, представляющих собой часть лекционного курса...
Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания iconВопрос 1: Культурология в системе наук об обществе
Гуманитарные науки – это науки о человеке, а общественные науки – науки о человеке, обществе и культуре. Заметим, что в определении...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница