В. А. Ганзен описание психических состояний человека


Скачать 128.39 Kb.
НазваниеВ. А. Ганзен описание психических состояний человека
Дата публикации08.06.2013
Размер128.39 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
В. А. Ганзен

ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА1

1 Фрагменты из книги «Системные описания в психологии». Л., 1984. С. 126— 142.

Общее описание психического состояния.

Применительно к поставленной задаче системного изучения психических состояний человека и получения структурной мо­дели (схемы) их анализа, описания и экспериментального ис­следования состояние человека понимается как сложное, це­лостное, полифункциональное и полиструктурное явление. Та­кое рассмотрение позволяет считать психическое состояние человека объектом системного описания. Срезом исследования, дающим возможность получить наиболее полный набор харак­теристик объекта, стали имеющиеся формы описания психиче­ского состояния человека различных уровней обобщенности: от самых общих описаний до описаний определенных состояний у конкретного субъекта.

В процесса анализа существующих форм описания психи­ческих состояний человека были выявлены: качественно не­строгие описания на литературном языке (художественные), описания качественно строгие (терминологические) и описания количественные, полученные в результате экспериментальных измерений (эмпирические). Литературные описания брались в виде отрывков художественных произведений (прозаических и поэтических). Например, описание состояния душевного покоя в повести А. М. Горького «В людях»: «Лес вызывал у меня чув­ство душевного покоя и уюта, в этом чувстве исчезали все мои огорчения, забывалось неприятное, и в то же время у меня рос­ла особая настороженность ощущений: слух и зрение станови­лись острее, память более чуткой, вместилище впечатлений глубже».

К терминологическим описаниям были отнесены моногра­фии и статьи (или их части), посвященные теоретическому ана­лизу психических состояний человека. Примером их может слу­жить монография В. В. Суворовой (1974). Эмпирические описа­ния включают в себя научные статьи, отчеты, части статей и монографий, освещающие экспериментальные исследования конкретных психических состояний человека, например, статья Г. И. Акинщиковой (1969).

Все три вида описаний, дополняя друг друга, вносят суще­ственный вклад в создание целостного образа психического со­стояния человека. Так, художественные описания наиболее полно отражают многообразие индивидуальных проявлений субъективной (переживательной) и поведенческой сторон со­стояний. Результаты экспериментальных исследований пред­ставляют собой количественное выражение происходящих у человека в том или ином состоянии изменений. Обобщение и научный анализ всех данных проводятся в терминологических описаниях.
^ Общая структура психического состояния

Следующей задачей системного изучения психических состоя­ний человека является проведение структурного анализа полу­ченного множества их характеристик во всех трех формах опи­сания. Осуществляется этот анализ, согласно системному под­ходу, через определение отношений между элементами систе­мы, которые в совокупности дают представление о ее структуре. В процессе структурного анализа выявлены следующие основные взаимоотношения характеристик психических состояний, вытекающие из самой природы объекта: уровневость, совпада­ющая с уровневостью организации человека, субъективность — объективность и степень обобщенности (общие, особенные, индивидуальные). На базе каждого из них формируется одна из трех подструктур общей структуры психических состояний че­ловека. Первая подструктура, иерархическая, образована ха­рактеристиками каждого из четырех основных уровней органи­зации состояния: физиологического, психофизиологического, психологического, социально-психологического. Вторая под­структура, координационная, раскрывает наличие в каждом из состояний субъективной (переживания самого человека) и объективной (данные исследователя или наблюдателя) сторон. Третью подструктуру состояний образуют три группы характе­ристик: общие, особенные и индивидуальные, которые находят­ся между собой в отношении включения.

Структурная схема психического состояния (рис. 1.1) дает представление о трех перечисленных подструктурах и их взаи­моотношениях в единой структуре состояний. Самый нижний, физиологический, уровень иерархической подструктуры вклю­чает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень — вегетативные реакции, из­менения психомоторики, сенсорики; психологический уро­вень — изменения психических функций и настроения челове­ка. Характеристики поведения, деятельности и отношения че­ловека в том или ином состоянии объединены на социально-пси­хологическом уровне.

Включение всех перечисленных характеристик в компонент­ный состав психического состояния не противоречит общепри­нятым представлениям. Однако две из них: настроение и отно­шение человека, находящиеся соответственно на психологиче­ском и социально-психологическом уровнях, — нуждаются в дополнительном обсуждении. Так, в литературе имеются про­тиворечивые взгляды на природу настроения, его источники и связь с прочими состояниями человека. Одни авторы счита­ют настроение самостоятельным психическим состоянием (С. Л. Рубинштейн, Г. А. Фортунатов, П. М. Якобсон). Другие видят в настроении совокупность нескольких психических со­стояний при доминировании одного, придающего эмоциональ­ную окраску сознанию (К. К. Платонов, Г. Г. Голубев).



Будем считать, что настроение является компонентом, а зна­чит, и характеристикой любого состояния. Создают настроение, во-первых, интероцептивные ощущения, о которых И. М. Сече­нов писал: «Общим фоном для относящихся сюда многообраз­ных проявлений служит то смутное валовое чувство (вероятно, из всех органов тела, снабженных чувствующими нервами), ко­торые мы зовем у здорового человека чувством общего благосо­стояния, а у слабого и болезненного — чувством общего недо­могания. В общем, фон этот хотя и имеет характер спокойного, ровного, смутного чувства, влияет, однако, очень резко не толь­ко на рабочую деятельность, но даже и на психику человека. От него зависит тот здоровый тон во всем, что делается в теле, ко­торый медики обозначают словом vigor vitalis, и то, что в психи­ческой жизни носит название "душевного настроения"» (Сече­нов И. М., 1923).

Вторая важная детерминанта настроения — отношение че­ловека к окружающей действительности, к самому себе и т. д. в каждый момент времени. Именно такой взгляд на настроение и позволяет считать его характеристикой настроя, синхрониза­ции психической и физиологической организаций человека в любом состоянии. Можно добавить к этому, что в психиатрии настроение издавна является важной характеристикой всех ти­пов патологических состояний.

Отношение человека — центральная, системообразующая характеристика (по терминологии П. К. Анохина) всего компо­нентного состава психического состояния. В структуре состоя­ния она представляет уровень сознания и самосознания челове­ка. Отношение как характеристика сознания — это отношение к окружающей действительности; как характеристика самосо­знания — это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т. е. установление равновесия между внешними влияниями, внут­ренним состоянием и формами поведения человека.

Отношения человека рассматриваются под углом зрения те­ории отношений В. Н. Мясищева (1960), согласно которой вся психическая деятельность людей в значительное мере опреде­ляется отношением человека к объектам и процессам действи­тельности, к другим людям, к самому себе, т. е. всей его лично­стью. Анализ роли характеристики отношения в компонентном составе психического состояния подтверждает общие выводы теории отношений и позволяет называть целостное состояние человека, охватывающее все структурные уровни его организа­ции, именно психическим состоянием.

Во второй подструктуре психических состояний, координа­ционной, происходит дальнейшее упорядочение характеристик их компонентного состава по признаку субъективности—объек­тивности. Субъективными принято считать характеристики психических явлений, сложившиеся у субъекта в процессе са­монаблюдения. Объективные характеристики психических яв­лений получаются в результате внешнего, объективного (пря­мого или косвенного) наблюдения поведения и деятельности субъекта.

Из истории психологии известно, что отношение исследова­телей к субъективным характеристикам психических явлений колебалось от подчеркнутой идеализации (интроспективная психология) до полного отрицания (бихевиоризм). Советская психология исходит из единства внешнего и внутреннего, т. е. из единства субъективного и объективного в любом психическом явлении. Определяющим в этом единстве признает­ся объективное — характеристики, полученные объективными методами исследования. Однако отсюда не вытекает, что субъективные данные о чувствах и переживаниях субъекта не имеют научной ценности. Считать так, по справедливому мне­нию С. Л. Рубинштейна, — значит отрицать осознанность пере­живания, а следовательно, отрицать сознание. Субъективные и объективные характеристики психических состояний человека являются характеристиками одного и того же объекта, доста­точно полное изучение которого, исходя из единства внутрен­него и внешнего, невозможно без привлечения тех и других.

Третья подструктура психических состояний упорядочива­ет характеристики их компонентного состава по степени обоб­щенности: общие, особенные, индивидуальные. Известно, что одной из целей любого психологического исследования являет­ся раскрытие индивидуальных, специфических психологиче­ских закономерностей объекта. При изучении психических со­стояний эта цель достигается анализом их конкретных индиви­дуальных характеристик у того или иного субъекта. Однако дальнейшая цель психологического исследования предполага­ет переход единичного к общему. Это означает, что изучение индивидуальных характеристик психического состояния может быть лишь промежуточным этапом анализа. Полный цикл его предполагает выявление в индивидуальных характеристиках особенных, а затем общих, т. е. раскрытие третьей подструкту­ры состояния.
^ Функциональный анализ психического состояния

После рассмотрения компонентного состава и структуры пси­хических состояний проведем их функциональный анализ. О сложности, многообразии функции психических состояний свидетельствует широта ее толкований: интегративная и при­способительная, регуляторная, организующая и дезорганизую­щая, функция замещения недостатка информации, ориентиро­вания в среде, уравновешивающая функция всех психических состояний и т. д.

Обобщая существующие по этому вопросу мнения, можно сделать вывод, что сложная функция психических состояний включает в себя все перечисленные выше подфункции. Основ­ная ее роль заключается, как видно из выполненного системно­го анализа, в сохранении характера динамики и взаимодействия подсистем психики и сомы (с доминированием психики) в про­межутках времени между двумя последовательными, значимы­ми для субъекта изменениями среды. В итоге проведенного сис­темного анализа сложилось понимание психического состояния как сложного психического явления, характеризующегося опре­деленной выше наиболее общей функцией.

Разработанная структурная схема системного подхода была применена к описанию ряда конкретных психических со­стояний. В описаниях, например, стресса и утомления: ху­дожественных (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Островский и др.), терминологических (Э. Крепелин, К. X. Кекчеев, X. И. Вайнштейн, И. А. Кулак, Г. Селье, Л. Грехем и др.) и эмпирических (К. К. Платонов, В. Л. Марищук, Ф. Д. Горбов, Н. И. Наенко и др.) — выделены все отмеченные и изучаемые характеристики состояний.

Полученное множество характеристик упорядочено нами при помощи структурной схемы анализа и описания психиче­ских состояний, т. е. проведены операции дифференциации ха­рактеристик по основным уровням схемы, разделения их на объективные и субъективные, общие, особенные и индивидуаль­ные (табл. 1.1). В связи с тем, что состояние стресса и утомле­ния взяты для анализа в абстрагированном от конкретных усло­вий и субъектов виде, то характеристики их представлены в таб­лицах обобщенно, без указания пределов количественных изменений.

Рассмотрим более подробно компонентный состав стресса в его структурных взаимоотношениях (табл. 1.1). Общие объек­тивные и субъективные характеристики всех структурных уров­ней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присут­ствующее в различных (по причине, продолжительности, инди­видуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них (объективные характеристики физиологического уровня) отра­жает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, напри­

мер, комплекс неспецифических физиологических сдвигов раз­личных уровней: биохимических (повышение концентрации ад­реналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилоч-ковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного трак­та) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характери­стики (субъективные и объективные) более высоких уровней тесно связаны с физиологическими сдвигами. Первые являют­ся самыми ранними сигналами их в сознании человека (ощуще­ние напряжения в состоянии стресса), а вторые — ближайшим следствием их (нарушение двигательной координации, вегета­тивные реакции, расстройство внимания, изменения поведения в состоянии стресса).

В группе особенных объективных характеристик стресса от­ражены изменения, наблюдаемые на фоне общих сдвигов у дос­таточно больших групп людей в таком состоянии, возникшем в конкретных условиях. Это нарушение двигательной координа­ции, расстройство сенсорики, памяти, мышления, воли, воспри­ятия времени, речи. В группе особенных субъективных харак­теристик социально-психологического уровня стресса представ­лено отношение человека к деятельности или ситуации. От того, каким оно будет в каждом конкретном случае, зависит ин­дивидуальное своеобразие протекания этого состояния.

Третья группа — индивидуальных субъективных и объек­тивных характеристик — представляет многообразие индиви­дуальных проявлений характеристик всех уровней, присущих конкретным субъектам в состоянии стресса.

Понятно, что заполненность таблиц зависит от уровня изу­ченности психических состояний. И хотя опубликовано уже достаточно большое количество работ, посвященных стрессу и утомлению, эти состояния в них не раскрываются во всей пол­ноте, целостности и личностной обусловленности. В литерату­ре о психических состояниях отсутствуют данные об изменени­ях, происходящих на всех структурных уровнях, о субъектив­ной и объективной сторонах тех или иных характеристик, об отношении как характеристике состояния и т. д.

Сведения обо всех этих характеристиках любого психиче­ского состояния можно получить путем экспериментального исследования, в котором разработанная структурная схема вы­полняет свое главное назначение — становится его програм­мой. Причем схема может быть использована как программа эк­спериментального исследования любого конкретного психиче­ского состояния у каждого конкретного состояния и у группы людей. В первом случае изучению подвергаются индивидуаль­ные характеристики состояния всех структурных уровней; во втором — к нему присоединяется исследование особенных и об­щих характеристик.

Упорядоченные или полученные экспериментальным путем по разработанной схеме единообразные системные описания психических состояний откроют новые возможности в их изу­чении. С их помощью может быть проведена более точная клас­сификация психических состояний. Эти описания помогут рас­ширить нынешние представления об их структуре, функции, механизмах и методах исследования.
^ Место и роль психических состояний в системе психических явлений

После выхода в 1964 г. книги Н. Д. Левитова «О психических состояниях человека» термин «психическое состояние» полу­чил широкое распространение. Если раньше психологию опре­деляли как науку о психических процессах и свойствах лично­сти, то сейчас в большинстве учебников психологии встречает­ся такая формулировка: психология — это наука о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Вполне есте­ственно встают вопросы о соотношении процессов, состояний и свойств личности, о роли и месте психических состояний в сис­теме психических явлений.

В определении психического состоянии, предложенном В. М. Мясищевым, отмечается, что психические состояния слу­жат фоном для психических процессов в силу их меньшей под­вижности, так сказать, большей «постоянной времени». Еще медленнее изменяются свойства личности. Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности.

Уже говорилось, что психические состояния, как и другие психические явления, можно рассматривать с позиции общего, особенного и единичного. Здесь надо подчеркнуть, что выбор того или другого уровня рассмотрения зависит от задачи, а сами задачи, так же как содержание и формы системных описаний, в свою очередь, зависят от уровня рассмотрения. С позиций об­щего исследуются характеристики, присущие всем состояниям и существующие у всех людей. С позиций особенного изучают­ся характеристики отдельных определенных состояний безот­носительно к индивидуальной специфике их протекания у конк­ретного человека. С позиций единичного рассматриваются реа­лизации конкретного состояния у данного человека. Такие состояния изучаются в эксперименте. Они протекают в реаль­ном времени и могут быть названы актуальными психическими состояниями. Именно их мы будем иметь в виду, обсуждая да­лее вопрос о месте и роли психических состояний в системе пси­хических явлений.

В фазе бодрствования в каждый момент функционируют од­новременно несколько психических процессов (внимание, па­мять, ощущения, эмоции и т. д.). Интенсивность их протекания меняется, но остаются одновременность и непрерывность во времени. Каждый процесс характеризуется регулируемыми пе­ременными и рядом параметров, которые тоже изменяются во времени, хотя и медленнее, чем регулируемые переменные. Че­ловек обладает определенным множеством свойств личности, однако в каждый момент времени находится в одном-единствен-ном актуальном психическом состоянии, которое сменяется другими. Поэтому одномоментную совокупность психических процессов, психического состояния и свойств личности можно представить схематически следующим образом (рис. 1.2).



Рис. 1.2

В теоретической физике и биологии состояние системы час­то определяют как устойчивую совокупность параметров значе­ний системы. Например, состояние газа характеризуется объе­мом, давлением и температурой; состояние масс воздуха — ат­мосферным давлением, температурой и влажностью; состояние организма — температурой тела, артериальным давлением и частотой пульса. Аналогично можно считать, что актуальное психическое состояние характеризуется совокупностью значе­ний параметров одновременно протекающих психических про­цессов, по отношению к которым актуальное состояние являет­ся фоном. Совокупность свойств личности, определяющих ее профиль, в свою очередь, представляет собой тот рельеф, кото­рый обусловливает своеобразие реализации актуального состо­яния у данного человека. Следовательно, актуальное психиче­ское состояние играет роль связующего звена между психиче­скими процессами и свойствами личности.

Между процессами и состояниями, с одной стороны, и меж­ду состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психичес­кие процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определен­ных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответ­ствующих свойств личности. Поэтому приведенная выше схема оказывается лишь первым, приближенным описанием системы психических явлений, которые находят свое отражение в совре­менных определениях психологии как науки.

Функциональная структура психики человека, описанная в главе «Вербальные описания»', относилась главным образом к психическим процессам, психологическому описанию человека как субъекта. Но состояния и свойства личности также выпол­няют функции внутренней интеграции — дифференциации, ре­гулирования и отражения. Можно, однако, сказать, что процес­сы преимущественно реализуют функцию отражения, состоя­ния — функцию регулирования, а свойства личности, объеди­ненные актуальным «я», — функцию высшего интегратора психической жизни человека.

Похожие:

В. А. Ганзен описание психических состояний человека iconРуководство к практическим занятиям по психологии психических состояний...
П 78 член-корр. Рао, д псх н., проф. В. И. Панов, д псх н., проф. А. Б. Леонова
В. А. Ганзен описание психических состояний человека iconДиалогическое общение
Стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения свойств психических процессов, психических состояний или...
В. А. Ганзен описание психических состояний человека iconСаморегуляция психических состояний: Феноменология, механизмы, закономерности
Показательна в этом смысле тенденция массового интереса населения к популярной психологической литературе типа «Помоги себе сам»,...
В. А. Ганзен описание психических состояний человека iconИсследование физиологических механизмов психических процессов и состояний...
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения...
В. А. Ганзен описание психических состояний человека iconПсихические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей
Линическое описание психических расстройств архаического и религиозно-мистического содержания: религиозно-мистических состояний,...
В. А. Ганзен описание психических состояний человека iconЛеонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека
Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск ун-та. 1984. — 200 с
В. А. Ганзен описание психических состояний человека iconСаморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности
В системе «учитель — ученик» достижение высокой продуктивности учебной и педагогической деятельности во многом связано с умением...
В. А. Ганзен описание психических состояний человека iconУчебно-методическое пособие к выполнению практической работы «Оценка...
Ния влияния негативных психофизиологических состояний человека на эффективность его труда, классификация условий труда по степени...
В. А. Ганзен описание психических состояний человека iconА. Р. Лурия Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций
В середине 20-х гг. Л. С. Выготский впервые предположил, что исследование локальных поражений мозга может быть очень плодотворным...
В. А. Ганзен описание психических состояний человека iconВсем внимание! Ознакомьтесь с самой распространённой деструктивной...
Для жизни человека, в результате чего человека подсознательно подвергаются угнетению, что способствует развитию физических и психических...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница