Мышление


НазваниеМышление
страница1/20
Дата публикации07.06.2013
Размер3.57 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Н. Е. Веракса

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ

Уфа 2006

2

УДК 111.1
ББК 87.21
В 31

В31

Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление [Текст]: монография / Николай Евгеньевич Веракса; текст подготовлен к печати И. Б. Шияном, О. А. Шиян, Е. В. Глядешиной; [обращение к читателям О. А. Шиян, И. Б. Шияна; послесловие Е. Е. Крашенинникова]. — Уфа: Вагант, 2006. — 212 с. — 500 экз. — ISBN 5-9635-0050-8.

Предлагаемая Вашему вниманию книга — докторская диссертация Николая Евгеньевича Вераксы, защищенная в 1991 году. В ней подведены итоги становления психологической научной школы диалектического мышления и определены перспективы дальнейших исследований.

Издание адресуется психологам, педагогам, работникам образования, а также широкому кругу читателей.

УДК 111.1
ББК 87.21

ISBN 5-9635-0050-8

© Веракса Н. Е., 2006
© Вагант, 2006

3

ОГЛАВЛЕНИЕ

Обращение к читателям

5

ВВЕДЕНИЕ

8

ГЛАВА I.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ




§ 1. Мышление и логика

12

§ 2. Две формы логики — две формы мышления

20

§ 3. Исследования диалектического мышления в психологии

26

§ 4. Вопросы диалектики в исследованиях творческого мышления

35

§ 5. Деятельностный подход как основа психологического исследования диалектического мышления

40

^ ГЛАВА II.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ




§ 1. Преобразование репродуктивных противоречивых ситуаций детьми

48

§ 2. Преобразование актуальных противоречивых ситуаций со скрытыми свойствами

56

§ 3. Преобразование предвосхищающих противоречивых ситуаций

69

^ ГЛАВА III.




СРЕДСТВА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ




§ 1. Проблема мыслительных средств в психологии

92

§ 2. Проблема средств диалектического мышления

99

§ 3. Изучение развития комплексных представлений у дошкольников

107

§ 4. Исследование особенностей циклических представлений у детей дошкольного возраста

114

§ 5. Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления

121

4

^ ГЛАВА IV.

МЕХАНИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПУТИ ЕГО АКТИВИЗАЦИИ




§ 1. Механизм диалектического мышления

126

§ 2. Сравнительное изучение механизма диалектического мышления

137

§ 3. Активизация диалектического мышления у детей дошкольного возраста

143

§ 4. Перспективы изучения диалектического мышления

150

ГЛАВА V.




^ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО




§ 1. Диалектическое мышление в творчестве дошкольников

158

§ 2. Система диалектических умственных действий в научном творчестве Л. С. Выготского

162

§ 3. Диалектические преобразования в техническом творчестве

171

§ 4. Диалектическое мышление в народном литературном творчестве

178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

188

Послесловие

210

5

Обращение к читателям

Предлагаемая Вашему вниманию книга — докторская диссертация Николая Евгеньевича Вераксы, защищенная в 1991 году. В ней подведены итоги становления психологической научной школы диалектического мышления и определены перспективы дальнейших исследований.

Первые статьи, в которых вводилось и обосновывалось понятие диалектического мышления были опубликованы в 1985—1987 годах. Н. Е. Вераксой и группой исследователей под его руководством были проведены исследования, позволившие обнаружить и описать этот феномен в мышлении детей-дошкольников и взрослых.

Концепция диалектического мышления является логичным выражением в пространстве психологической науки философии Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Г. В. Ф. Гегеля, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева. Опираясь на исследования Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, М. Вертгеймера, В. В. Давыдова, положив в основание собственного исследования представление о диалектической логике, как об особой форме мышления ребенка и взрослого, Н. Е. Веракса предлагает оригинальный, аргументированный ответ на вопрос, откуда в мышлении человека появляется новое, раскрывает механизмы творчества. Безусловно, революционной является идея о единстве мыслительных механизмов творчества детей дошкольного возраста и взрослых, выдающихся ученых, изобретателей, поэтов, политиков. Понимание диалектической логики как особой формы мышления позволяет обсуждать диалектические преобразования не только на понятийном, но и на образном уровне.

Особый этап в развитии идей научной школы Н. Е. Вераксы — формирование представления о диалектическом мышлении как об особом исследовательском методе, позволившем обсуждать задачу построения диалектической психологии.

Прошедшие шестнадцать лет были годами активной жизни заявленных в диссертации идей: одно из убедительных доказательств этого — подготовленный заинтересованный читатель, который эту книгу ожидает с нетерпением. Дело в том, что предложенная Н. Е. Вераксой концепция развития творческих способностей настолько притягательна и сложна одновременно, что вокруг нее постоянно создается напряженное поле научного обсуждения, в которое втягиваются все новые люди: студенты, аспиранты, психологи, педагоги.

Однако научное направление, занятое проблемами творчества, требует от своих адептов решения сложной задачи: принадлежность к любой «школе» подразумевает исповедание некоторых общих оснований, в то время как идеология творчества с необходимостью требует их преобразования, отрицания. Именно поэтому у «посвященного», но пытливо настроенного читателя, берущего в руки эту книгу сегодня, может возникнуть

6

вопрос: не ушла ли теория с тех пор настолько далеко, что книга стала представлять скорее историческую ценность?

Действительно, за минувшие годы идеи, намеченные в начале 90-х Н. Е. Вераксой, были развернуты им самим и его учениками в целом ряде исследований. Использованный в работе способ анализа реальности — физического и культурного мира, с одной стороны, и психики, с другой, — был отрефлексирован как особый структурно-диалектический метод. Этот метод оказался продуктивным не только при исследовании когнитивной сферы, но и при понимании и моделировании социальных ситуаций (аналогичный путь в психологии, пожалуй, проделала только концепция Курта Левина).

Однако эта книга все же не устарела именно в силу своего специфического содержания, ведь она — о методологии исследования творчества. Защищенная в 1991 году диссертация называлась «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников», а книга, которую читатель держит в руках, называется иначе — «Диалектическое мышление». И дело не в том, что автор когда-то ошибся с выбором названия; именно из перспективы сегодняшнего дня можно адекватно оценить событие шестнадцатилетней давности: несомненно, «защищался» не некоторый частный феномен умственного развития детей, но принципиально новый предмет психологического исследования и соответствующий данному предмету метод. Этим новым предметом стали психологические механизмы творчества (в широком смысле — детского, научного, художественного), а методом — продуктивное оперирование противоположностями.

Жанр диссертационного текста, впервые вводящего понятие в нормативное научное пространство, предполагает апелляцию к понятиям, уже укоренившимся в науке: задача автора состоит в том, чтобы убедить коллег, что новое понятие имеет солидные научные связи, его преемственность очевидна. Однако последовательное применение к самому тексту Николая Евгеньевича излагаемого в нем методологического принципа заставляет читателя проблематизировать содержание, побуждая задавать вопросы не только о связи заявленных понятий с уже привычными, но и об их принципиальном различении: о том, например, как соотносятся понятия «диалектического мышления» и «творческого мышления», «противоречивая» и «проблемная ситуации» и т. д. Повторим: эти вопросы возникают именно у вдумчивого читателя, способного почерпнуть в книге сам заявленный метод исследования — метод выявления и разрешения противоречий, т. е. не только букву, но и дух текста Н. Е. Вераксы.

Известно, что художественный текст вызывает особую реакцию — эстетическую, позволяя читателю пережить катарсис. Если прибегнуть к аналогии, можно сказать, что подлинно научный текст — это текст, который передает не только некоторое содержание, но и сам способ научного действия — постановки вопросов, научного сомнения и т. д. Можно смело

7

сказать, что читатель книги «Диалектическое мышление» держит в руках именно такой — развивающийся и развивающий — текст, который не только не устаревает со временем (при подготовке к печати в него была внесена лишь незначительная редакционная правка), но и, напротив, обрастает новыми смыслами и вопросами, включаясь в современный контекст развития теории.

Однако книги для того и пишутся, чтобы идея могла выбраться за пределы натурально сложившегося сообщества. Что может открыть в ней человек «непосвященный»?

Не будем пытаться в предисловии обосновывать ценность концепции Н. Е. Вераксы: его книга справится с этим гораздо успешнее. Приведем пока только аргумент в пользу того, чтобы за книгу вообще взяться, и аргумент этот таков: «Диалектическое мышление» — это авторский текст. Дело в том, что авторы — это увлеченные люди, они убеждены в верности собственной идеи, им чужды релятивистские рассуждения о том, что «есть много точек зрения». Авторы рассматривают все научное пространство как стянутое напряжением некоторого вопроса, и снять напряжение позволяет именно новая концепция.

Предвидим, что все сказанное может некоторых читателей не привлечь, а отпугнуть: авторский текст иногда вызывает подозрения в пристрастности и кажущемся субъективизме, особенно, если у читателя в глубине души живет надежда, что где-то, например, в бесстрастных учебниках, выражена «объективная точка зрения».

Можно возразить на это, что, конечно, объективная истина есть, иначе научный поиск не был бы таким драматичным, однако не существует иного пути к ней, кроме самоотверженно проложенных авторских троп.

М. Анчаров писал, что «следы полета одного человека помогают взлететь другому». Человек, читающий авторские тексты, получает возможность не только пройти по чужой тропе, но и научиться прокладывать собственную.

О. А. Шиян, И. Б. Шиян
Москва, 2006

Текст подготовлен к печати И. Б. Шияном, О. А. Шиян, Е. В. Глядешиной.
Печатается с незначительными сокращениями.

8

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость психологического изучения генезиса диалектического мышления определяется тем значением, которое на современном этапе общественного развития приобретают «механизмы» мыслительной деятельности человека, направленной на анализ сложных диалектических процессов, происходящих в действительности. Нужно отметить, что в настоящее время все более остро ставится вопрос о воспитании творческой личности, обладающей новым мышлением, позволяющим разобраться в сложных, противоречивых явлениях и принять оптимальное решение. Гибкое, диалектическое мышление, способное оперировать парадоксами, с необходимостью входит в состав нового мышления.

В современной философской литературе в качестве универсального инструмента познания рассматривается диалектика. Возрастание интереса к диалектическому методу познания позволяет говорить об актуальности изучения диалектического мышления, опирающегося на диалектику. Важно подчеркнуть также и то обстоятельство, что универсальность диалектического метода обусловливает возможность анализа диалектического мышления как формы творческого мышления.

Психологическое изучение диалектического мышления связано с необходимостью понять его как родовую форму мыслительной деятельности человека. В. В. Давыдов отмечает: «Психологическое изучение формирования и функционирования мышления у индивида остается сугубо эмпиричным, если оно не опирается на результаты логических исследований строения «механизмов» родового мышления, присваиваемых индивидом и превращаемых в формы собственной субъективной деятельности» (В. В. Давыдов, 1972, с. 334). В современной научной литературе все более отчетливо формулируется идея о том, что базовые компоненты родового мышления человека на различных этапах его культурно-исторического развития остаются инвариантными. Они фиксируются в соответствующих логических структурах. «Совокупность этих логических структур образует глубинную архитектонику мышления, общую в своих основах для всех ступеней культурно-социального развития, и составляет существенный момент единства человеческого рода» (М. Г. Макаров, 1988, с. 5). В свете этой идеи становятся понятными некоторые результаты, полученные в антропологии, этнографии и лингвистике. В них отмечается общность логики современного и первобытного человека. В. П. Алексеев подчеркивает невозможность существования иррационализма в первобытном обществе: «...элементарный анализ той сферы сознания, которая охватывает эмпирический опыт, показывает, что эта сфера у первобытного человека, как и у человека развитого современного общества, есть сфера чистой логики, никакой иррационализм, никакое сопричастие не по действительным, а по кажущимся связям в ней невозможны, эмпирический опыт сразу же перестает
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Мышление iconЛюбовь к мудрости, эпоха схваченная мыслью, искусство мыслить, учение...
Дискурсивное мышление(от лат discursus — рассуждение)- логическое мышление в понятиях, идущее последовательно, шаг за шагом в противоположность...
Мышление iconРечь и мышление ребенка dvs1 (4pda) «Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка»:...
Данная книга швейцарского психолога Жана Пиаже является результатом многолетних исследований таких психических функций в детском...
Мышление iconКнига поможет вам изменить стереотип мышления, например, превратить...
Автор книги — яркая и удачливая женщина, высокооплачиваемый консультант по Фэн Шуй, в настоящее время проводит семинары по достижению...
Мышление icon2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой
Философское мышление возникает из мифологического и вместе с тем разрушает его (хотя мифологическое мышление до сих пор остается...
Мышление iconАнаксагора завершается первый этап истории философии: этап бессознательной...
Не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все едино”. И только у Анаксагора мыслящее мышление выступило как первоначало. Анаксагор,...
Мышление icon1. Предмет логики, ее значение для научно-практической деятельности...
Учебно-методическое пособие предназначено для занятий по логике на дневном и заочном отделениях скагс и включает в себя тематический...
Мышление iconДизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей Тим Браун
Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей
Мышление iconВертгеймер М. В 35 Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С....
В 35 Продуктивное мышление: Пер с англ./Общ ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987....
Мышление iconМышление активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т п
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т п
Мышление iconУрока
Развивать наглядно-образное мышление, память, внимательность, познавательный интерес
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница