Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения


НазваниеЗакономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения
страница1/13
Дата публикации01.05.2013
Размер1.59 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Психология > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  1. Дидактика как наука (предмет, задачи, основные категории, проблемы современной дидактики).

Дидактика - теория обучения и теория образования. Ратке: «Краткий отчёт из дидактики». В 1657 Каменский «Великая дидактика». Дидактика - всеобщее искусство всех учить всему.

Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания (с садика до ВУЗа). Имеет свой категориальный аппарат:

- воспитание,

- обучение,

- образование.

Обучение – управляемый, целенаправленный двусторонний процесс, направленный на развитие ученика различными способами. Результат обучения – образование (объем систематизированных знаний, которыми овладел обучаемый)

^ Главный критерий образованности – систематизированные знания. «То, что осталось, когда все выучено и забыто»

Овладеть можно только собственной деятельностью

Дидактика – педагогическая теория, кот. дает научн. обоснован. организацион. особенности, методы и др

Дидактика – наука об обучении и образовании

Дидактика – наука о теории образования и технологиях обучения.

Дидактика – часть педагогики, изучающая проблемы образования.

Дидактика прогнозирует внедрение новых технологий.

Предмет – выявление и законов и закономерностей соответствующей сферы.

^ Предметы дидактики – закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения (обучение как средство образования; закономерности и принципы обучения, его цели, методы; деятельность преподавания и обучения.)

^ Общая дидактика исследует все факторы, порожд процесс, факторы, в которых протекает процесс, результаты, к которым этот процесс приводит. (с какими целями, чему и как обучать учащихся на всех уроках.)

^ Частная дидактика –изучает закономерности протекания процесса обучения, содержания различных отдельных дисциплин – методика преподавания конкретных дисциплин.

Дидактика – теоретическая и нормативно –прикладная наука.

^ Объект дидактики- реальные процессы обучения

Дидактика включает 7 разделов:

1 Все сведения о содержании всего обучения

2 Рассмотрение различных дидактических систем в рамках педагогики

3 Изучение законов и закономерностей процессов обучения и принципы

4 Методики обучения и средства обучения

5 Форма организации и построения учебного процесса

6 Методы контроля результатов обучения

7 Рассмотрение образовательных технологий и систем (новаторские способы обучения)
Оптимизация- выбор методики, позволяющий получить наилучшие результаты при минимальных затрат времени.

^ Категории дидактики:

- обучение,

- преподавание,

- учение,

- содержание,

- методы обучения.

Цель –то во имя чего осуществляется весь процесс обучения.

Процесс обучения- целенаправленный процесс, в котором взаимодействуют преподаватели и обучаемые.

^ Принцип обучения – основные дидактические категории, система дидактических требований, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.

Система знаний, ценностей – содержание образования

Методы обучения – способы взаимодействия, направленные на достижение цели обучения

^ Формы организации обучения – особенности объединения учащихся, для проведения процесса обучения.

Дидактика связана с

- педагогикой,

- философией (теория познания)

- физиологией (ВНД)

- педагогической психологией (нравственность, механизмы интересов и мотивов)

-частной методикой/ педагогикой.

Дидактика использует знания многих наук: физиологии, кибернетики, психологии.

Надо различать психологию как науку и психологизм. Психология относится к педагогике как теория к практике. Дьюи: психологическая теория. Давыдов: психологию надо учитывать, но она не диктатор.
^ Задачи дидактики- единый подход ко всем учащимся. (описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации; разработка более современных процессов обучения;

организация учебного процесса; новые обучающие системы; новые технологии обучения.)
^ Дидактическая система - это выделенная по определенным критериям целостность образов. Характеризуется единством целей, организационных принципов, содержания, формы и методов обучения.

Существует 3 дидактические системы:

1. Традиционная - Гербарт: целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Процесс обучения должен строиться по определённой схеме, по формальным ступеням. Ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются для обязательного использования. Эта система критиковалась.

2. Педацентрическая - обучение через делание. Дж. Дьюи считал, что процесс обучения необходимо строить исходя из потребностей и интересов ребёнка. Цель - развитие способностей. Процесс обучения предполагает ощущение трудностей в процессе деятельности, формирование проблемы, сути затруднений, выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме, выводы и действия.

^ 3. Современная дидактическая система. Полностью не сложилась. Выделяют сообщающее обучение, проблемное обучение, программное обучение, развивающее обучение, личностно центрирование обучение. Пытается объединить практику и теорию.
^ Проблемы современной дидактики:
В организации сферы образования ведущий и определяющий вопрос «как?»

Если мы будем говорить об образовании, о развитии, об общественной потребности, о государственных заказах, то там главным может быть вопрос «чему?». Дидактика индифферентна по отношению к вопросу «чему?», она должна исследовать, разрабатывать средства «как делать?» — способы, методики, технологии. Дидактика должна снабжать арсенал и в зависимости от общественных потребностей, государственной политики, обращаясь именно к дидактике, мы можем понять, как обучать учеников.

2. Процесс обучения, сущность, движущие силы, закономерности обучения.
Преподавание – деятельность учителей по организации усвоения материала

^ Процесс обучения:

1 двусторонность (учитель, преподаватель)

2 активное взаимодействие (учитель - учащийся)

3 организация учебной деятельности, стимулирование

4 целостность и единство

5 соответствие возрастным критериям
Преподавание- передача учащимся готовых знаний, а также руководство их научно-познавательной деятельностью.

Определяющие условия обучения как деятельности – цели и задачи, а также содержание и мотивы.

Процесс обучения – целенаправленный , двусторонний процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которых происходит образование, воспитание учащегося.

Без педагоческого руковдства нет процесса обучения

Эффективность зависит от способов подачи информации:

-рассеивающий

- дифференцированный,

- индивидуальный
- Хорошо подготовленный урок

- создание проблемной ситуации

- разнообразие методов работы

- групповая работа

^ Функции процесса обучения:

- образовательная выполняется посредством приобретения знаний, умений и навыков.

Знание – сохранение и понимание

Умение – способность (владение способами применения знаний на практике)

Навык- умение, доведенное до автоматизма

- воспитательная – функция процесса обучения, формирование определенного мировозренич, эстетических взглядов. Важен микроклимат она ре­ализуется при становлении необходимых в современной самостоятельной жизни качеств индивида. К основным следует отнести волевые, эстетические, нравственные и другие качества. При этом формируется диалектико-ма-териалистическое мировоззрение, в результате чего скла­дывается всесторонне и гармонично развитая личность.

Результатом/ншивающеи функции считается умствен­ное развитие школьников, становление их познаватель­ных качеств.
Стили общения:

Авторитарный

- демократический

- либеральный

- развивающая функция: «Обучение ведет за собой развитие»

Познавательные качества: природные способности, логика, способность к умозаключению.

- побудительная

- организующая

Этапы процесса обучения:

- постановка педагогом цели учащегося и принятие этой цели учеником

- организованное восприятие новой информации и ее осмысление. «индуктивный» способ

- закрепление воспринятого и первично усвоенной информации – прямое

- проверка

- обобщение изученного

^ Методологический подход к процессу обучения:

1 бехевиаристский: стимул реакции. Процесс обучения – искусство управления стимулами. Умение – совокупность реакций на стимулы. Сознательная деятельность объясняется физиологически

2 прагматисты: нужно расширять личный опыт ученика

Цель: научить ребенка жить: приспосабливаться к среде. Обучение – сугубо индивидуальный процесс. Умолялась роль учителя – лишь консультант. Обучение возможно, если ученик что-то делает.

_____________________________________________________________________________

Процесс обучения имеет ряд внутренних противоре­чий, которые считаются его движущей силой. Парадок­сально, но они обеспечивают его движение и развитие. Таких противоречий много, но мы перечислим лишь не­которые из них.

  1. Противоречие, связанное с выдвигаемыми познава­тельными задачами и существующим уровнем знаний, умений и навыков учеников, а также с их умственным развитием.

  2. Противоречие, связанное с личным опытом школьника до начала процесса обучения и с его переоценкой в период обучения.

3. Противоречие, связанное с необходимой в обуче­нии схемой размышлений и с привычкой ученика к структурному мышлению

4. Противоречие, связанное с наукой и с учебным предметом.

5. Противоречие, связанное с соотношением как чувственного и рационального познания, так и конкретного и абстрактного.

Итак, главной целью учителя должно стать выявление, формирование и применение всех перечисленных противоречий. Это даст возможность активизировать познавательную деятельность школьников.

Существует еще одно структурное деление процесса обучения, согласно которому принято выделять следую­щие элементы:

-целевой; включает в себя требования про­граммы. При этом должен учитываться уровень развития школьников. Более того, нельзя забывать о целях и зада­чах изучения предмета, урока или темы,

- Стимулирующе-мотивационный компонент выступает в роли стимулятора как положительных мотивов учения и интереса, так и потребностей решать поставленные за­дачи. Этот компонент связан с деятельностью учителя. В . процессе обучения он применяет различные методы и средства.

-содержательный; . связан с созданием учеб­ных планов, программ, учебников, а также с конкретным уроком

-операционно-деятельный; является со­вместная работа учителя и ученика в процессе обучения с целью передачи социального опыта старших поколе­ний. На практике он находит свое выражение в виде ме­тодов, средств обучения.

--контрольно-регулировочный; дает возмож­ность установления обратной связи в процессе обучения. Этот компонент также выступает в виде корректирующе­го и регулирующего средства в процессе обучения. Его реализация происходит в совместной деятельности учи­теля и ученика. К примеру, после написания диктанта учитель проверяет ошибки учеников, а те впоследствии работают над ними

- Оценочно-результативный компонент связан с оцен­кой результатов обучения и соответствия их поставлен­ным учебно-воспитательным задачам.

О


дной из функций дидактики как науки являет­ся познание процесса обучения. Результат этого познания — выявление объективно существую­щих законов и закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса.

Закономерностями являются существенные, устойчивые, объективные, повторяющиеся связи между компонентами учебного процесса. Законом же называют строго зафиксиро­ванную закономерность, когда точно выявлены ее характер, форма и пределы ее проявления. Законы и закономерно­сти — главное содержание любой научной теории, науки.

Особенность закономерностей процесса обучения прежде всего состоит в том, что связи компонентов учеб­ного процесса носят преимущественно вероятностно -статистический характер. Часть закономерностей дей­ствует всегда независимо от условий процесса и действий его участников. Но ряд из них оказывает влияние не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, т.е. во множестве случаев.

Обучение может строиться на опыте. Но усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств и построю ение эффективных систем обучения требует теорети­ческого знания о законах, по которым протекает про­цесс обучения.

^ Закономерности бывают внешними и внутренними. Внешние закономерности характеризуют зависимость процесса обучения от общественных условий: политиче­ской, социальной, экономической ситуаций, потребно­стей общества, уровней культуры и образования.

Под внутренними закономерностями процесса обу­чения рассматривают связи между его компонентами: между содержанием, средствами, методами, формами, целями. Проще говоря, эта закономерность рассматри­вает связь между преподаванием, учением и изучаемым материалом.

^ Две основные закономерности обучения состоят в следующем.

1. Обучающая деятельность преподавателя преимуще­ственно носит воспитывающий характер. Воспита­тельное воздействие обучения зависит от ряда условий. Частные проявления указанной закономерно­сти зависят от этих условий.

  1. Существует зависимость между воздействием учителя на ученика и результатами обучения. Эта закономерность говорит о том, что без взаимообусловленной деятельности участников процесса обучение само по себе состояться не может. Иначе можно
    сказать, что высокое качество обучения зависит от интенсивности сознательной учебно-познаватель­ной деятельности учащегося.


Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторе­ния изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал. Закономерности процесса обучения делятся на дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные..

Дидактические, или, как их еще часто называют, содер­жательно-процессуальные, закономерности определяют собственно дидактические характеристики, такие как за­висимость результативности обучения от содержания, средств, целей, методов, форм процесса обучения. Вот ка­ковы эти характеристики.

  1. Если детей обучать путем «делания», то они усвоят материал в 6, а то и 7 раз лучше, чем если бы их обучали путем «слушания».

  2. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.

  3. Результативность усвоения заданного объема умений и знаний обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала.

  4. Результативность усвоения заданного объема умений и знаний обратно пропорциональна объему изучаемого материала.

  5. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства преподавателя.

  6. Закономерность, сформулированная Л.В. Занквым: «Результаты обучения зависят от способатвключения учащихся в учебную деятельность».

  7. Результаты обучения прямо пропорциональнытзначимости для учащихся усваиваемого учебноготматериала.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения iconØ Программированные курсы обучения более активный метод обучения,...
Направленное приобретение опыта: систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный...
Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения icon«криминалистика» для студентов заочной формы обучения (5 лет обучения), 5 курс
Предмет криминалистики и изучаемые этой наукой закономерности. Место криминалистики в системе уголовно-правовых наук
Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения iconОсновные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?»
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект...
Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения iconЗа курс обучения в средней школе ученики должны усвоить значение...
Укажите цели обучения иноязычной лексике в средней школе. Изложите принципы отбора лексического материала. Охарактеризуйте этапы...
Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения iconУчебник реализует систему, на которой строится
Дайте определение термину «средства обучения». Изложите классификацию средств обучения. Охарактеризуйте основные виды средств обучения,...
Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения iconМетодические указания по выполнению домашней контрольной работы №1...
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы с нормативным сроком обучения 5
Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения iconРасписание занятий 5 курса заочной формы обучения
Теория и методика обучения истории и обществознанию (часть 3) – доцент Сорокина И. В. ауд. 142
Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения iconО зачислении на 1 курс очной формы обучения на бюджетной основе
Зачислить с 1 сентября 2012г на 1 курс студентами для обучения по программе бакалавриата по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»...
Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения iconПедагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет....
Фундаментальная наука, изучающая закономерности психического и личностного развития человека в условиях обучения и воспитания
Закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения iconПринципы программированного обучения (по В. Я. Беспалько)
Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница