Вопросы к экзамену ИЯ 2011-12
Педагогическая антропологи: часть 1 - общая психология
Предмет психологии, история развития предмета психологии, задачи и принципы психологии. Место психологии в системе наук.
Этапы развития психологии
Структура современной психологии. Отрасли психологии.
Житейская и научная психология. Их соотношение.
Основные задачи и принципы психологии.
Парадигма. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы.
Понятие о психике и сознании. Психологическая структура сознания.
Понятие психики и психического отражения
Отличие сознания человека от психики животных
Сознание и самосознание, его структура
Основные научные направления современной психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология.
Основные школы отечественной психологии
Методы психологии. Их классификация.
Терапевтические методы психологии. Анималотерапия.
Ощущения. Понятие, виды, функции, свойства, физиологическая основа. Классификация ощущений.
Восприятие. Понятие, виды, феномены, физиологическая основа, особенности восприятия.
Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания. Отвлекаемость внимания
Память. Теории памяти. Виды памяти, их характеристика. Характеристика процессов памяти.
Мышление и его особенности. Виды мышления. Мышление: операции и способы. Понятия и представления.
Мышление и речь. Их связь. Функции речи, ее психологическая характеристика. Физиологические основы речи.
Письменная речь, ее особенности и отличие от устной.
Теория речевой деятельности Л.С.Выготского. Вклад отечественных психологов в развитие теории речевой деятельности.
Воображение, его виды, особенности.
Понятие эмоций. Сущность эмоций и чувств. Функции эмоций и чувств. Эмоциональные процессы и состояния.
Психологическая характеристика воли. Психическая структура волевого акта.
Понятие о темпераменте. Учения о типах темперамента (Гиппократ, Э.Кречмер, И.П.Павлов). Свойства нервной системы и свойства темперамента.
Типы темперамента, их психологическая характеристика.
Характер. Учение о характере. Черты характера.
Акцентуации характера, их психологическая характеристика.
Способности человека: виды, их характеристика. Способности и задатки. Талант. Гениальность.
Психологическая характеристика базовых понятий психологии личности: индивид, личность, индивидуальность. Подходы к изучению личности. Структура личности.
Понятие личности в отечественной психологии
Нравственные качества личности.
Потребностно-мотивационная сфера. Понятие потребности и мотива. Виды потребностей и мотивов, их классификация.
Понятие деятельности. Структура деятельности. Виды деятельности. Деятельность, действия, операции. Цели и результат деятельности.
Педагогическая деятельность, ее характеристика. Компоненты, структура.
Педагогическая профессиональная направленность, компетентность, деформации, выгорание.
Профессиональная готовность и пригодность. Ролевая позиция педагога, стиль педагогической деятельности.
Психологическая деятельность, виды, сферы, функции, принципы.
Общение: определение, компоненты и средства. Характеристика средств общения. Виды общения, их характеристика.
Типы субъектов общения
Вербальная и невербальная коммуникация.
Коммуникативная сторона общения, ее характеристика.
Понятие коммуникации, виды коммуникаций, характеристики коммуникатора и рецепиента
Интерактивная сторона общения, ее характеристика.
Перцептивная сторона общения. Механизмы восприятия людьми друг друга.
Эффекты восприятия людьми друг друга: эффект первичности, эффект ореола, эффект новизны, эффект стереотипизации. Каузальная атрибуция и аттракция.
Барьеры общения. Виды межличностных конфликтов. Понятие конфликта, его стадии.
Типология билингвизма. Характеристика типов билингвизма (самостоятельная подготовка)
Мозговая организация речи при билингвизме. Стадии усвоения языка. степень владения языком. Факторы усвоения языка (самостоятельная подготовка)
Схема ответа на экзамене
Определение понятия, указанного вопросе. Раскрытие сущности и содержания. Назвать и раскрыть содержание видов, свойств и функций указанного явления или процесса. Назвать теорию и имя автора, занимающегося данной проблемой. Провести интегративный анализ указанного явления, проследить его взаимосвязь с другими областями научного знания – лингвистикой, педагогикой, социологией, языкознанием, методикой преподавания, философией и т.д.
Ответ должен быть представлен в письменной и устной форме. За преподавателем остается право задавать дополнительные вопросы по материалу курса.
Речь отвечающего должна быть содержательной, четко формулирующей смысл высказывания.
В процессе подготовки студент должен использовать учебник, и возможности различных носителей информации, если считает учебник недостаточным.
Организационные моменты
Обязательно посещение консультации перед экзаменом.
Первые 5 человек готовятся 30 минут, остальные в рабочем текущем режиме.
Отметка объявляется сразу после ответа. Выставляется в зачетку и ведомость. Ведомости в этот же день сдаются в деканат.
Преподаватель выслушивает ответ и оценивает его уровень, но не комментирует и не разъясняет то, что не было сказано студентом в рамках требуемого. Экзамен – это итоговая форма контроля и оценивания знаний.
Преподаватель учитывает работу студента на практических занятиях, а так же его посещаемость.
Ответ без подготовки дает возможность повышения оценки на балл
Списывание с различных носителей дает возможность понижения оценки на балл
|