Психобиографический метод исследований и коррекции личности


НазваниеПсихобиографический метод исследований и коррекции личности
страница1/11
Дата публикации07.06.2013
Размер2.01 Mb.
ТипРассказ
userdocs.ru > Психология > Рассказ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



ЛОГИНОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
ПСИХОБИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

ИССЛЕДОВАНИЙ И

КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ

Алматы

2001г

ПРЕДИСЛОВИЕ
Более тридцати лет назад, в 1968 году на лекции Бориса Герасимовича Ананьева я, тогда студентка факультета психологии Ленинградского государственного университета, впервые узнала о существовании биографического метода в психологии. Б.Г.Ананьев читал нам курс под названием "Комплексные исследования человека", в котором раскрыл, в том числе и суть этого метода, историю биографических исследований в психологии. В той памятной лекции он рассказал о своём опыте психобиографического анализа индивидуальности Александра Блока на основе опубликованных личных документов и художественных произведений поэта.

Рассказ Б.Г.Ананьева о биографическом исследовании личности произвел на меня неизгладимое впечатление и определил мой научный путь. В аспирантуре Ленинградского университета под руководством Б.Г.Ананьева я написала кандидатскую диссертацию на тему "Биографический метод в психологии и смежных науках". Диссертация была завершена и защищена уже после смерти моего незабвенного учителя. В дальнейшем многолетнее изучение жизни и творчества Бориса Герасимовича Ананьева и докторская диссертация, посвященная созданной им научной школе, а также школе В.М.Бехтерева, по-новому раскрыли для меня возможности и ценность биографического метода.

За годы работы в области психобиографии, психологии личности и истории психологии у меня накопился большой материал. На основе этого я читаю вот уже десять лет на отделении

психологии КазГУ им. аль-Фараби спецкурс "Психобиогра­фические методы исследования и коррекции личности". Настала пора передать его содержание более широкой публике.

В душе я надеюсь, что это пособие будет интересно и полезно каждому, кто хочет понять себя и других, оптимально планировать и выстраивать свою жизнь и получать от неё подлинное удовлетворение. Эта моя надежда питается искренними положительными откликами, которые я получала все эти годы от моих слушателей - студентов отделения психологии. Думаю, будет уместно привести некоторые из них: "...Мне очень понравился спецкурс, потому что он заставил меня задуматься, так ли правильно я распоряжаюсь тем временем, которое мне отведено... Я поняла, что я достаточно неактивно участвую в жизни, а позволяю течению нести меня".

"...Благодаря этому предмету я поняла, что прошлое не менее ценно, как и настоящее и будущее. Это очень важно осознавать, чтобы зря не проживать свою жизнь, как будто черновик пишешь, на чистовик переписать уже не удаётся".

"...Я практически полностью переосмыслила свою жизнь, осознала поступки, совершённые мною в прошлом, наконец-то поняла истоки своих проблем, решила их".

"... На ваших занятиях мы не только думали о психологии, но также о своей жизни".

... Когда я вижу прекрасные юные лица моих студентов, моей дочери и племянников, которых я тоже считаю своими детьми, я чувствую любовь и тревогу одновременно: как они будут жить, какими они станут через много лет, каким будет их мир? Я тревожусь о том, чтобы молодое поколение не растратило себя на погоню за примитивными удовольствиями или на унылое выживание. И мне страстно хочется, чтобы молодёжь, преодолевая все препятствия на пути к высоким целям, познала настоящее счастье, достойное человека.


ВВЕДЕНИЕ

Биографический метод (он же психобиографический) занимает всё более заметное место в арсенале современной психологии и смежных гуманитарных наук. Его развитие имеет длительную, богатую историю, которую творили философы, историки, социологи, искусствоведы, науковеды и, конечно, психологи. Среди тех, кто внёс существенный вклад развитие биографической психологии в XX веке, стоят психологи Н.А.Рыбников, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн (СССР - Россия), австрийские Зигмунд Фрейд, Шарлотта Бюлер, Виктор Франкл, немецкие Альфред Адлер, Ганс Томэ, американские Г.Олпорт, А.Маслоу и другие.

В современной науке усиливается тенденция целостного изучения личности на всём протяжении её жизни в масштабе исторической эпохи, в связи с чем биографические методы приобретают большую популярность и развитие. Им посвящены разделы в учебниках и руководствах по методологии психологии и других гуманитарных наук (1; 2; 3 и др.). Тем не менее, остаются нерешенными многие вопросы теории жизненного пути человека, методических средств исследования жизни как естественноисторического процесса на уровне личности, взаимосвязи личностно-биографического и общественно-исторического времени. Весьма редки опыты использования биографического метода в его полном варианте для изучения развития личности.

В отечественной (советской и постсоветской) психологии, насколько мне известно, нет обобщающих публикаций о биографическом методе как таковом. Даже специалисты со стажем мало знают о нём. Тем более студенты-психологи, за исключением тех случаев, когда они имеют возможность слушать специальные курсы. Один из таких курсов читается в Казахском государственном университете имени аль-Фараби с 1991 года, другой — в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете психологии. Возможно, есть подобные курсы в других университетах, но я о них не имею сведений.

Настоящее пособие адресовано, прежде всего, студентам факультетов и отделений психологии. Оно может быть использовано в курсе общей психологии для раскрытия тем о методах психологии и психологии развития личности. Надеюсь, эта книга будет полезна для социологов, философов и других специалистов, которые в своих отраслях гуманитарного знания обращаются к жизни личности той или иной исторической эпохи

Глава 1
^ БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - СРЕДСТВО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Быть может, как ни одна другая наука, психология затрудняется с определением своего предмета и своего метода. Не утихают споры о том, что изучает психология, и даже является ли она вообще нормальной наукой. Что общего между изучением времени реакции в психофизике и психологическими механизмами принятия нравственного решения, например? Некоторые думают, что нет ничего общего и потому нет единой психологии, а, по крайней мере, две психологии. Одна - по образу естествознания, так сказать нормальная наука, с естественнонаучным детерминистическим подходом и экспериментальным методом, допускающими математические процедуры измерения психических феноменов.

Другая психология исследует внутренний мир и сложное поведение личности методами, близкими к герменевтике, где главное - понимание через уподобление другой личности, диалог с ней, вчувствование в её состояния. Причем изучаемый рассматривается как эксперт собственного внутреннего опыта и жизненного пути. В своей книге "Введение в науки о духе" один из основателей герменевтики Вильгельм Дильтей оценивал биографический метод как высшую и основную форму гуманитарных исследований.

Двойственность психологии отмечалась издавна. Попытки отделить психологию от других наук, представить ее настолько уникальной, что к ней якобы неприменимы общие критерии, стандарты научности, воспроизводятся и в наши дни. Странно слышать в конце XX века призывы фактически вернуться к средневековым понятиям о душе и душесловию (См. некоторые выступления в дискуссии "Психология и новые идеалы научности" (4)). Как будто и не было трудного многовекового пути становления психологии "нормальной" наукой на основе наблюдения, эксперимента, математического измерения, строгой доказательности.

Вновь обостряется вопрос о возможностях научного изучения личности в ее целостности, как носителя внутреннего мира, субъекта социальной жизнедеятельности, индивидуальности. В этих вопросах конкуренция психологии с искусством особенно заметна, причём, и художественное познание выглядит более успешным. Личность - это предмет науки или искусства? - поставил вопрос ребром крупный американский психолог-персонолог Г. Олпорт. Сам он выступил в защиту науки и доказывал незаменимость научных методов художественными (5). Г. Олпорт много сделал для разработки научных методов персонологии и среди них биографического, который находится в непосредственной близости к искусству и используется в ряде гуманитарных наук, а также и в психологии личности.

^ Предварительная характеристика биографического метода
Наряду с исторической, литературоведческой, науковедческой биографией существует психологическая, а в арсенале психологии уже давно имеется биографический метод (точнее, методы), который нацелен на исследование уникальной целостной личности как субъекта жизни, образно говоря, странника на жизненном пути. Именно этот метод сочетает в себе аналитичность, строгость научного с синтетичностью и метафоричностью художественного описания сложных психологических явлений. Он ещё не вполне утвердился в современной психологии и не всегда рассматривается в системе ее методов, но интерес к нему растёт, и метод интенсивно развивается.

Обращение к биографическому методу в современной психологии обусловлено недостаточностью экспериментальных и тестовых методов, которые рассчитаны на получение строгой информации о личности в искусственных, контролируемых условиях, в отрыве от естественного процесса жизни человека с ее событиями и обстоятельствами в связи и на фоне с исторической эпохой, в которой живёт человек. Жизненная валидность этих методов далеко не всегда убедительна. Биографический же метод по определению жизненный, рассматривает личность в ходе естественноисторического процесса ее бытия. Психологическое исследование на основе биографического метода есть исследование самого бытия личности. Оно направлено на психологические механизмы и законы ее социального поведения и жизнетворчества на жизненном пути. Согласимся с австрийским психологом-гуманистом Виктором Франклом, который писал: "Личность раскрывается в своей биографии. Она открывает себя, свое «так-бытие», свою уникальную сущность только биографическому объяснению, не поддаваясь прямому анализу. В конечном счете, биография - это не что иное, как объяснение личности во времени" (6, 100).

Биографический метод имеет древнюю предысторию и двухвековую историю, но в современной отечественной психологии заслуга его возрождения принадлежит Б. Г. Ананьеву (1907-1972), который в шестидесятые годы приступил к организации, проектированию и программированию комплексных исследований человека, в связи с чем обратился к проблемам методологии психологии и разработал новую классификацию ее методов, где биографическому отводится заметное место (7).

Его классификация отражает логику исследовательского процесса, начиная от планирования исследования и кончая интерпретацией полученных данных. Соответственно он выделил четыре класса методов: организационные, эмпирические, методы обработки, интерпретационные. Самый обширный и разветвлённый класс методов - эмпирические, служащие средством добывания исходного эмпирического материала, из которых получают научные факты. К эмпирическим методам Ананьев относит обсервационные (Наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные (естественный и лабораторный эксперимент), диагностические, праксиметрические и наряду с ними биографические методы.

Согласно Б. Г. Ананьеву, "биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)" (7, 310).

Словарь "Психология" 1990 года содержит следующую характеристику биографических методов: "способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности... основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной и духовной жизни, природной и социальной среды" (8, 40).

Биографический метод имеет своим предметом жизненный путь личности, точнее, личность как субъект этого пути. Отсюда вся специфика биографического метода. Эта специфика обнаруживается при обращении к теоретическим основам метода, его понятийному аппарату, а также операциональной его стороне, конкретным методикам сбора, обработки и интерпретации биографических данных о личности.

В наше время происходит активное развитие биографического метода и расширение его технического инструментария, что позволяет уже говорить о методе во множественном числе. Нередко эти методы называют в психологии психобиографическими, желая подчеркнуть принадлежность именно этой науке, его направленность на психологические проявления и механизмы жизнедеятельности личности как субъекта жизни.

Слово "биография" относится и к самой истории жизни, и к ее описанию. Наличие собственной истории - отличительный признак личности. "Можно даже сказать, что человек лишь постольку является личностью, поскольку имеет свою историю", - писал С. Л. Рубинштейн (9, 643). Сопряженность личности и ее жизненного пути позволяет развернуть целую область исследований, которую Б. Г. Ананьев назвал генетической персоналистикой или, по аналогии с онтогенетикой, биографикой. Ее методом является биографический, а предметом - жизненный путь и личность как субъект жизнедеятельности - жизнетворчества. Б. Г. Ананьев полагал, что "генетическая персоналистика - теория и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях" (7, 265).

Биографика как психологическая отрасль занимается пси­хологическими механизмами социальной жизнедеятельности, жизненного выбора, включая экзистенциальные переживания, духовную работу внутреннего мира индивидуальности. Такие структуры личности, как талант, характер, мировоззрение, жизненная философия, индивидуальность в целом не могут быть поняты без биографии личности и, следовательно, без применения биографического метода.

В случае, когда предметом исследования берётся индивидуальность и её уникальная жизнь биографический метод выступает в идеографической форме. Но и тогда изучение отдельных “случаев” служит выявлению в конкретной форме общих закономерностей. В этом состоит принцип индивидуализации, по С.Л.Рубинштейну: "...задача теоре­тического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них" (9, 41)*. (*Правда, если изучают жизнь великого человека, жизнеописание приобретает самостоятельную ценность. В практической психологии биографическая уникальность жизни обычных людей также становится предметом индивидуального анализа, здесь важнее переход от общих законов к уникальной судьбе и неповторимой структуре личности конкретного человека.)

С другой стороны, еще в 30-е годы обозначена психо­логическая проблема жизненного пути как общечеловеческого явления. На рубеже 20-30-х годов австрийский (позже-американский) психолог Шарлотта Бюлер осуществила научное исследование его общих закономерностей, как она писала, - "регулярностей" (См. её книгу (10), а также мою статью об этом учёном (11)). При этом биографический метод выступал в своей номотетической форме, которая допускает статистические методы анализа эмпирических данных, полученных на больших выборках. Количественный анализ текстов личных документов, построение графиков, ведение своего рода биографической статистики - все эти и другие методики служат развитию номотетического подхода к биографии человека.
^ Жизненный путь — предмет биографического метода
Теоретические представления о жизненном пути составляют основу его понятийного аппарата. В XX веке в общих чертах сложилась теория жизненного пути и личности. В психологической науке высказаны важные мысли и развиты теоретические представления о жизненном пути. С.Л.Рубинштейн в книгах "Основы психологии" (1935) и "Основы общей психологии" (1940, 1946) уделил специальное внимание проблеме жизненного пути, связывая её с самосознанием личности. "Сущность человеческой личности находит своё завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю... Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом её деятельности, аналогично тому, как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики" (9, 641).

Б.Г.Ананьев характеризует жизненный путь как социально-историческую форму индивидуального развития человека, так что "все события этого развития (биографические даты) всегда располагаются относительно к системе измерения исторического времени... Психологическое изменение структуры личности , её характера и таланта уже немыслимо вне категории исторического времени..." (12, 54, 155).

По Б.Г.Ананьеву, "личность всегда конкретно-исторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и её собственного жизненного пути... Поэтому изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса её воспитания и становления в определённых социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, сотрудников или, напротив, противников — в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность.

Биографическое исследование личности, её жизненного пути и творчества есть род исторического исследований в любой области знания — искусствознания, истории науки и техники, психологии и т.д." (12, 277).

Развитие личности на жизненном пути в зависимости от исторического времени стала предметом многолетних исследований германского психолога Ганса Томэ (Hans Thomae). Он справедливо полагает, что необходимо переходить от абстрактных внеисторичных описаний развития личности к исследованию развития в конкретных социально-исторических обстоятельствах жизни того или иного поколения, и говорит о новой отрасли — психологии жизненного пути (13). В этой связи закономерно ставить вопрос о социально-исторической адаптации личности и её историческом поведении (14).

Все мы дети и пленники своего времени, в той или иной степени, разделяем его идеи и предрассудки, спорим и конфликтуем с ним, стремимся оставить в нем свой, хотя бы малый след. Сама эпоха накладывает ограничения на самореализацию личности, врывается в течение индивидуальной жизни и может всё изменить в ней, даже помимо её воли. Мы это хорошо знаем по судьбам соотечественников — жителей XX века. Как многие из них могли бы сказать вслед за Анной Ахматовой:

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула.

^ Мне подменили жизнь.

Но детерминация судьбы человека историей не отменяет его ответственности и воли. Специфика человеческой жизни, во-вторых, состоит в том, что она субъектна, осуществляется, выстраивается самой личностью-субъектом жизненного пути, осмысливается и переосмысливается ею*. (*Легко заметить, что субъектность и историчность взаимообусловленные характернсткн жизни человека: продукты деятельности субъекта опосредуют его развитие, что означает его историзм (см. выше).) Человек не просто живет, но ищет смысл, жаждет, чтобы его жизнь была значительной и не бесследной. Осознание жизни идет в разной форме - как переработка собственного прошлого и накопление через это жизненного опыта, как планирование будущего, как соотнесение планов и программ с результатами и достижениями, тех и других - с собственными внутренними потенциалами и притязаниями, желаниями стремлениями. Процессы осознавания, смыслообразования, построения собственной жизненной философии составляют более или менее напряженную внутреннюю жизнь, потаённую сторону жизненного пути.

^ Замечательно об этом размышлял .Выготский: "Вот - жизнь. Она глубже, шире своего внешнего выражения. Всё в ней меняется, всё становится не тем. Главное - всегда и сейчас, мне кажется, не отождествлять жизнь с её внешним выражением и всё. Тогда, прислушиваясь к жизни (это самая важная добродетель, немного пассивное отношение вначале), найдёшь в себе, вне себя, по всем столько, что вместить нельзя будет никому из нас. Конечно, нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм, самоубийство, но не жизнь. Но есть ведь философия у каждого. Надо, видимо, растить её в себе, дать ей простор внутри себя, потому что она поддерживает жизнь в нас... Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Когда мы от системы перейдём к судьбам (произнести страшно и весело это слово, зная, что завтра мы будем исследовать, что за этим скрывается), к рождению и гибели систем, мы увидим это воочию" (15, 127).

Осмысленность, осознанность жизненного пути - один из способов его субъектной детерминации, роль которой увеличивается в зрелости и различается от личности к личности. Субъектная детерминация проявляется также в форме поступков, активном волевом вмешательстве самого человека в ход собственной жизни. Человек - субъект - опосредует своей структурой, функционированием и деятельностью все объективные влияния и факторы жизни. Он самостоятельно строит и осуществляет план своей жизни, преодолевая преграды и препятствия.

Субъектный аспект жизненного пути стоит в центре внимания в школе С. Л. Рубинштейна как наиболее существенный. "Специфика жизненного процесса, - пишет К. А. Абульханова-Славская, - связана с тем, как его осуществляет субъект" (16, 33). К. А. Абульханова-Славская, следуя идеям С. Л. Рубин­штейна, подчеркивает активный, субъектный характер жизненного пути, описывает и анализирует жизнь человека как процесс активной жизнедеятельности (лучше сказать социальная жизнедеятельность, чтобы отличить ее от функционирования организма). "Активность личности выражается в том процессе организации своей жизни, в котором личность отодвигает одни, приближает другие ситуации, преодолевает препятствия, проводя свою жизненную линию" (16, 41).

По-своему понимал суть жизни человека и характер её субъектности М.М.Бахтин. Для него человек - прежде всего субъект общения. "Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Абсолютная смерть (небытие) есть неуслышанность, непризнанность, невспомянутость... Быть - значит быть для другого и через него - для себя... Жить - значит участвовать в диалоге" (17, 330, 337)*. (*Негативное определение жизни даёт в своей парадоксально-афористической манере писатель Андрей Платонов: “Жизнь есть упускаемая и упущенная возможность”(18. 155).

Особенностью жизни человека является то, что она имеет особую структуру. Во временном аспекте его структуру составляют фазы, отделенные друг от друга событиями. В самом общем виде это подготовительная фаза, старт, кульминация, финиш (12). Но у каждого человека, наряду с этими общими фазами, есть собственные "эпохи" соответственно личностно-событийным вехам на оси времени. (Как образно сказал П.П.Блонский, значительное событие — заголовок к новой главе нашей жизни).

В "пространственном" - содержательном - плане структура жизненного пути складывается из разнообразных деятельностей, общении, занятий, характеристик среды и т. д., говоря словами Ш.Бюлер "измерений" (dimension).
^ Понятийный аппарат биографического метода
Исходя из предварительных характеристик жизненного пути, установления специфики человеческой жизни, можно определить круг понятий биографического метода. Вместе с тем мы попробуем наметить концептуальные опоры теории жизненного пути, которые составляют фундамент биографического метода и основное содержание биографики. О главных понятиях "жизненный путь", "жизнедеятельность" вкратце уже было сказано. Естественно, биографический метод оперирует общенаучными понятиями "личность", "субъект", "индивидуальность", смысл которых уточняется применительно к биографической проблематике.

На наш взгляд, наиболее важным и специфическим является понятие "событие", “событие жизни” Это случай, факт жизни, имеющий существенные последствия для ее дальнейшего хода, кладущий начало новому образу жизни, перестройке внутреннего мира и социального поведения личности, иначе говоря, переломный момент в ней.

Кроме событий, существуют более устойчивые и менее осознаваемые обстоятельства жизни условия в которых она протекает - экономические, политические, юридические (правовые), моральные и пр. Характер этих обстоятельств зависит от конкретных времени и места жизни, что в общем фиксирует понятие хронотопа, в данном случае можно сказать биографический хронотоп.

Объективная детерминация жизни обобщенно предстаёт в форме среды развития, которая сама дифференцируется на макросреду (ею является современное человеку общество на определенном этапе его развития), и микросреду как совокупность обстоятельств, непосредственно окружающих человека - микрогруппы, в которые он включен, родительская и его собственная семья, круг общении на работе и на досуге.

Очень важное значение для характеристики субъектности жизненного пути имеет понятие собственной среды развития*, т. е. той, которую создает сам человек сообразно своим вкусам и привязанностям, планам и притязаниям. (*Понятие собственной среды развития начал разрабатывать Б.Г.Ананьев в последние гиды жизни (12).) Тогда у него не просто жилище, а Дом, не случайные приятели, а друзья на всю жизнь, семья не только по записи гражданского состояния и наличию кровных родственников, а сосредоточие всего самого дорогого и душевно близкого. Создавая собственную среду, человек определяет условия своего развития и сам управляет им, определяет его результаты.

^ Социальная ситуация развития понятие известное в психологии со времен Л.С. Выготского, оно означает комплекс обстоятельств в их отношении к конкретной личности в определённый возрастной период. Это динамическая сторона обстоятельств жизни. В биографическом плане не меньшее значение имеет социально-историческая ситуация развития, определяемая исторической эпохой, в которой довелось жить конкретной личности.

С течением времени у человека складывается свойственный ему образ жизни, устоявшиеся, характерные формы индивидуальной жизнедеятельности личности, которые относятся к особенностям общения, поведения и деятельности в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга. Эта объективная характеристика жизни дополняется субъективной – стилем жизни, т.е. системой психологических механизмов обеспечивающей тот или иной образ жизни.

В 90-ые годы К.А.Абульханова-Славская обогатила понятийный аппарат биографического метода такими понятиями, как жизненная позиция, жизненная перспектива, линия жизни и другие (19). В психологии и смежных науках разрабатываются (не всегда в связи с биографическим методом и проблематикой жизненного пути) и другие понятия (техники бытия, жизненный план, жизненная программа, сценарий жизни, биографический кризис, жизненный опыт, жизненный выбор) пригодные для пополнения понятийного аппарата биографического метода. Все они необходимы для описания и объяснения закономерностей жизни человека во всей её специфики и будут раскрыты в дальнейшем изложении содержательных вопросов биографического метода.
^ Операциональный аппарат биографического метода
Операциональный аппарат биографического метода, предназначенный для получения, добывания эмпирической биографической информации и психологической помощи людям, также своеобразен. Здесь широко используются тексты биографического характера, так называемые личные документы, поэтому нередко говорят о методе личных документов. Это роднит его с гуманитарным источниковедением, в котором разработаны приемы критики источников, техника контент-анализа.

Биографический метод в психологии включает в свой арсенал и квазиэкспериментальные методики, опросники, биографическое интервью, сбор свидетельских показаний, продуктов деятельности, графические методики, позволяющие выявить и зафиксировать в удобной для обработки форме факты жизненного пути личности. Так как биографический метод применяется в целях психоконсультирования и коррекции, то в этом плане разработаны особые методики, приёмы и процедуры, в частности биографический тренинг, разные его формы. Они помогают развить позитивное биографическое мышление, поднять уровень самосознания субъекта жизни. О них мы будем специально говорить в последующих главах.
^ Отличительные свойства биографического метода
Подводя итоги нашему первому знакомству с биографическим методом, перечислим его отличительные свойства, которые определяются самим предметом биографических исследований. Метод является историческим: он рассматривает жизнь личности на фоне и в связи с историей общества, поколения, к которому принадлежит субъект жизнедеятельности. История выступает партнером в жизненной драме, она детерминирует исходные условия, макрообстоятельства жизненного пути человека, "единицей” индивидуальной и общественной истории является событие. Как макроистория на уровне общества, так и микроистория на уровне индивида отражается в различного рода текстах - в письменных документах и преданиях, а также памятниках типа продуктов деятельности, реликвий. Психолог, как историк, изучает тексты, материальные памятники прошлой жизни, чтобы по ним воссоздать историю личности, особенно историю ее души. Поэтому и в методической части биографирование сближается с историческим исследованием.

По своей направленности биографический метод является генетическим, а по организационной форме - лонгитюдным. Причем речь не идёт о многолетнем исследовании одних и тех же субъектов, а об охвате длительных периодов жизни за счёт ретроспекции и использования "памятников" прошлой жизни личности, за счет прогнозов и предвидений личности относительного собственного будущего. Лонгитюдность здесь имеет значение темпоральности, т.е. обязательного соотнесения всех биографических данных со временем жизни.

Вследствие указанных свойств биографический метод широко используется для исследований закономерностей развития человека в масштабе индивидуальной жизни от рождения до самой смерти. Становление так называемой всевозрастной психологии не возможно без биографического метода, который в принципе позволяет получить информацию о состоянии развития на всем протяжении жизни человека. Личность развивается в процессах жизнедеятельности, совершая поступки, планируя и осуществляя изменения в собственной жизни и тем самым в собственном развитии. Именно биографический метод помогает раскрыть субъектный характер развития личности, то, кем человек был, что он сделал и кем стал.

Как уже сказано, лонгитюдность биографического метода обеспечивается его значительной ретроспективностью. История жизненного пути - это прошлые события и обстоятельства. Мы можем реконструировать их на основе источников-памятников. Но было бы неверным свести биографическое исследование только к изучению прошедшего времени. Современный биографический метод направлен и в будущее. Субъект жизнедеятельности - изучаемый человек - дает отчет о собственных планах, предвидениях, жизненных ожиданиях, мечтах и т. п., без этой информации биограф не может понять характер жизненного пути и тенденции развития личности. Полоса жизни, принадлежащая настоящему времени, также в поле зрения биографа, ибо в настоящем формируется будущее, осмысливается и переосмысливается прошлое. Вся жизнь в ее временной целостности является объектом биографического исследования.

Биографический метод отличается от лабораторного эксперимента или теста высокой экологической валидностью, естественностью в том смысле, что он оперирует жизненными показателями - данными, которые взяты из естественного хода жизни, не подверженному специальному исследовательскому влиянию (побочное влияние может иметь место, но оно учитывается как помеха для объективности исследования или как фактор личностного развития, что важно для проведения психокоррекционной работы на основе биографического метода).

Жизненные показатели первостепенно значимы в деле изучения таких сложных структурных образований личности, как талант и характер, поскольку те соотносятся не с лабораторными проявлениями личности, а с ее реальным участием в жизненной борьбе и общественно значимом творчестве.

Естественность, жизненность биографического метода задает его синтетический характер, так как он оперирует крупными, целостными единицами, выражающими личность в целом. Именно эта особенность роднит его с искусством, отсюда же значительная описательность метода. В то же время эту особенность не надо абсолютизировать. Современный биограф анализирует жизнь по измеряемым элементам, а затем проводит синтез на основе концепции жизненного пути.

Объективность интерпретации биографических фактов зависит от истинности и четкости руководящей теории жизненного пути, а ее лучше всего строить на основе фактов. Единство анализа и синтеза - общий логический метод научного исследования, в том числе и биографического.

Соответственно в процедуре биографического исследования сочетаются различные конкретные методы как аналитического, так и синтетического характера и потому метод является комплексным. Биографическое изучение личности обычно трудоемко и длительно, развертывается по этапам, опирается на серию конкретных биографических методик и техник.

Психолог понимает жизненный путь как взаимосвязь внешней и внутренней жизни, объективной и субъективной и уделяет последней не меньше внимания, чем событийной канве биографии. Обнаружение фактов внутренней жизни - переживаний зависит от воли самого субъекта жизни. Только он знает о том, что творится в его душе, каково содержание его переживаний. Только он может рассказать об этом в своих исповедях, дневниках, личных письмах, создавая биографические тексты на основе самонаблюдения. Такая особенность метода может быть названа интимностью. Ее необходимо учитывать, устанавливая доверительные отношения, с изучаемым человеком, побуждая его к самораскрытию, преодолевая естественную "защиту биографии".

Трудности глубинного познания жизни личности велики. Поэтому возникают порой сомнения: а под силу ли это науке? Жан-Поль Сартр отвечал на этот вопрос отрицательно: "В действительности субъективная жизнь, переживаемое, не может быть предметом познания, она принципиально не подвластна познанию... Кьеркегор прав, когда он утверждает, что горе, печаль, потребности, сострадание, человеческие заботы не охватываются познанием реальности..., что определенные области действительно не охватываемы человеческой мыслью" (20, 15). И все же наука дерзает познать и понять личность во всей её полноте, и в этом большие надежды возлагает на биографический метод. Без него не постигнуть самого существенного в личности, и психология останется безжизненной, далекой от страдающего, борющегося и самоутверждающегося человека.

Итак, биографический метод - инструмент научного познания человека. Он может дать жизненные факты, без которых теория личности неполна. Его исследовательский потенциал постоянно растёт благодаря усилиям психологов-биографистов* и других ученых. (*В психологии недавно появился наряду со старым термином "биограф" термин - "биографист", относящийся к психологу, специализирующемуся в области психологии жизненного пути, или биографической. Биограф занимается биографией конкретного, обычно выдающегося человека на основе его личных документов, а биографист работает в области психологии жизненного пути и использует разные биографические методы, включая квазиэксперименты.) Но есть и прикладные цели применения этого метода. Он используется как диагностический инструмент в работе с кадрами (личные биографические анкеты, опросники), при обследовании пациентов (анамнез), психологической экспертизе в судебной, педагогической практике.

Наконец, биография так или иначе кладётся в основу психологической помощи личности. На биографической основе возможна психоконсультационная работа, направленная на совершенствование личности через оптимизацию её субъективной картины жизненного пути и самой жизнедеятельности в социальном пространстве и времени.

Представления о закономерностях прохождения жизненного пути в определённом историческом времени служат для личности ориентирами в жизни, чтобы лучше удалось реализовать и развить свои потенциалы, получить подлинное удовлетворение от процесса и результатов жизни. Иначе говоря, анализ биографии сквозь призму теоретической модели оптимального жизненного пути, помогает личности управлять своим развитием. В практическом плане психологи-биографисты накопили опыт создания своеобразного биографического тренинга и отдельных психотехник, повышающих культуру жизни личности (См. гл. 10).

В нашей книге речь будет идти обо всех трёх сферах применения и развития биографического метода — исследовательском, прикладном и практическом. Но главное внимание мы уделяем теории метода, полагая, что она определяет успех в конкретном его использовании в целях психологического познания, диагностики и помощи личности. Причем теория строится на базе представлений об инди­видуальном жизненном пути, и процедура биографического метода раскрывается в процессе монографического исследования личности.
Литература к главе 1

1. Biographie und Psychologie. Herausgegeben von G. Juttemann und H.Thomae. Springer verlag. 1987

2. Allport G.W. The use of personal documents in psychological science.// Soc.Sci.Res.Coun.Bull. 1942. N49

3. Gottshalk L., Kluckhohn C. and Angell R. The use of Personal Documents in History, Anthropoloqy and Sociology // Sac.Sci.Res.Coun.Bull. 1945. N 53

4. Психология и новые идеалы научности.//Вопросы философии. 1993. №5.

5. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?// Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. С.208- 215.

6. Франкл. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс 1990. 368с.

7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознаиия. М.: Наука. 1977. 379 с.

8. Психология: Словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.

10. Buhler Сh. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches probleme. Leipzig, 1933.

11. Логинова Н. А. Ш.Бюлер - представитель гуманистической психологии//Вопросы психологии. 1980. №1. С. 154-158.

12. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 327 с.

13.Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологического развития человеческой жизни//Принцип развития в психологии М.: Наука, 1978. - С 173-196.

14.Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. СПб: СП6ГУ, 1997. 236 с.

15. Выгодская Г.Л. Каким он был//Вопросы психологии. 1996.№5.

16.Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности М.: Наука. 1980. 334 с.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1979.

18. Платонов А.А. Из неопубликованного//Новый мир. 1991. №1. С 130 - 155.

19. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с .

20. Бyeвa Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Психобиографический метод исследований и коррекции личности iconИстория исследований личности
В истории исследований психологии личности можно выделить по меньшей мере три периода: Философско-литературный (работы древних мыслителей...
Психобиографический метод исследований и коррекции личности iconПсихологическая коррекция отклоняющегося поведения личности
Цели и принципы поведенческой коррекции Стимулирование позитивной мотивации Методы коррекции эмоциональных состояний Методы саморегуляции...
Психобиографический метод исследований и коррекции личности iconЛекции по методологии социологических исследований
Метод освещает путь к предмету. «Нас интересует не пол, а то, как он устанавливается», — говорили в Бюро прикладных социальных исследований...
Психобиографический метод исследований и коррекции личности iconЭкстремальное психологическое консультирование примерный перечень тем рефератов
Взаимосвязь самооценки личности с уровнем личностной тревожности и методы его коррекции
Психобиографический метод исследований и коррекции личности iconКнига содержит сетку занятий на год, примеры типовых занятий и материалы по тематическим циклам
Доу №1237 г. Москвы, автор статей «Экспресс-метод при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Психобиографический метод исследований и коррекции личности iconВопросы к экзамену по дисциплине «Международный маркетинг»
Методы выбора целевых сегментов. Метод концентрации (метод «муравья») и метод диверсификации (метод «стрекозы»)
Психобиографический метод исследований и коррекции личности iconРоссийский институт стратегических исследований приволжский центр...
Сулейманов Раис Равкатович, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических...
Психобиографический метод исследований и коррекции личности iconМетодика восстановления нормотоничности  сверхоблегченных  мышц
Резюме. Предложен оригинальный метод восстановления нормотоничности  гиперфацилитированных мышц посредством акупунктурной коррекции...
Психобиографический метод исследований и коррекции личности iconЗадания для усрс тема
Понятие личности преступника. Подходы к пониманию ее сущности, значение для исследований
Психобиографический метод исследований и коррекции личности iconОбласти исследования расстройств личности, ее структуры, факторов...
Основные работы: "Многомерность личности", "Биологические основы личности", "Структура человеческой личности", "Контроль за сознанием"....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница