Приложение 1
Содержание учебных программ
ПРОГРАММА I
«Организация реабилитационного обучения»
Программа повышения квалификации педагогов и специалистов образовательных учреждений по вопросам организации реабилитационного обучения и сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Программа рассчитана на 72 часа.
№ п/п
| Тема
| Общие вопросы
| 1.
| Международная и российская политика в области образования детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
| 2.
| Нормативно-правовая база общего и специального образования; предоставления медико-социальных и образовательных услуг.
| Основы коррекционной педагогики
| 1.
| История развития специального образования.
| 2.
| Предмет, цели, задачи и категории коррекционной педагогики.
| 3.
| Психофизические особенности детей с нарушениями развития:
Причины возникновения отклонений в развитии детей.
Нарушения интеллекта.
Задержка психического развития.
Нарушения слуха.
Нарушения речи.
Нарушения зрения.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Сложные нарушения развития.
| 4.
| Психопатология:
Умственная отсталость.
Аутизм.
Эпилепсия.
Шизофрения.
| 5.
| Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов.
| 6.
| Формы, приемы и методы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
| Организация индивидуального сопровождения ребенка в ОУ
| 1.
| Теоретическое обоснование идеи сопровождения.
| 2.
| Особенности сопровождения.
| 3.
| Модель сопровождения как система.
| 4.
| Модель сопровождения как метод сетевого взаимодействия
| 5.
| Этапы индивидуального сопровождения ребенка.
| Тренинг коммуникативного взаимодействия в профессиональной группе.
|
^
«Организация работы службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в образовательном учреждении»
Программа повышения квалификации специалистов служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в общеобразовательном учреждении: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, учителей, воспитателей, медицинских работников, руководителей ОУ. Программа рассчитана на 72 часа.
№ п/п
| Тема
| ^
| 1.
| Государственная политика в области образования.
| 2.
| История развития специального образования. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Психолого-медико-педагогическая комиссия.
| 3.
| Интегрированное обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.
| 4.
| Нормативно-правовая база общего и специального образования.
| Психофизические особенности детей, нуждающихся в ППМС сопровождении и основные направления коррекционной работы с ними.
| 1.
| Основы коррекционной педагогики:
Предмет, цели, задачи и категории специальной педагогики.
Нарушения интеллекта.
Задержка психического развития.
Нарушения слуха.
Нарушения речи.
Нарушения зрения.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Сложные нарушения развития.
| 2.
| Основы возрастно-педагогической психологии. Основы психологического консультирования.
Психологические особенности детей раннего, дошкольного, школьного возраста.
Дети с особенностями эмоционально-волевой сферы:
- гиперактивность
- тревожность
- страхи
Вопросы формирования личностных особенностей детей школьного возраста:
- акцентуации характера,
- нарушенное личностное развитие,
- девиантное поведение.
Работа с детьми в кризисной ситуации.
| 3.
| Психопатология:
Нарушения нервно-психического развития детей и подростков.
Аутизм и аутистичные черты личности.
Эпилепсия.
| Организация работы службы ППМС сопровождения в ОУ
| 1.
| Цели, задачи, основные направления ППМС сопровождения детей.
| 2.
| Взаимодействие участников ППМС сопровождения.
| 3.
| Консилиум ОУ.
| 4.
| Документация службы ППМС сопровождения ОУ.
| Организация индивидуального сопровождения ребенка в ОУ
| 1.
| Теоретическое обоснование идеи сопровождения.
| 2.
| Особенности сопровождения.
| 3.
| Модель сопровождения как система.
| 4.
| Модель сопровождения как метод сетевого взаимодействия
| 5.
| Этапы индивидуального сопровождения ребенка.
| ^
| 1
| Задачи руководителя ОУ.
| 2
| Деятельность психолога в ППМС службе.
| 3
| Деятельность логопеда, дефектолога в ППМС службе.
| 4
| Деятельность медицинского работника в ППМС службе.
| 5
| Деятельность социального педагога в ППМС службе.
| 6.
| Деятельность учителя, воспитателя в ППМС службе.
| Тренинг коммуникативного взаимодействия в профессиональной группе
| ^ «Психологическое консультирование и супервизия» Программа повышения квалификации специалистов образовательных учреждений: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов. Программа рассчитана на 72 часа.
№ п/п
| Тема
| ^
| 1.
| Общие вопросы психолого-педагогической диагностики: история, социально- этические требования, характеристика методов, классификация, план проведения, составление заключения.
| 2.
| Специфика психолого-педагогической диагностики в образовательном учреждении: основные задачи, принципы, этапы.
| 3.
| Особенности психолого-педагогического обследования детей с различными нарушениями развития. Логопедическое обследование.
| 4.
| Особенности психолого-педагогической диагностики детей разного возраста в ОУ:
Психолого-педагогическая диагностика познавательной сферы детей раннего, дошкольного, школьного возраста.
Особенности психодиагностического обследования младших школьников: обзор методов, диагностика эмоционально- волевой и личностной сферы, диагностика семейного воспитания
Особенности психодиагностического обследования подростков: обзор методов, диагностика акцентуированных подростков, составление заключения.
| ^
| 1.
| Современные стратегии психологического консультирования в образовании. Организация процесса консультирования. Консультативный контакт. Роль и место консультанта в консультировании.
| ^
| 1.
| Этапы решения консультативных задач. Методы консультирования.
| Возрастное консультирование
| 1.
| Цели и задачи возрастно-психологического консультирования.
| 2.
| Консультирование по вопросам детей раннего возраста, детей дошкольной и младшей школьной возрастной группы.
| 3.
| Консультирование подростков и их родителей.
| ^
| 1.
| Методы консультирования детей раннего возраста, детей дошкольной и младшей школьной возрастной группы
| 2.
| Консультирование подростков и их родителей (методы КПП, СГК, АRТ).
| 3.
| Консультирование акцентуированных подростков с использованием методов позитивной терапии.
| 4.
| Использование проективных методов консультирования детей и подростков
| ^
| 1.
| Особенности консультирования кризисных состояний.
| 2.
| Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями.
| 3.
| Консультирование родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.
| 4.
| Метод коучинга: развитие профессиональных умений и навыков у специалистов при организации специальной помощи детям.
| ^
| 1.
| Этические и правовые основы в деятельности специалистов помогающих профессий.
| 2.
| Вопросы психологической защиты консультанта.
| 3.
| Групповая и индивидуальная супервизия для специалистов.
| ^
Учебный план «Актуальные проблемы и специфика работы специалистов ПМПК
Цель: сформировать у специалистов умение решать практические задачи по дифференциальной диагностике интеллектуальных нарушений, а также этих отклонений в сочетании с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, используя теоретические знания курса.
Категория слушателей: специалисты психолого-медико-педагогических комиссий (детские психиатры, психологи, логопеды, дефектологи).
Всего часов: 80 часов
№ п/п
| Наименование разделов и дисциплин
| Всего
часов
| 1 с
| 2 с
| в том числе
| Форма
контроля
| Лекции
| Пр.зан.
| 1
| Общие вопросы по организации и проведению курсов
| 1
|
|
|
| 1
|
| 2
| Нормативно – правовые основы образовательной деятельности
| 7
|
|
| 3
| 4
|
| 3
| Общие вопросы организации работы ПМПК
| 8
|
|
|
| 8
|
| 4
| Психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
| 18
|
|
|
| 18
|
| 5
| Основы комплексной диагностики детей в условиях ПМПК
| 18
|
|
| 4
| 14
|
| 6
| Специфика работы в ПМПК специалистов различного профиля
| 22
|
|
|
| 22
|
| 7
| Тренинг
| 4
|
|
|
| 4
|
|
| Всего
| 80
|
|
|
|
|
|
| Зачет
| 3
|
|
|
| 3
|
| |