Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских


НазваниеМетодические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских
страница1/6
Дата публикации02.05.2013
Размер0.74 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Психология > Методические указания
  1   2   3   4   5   6
Описание практических и семинарских занятий

по дисциплине «Психология профессиональной деятельности»
Перечень практических и семинарских занятий (наименования, темы)

Занятие 1. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности. Методы изучения профессиональной деятельности.

Занятие 2. История исследований в области психологии профессиональной

деятельности.

Занятие 3. Сущность и содержание профессионального самоопределения.

Занятие 4. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Способы работы с молодежью по трансляции профессионального опыта.

Занятие 5. Кризисы в профессиональной деятельности. Профессиональные деструкции.

Занятие 6. Трудовой коллектив. Психологические особенности функционирование трудового коллектива.

Занятие 7. Особенности коммуникативных процессов в коллективе.

Занятие 8. Конфликты в профессиональных коллективах и способы их разрешения.
^ Методические указания по выполнению заданий на практических и семинарских занятиях

В связи с тем, что трудовая деятельность — важнейший вид деятельности, предполагается, что любая подготовка студентов в университете будет неполной, если у них не сформированы представления и понятия, умения и отношения личности, обеспечиваемые курсом психологии профессиональной деятельности.

В процессе освоения дисциплины должно быть уделено большое внимание фундаментальным аспектам рассматриваемых в данном курсе вопросов.

Практические занятия имеют целью углубление и закрепление знаний студентов, формирование умений интеллектуально-познавательной деятельности, навыков практической работы.

В современном вузе приняты следующие формы практических занятий: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Коллективная форма занятий проводится с целью выполнения одного задания всей группой вместе, сообща. При фронтальной форме занятий все студенты выполняют одно и то же задание, но индивидуально. Групповая форма требует разделения студентов на несколько групп, каждая из которых выполняет самостоятельное задание. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент работает самостоятельно, выполняя индивидуальное задание.

Семинарские занятия являются продолжением лекционных форм обучения и служат для осмысления и более глубокого теоретического изучения вопросов, а также предоставляют студентам возможность уточнить какие-то понятия, систематизировать знания, научиться анализировать факты, вести дискуссию, свободно оперировать терминологией.

Цель семинара - синтез изученной студентами литературы, соотнесение ее с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поисково-исследовательских способностей студентов.

Семинар является гибкой формой обучения, характеризующейся активной познавательной позицией студентов, интенсивностью их самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Семинарским и практическим занятиям присущи следующие основные функции:

  • углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предыдущих этапах учебы;

  • развитие умений и способностей самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской работы;

  • формирование аналитического мышления, развитие рефлексии;

  • привитие умений вести дискуссию, пропагандировать, отстаивать свою точку зрения; развитие устной речи;

  • контроль за степенью и характером усвоения учебного материала.

Подготовка к семинарским занятиям является одной из составляющих самостоятельной работы студентов, она включает поиск информации (в библиотеке, через поисковую систему Интернет и пр.), а также её глубокое осмысление, чему способствует конспектирование первоисточников, составление плана их параграфов или фрагментов, ведение терминологического словаря. Данные виды учебной деятельности осуществляются студентами самостоятельно, т.е. без непосредственного руководства со стороны преподавателя, хотя и направляется им (через проблематику семинаров и вопросы к промежуточному и конечному формам контроля).

Цели и задачи семинарских и практических работ сводятся к углублению и закреплению знаний и формированию умений интеллектуально-познавательной деятельности, навыков практической работы. Деятельность по подготовке к семинарским занятиям включает самостоятельный поиск информации, её глубокое осмысление. Этому способствует конспектирование первоисточников, составление плана их параграфов или фрагментов, ведение терминологического словаря.

Практические занятия построены на основе теоретических знаний, полученных на лекциях, в процессе самостоятельного изучения материала, а также знаний полученных при изучении других дисциплин. Формы практических занятий различны, они могут быть составлены в виде задач, заполнения таблиц, выполнение диагностических тестов по изучаемой проблематики, деловых игр.

Работа может проходить как в индивидуальной так и в групповой форме. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент работает самостоятельно, выполняя индивидуальное задание. Групповая форма требует разделения студентов на несколько групп, каждая из которых выполняет самостоятельное задание.

Выполнение практических заданий по диагностике, составлению классификационных схем, работы с терминологическим словарем, участие в деловых играх создает для студентов условия для формирования как общекультурных компетенций, так и профессиональных компетенций, которые касаются приемов и методов работы с персоналом, методов оценки качества и результативности труда персонала.
Занятие 1.

Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности. Методы изучения профессиональной деятельности.
^ Цель: Сформировать у студентов теоретические представления об особенностях психологии профессиональной деятельности как раздела психологической науки; развитие представлений о предмете дисциплины и ее задачах и методах.

Задачи:

  • введение в предмет и проблематику психологии профессиональной деятельности;

  • обоснование практической значимости дисциплины;

  • экстраполяция теоретических аспектов дисциплины на практические сферы жизни и деятельности профессионала;

  • владению навыками ориентирования в быстроменяющихся условиях социальной и профессиональной жизни.


Вопросы к семинару

  1. Охарактеризовать цели и задачи курса психологии профессиональной деятельности.

  2. Дать характеристики методам, используемым в изучении психологии профессиональной деятельности.

  3. Выделить основные достоинства и недостатки метода профессиографирования.

  4. Определение новых терминов записать в словарь (эргономика; валидность, надежность и трудоемкость метода; обсервационные методы; наблюдение; хронометраж; экспертная оценка; анализ продуктов деятельности; анализ ошибок; независимые характеристики; профессиография )

  5. Практическое задание: составить профессиограмму своей профессии.

Занятие 2.

История исследований в области психологии профессиональной деятельности.
Цель: Сформировать у студентов теоретические представления об особенностях истории становления психологии профессиональной деятельности и исследованиях в этой области.

Задачи:

  • рассмотреть этапы становления дисциплины в историческом контексте;

  • приобретение навыков анализа и оценки научного исторического процесса;

  • теоретическое освоение студентами современных представлений о психологии профессиональной деятельности;

  • овладение навыками саморазвития, стремление к повышению квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях


Вопросы к семинару

    1. Выделить этапы становления научных знаний о труде и трудовой деятельности в зарубежной науке.

    2. Особенности истории развития психологии труда в России.

    3. Направления исследований в современной психологии профессиональной деятельности.

    4. Практическое задание по теме «Современные исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека в изучаемой профессии»

    5. Определение новых терминов записать в словарь (биомеханические особенности рабочих движений человека; организация движений в пространстве и во времени; принцип чередования нагрузок и перерывов в работе; утомление; прогнозирование профессиональной пригодности»; система «человек-машина»).



Занятие 3.

Сущность и содержание профессионального самоопределения.
Цель: Сформировать у студентов теоретические представления и практические навыки определения проблемы профессионального и личностного самоопроеделения.

^ Задачи:

  • разобрать теоретические конструкты проблемы личностного и профессионального самоопределения;

  • овладение навыками анализа собственного процесса личностного и профессионального самоопределения;

  • сформировать стремление к саморазвитию, повышению собственной квалификации и мастерства;

  • овладение навыками критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.


Вопросы к семинару

1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека.

2. Как соотносятся между собой цели и задачи профессионального самоопределения.

3.Определение новых терминов записать в словарь (личностное и профессиональное самоопределение; парадокс самоопределения; субъект самоопределения; элитарность; псевдоэлитарность; адаптация; карьера).

4. Практическое задание: проанализировать собственные цели и задачи в построении профессиональной карьеры; провести определение собственных профессиональных интересов с помощью диагностической методики «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши

5. Подготовка к контрольным заданиям по тематике прошлых занятий.

Занятие 4.

Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Способы работы с молодежью по трансляции профессионального опыта.
Цель: Сформировать у студентов теоретические представления об особенностях профессионального становления на разных этапах развития личности. Создать условия для приобретения практических навыков работы с подрастающим поколением по проведению занятий по профессии.



Задачи:

  • выделить особенности каждого из этапов профессионального становления личности;

  • рассмотреть методы и способы организации занятий со школьниками и учащимися колледжей по способам передачи им профессиональных знаний;

  • овладение навыками проводить занятия по архитектуре в общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, а также участвовать в популяризации архитектуры и архитектурного образования в обществе;

  • формирование стремления к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях


Вопросы к семинару

1. Перечислите основные этапы профессионального самоопределения личности и назовите особенности протекания процессов профессионального самоопределения на каждом из этапов.

2. Дайте определение понятиям: компетентность, профессионализм, псевдопрофессионализм, профессиональный опыт.

3. Каковы способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.

4. Проанализировать стадии и способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности (таблица №1 «Профессиональное самоопределение на разных стадиях становление личности»).
Профессиональное самоопределение на разных стадиях становление личности

Таблица 1

Возраст

Стадии профессионального становления

Способы профессионального самоопределения

Дошкольное детство

(до 7 лет)







Младший школьный возраст (до 11 лет)







Подростковый возраст (до 15 лет)







Ранняя юность

(до 18 лет)







Юность (до 23 лет)







Молодость (до 27 лет)







Зрелость (до 33 лет)







Зрелость (до 60 лет)







Пожилой возраст

(до 75 лет)








5.Подготовить занятие с учащимися школы (колледжа) по азам вашей специальности (профессионального направления) с целью повышению уровня их заинтересованности предметом.

Занятие 5.

Кризисы в профессиональной деятельности. Профессиональные деструкции.
^ Цель: Сформировать у студентов теоретические представления о кризисах в профессиональной деятельности и о профессиональных деструкциях.

Задачи:

  • выделить особенности и типы профессиональных кризисов;

  • рассмотреть причины и уровни профессиональных деструкций;

  • овладение навыками стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях;

  • формировать умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.


Вопросы к семинару

  1. Перечислить типологии кризисов профессионального развития;

  2. Охарактеризовать факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития;

  3. Объяснить понятие «профессиональные деструкции» и «профессиональные деформации» Дать характеристику уровням профессиональных деформаций.

  4. Выделить профессиональные деформации, характерные для профессионалов в вашей профессиональной сфере (архитектуры и дизайна)/ (самолетостроения).

  5. Определение новых терминов записать в словарь (внутриличностный конфликт, кризис профессиональный; нормативный кризис; кризис нереализованности; кризис бесперспективности; эмоциональное выгорание; трудоголизм; критическое событие; профессиональные деструкции).

  6. Практическое задание: провести определение собственного уровня удовлетворенности профессиональной (учебной ) деятельностью с помощью диагностической методики «Интегральная удовлетворенность трудовой деятельностью».

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Методические указания предназначены для проведения практических занятий и выполнения домашних заданий по дисциплине «Экономико-математические...
Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских iconМетодические указания по выполнению практических (семинарских) занятий 155
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан к э н., старшим преподавателем Джондельбаевой А. С
Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских iconМетодические указания по выполнению практических (семинарских) занятий 117
Учебно-методический комплекс дисциплины обучающегося разработан к э н., доцентом Омаровой А. К
Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских iconВыбирается студентом самостоятельно по согласованию с преподавателем
Организационно-методические указания к выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов)
Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских iconМетодические указания к выполнению задания «Проекционное черчение»
Методические указания предназначены для студентов первого курса, начинающих изучать инженерную графику. Содержат рекомендации по...
Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских iconМетодические указания к выполнению индивидуальных заданий по курсу
Для составления математических моделей задачи используется линейное программирование. Варианты заданий представляют собой описания...
Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских iconМетодические указания по выполнению практических занятий для студентов...
Теория электрических цепей: Методические указания по выполнению практических занятий / В. Р. Комельков. Екатеринбург: Уртиси гоу...
Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 33 Общие указания 33
Производственные технологии : программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-25 01 07 – Экономика...
Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских icon10. дисбаланс меридианной системы 61
Руководство предназначено для практических занятий по прикладной кинезиологии
Методические указания по выполнению заданий на практи ческих и семинарских iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы
Безопасность жизнедеятельности: Методические указания к выполнению лабораторной работы «Исследование естественного освещения в рабочих...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница