И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании


НазваниеИ. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании
страница1/7
Дата публикации07.06.2013
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

И.С. Якиманская

Методология и диагностика в психологическом исследовании



(Рекомендации по разработке и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ для студентов-психологов).
. И.С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ. 2001. 43 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-психологов, слушателей специальности «Психология», а также всех, интересующихся методикой и содержанием психологических исследований. Оно включает в себя описание содержательных моментов и методического обеспечения психологического эксперимента и является частью курсов, читаемых автором «Психодиагностика», «Методология и методы психологического исследования».

© И.С. Якиманская, 2001


Содержание


И.С. Якиманская 1

1

Методология и диагностика в психологическом исследовании 1

Введение. 4

Глава 1. Предмет и задачи психодиагностики. 5

Ситуация клиента 8

Ситуация экспертизы 8

ТАТА 9

ОТВЕТ- 9

СТВЕН- 9

НОСТЬ 9

Обследуемый 9

Аттестуемый 9

Диагност 9

^ Глава 2. Классификация и критерии качества методов психодиагностического исследования. 12

Глава 3. Планирование и методика работы психолога-диагноста. 20

^ Глава 4. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы психолога в учреждениях образования. 24

Глава 5. Рекомендации по разработке и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии. 30

Заключение. 38

Литература 38

Приложение 41

Литература 45



Введение.



Современный мир, общество – многогранно и противоречиво и его проблемы все менее поддаются решению привычными способами. Возможно. Поэтому и возникла необходимость в обучении психологов – теоретиков и практиков, которые в силах решать проблемы общества научно-практическими методами.

Любой Вуз готовит студентов к практической работе. Но успех в практике невозможен без умения осмысливать собственную деятельность с научных позиций. Сегодня это положение актуально, как никогда. Ведь любая работа психолога представляет собой научное исследование, в ней никогда нет единых правил и догм, но всегда есть момент творческого осмысления психического с помощью общепринятых нормативов.

Это обстоятельство повышает значение самостоятельных, исследовательских форм в обучении психологов – рефератов, курсовых и дипломных работ. Их выполнение предполагает умение не только пользоваться научными знаниями, но и в определенной степени их производить. Такое умение составляет содержание методологической компетентности психолога как профессионала.

Методологическая компетентность предполагает знание психологом-практиком определенных правил научного познания, умение применять их в процессе решения профессиональных задач.

Используя предлагаемый в пособии материал, студенты могут приобрести умения, необходимые им для решения практических исследовательских задач, научиться видеть проблему, выдвигать гипотезу, осуществлять эксперимент, анализировать ход поиска решения задач.

Автор заранее выражает признательность за критические замечания и предложения по поводу публикуемого материала.
^

Глава 1. Предмет и задачи психодиагностики.



Связь психологии как научной дисциплины с практикой человеческой деятельности определяет психодиагностика. Именно ее потенциал используется при профотборе и профориентации, построении различного рода психологических прогнозов, в консультировании и психотерапии. Но психодиагностика не только сфера практической деятельности, но и наука, то есть имеет свой предмет исследования.

Несмотря на то, что психодиагностика существует достаточно давно, предмет ее определяется неоднозначно. Так А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в качестве предмета: а) методологические, теоретические и конкретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений; б) методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических исследований; в) дифференциальную психометрику как методологию обнаружения различий; г) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.(11)

К.М. Гуревич и Г.А. Берулава говорят о предмете, как и теоретико-операциональных принципах конструирования методик, правилах и практике их применения, процедурах проведения диагностических испытаний, правилах обработки и истолкования полученных результатов(12).

Некоторые исследователи рассматривают психодиагностику как постановку диагноза, определяя его как конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности. Целью является оценка актуального состояния человека, прогноз дальнейшего развития и разработка рекомендаций. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Согласно Л.С. Выготскому, различают три уровня диагностики:

1) Симптоматический - устанавливаются те или иные особенности исследуемого, не указывая на их причины и место в структуре личности.

2) Этиологический - определяются причины обнаруженного явления.

3) Типологический - определяется место и значение полученных данных в целостной динамической картине личности.

Г. Вицлак рассматривает психическое как диагностически релевантное в системах отношений:

- интраиндивидуальных (взаимосвязи психических свойств личности);

- интериндивидуальных вариациях (установление различий между индивидом и другими людьми);

- субъект-объектных и субъект-субъектных (отношения человека к окружающей среде и требованиям общества);

Такой подход обусловливает комплексность психодиагностического исследования.

Таким образом, трактовка предмета определяет психодиагностику как теоретическую дисциплину, включающую содержание психических явлений и практику их изучения: выделение соответствующих диагностических переменных и конструирование методов их измерения (14).

История развития психодиагностики как науки проясняет сложности в определении ее предмета. Наиболее важными источниками становления психодиагностики являются:

- экспериментальная психология.

Возникновение экспериментальной психологии связано с именем Г.Фехнера (1860 г.), который впервые обосновал психофизический метод исследования, затем В.Вундт заложил основы эксперимента и она стала ведущим направлением эмпирической психологии. Первоначально экспериментальная психология занималась изучением элементарных психических свойств и процессов, возникающих под влиянием определенных раздражителей, раскрывала некоторые общие закономерности в виде математических моделей. Основной закон Фехнера - описание зависимости между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя - первый количественный закон психологии. Он используется и в психодиагностике, где психические реакции вызываются посредством стандартизированных наборов стимулов.

- дифференциальная психология.

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия, но это не психология индивидуальности, а наука о существенных различиях в психических функциях и свойствах. А.Бине и В.Анри в своих работах (1896 г.) признали возможным и необходимым исследование высших психических функций: памяти, мышления, представлений. Исследования В.Штерна (1900 г.) касались различий в психических свойствах и формах их проявления. Проводился анализ различных популяций, различий по полу, возрасту и др. Без достижений дифференциальной психологии, психодиагностика, целью которой является исследование конкретной личности, не смогла бы превратиться в самостоятельную дисциплину.

Таким образом, возникновение психодиагностики характеризуется переходом от исследования индивидуальных различий к исследованию индивидуальности. Но психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняют друг друга, образуя единое целое.

- прикладная психология.

В.Штерн в 1907 г. выпустил журнал прикладной психологии, заложив основу области науки. Он провел различие между психологической оценкой (психодиагностика) и психологическим воздействием (психотехника), как составными частями прикладной психологии. Штерн подчеркивал специфичность диагностических проблем психологии и сформулировал принцип единства диагностики и развития личности - одной из необходимых методологических основ практики диагностики.

До сих пор отсутствует четкое и однозначное определение предмета прикладной психологии. В общем, считается, что она занимается вопросами, не относящимися к общей психологии, а всем тем, что служит совершенствованию взаимоотношений человека и общества.

- тестология.

Наука, оказавшая наиболее сильное влияние на психодиагностику, так как ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые сохранились до настоящего времени. Основатель тестологии - Дж. Кеттелл, ввел термин "тест" (1890 г.), ставил задачу изучения целостной личности. Но в основе его исследований лежало представление о личности как совокупности отдельных свойств, что не давало возможности для выводов о ее индивидуальном своеобразии. В дальнейшем были предприняты попытки (А.Бине, Г.И.Россолимо) охвата целостной личности и установления связей между ее различными свойствами с помощью комплексных тестов.

Понятие "тест" - важно для психодиагностики и его содержание определяется как (Л.В.Ительсон) такого рода психологический опыт, который ставится с целью выявить ранговое место испытуемого внутри группы в отношении какого-либо признака. Для В.Гутьяра тест - это такой метод испытания, когда в стандартизированной ситуации устанавливаются определенные признаки или свойства личности, по которым определяется место личности в группе сравниваемых лиц. Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов определяют тест как стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Выделим общие и значимые моменты в этих определениях теста:

- прежде всего, тест является психологическим опытом,

- он связан с испытанием, оценкой тестируемого,

- оценка проводится путем сравнения индивида с группой,

- тестовое испытание всегда стандартизировано, то есть его условия - результат теста представлен количественно и качественно(5,19).

Таким образом, предмет психодиагностики как науки многогранен и ориентирован эмпирически, что позволяет рассмотреть ее задачи на прикладном уровне.

В практике психодиагностики задачи определяются организацией исследования и связаны с распределением ответственности за его результат:

1) Исследование в ситуации клиента предполагает, что полученные данные будут использоваться обратившимся. Его варианты:

а) результат используется самим клиентом, например для саморазвития, коррекции поведения. Диагност при этом ответственен за корректность данных, этические аспекты диагноза, а клиент - за пути их использования;

б) результат используется самим психологом-диагностом для постановки диагноза и определения путей психологического воздействия. Ответственность за технологию получения и использования данных лежит на психологе, а обратившийся за помощью имеет другие цели и, следовательно, ответственен за их исполнение.

2. Исследование в ситуации экспертизы связано с оценкой, причем о ее присутствии известно и диагносту и испытуемому. В этом случае обследование затруднено тем, что возникает проблема доверия в отношениях диагност-испытуемый, и необходимо уделять этому внимание. Важным моментом ситуации является и возрастание ответственности диагноста, связанной с организацией обследования и использованием его результатов.

Можно выделить два варианта ситуаций:

а) результаты диагностики используются администрацией учреждения в целях вынесения суждения о соответствии-несоответствии должности для обследуемого;

б) результат используется специалистом, находящимся на одном статусном уровне с диагностом. В этом случае целью является комплексное воздействие.
Практика психодиагностики



  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании iconАнкета Уважаемые респонденты! Просим Вас принять участие в научном...
Просим Вас принять участие в научном психологическом исследовании. Ваше мнение очень важно для нас, поскольку способствует развитию...
И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании iconТопическая диагностика телесно-эмоциональных нарушений
При специальном психотерапевтическом исследовании, включающем эмпатическое прикосновение и другие приёмы, этих зон обнаруживается...
И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании iconВопрос Методологические основы тгп. Методология
Методология (в широком смысле) – система взаимосвязанных элементов, которые вырабатывают подходы; методы изучения
И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании iconПрограмма курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции
Тема Теория и методология истории: предмет и задачи курса. Теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия...
И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании iconВопросы к экзамену «Социально-педагогическая диагностика»
Диагностика влияния неблагоприятных факторов среды на формирование вредных привычек
И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании iconЛекция Аллергические заболевания. Отек Квинке. Многоформная экссудативная...

И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании iconНейроциркуляторная дистония. Этиология. Патогенез. Классификация...
Гипертоническая болезнь. Этиология. Факторы риска. Патогенез. Классификация. Клинические варианты течения. Диагностика. Лечение в...
И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании icon2. Методы педагогической психологии
Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Методология как система принципов и способов организации,...
И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании iconЭкзаменационные вопросы по хирургическим болезням для студентов 5...
Опухоли и кисты средостения. Классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Показания к операции
И. С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании iconЗанятия №11
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница