Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков


Скачать 343.28 Kb.
НазваниеВзаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков
страница1/3
Дата публикации04.06.2013
Размер343.28 Kb.
ТипАвтореферат
userdocs.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3




Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

УДК 316.6:159.9(043)




Андреева Ирина Николаевна
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ


19.00.05 – социальная психология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Минск - 2002



Работа выполнена в Белорусском государственном педагогическом универстете имени Максима Танка.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

^

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы диссертации. Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности (Т.П. Гаврилова (1997); Ф. Дольто (1997); А.И. Захаров (1995);
Д.И. Фельдштейн (1995). Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность.

Анализ причин тревожных расстройств у подростков и взрослых позволяет связать определённые эмоциональные и личностные отклонения с взаимоотношениями, с положением человека в контактной группе и более широкой социальной среде (Н.П. Аникеева (1989); Л.И. Белозерова (1983); А.А. Бодалев (1986); В.В. Евсеенко (1998); О.А. Идобаева (1998); В.Р. Кисловская (1975); Е.О. Ковальчик (1994); Я.Л. Коломинский (1972, 1984, 1997); Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова (1988, 1994); О. Крушельницкая, А. Третьякова (1997); И.В. Дубровина, Б.С. Круглов (1988); А.М. Прихожан (1975, 1977, 2000).

Однако в исследованиях личности, в частности в исследованиях тревожности, принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер. Расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте общественных процессов, но и в контексте естественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова (2001). В настоящее время одним из самых актуальных направлений в исследовании личности, в русле которого выполнено и наше исследование, является изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в личностное развитие и поведение (Л. Хьелл, Д. Зиглер (1999).

^ Теоретическая актуальность данного исследования заключается в следующем: изучение проблемы взаимосвязи личностной тревожности у подростков с их социально-психологическими характеристиками способствует более глубокому осмыслению детерминант и факторов возникновения тревожности, определению эффективных социально-психологических условий эмоционального развития в подростковом возрасте.

^ Практическая актуальность работы состоит в том, что полученные результаты могут использоваться для планирования консультационной, психопрофилактической и коррекционной работы с группами подростков с различными социально-психологическими характеристиками, а также для разработки оптимальных методов и средств развития психологической культуры в подростковом возрасте. Модели, построенные с помощью статистического аппарата, могут стать основаниями психологического прогнозирования личностного развития по диагностическим показателям признаков тревожности.
^ Связь работы с крупными научными программами, темами. Диссертация выполнялась в рамках двух научных тем Полоцкого государственного университета: «Взаимосвязь психических особенностей личности с развитием профессиональной направленности, социально-педагогической адаптацией студентов и учащихся и успешностью обучения в вузе» (государственный регистрационный номер 1999784 (1998–1999 гг.) и «Взаимосвязь тревожности и социального статуса у подростков» (государственный регистрационный номер 20011266 (2001 г.)
Цель исследования – определить характер взаимосвязи личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков и дать ее психологическую интерпретацию.

^ Задачи исследования:

1) провести анализ существующих теоретико-методологических подходов к определению феномена личностной тревожности, особенностей ее развития в подростковом возрасте, детерминированных различными социально-психологическими факторами;

2) выявить и описать социально-психологические характеристики, детерминирующие личностную тревожность в подростковом возрасте;

3) осуществить психологический анализ и интерпретацию структуры взаимосвязей личностной тревожности с характеристиками эмоциональной сферы, самоотношения, межличностных потребностей;

4) исследовать специфику проявления личностной тревожности у подростков с определенными социально-психологическими характеристиками.
Контингент испытуемых – подростки (учащиеся восьмых классов средней общеобразовательной школы и гимназии, всего 303 чел.), которые в соответствии с целью исследования были дифференцированы по следующим критериям:

  1. гендерные различия (159 девочек и 144 мальчика);

  2. социальный ранг в системе образования (учащиеся гимназии –
    82 чел., учащиеся профильных классов – 119 чел., учащиеся общеобразовательных классов – 102 чел.);

  3. социометрический статус в классе («звезды» – 15 чел., «предпочитаемые» – 121 чел., «принятые» – 127 чел., «непринятые» – 40 чел.).

^ Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются
социально-психологические характеристики подростков. Предметом исследования – взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков.

Гипотеза. Личностная тревожность в подростковом возрасте обусловлена особым взаимодействием внутренних психологических детерминант (характеристик эмоциональной сферы, самоотношения, межличностных потребностей) и внешних условий, представленных социально-психологическими характеристиками (гендер, социальный ранг в системе образования, статус в ученической группе).
^ Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют основные принципы отечественной психологии: личностного и деятельностного подходов в контексте социокультурных факторов личностного развития; детерминизма; системности; единства теории, эксперимента и практики.

В основу общей методологии данного исследования положены мировоз-зренческие позиции научных концепций Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности личности ребенка; Б.Г. Ананьева о роли меж-личностных факторов в психическом развитии индивида; социально-психологическая концепция онтогенеза Я.Л. Коломинского; теория Б.Ф. Ломова о системности психических явлений. Специальная методология представлена концепциями тревожности Ч.Д. Спилбергера, В.М. Астапова, А.М. Прихожан; положением В.К. Вилюнаса о единстве целостного эмоционального переживания.

Использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа; эмпирический метод; методы обработки данных; методы количественного и качественного анализа.
^ Научная новизна и значимость полученных результатов. Исследование феномена личностной тревожности осуществлено в рамках социально-психологического подхода, в котором она рассматривается как результат взаимодействия внутренних психологических детерминант (личностных переменных) и внешних социально-психологических условий. Исследован характер взаимосвязи личностной тревожности и личностных образований: эмоциональной сферы, самоотношения и межличностных потребностей.

Дана психологическая интерпретация взаимообусловленности тревожности, самоотношения, социометрического и референтометрического статуса, межличностных потребностей в подростковом возрасте. Получены новые данные о взаимной детерминации условий социальной микросреды и тревожности у подростков.

Впервые на современной выборке выявлены и описаны факторы личностной тревожности подростков, опосредуемые их социально-психологическими различиями. Выявлены и определены подсистемы детерминант личностной тревожности, функционирующие по принципу «замкнутого психологического круга» (термин А.М. Прихожан), которые дифференцируются в зависимости от социально-психологических характеристик подростков.

^ Практическая значимость полученных результатов. Определен комплекс диагностических процедур, позволяющий полно и многомерно изучить психологические факторы и условия развития тревожности у подростков с различными социально-психологическими характеристиками.

Выявлен ряд особенностей возникновения личностной тревожности в подростковом возрасте, что позволяет выбирать адекватные ее природе методы и средства коррекции, дифференцировать психопрофилактическую и психокоррекционную работу в учебно-воспитательном процессе школ различного типа и в психологическом просвещении родителей, педагогов и других заинтересованных в воспитании детей лиц.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. В подростковом возрасте личностная тревожность описывается как целостная эмоциональная характеристика личности, которая формируется в результате взаимодействия ее внутренних психологических детерминант (характеристик эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер, самоотношения) и внешних условий, представленных социально-психологическими характеристиками подростков (гендер, социальный ранг в системе образования, социометрический и референтометрический статус в группе сверстников).

2. Феномен тревожности в подростковом возрасте описывается только характеристиками эмоциональной сферы: показателями тревожности (ситуативной, личностной, самооценочной, межличностной, школьной, общей), фрустрированности, агрессивности, ригидности.

В качестве дополнительных характеристик личностной тревожности выступают показатели самоотношения, социометрического и референтометрического статуса, межличностных потребностей.

3. Выраженность личностной тревожности непосредственно связана с другими эмоциональными состояниями и опосредованно, через характеристики самоотношения, – с характером межличностных потребностей. Взаимосвязь личностной тревожности с характеристиками самоотношения носит как непосредственный, так и опосредованный характер.

Взаимосвязь личностной тревожности с характеристиками эмоциональной сферы и самоотношения обнаруживается в своеобразном строении двух типов подсистем детерминант тревожности, функционирующих по принципу «замкнутого психологического круга»: а) включающих параметры эмоциональных состояний и б) включающих параметры самоотношения.

4. Структура подсистем детерминант тревожности дифференцируется в зависимости от социально-психологических характеристик подростков (гендера, социального ранга в системе образования, социометрического и референтометрического статуса в ученической группе), что проявляется в изменении характера и силы взаимосвязей личностной тревожности с характеристиками эмоциональной сферы, самоотношения и межличностных потребностей.

^ Личный вклад соискателя. Личный вклад соискателя состоит в том, что автором проанализирована философская, психологическая, педагогическая и медицинская литература по проблеме исследования. Проведено комплексное диагностическое исследование, статистическая обработка полученных данных, их качественный анализ и интерпретация. На основании результатов исследования разработаны и внедрены в практику работы средней общеобразовательной школы и гимназии рекомендации по психологической профилактике отклонений в эмоциональном развитии подростков.

^ Апробация результатов диссертации. Результаты исследований докладывались на 7 международных, 3 республиканских и 2 региональных конференциях.

Апробация материалов исследования проводилась также в процессе экспериментальной работы автора в средней общеобразовательной школе
№ 8 г. Полоцка и Полоцкой национальной гимназии; на заседаниях кафедры социальной психологии БГПУ им. М. Танка; кафедры педагогики, психологии и методики преподавания Полоцкого государственного университета.

Материалы исследования включены в разработанные и преподаваемые автором лекционные курсы по социальной психологии и психологии развития, в программу психолого-педагогической практики для студентов IV курса педагогических специальностей ПГУ. Разработаны и изданы два учебные пособия для студентов, куда вошли основные положения диссертации.
^ Опубликованность результатов. Материалы исследований отражены в 16 публикациях автора, в том числе в 2 статьях; 2 методических пособиях; 11 материалах республиканских и международных конференций. Общий объем научных публикаций составил 213 страниц.

^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Общий объем диссертации составляет
193 страницы. Текстовая часть диссертации изложена на 114 страницах и содержит 4 таблицы (4 страницы), 5 рисунков (9 страниц). 4 приложения занимают 61 страницу и включают 58 таблиц. В список использованных источников (18 страниц) включены 266 наименований, из них 52 на иностранных языках.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава диссертации «Развитие личностной тревожности у подростков в аспекте их положения в группах сверстников» посвящена концептуальному анализу теоретических и экспериментальных подходов к определению понятия «личностная тревожность», ее психологических детерминант; к пониманию роли межличностного взаимодействия со сверстниками в эмоциональном и социальном развитии подростков; к развитию личностной тревожности во взаимосвязи с позицией подростка в группе сверстников.

Анализ литературы показал, что тревожность является целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей (В.К. Вилюнас; К. Изард; А.М. Прихожан). Личностная тревожность – свойство личности, устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге (В.М. Астапов; Ч.Д. Спилбергер); возникает в результате фрустрации значимых потребностей (в первую очередь – социальных) (А.М. Прихожан; И.А. Фурманов и др.); развивается в результате воздействия часто повторяющихся ситуаций тревоги (С.В. Кривцова; Д.И. Фельдштейн); складывается как базальная тревожность на ранних этапах онтогенеза (Г. Салливен; К. Хорни; Э. Эриксон); становление тревожности как свойства личности происходит в подростковом возрасте (Н.Д. Левитов; А.М. Прихожан).

Анализ исследований позволил выделить несколько внутренних психологических детерминант личностной тревожности: внутренняя конфликтность (Л.И. Божович; Т.П. Гаврилова; А.И. Захаров; В.Н. Мясищев; З. Фрейд; Ч. Рикрофт и др.), неустойчивая идентичность (Г. Салливен; Э. Эриксон и др.) и низкая самооценка (Р. Бернс, Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, Г.В. Вержибок, Е.И. Рогов и др.), которые находятся во взаимосвязи, опосредованной переживанием эмоционального неблагополучия во взаимоотношениях со значимыми сверстниками (Н.П. Аникеева, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров;
Н.В. Имедадзе; В.Р. Кисловская и др.).

В результате анализа работ, в которых изучалось эмоциональное и социальное развитие подростков в процессе их взаимодействия со сверстниками, было обнаружено, что в случае, когда взаимодействие со сверстниками носит эмоционально неблагополучный характер, происходит депривация ведущих потребностей подросткового возраста (в эмоциональном благополучии, в популярности, в самоутверждении), наблюдаются деструктивные изменения в «Я-концепции», что способствует становлению личностной тревожности (А.М. Прихожан; R.A. Goswick, W.H. Jones; R. Josselson и др.).

В подростковом возрасте социально-психологические характеристики могут осознаваться и переживаться и, следовательно, могут оказывать влияние на эмоциональное состояние подростка (Я.Л. Коломинский). Низкий социометрический и референтометрический статус, переживаемый и осознаваемый подростком как положение «аутсайдера» в среде референтных сверстников, способствуя развитию фрустрированности, внутренней конфликтности и негативного самоотношения, является одним из условий развития тревожности (Б.П. Алмазов; А.А. Бодалев, Р.Л. Кричевский; Л.И. Белозерова; В.Ф. Сафин; Х. Решмидт и др.).

Высказаны предположения о том, что неблагоприятное развитие эмоциональной сферы подростка может быть обусловлено его низким социальным рангом в системе образования, присваиваемым учащемуся в результате дифференциации типов образовательных систем. По мнению некоторых авторов, наименее благополучные эмоциональные отношения между подростками складываются в общеобразовательных («производственных») классах
(А.К. Дусавицкий; В.В. Евсеенко).

Есть основания предполагать существование гендерных различий в возникновении личностной тревожности, поскольку в подростковом возрасте статус в группе неодинаково переживается мальчиками и девочками
(А.П. Краковский, Н.А. Юркевич и др.).

Несмотря на многообразие исследований феноменов «тревожность» и «личностная тревожность», нами не обнаружено целостного исследования личностной тревожности в подростковом возрасте во взаимодействии с ее внутренними психологическими детерминантами и внешними, социально-психологическими условиями. Вопросы о взаимосвязи личностной тревожности с другими личностными переменными не систематизированы и позволяют лишь строить предположения о целостном процессе развития тревожности в данный период. Данные о влиянии на возникновение личностной тревожности различных социально-психологических характеристик подростка носят фрагментарный характер. В нашем исследовании предпринято изучение личностной тревожности в подростковом возрасте как целостной эмоциональной характеристики, взаимосвязанной с другими личностными факторами и опосредованной внешними, социально-психологическими условиями развития подростка.

Во второй главе «Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной тревожности подростков с их социально-психологическими характеристиками» изложены методология, построение и содержание исследования личностной тревожности в подростковом возрасте во взаимосвязи с ее внутренними психологическими детерминантами и внешними социально-психологическими условиями.

Практическая реализация эмпирических методов исследования осуществлялась на основе применения батареи методик в следующем составе:
социометрия и аутосоциометрия, «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина», «Шкала тревожности» А.М. Прихожан; «Цветопись» А.Н. Лутошкина, МИС Р.С. Пантелеева,
«Самооценка эмпатических способностей» В.В. Бойко, референтометрия, опросник FIRO-B В. Шутца (русскоязычная редакция А.А. Рукавишникова).

Результаты исследования вначале подвергались первичному анализу на основе таблиц эмпирических данных. Количественный анализ результатов исследования был реализован с использованием методов математической статистики. Осуществлялись операции сравнения групп подростков по изучаемым диагностическим показателям (критерий Манна-Уитни), определения структурных взаимосвязей между переменными (непараметрический коэффициент ранговой корреляции Спирмена), вычленения структурных компонентов факторов тревожности (факторный анализ: метод главных компонент, вращение по модели варимакс). В дальнейшем был осуществлен качественный анализ и интепретация эмпирического материала.

В результате количественной обработки и качественной интерпретации результатов тестирования по «Шкале реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина» были выделены 2 группы испытуемых: «тревожные» подростки, т.е. имеющие согласно результатам тестирования по методике ШРЛТ высокий уровень ЛТ1 (78 человек, из них 57 девочек и 21 мальчик); «нетревожные» подростки, для которых характерен низкий и средний уровень ЛТ1 (225 человек, из них 102 девочки и 123 мальчика).

Сопоставление диагностических показателей эмоциональной сферы, самоотношения, статуса и межличностных потребностей в данных выборках испытуемых показало, что «тревожные» подростки имеют более высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, тревожности, связанной с актуальными ситуациями взаимодействия (межличностной, самооценочной, общей), фрустрированности, более низкую самоценность, более склонны к внутренней конфликтности, самообвинению, внутренней неустроенности, чем их «нетревожные» сверстники.

Выявленные между «тревожными» и «нетревожными» подростками различия позволили сделать некоторые предположения о структуре внутренних взаимосвязей переменных тревожности. Переменные тревожности в совокупности выраженных связей составили главные факторы взаимосвязи показателей тревожности (табл.).

Сводная таблица факторного анализа (выборка в целом)

Фактор

Весовая нагрузка

Переменная

Название переменной

2

0,8295

х(15)

Самооценочная тревожность




0,9694

х(16)

Школьная тревожность




0,8085

х(17)

Межличностная тревожность




0,9223

х(18)

Общая тревожность

6

0,6780

х(7)

«Уровень личностной тревожности»




0,6425

х(8)

Ситуативная тревожность




0,4730

х(9)

Ситуативная тревожность (экспресс-диагностика)




0,7313

х(10)

Личностная тревожность




0,7260

х(11)

Осознанная личностная тревожность




0,6790

х(12)

Фрустрированность




0,4140

х(13)

Агрессивность




0,5949

х(14)

Ригидность

Примечание. В факторах 1, 3 – 5 весовые нагрузки переменных тревожности не достигают 0,30.

Обнаружение и анализ взаимосвязей тревожности внутри выявленных нами факторов позволил предположить существование подсистем детерминант тревожности, функционирующих по принципу «замкнутого психологического круга» (термин А.М. Прихожан). Результаты корреляционного анализа раскрывают особенности строения и функционирования подсистем детерминант тревожности, общих для всех подростков. Подсистемы детерминант тревожности, названные в соответствии с их главными структурными компонентами, можно отнести к двум типам: 1) включающие параметры эмоциональных состояний (рис., а, б, в, г); 2) включающие параметры самоотношения (рис., е, ж, з, и). Смежное положение между ними занимает «подсистема фрустрированности и внутренней неустроенности» (рис., д).

СТ1

ЛТ1

ЛТ2

Ф

а)

ЛТ1

ЛТ2

ригидность

ЛТ1

ЛТ2

агрессивность

фрустриро-

ванность

в)

г)

ЛТ2

ЛТ1

фрустриро-

ванность

самооценочная тревожность

б)

школьная

тревожность

общая

тревожность

самооценочная

тревожность





Подсистемы детерминант тревожности, характерные для подростков в целом (см. также с. 10, 11):

а – «подсистема реактивной (ситуативной) и личностной тревожности»;

б – «подсистема тревожности, опосредованной различными ситуациями взаимодействия»;

в – «подсистема фрустрированности, агрессивности и ригидности»;

г – «подсистема фрустрированности и самооценочной тревожности»;

д – «подсистема фрустрированности и внутренней неустроенности»;

е – «подсистема внутренней неустроенности»;

ж – «подсистема самоуважения и внутренней неустроенности»;

з – «подсистема аутосимпатии и внутренней неустроенности»; и – «подсистема самоуважения»

и саморуководства




внутренняя

конфликтность

фрустриро-

ванность

ЛТ1

самоуважение

внутренняя неустроенность

внутренняя

конфликтность

самообвинение

ж)

ЛТ1

самообвинение

самоуверенность

внутренняя неустроенность

самоценность

внутренняя конфликтность

з)

аутосимпатия

отраженное самоотношение

д)

ЛТ2

ЛТ1

внутренняя

неустроенность

внутренняя

неустроенность

ЛТ1

е)

Продолжение рис.


самообвинение




самоуверенность

саморуководство

самоуважение

ЛТ1

отраженное

самоотношение

самоценность

самопринятие

аутосимпатия

и)






  1   2   3

Похожие:

Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков iconЭкстремальное психологическое консультирование примерный перечень тем рефератов
Взаимосвязь самооценки личности с уровнем личностной тревожности и методы его коррекции
Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков iconСоциально-психологический подход к изучению личности состоит в определении...
При этом учитывают, что вся система общественных отношений (экономических, политических, нравственных и др.), к которой привлечен...
Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков iconПоложение о проведении V областного конкурса творческих работ среди...
Привлечение детей и подростков Вологодской области к обсуждению вопросов, связанных с формированием позитивного отношения к своему...
Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков iconМетодическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.)
Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека и изучение их структуры
Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков iconСтатья (1 похожее сообщение) Ученые Эдинбургского Университета утверждаю:...
Четверть населения планеты испытывает на себе симптомы тревожности и депрессии. Нервные ситуации одновременно относят человека к...
Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков iconОбщая экономическая теория
Взаимосвязь эволюции экономической теории и социально – экономическое развитие общества
Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков iconО. И. Мотков кандидат психологических наук
России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (). В то же время у...
Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков iconСпецифика клиентов в социально-педагогическом консультировании. Сбор...
Психологической информации в образовательном учреждении: методика обобщения независимых характеристик у нескольких людей, хорошо...
Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков iconМорозов А. М. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях...
Гуин мю рф, полковник вн сл.); Кудиненко В. А. (кандидат психологических наук, полковник запаса); Чуб. А. В. (кандидат юридических...
Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков iconСодержание
I. психодиагностика личностных потенциалов малой группы раздел диагностика социально-психологических особенностей личности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница