5. Контрольные вопросы для подготовки к зачету / экзамену
Психология как наука: объект, предмет, основные направления. Основные методы психологических исследований.
Основные этапы развития научной психологии
Понятие и функции психики. Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная, перцептивная, интеллектуальная.
Сознание как высший уровень отражения и саморегуляции. Структура и состояния сознания.
Понятие и виды ощущений. Понятие анализатора. Свойства ощущений. Пороги ощущений. Явление сенсорной депривации.
Восприятие, его виды и свойства. Теория когнитивного диссонанса.
Понятие и механизмы социальной перцепции.
Понятие и свойства внимания. Виды внимания. Механизмы внимания: доминанта и ориентировочный рефлекс.
Процессы памяти. Виды памяти по источникам информации. Виды памяти по сроку хранения информации. Закономерности запоминания.
Представление как высший психический процесс. Свойства представлений.
Репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Функции воображения. Формы и виды воображения. Феномен идеомоторного акта.
Понятие и виды мышления. Формы и операции мышления.
Понятие и виды интеллекта.
Эмоции: понятие, виды, функции. Теории эмоций.
Эмоциональная сфера личности. Виды эмоциональных состояний: аффекты, настроения, чувства. Классификация чувств.
Потребность как побудительная основа деятельности. Виды потребностей. Иерархическая организация мотивационной сферы личности.
Психические состояния и их классификация.
Стресс и депрессия как отрицательные психические состояния.
Личность как многоуровневая система психологических характеристик. Психические свойства личности.
Способности и задатки. Виды способностей. Интеллект как общая способность и факторы его развития. Виды интеллекта: абстрактно-логический, социальный, практический.
Направленность (мотивация) личности. Виды направленности. Просоциальная, асоциальная и антисоциальная личность.
Темперамент, его понятие и свойства. Теории темперамента. Типы темперамента, их признаки. Интроверсия и экстраверсия.
Понятие характера. Черты характера и их классификация. Акцентуации характера.
Воля, ее функции. Структура волевого акта. Волевые качества личности.
Структура и развитие личности в психодинамической теории.
Основные идеи гуманистической психологии.
Понятие общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения.
Принципы и нормы вербальной коммуникации.
Средства и значение невербальной коммуникации.
Манипуляции в процессе общения.
Объект, предмет и функции педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Методы педагогических исследований.
Основные категории педагогики: образование, социализация, воспитание, обучение, педагогический процесс, педагогическая технология.
Этапы и закономерности развития личности. Сущность социализации и ее стадии. Факторы развития личности: наследственность, среда, самовоспитание.
Воспитание как педагогическая категория. Цели и задачи гуманистического воспитания. Принципы и методы воспитания. Стили воспитания. Роль самовоспитания в формировании личности.
Закономерности и принципы обучения. Функции обучения. Формы, методы и средства обучения.
|