Скачать 343.28 Kb.
|
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» УДК 316.6:159.9(043)Андреева Ирина Николаевна ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ19.00.05 – социальная психология Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Минск - 2002Работа выполнена в Белорусском государственном педагогическом универстете имени Максима Танка. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. ^ Актуальность темы диссертации. Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности (Т.П. Гаврилова (1997); Ф. Дольто (1997); А.И. Захаров (1995); Д.И. Фельдштейн (1995). Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность. Анализ причин тревожных расстройств у подростков и взрослых позволяет связать определённые эмоциональные и личностные отклонения с взаимоотношениями, с положением человека в контактной группе и более широкой социальной среде (Н.П. Аникеева (1989); Л.И. Белозерова (1983); А.А. Бодалев (1986); В.В. Евсеенко (1998); О.А. Идобаева (1998); В.Р. Кисловская (1975); Е.О. Ковальчик (1994); Я.Л. Коломинский (1972, 1984, 1997); Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова (1988, 1994); О. Крушельницкая, А. Третьякова (1997); И.В. Дубровина, Б.С. Круглов (1988); А.М. Прихожан (1975, 1977, 2000). Однако в исследованиях личности, в частности в исследованиях тревожности, принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер. Расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте общественных процессов, но и в контексте естественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова (2001). В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, в русле которого выполнено и наше исследование, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение (Л. Хьелл, Д. Зиглер (1999). ^ данного исследования заключается в следующем: изучение проблемы взаимосвязи личностной тревожности у подростков с их социально-психологическими характеристиками способствует более глубокому осмыслению детерминант и факторов возникновения тревожности, определению эффективных социально-психологических условий эмоционального развития в подростковом возрасте. ^ работы состоит в том, что полученные результаты могут использоваться для планирования консультационной, психопрофилактической и коррекционной работы с группами подростков с различными социально-психологическими характеристиками, а также для разработки оптимальных методов и средств развития психологической культуры в подростковом возрасте. Модели, построенные с помощью статистического аппарата, могут стать основаниями психологического прогнозирования личностного развития по диагностическим показателям признаков тревожности. ^ Диссертация выполнялась в рамках двух научных тем Полоцкого государственного университета: «Взаимосвязь психических особенностей личности с развитием профессиональной направленности, социально-педагогической адаптацией студентов и учащихся и успешностью обучения в вузе» (государственный регистрационный номер 1999784 (1998–1999 гг.) и «Взаимосвязь тревожности и социального статуса у подростков» (государственный регистрационный номер 20011266 (2001 г.)Цель исследования – определить характер взаимосвязи личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков и дать ее психологическую интерпретацию.^ 1) провести анализ существующих теоретико-методологических подходов к определению феномена личностной тревожности, особенностей ее развития в подростковом возрасте, детерминированных различными социально-психологическими факторами; 2) выявить и описать социально-психологические характеристики, детерминирующие личностную тревожность в подростковом возрасте; 3) осуществить психологический анализ и интерпретацию структуры взаимосвязей личностной тревожности с характеристиками эмоциональной сферы, самоотношения, межличностных потребностей; 4) исследовать специфику проявления личностной тревожности у подростков с определенными социально-психологическими характеристиками. Контингент испытуемых – подростки (учащиеся восьмых классов средней общеобразовательной школы и гимназии, всего 303 чел.), которые в соответствии с целью исследования были дифференцированы по следующим критериям:
^ Объектом исследования являются социально-психологические характеристики подростков. Предметом исследования – взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков. Гипотеза. Личностная тревожность в подростковом возрасте обусловлена особым взаимодействием внутренних психологических детерминант (характеристик эмоциональной сферы, самоотношения, межличностных потребностей) и внешних условий, представленных социально-психологическими характеристиками (гендер, социальный ранг в системе образования, статус в ученической группе). ^ Методологическую основу исследования составляют основные принципы отечественной психологии: личностного и деятельностного подходов в контексте социокультурных факторов личностного развития; детерминизма; системности; единства теории, эксперимента и практики.В основу общей методологии данного исследования положены мировоз-зренческие позиции научных концепций Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности личности ребенка; Б.Г. Ананьева о роли меж-личностных факторов в психическом развитии индивида; социально-психологическая концепция онтогенеза Я.Л. Коломинского; теория Б.Ф. Ломова о системности психических явлений. Специальная методология представлена концепциями тревожности Ч.Д. Спилбергера, В.М. Астапова, А.М. Прихожан; положением В.К. Вилюнаса о единстве целостного эмоционального переживания. Использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа; эмпирический метод; методы обработки данных; методы количественного и качественного анализа. ^ Исследование феномена личностной тревожности осуществлено в рамках социально-психологического подхода, в котором она рассматривается как результат взаимодействия внутренних психологических детерминант (личностных переменных) и внешних социально-психологических условий. Исследован характер взаимосвязи личностной тревожности и личностных образований: эмоциональной сферы, самоотношения и межличностных потребностей.Дана психологическая интерпретация взаимообусловленности тревожности, самоотношения, социометрического и референтометрического статуса, межличностных потребностей в подростковом возрасте. Получены новые данные о взаимной детерминации условий социальной микросреды и тревожности у подростков. Впервые на современной выборке выявлены и описаны факторы личностной тревожности подростков, опосредуемые их социально-психологическими различиями. Выявлены и определены подсистемы детерминант личностной тревожности, функционирующие по принципу «замкнутого психологического круга» (термин А.М. Прихожан), которые дифференцируются в зависимости от социально-психологических характеристик подростков. ^ Определен комплекс диагностических процедур, позволяющий полно и многомерно изучить психологические факторы и условия развития тревожности у подростков с различными социально-психологическими характеристиками. Выявлен ряд особенностей возникновения личностной тревожности в подростковом возрасте, что позволяет выбирать адекватные ее природе методы и средства коррекции, дифференцировать психопрофилактическую и психокоррекционную работу в учебно-воспитательном процессе школ различного типа и в психологическом просвещении родителей, педагогов и других заинтересованных в воспитании детей лиц. Основные положения диссертации, выносимые на защиту1. В подростковом возрасте личностная тревожность описывается как целостная эмоциональная характеристика личности, которая формируется в результате взаимодействия ее внутренних психологических детерминант (характеристик эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер, самоотношения) и внешних условий, представленных социально-психологическими характеристиками подростков (гендер, социальный ранг в системе образования, социометрический и референтометрический статус в группе сверстников). 2. Феномен тревожности в подростковом возрасте описывается только характеристиками эмоциональной сферы: показателями тревожности (ситуативной, личностной, самооценочной, межличностной, школьной, общей), фрустрированности, агрессивности, ригидности. В качестве дополнительных характеристик личностной тревожности выступают показатели самоотношения, социометрического и референтометрического статуса, межличностных потребностей. 3. Выраженность личностной тревожности непосредственно связана с другими эмоциональными состояниями и опосредованно, через характеристики самоотношения, – с характером межличностных потребностей. Взаимосвязь личностной тревожности с характеристиками самоотношения носит как непосредственный, так и опосредованный характер. Взаимосвязь личностной тревожности с характеристиками эмоциональной сферы и самоотношения обнаруживается в своеобразном строении двух типов подсистем детерминант тревожности, функционирующих по принципу «замкнутого психологического круга»: а) включающих параметры эмоциональных состояний и б) включающих параметры самоотношения. 4. Структура подсистем детерминант тревожности дифференцируется в зависимости от социально-психологических характеристик подростков (гендера, социального ранга в системе образования, социометрического и референтометрического статуса в ученической группе), что проявляется в изменении характера и силы взаимосвязей личностной тревожности с характеристиками эмоциональной сферы, самоотношения и межличностных потребностей. ^ Личный вклад соискателя состоит в том, что автором проанализирована философская, психологическая, педагогическая и медицинская литература по проблеме исследования. Проведено комплексное диагностическое исследование, статистическая обработка полученных данных, их качественный анализ и интерпретация. На основании результатов исследования разработаны и внедрены в практику работы средней общеобразовательной школы и гимназии рекомендации по психологической профилактике отклонений в эмоциональном развитии подростков. ^ Результаты исследований докладывались на 7 международных, 3 республиканских и 2 региональных конференциях. Апробация материалов исследования проводилась также в процессе экспериментальной работы автора в средней общеобразовательной школе № 8 г. Полоцка и Полоцкой национальной гимназии; на заседаниях кафедры социальной психологии БГПУ им. М. Танка; кафедры педагогики, психологии и методики преподавания Полоцкого государственного университета. Материалы исследования включены в разработанные и преподаваемые автором лекционные курсы по социальной психологии и психологии развития, в программу психолого-педагогической практики для студентов IV курса педагогических специальностей ПГУ. Разработаны и изданы два учебные пособия для студентов, куда вошли основные положения диссертации. ^ Материалы исследований отражены в 16 публикациях автора, в том числе в 2 статьях; 2 методических пособиях; 11 материалах республиканских и международных конференций. Общий объем научных публикаций составил 213 страниц.^ Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Общий объем диссертации составляет 193 страницы. Текстовая часть диссертации изложена на 114 страницах и содержит 4 таблицы (4 страницы), 5 рисунков (9 страниц). 4 приложения занимают 61 страницу и включают 58 таблиц. В список использованных источников (18 страниц) включены 266 наименований, из них 52 на иностранных языках. ^ Первая глава диссертации «Развитие личностной тревожности у подростков в аспекте их положения в группах сверстников» посвящена концептуальному анализу теоретических и экспериментальных подходов к определению понятия «личностная тревожность», ее психологических детерминант; к пониманию роли межличностного взаимодействия со сверстниками в эмоциональном и социальном развитии подростков; к развитию личностной тревожности во взаимосвязи с позицией подростка в группе сверстников. Анализ литературы показал, что тревожность является целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей (В.К. Вилюнас; К. Изард; А.М. Прихожан). Личностная тревожность – свойство личности, устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге (В.М. Астапов; Ч.Д. Спилбергер); возникает в результате фрустрации значимых потребностей (в первую очередь – социальных) (А.М. Прихожан; И.А. Фурманов и др.); развивается в результате воздействия часто повторяющихся ситуаций тревоги (С.В. Кривцова; Д.И. Фельдштейн); складывается как базальная тревожность на ранних этапах онтогенеза (Г. Салливен; К. Хорни; Э. Эриксон); становление тревожности как свойства личности происходит в подростковом возрасте (Н.Д. Левитов; А.М. Прихожан). Анализ исследований позволил выделить несколько внутренних психологических детерминант личностной тревожности: внутренняя конфликтность (Л.И. Божович; Т.П. Гаврилова; А.И. Захаров; В.Н. Мясищев; З. Фрейд; Ч. Рикрофт и др.), неустойчивая идентичность (Г. Салливен; Э. Эриксон и др.) и низкая самооценка (Р. Бернс, Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, Г.В. Вержибок, Е.И. Рогов и др.), которые находятся во взаимосвязи, опосредованной переживанием эмоционального неблагополучия во взаимоотношениях со значимыми сверстниками (Н.П. Аникеева, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров; Н.В. Имедадзе; В.Р. Кисловская и др.). В результате анализа работ, в которых изучалось эмоциональное и социальное развитие подростков в процессе их взаимодействия со сверстниками, было обнаружено, что в случае, когда взаимодействие со сверстниками носит эмоционально неблагополучный характер, происходит депривация ведущих потребностей подросткового возраста (в эмоциональном благополучии, в популярности, в самоутверждении), наблюдаются деструктивные изменения в «Я-концепции», что способствует становлению личностной тревожности (А.М. Прихожан; R.A. Goswick, W.H. Jones; R. Josselson и др.). В подростковом возрасте социально-психологические характеристики могут осознаваться и переживаться и, следовательно, могут оказывать влияние на эмоциональное состояние подростка (Я.Л. Коломинский). Низкий социометрический и референтометрический статус, переживаемый и осознаваемый подростком как положение «аутсайдера» в среде референтных сверстников, способствуя развитию фрустрированности, внутренней конфликтности и негативного самоотношения, является одним из условий развития тревожности (Б.П. Алмазов; А.А. Бодалев, Р.Л. Кричевский; Л.И. Белозерова; В.Ф. Сафин; Х. Решмидт и др.). Высказаны предположения о том, что неблагоприятное развитие эмоциональной сферы подростка может быть обусловлено его низким социальным рангом в системе образования, присваиваемым учащемуся в результате дифференциации типов образовательных систем. По мнению некоторых авторов, наименее благополучные эмоциональные отношения между подростками складываются в общеобразовательных («производственных») классах (А.К. Дусавицкий; В.В. Евсеенко). Есть основания предполагать существование гендерных различий в возникновении личностной тревожности, поскольку в подростковом возрасте статус в группе неодинаково переживается мальчиками и девочками (А.П. Краковский, Н.А. Юркевич и др.). Несмотря на многообразие исследований феноменов «тревожность» и «личностная тревожность», нами не обнаружено целостного исследования личностной тревожности в подростковом возрасте во взаимодействии с ее внутренними психологическими детерминантами и внешними, социально-психологическими условиями. Вопросы о взаимосвязи личностной тревожности с другими личностными переменными не систематизированы и позволяют лишь строить предположения о целостном процессе развития тревожности в данный период. Данные о влиянии на возникновение личностной тревожности различных социально-психологических характеристик подростка носят фрагментарный характер. В нашем исследовании предпринято изучение личностной тревожности в подростковом возрасте как целостной эмоциональной характеристики, взаимосвязанной с другими личностными факторами и опосредованной внешними, социально-психологическими условиями развития подростка. Во второй главе «Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной тревожности подростков с их социально-психологическими характеристиками» изложены методология, построение и содержание исследования личностной тревожности в подростковом возрасте во взаимосвязи с ее внутренними психологическими детерминантами и внешними социально-психологическими условиями. Практическая реализация эмпирических методов исследования осуществлялась на основе применения батареи методик в следующем составе: социометрия и аутосоциометрия, «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина», «Шкала тревожности» А.М. Прихожан; «Цветопись» А.Н. Лутошкина, МИС Р.С. Пантелеева, «Самооценка эмпатических способностей» В.В. Бойко, референтометрия, опросник FIRO-B В. Шутца (русскоязычная редакция А.А. Рукавишникова). Результаты исследования вначале подвергались первичному анализу на основе таблиц эмпирических данных. Количественный анализ результатов исследования был реализован с использованием методов математической статистики. Осуществлялись операции сравнения групп подростков по изучаемым диагностическим показателям (критерий Манна-Уитни), определения структурных взаимосвязей между переменными (непараметрический коэффициент ранговой корреляции Спирмена), вычленения структурных компонентов факторов тревожности (факторный анализ: метод главных компонент, вращение по модели варимакс). В дальнейшем был осуществлен качественный анализ и интепретация эмпирического материала. В результате количественной обработки и качественной интерпретации результатов тестирования по «Шкале реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина» были выделены 2 группы испытуемых: «тревожные» подростки, т.е. имеющие согласно результатам тестирования по методике ШРЛТ высокий уровень ЛТ1 (78 человек, из них 57 девочек и 21 мальчик); «нетревожные» подростки, для которых характерен низкий и средний уровень ЛТ1 (225 человек, из них 102 девочки и 123 мальчика). Сопоставление диагностических показателей эмоциональной сферы, самоотношения, статуса и межличностных потребностей в данных выборках испытуемых показало, что «тревожные» подростки имеют более высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, тревожности, связанной с актуальными ситуациями взаимодействия (межличностной, самооценочной, общей), фрустрированности, более низкую самоценность, более склонны к внутренней конфликтности, самообвинению, внутренней неустроенности, чем их «нетревожные» сверстники. Выявленные между «тревожными» и «нетревожными» подростками различия позволили сделать некоторые предположения о структуре внутренних взаимосвязей переменных тревожности. Переменные тревожности в совокупности выраженных связей составили главные факторы взаимосвязи показателей тревожности (табл.). Сводная таблица факторного анализа (выборка в целом)
Примечание. В факторах 1, 3 – 5 весовые нагрузки переменных тревожности не достигают 0,30. Обнаружение и анализ взаимосвязей тревожности внутри выявленных нами факторов позволил предположить существование подсистем детерминант тревожности, функционирующих по принципу «замкнутого психологического круга» (термин А.М. Прихожан). Результаты корреляционного анализа раскрывают особенности строения и функционирования подсистем детерминант тревожности, общих для всех подростков. Подсистемы детерминант тревожности, названные в соответствии с их главными структурными компонентами, можно отнести к двум типам: 1) включающие параметры эмоциональных состояний (рис., а, б, в, г); 2) включающие параметры самоотношения (рис., е, ж, з, и). Смежное положение между ними занимает «подсистема фрустрированности и внутренней неустроенности» (рис., д). ![]() ![]() ![]() ![]() СТ1 ЛТ1 ЛТ2 Ф а) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ЛТ1 ЛТ2 ![]() ![]() ![]() ![]() ригидность ЛТ1 ЛТ2 агрессивность фрустриро- ванность в) г) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ЛТ2 ЛТ1 фрустриро- ванность самооценочная тревожность б) ![]() школьная тревожность общая тревожность самооценочная тревожность ![]() Подсистемы детерминант тревожности, характерные для подростков в целом (см. также с. 10, 11): а – «подсистема реактивной (ситуативной) и личностной тревожности»; б – «подсистема тревожности, опосредованной различными ситуациями взаимодействия»; в – «подсистема фрустрированности, агрессивности и ригидности»; г – «подсистема фрустрированности и самооценочной тревожности»; д – «подсистема фрустрированности и внутренней неустроенности»; е – «подсистема внутренней неустроенности»; ж – «подсистема самоуважения и внутренней неустроенности»; з – «подсистема аутосимпатии и внутренней неустроенности»; и – «подсистема самоуважения» и саморуководства внутренняя конфликтность фрустриро- ванность ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ЛТ1 самоуважение внутренняя неустроенность внутренняя конфликтность самообвинение ж) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ЛТ1 самообвинение самоуверенность внутренняя неустроенность самоценность внутренняя конфликтность з) аутосимпатия отраженное самоотношение ![]() ![]() ![]() д) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ЛТ2 ЛТ1 внутренняя неустроенность ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() внутренняя неустроенность ЛТ1 е) Продолжение рис. самообвинение ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() самоуверенность саморуководство самоуважение ЛТ1 отраженное самоотношение самоценность самопринятие аутосимпатия и) ![]() ![]() |
![]() | Экстремальное психологическое консультирование примерный перечень тем рефератов Взаимосвязь самооценки личности с уровнем личностной тревожности и методы его коррекции | ![]() | Социально-психологический подход к изучению личности состоит в определении... При этом учитывают, что вся система общественных отношений (экономических, политических, нравственных и др.), к которой привлечен... |
![]() | Положение о проведении V областного конкурса творческих работ среди... Привлечение детей и подростков Вологодской области к обсуждению вопросов, связанных с формированием позитивного отношения к своему... | ![]() | Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека и изучение их структуры |
![]() | Статья (1 похожее сообщение) Ученые Эдинбургского Университета утверждаю:... Четверть населения планеты испытывает на себе симптомы тревожности и депрессии. Нервные ситуации одновременно относят человека к... | ![]() | Общая экономическая теория Взаимосвязь эволюции экономической теории и социально – экономическое развитие общества |
![]() | О. И. Мотков кандидат психологических наук России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (). В то же время у... | ![]() | Специфика клиентов в социально-педагогическом консультировании. Сбор... Психологической информации в образовательном учреждении: методика обобщения независимых характеристик у нескольких людей, хорошо... |
![]() | Морозов А. М. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях... Гуин мю рф, полковник вн сл.); Кудиненко В. А. (кандидат психологических наук, полковник запаса); Чуб. А. В. (кандидат юридических... | ![]() | Содержание I. психодиагностика личностных потенциалов малой группы раздел диагностика социально-психологических особенностей личности |