С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании


НазваниеС. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании
страница1/13
Дата публикации10.05.2013
Размер1.04 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

С. В. Березин, К. С. Лисецкий.

Психология ранней наркомании.


Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

Самарский Государственный Университет.

Самарский центр практической психологии.

Москва-Самара, 2000

Оглавление


Развитие опиомании. 12

Проявления абстиненции. 13

Клиническая картина отравления. 14

Симптомы абстиненции. 15

Клиническая картина. 16

Симптомы абстиненции. 17

Клиническая картина. 17

Явления абстиненции. 18

Клиническая картина. 18

Влияние на восприятие. 19

Марихуана как вступление в наркоманию. 19

Клиническая картина отравления. 20

Симптомы абстинентного кризиса. 20

Сет и сеттинг. 20

Влияние на восприятие. 21

Раздвоение личности. 21

Физиологические нарушения. 21

Симптомы абстиненции. 22

Причины и признаки. 23

Экономическое/социальное неблагополучие. 31

Неблагоприятное окружение и общественная необустроенность. 32

Частые перемены места жительства. 32

Противоречия и несогласованность в законодательстве. 32

Доступность алкоголя и наркотиков. 33

Семейная предрасположенность. 33

Неумелость и непоследовательность в воспитании. 34

Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности. 34

Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе. 34

Протест и риск в подростковом возрасте. 35

Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками. 35

Положительное отношение к алкоголю и наркотикам. 36

Реклама. 36
^

От авторов.


Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие наркотических веществ. Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия. Наркотики в молодежной среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как осведомленность учителей и родителей по данному вопросу оставляет желать лучшего.

Предлагаемое пособие предназначено восполнить этот пробел. Авторы уделили наибольшее внимание психолого–педагогическим аспектам профилактики подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма.

Без глубокого понимания данной проблемы взрослые оказываются совершенно бессильными в отношении наркомании.

В содержании и методических рекомендациях данного пособия нашли отражение результаты специальных исследований, которые сотрудники кафедр педагогики и психологии Самарского госуниверситета проводили последние шесть лет.

Желание авторов сэкономить время и энергию своих читателей (учителей и родителей) пробудило в них стремление максимально избегать напоминаний общеизвестных истин и рекомендаций типа: "хорошие отношения между учителями и учащимися могут положительно сказаться на профилактике подростковой наркомании" или чего-нибудь типа "наркомания вредит здоровью" и т. д. и т. п.

По нашему мнению, наиболее интересными и перспективными являются результаты изучения психологических качеств и особенностей подростков, проживающих в социальной среде максимально "концентрированной" факторами наркориска, при этом сохраняющих стойкое отрицательное отношение к наркомании и алкоголизму.

Такой подход "от противного" нам позволил получить существенно новую информацию о формах и методах индивидуальной профилактики подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма, а так же о роли и возможностях учителей в решении данной проблемы.

В ходе диагностических исследований мы много работали с наркоманами, находящимися в различных стадиях психофизиологической зависимости. Условно подразделяя их на "любителей" и "профессионалов". "Любители" не считают себя наркоманами, однако прекратить прием наркотиков многие из них уже не могут. "Профессионалы", как правило, тоже не считают себя наркоманами, но более откровенно мечтают освободиться от своей тяжелой привычки и уже знают, как это несказанно трудно сделать.

К сожалению, медицинская статистика красноречиво говорит о минимальной излечиваемости наркомании и не оставляет больным почти никаких шансов на спасение. Однако, встречаются специалисты, которые добиваются значительных результатов в работе с наркоманами, но при условии, что во главу угла наравне с медициной ставится ПСИХОЛОГИЯ. Оказывается, что психологическая зависимость от наркотиков значительно сильнее физической, к тому же она имеет печать индивидуальных особенностей больного.

Авторы этих строк долго сотрудничали с Благотворительным Фондом "Второе рождение", который был создан для оказания помощи людям, попавшим в зависимость от наркотических веществ. Все знают, что физическую "ломку" можно перенести значительно легче, чем психологическую "тягу", "застрявшую в голове".

Опыт показывает, что освобождение от психологической зависимости связано с очень большими трудностями. В этом вопросе чудес и случайностей никогда не бывает. Деньги, связи, врачи бессильны, если внутренний мир личности расколот на части, когда в одном человеке одновременно живут и палач, и жертва.

В лучшем случае психологическая зависимость может утихнуть на некоторое время, как правило, до очередной стрессовой ситуации, после чего она загоняет человека и его близких в состояние отчаяния и безнадежности.

Психологическая зависимость построена по принципу петли–удавки. Смертоносное натяжение замаскировано в убеждениях типа "Я в любой момент брошу...", "Ничего не стоит это прекратить..." и т. п.

Когда удавка затянута – родителям остается только ожидание смерти своих детей.

Мудрецы говорят, что человек рождается дважды: один раз, как живое существо; второй раз – как личность.

^ Если Вы верите в свое второе рождение – выбирайте.

При сотрудничестве с МАБНН созданы авторские программы психологической реабилитации и профилактики наркозависимых, основанные на последних достижениях отечественной и зарубежной науки.

В содержание данного пособия мы включили краткий исторический обзор проблемы наркомании, описание механизма работы головного мозга человека после воздействия наркотических веществ, классификацию наркотиков и особенности протекания абстинентного кризиса каждого из них, перечислили и проанализировали основные факторы риска и обозначили психолого-педагогические пути профилактики и реабилитации подростковой и юношеской наркомании.

Это пособие написано на основе конкретных практических исследований. В ближайшее время будет издана еще одна "Книга для родителей", затем выйдет пособие "Поддерживающая социотерапия" для социальных педагогов и воспитателей. В завершение серии будет выпущена "Рабочая книга психолога по профилактике и реабилитации подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма".

Авторы данного пособия считают своим долгом выразить глубокую признательность за сотрудничество и критические замечания члену–корреспонденту РАО профессору Петровскому В.А., профессору Магомедову Н.М.,; президенту МАБНН Бурлаке В.И., генеральному директору МАБНН Гостеву В.Э., вице-президенту МАБНН Целуйко С.А., исполнительному директору НИИ по профилактике, лечению и реабилитации наркозависимых, психологу Киневской Л.А., психотерапевту Березовскому А.Э., психологам: Кучеренко В.В., Локтеву О.В., Самыкиной Н.Ю., Стуколову В.П., Низкову Д.А., Токаревой О.В., а также директору Центра Практической Психологии Санниковой Т.А.; особую благодарность авторы выражают сотрудникам кафедр педагогики и психологии Пилипец И.С. и Павловой Е.А.

"Неужели в мире есть что-нибудь важнее состояния Вашего тела?.."

(слова наркомана).

Конец света настанет быстрее, если родители начнут желать смерти своим детям...

Эпизод, с которого мы начнем изучение проблемы подростковой наркомании, позволит читателям серьезно задуматься о том, что же мы взрослые на самом деле можем. Предлагаем рассказ самарской учительницы, которую родители одной ее десятиклассницы попросили поговорить с дочерью о вреде наркотиков.

"Я вошла в ее комнату. Девушка лежала на кровати укрытая пуховым одеялом и в буквальном смысле скрежетала зубами... "Когда–то у нас были доверительные отношения", – подумала я и решила говорить с ней начистоту без экивоков. Моя ученица сказала мне, что ей приятно меня видеть, и что она сожалеет о том, что мы вынуждены общаться в такой обстановке. Она была бледной, зрачки ее были маленькие, как иголочки. Я начала говорить, как мне показалось, серьезные вещи, но она остановила меня рукой и, слабо улыбнувшись, сказала: "В этом вопросе Вы – младенец, а я – профессор. О чем мы можем спорить? Извините меня, не обижайтесь, сейчас я Вам кое–что покажу, а Вы постарайтесь понять..."

Со словами – "у меня совсем плохие вены" – она запустила руку под кресло у кровати, на котором сидела я, и достала пластмассовый шприц уже чем–то заправленный. Шприц был прилеплен жвачкой к днищу кресла и потому никому не виден. "Это принесла моя лучшая подруга. Я даже в шутку Вам не предлагаю..."

В легком оцепенении я смотрела, как моя ученица обращалась со всем этим, как еще раз повторила про плохие вены на руках, глубоко вздохнула, открыла рот, и ... воткнула иголку себе под язык...

Сначала вздрогнула, затем, прикрыв веки, блаженно улыбнулась. Легкая, расслабляющая волна потекла по ее телу. Несколько секунд тишины, после чего открыла глаза и спросила меня: "Разве Вам никогда не хотелось, хоть ненадолго, сделать жизнь более легкой и не такой мучительной... Неужели в мире есть что-нибудь важнее, чем состояние Вашего тела".

Я поняла главное: если не признаю своего полного невежества в данном вопросе, говорить будет вообще не о чем, и тогда я точно уже никогда не смогу помочь ей и никому из них...
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании iconК. С. Лисецкий психология ранней наркомании
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Самарского госуниверситета О. В. Лаврова
С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании iconК. С. Лисецкий психология ранней наркомании
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Самарского госуниверситета О. В. Лаврова
С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании iconМеждународная педагогическая академия С. В. Березин, К. С. Лисецкий,...
Березин С. В., Лисецкий К. С., Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. – М.: Мпа, 2001
С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании iconКонституция Партии Против Курения, Наркомании и Алкоголизма
Мы, противники столь развратного образа жизни, объединяемся и создаём ппкна – Партию Против Курения, Наркомании и Алкоголизма, а...
С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании iconНачиная с 60-х годов нынешнего века во многих промышленно развитых...
В последние годы все чаще в клинической практике приходится встречаться со случаями неоднотипной чистой наркомании и со смешанными...
С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании iconКлиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная...
Образование: бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940
С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании iconСеминар №1 предмет, задачи и методы педагогической психологии
...
С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании icon1 неделя психология 4 курс
Специализации: «социальная психология» «психол. Консультирование» «психология управления»
С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании icon1. Психология управления: ее объект и предмет Психология управления...
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология....
С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Психология ранней наркомании iconЛекции по общей психологии Александр Романович Лурия
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница