Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П.


НазваниеТ. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П.
страница1/9
Дата публикации14.03.2013
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Т. П. Пушкина

Медицинская психология

Новосибирский государственный университет

Научно-учебный центр психологии

ББК Ю948
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета
Ответственный редактор: П. Е. Рыженков
Медицинская психология. – (Методические указания). /Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

Пособие адресовано слушателям спецфакультетов психологии, психотерапевтам, психологам-консультантам.
 Пушкина Татьяна Петровна, составление 1996

 Научно-учебный центр психологии НГУ 1996

Оглавление

I. Общие представления
о медицинской психологии


^ Подходы к содержанию
медицинской психологии


При изучении медицинской психологии возникают определенные трудности, которые вызваны отсутствием общих представлений о клинике заболеваний, целостности образа психики больного. В учебных пособиях существует известная терминологическая размытость и путаница в определении медицинской психологии.

Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному понимаются специалистами. Общим является то, что медицинская психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.

В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология также понимается достаточно широко, в число ее задач включаются диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль эффективности психокоррекции и психотерапии.

В нашей стране К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической психологии психогигиену.


^ Предмет исследования
медицинской психологии


По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

^ Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

  1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.

  2. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.

  3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.

  4. Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.

  5. Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

  6. Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:

  1. особенности психических процессов у психических больных;

  2. психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

  3. особенности психики больных, страдающих различными заболевани-ями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

  4. психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

  5. особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

  6. психику больных алкоголизмом и наркоманией;

  7. частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Из всего объема медицинской психологии в данном пособии основное внимание будет уделено патопсихологии. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный.

^ Взаимосвязь медицинской психологии
с другими науками


На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофрено-педагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии:

  • соотношение социального и биологического в развитии психики,

  • анализ компонентов, входящих в состав психических процессов,

  • развитие и распад психики,

  • роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д. Необходимость комплексного подхода пронизывает всю работу медицинского психолога.

Литература

  1. Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. – М., 1967.

  2. Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976.

  3. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. – Л., 1982.

  4. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983.

^ II. Патопсихология

Основное внимание в предлагаемом пособии уделяется патопсихологии, так как эта область медицинской психологии является неотъемлемой частью диагностики и экспертизы в психиатрических и соматических клиниках. Во 2-й главе описаны нарушения различных психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, восприятия), а также предложено несколько психологических методов для исследования этих нарушений. В 3-й главе описаны наиболее распространенные психические заболевания, в диагностике которых в психиатрической клинике участвует патопсихолог.

Одна часть в описании болезни представляет собой клинико-описательный метод, используемый психиатрами. Акцентируется внимание на терминах, используемых психиатрами. Об этой терминологии психолог должен быть осведомлен, однако при этом в своих заключениях должен использовать методы и язык психологии. Последнее находит отражение в другой части описания заболевания. Там описываются нарушения, характерные для определенного заболевания, выявляемые с помощью специально подобранных тестов.

^ Патопсихологическое исследование

Патопсихологические исследования нарушенной психики проводились вначале только в психиатрических клиниках. Для выделения критериев нормы и патологии изучались параллельно особенности психики здоровых людей. С точки зрения психосоматической медицины, определенные личностные особенности человека лежат в основе ряда соматических заболеваний. Тогда патопсихологическое исследование особенностей психики необходимо проводить и в соматических клиниках с целью дальнейшей психокоррекции личности и профилактики соматических заболеваний.

Патопсихологическое исследование включает в себя следующие компоненты:

  • беседу с больным;

  • эксперимент (тестирование);

  • изучение истории болезни;

  • наблюдение за поведением во время исследования;

  • анализ полученных результатов;

  • оформление заключения.

Патопсихологические экспериментальные задания подбираются для решения практических задач клиники. В основном исследуются нарушения развития личности и нарушения психических процессов:

  • расстройства восприятия;

  • расстройства внимания;

  • расстройства памяти;

  • расстройства мышления;

  • расстройства умственной работоспособности.

Нарушения развития личности

Существует множество определений личности. В зависимости от того, какого определения личности придерживается психолог, будет строиться патопсихологический эксперимент, подбираться определенные тесты.

Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты, интерперсональные связи и т.д.

Б. В. Зейгарник, описывая нарушения личности, акцентирует внимание на наиболее разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях, основанных на деятельностном системном анализе. При этом деятельность исследуется через анализ изменения мотивов. Специально проведенные исследования деятельности больных с патологией психики выявили нарушение структуры иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.

М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев рассматривают связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью больного. Они выделяют распад, деградацию личности в результате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Эндогенные заболевания (МДП и шизофрения) генетически детерминированы, однако особенности личности нередко являются одним из условий развития психоза. В динамике шизофрении, эпилепсии и органических заболеваний наступают изменения личности, характерные для данного заболевания.

Б. Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи исследования личности:

  1. Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических болезней.

  2. Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формировании клинических картин.

  3. Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.

  4. Разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.

Выделяют два основных метода исследования личности – клинический и лабораторный. Первый основан на наблюдении за больным и беседах с ним, второй предполагает использование разнообразных тестов.

Изучение истории жизни человека происходит с помощью "анамнестического”, или биографического, метода. Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но и со слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии.

^ Наиболее распространенные тесты
для исследования личности


  1. Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в этих ситуациях. Для исследования уровней притязаний можно использовать кубики Кооса.

  2. ^ Метод Дембо-Рубинштейн. Используется для исследования самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмечает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.

  3. ^ Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

  4. ^ Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству, подчиненным и т.д.

  5. ^ Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о восприятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.

  6. ^ Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением симметричных одноцветных и полихромных чернильных пятен. Тест используется для диагностики психических свойств личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может быть похоже. Формализация ответов проводится по 4 категориям: расположение или локализация, детерминанты (форма, движение, цвет, полутона, диффузность), содержание, популярность-оригинальность.

  7. ^ Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). Предназначен для исследования свойств личности, особенностей характера, физического и психического состояния испытуемого. Испытуемый должен отнестись положительно или отрицательно к содержанию предлагаемых в тесте утверждений. В результате специальной процедуры строится график, на котором изображено соотношение исследуемых личностных особенностей (ипохондрии – сверхконтроля, депрессии – напряженности, истерии – лабильности, психопатии – импульсивности, гипомании – активности и оптимизма, мужественности – женственности, паранойи – ригидности, психастении – тревожности, шизофрении – индивидуалистичности, социальной интроверсии).

  8. ^ Подростковый диагностический опросник. Используется для диагностики психопатий и акцентуаций характера у подростков.

  9. Тест Люшера. Включает в себя набор из восьми карт - четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее устойчивые черты личности.

Литература

  1. Альманах психологических тестов. - М., 1995

  2. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. – М., 1976.

  3. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1994.

  4. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. О некоторых теоретических концепциях проективных методов исследования личности в зарубежной психологии и патопсихологии. //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1972. – № 5.

  5. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.

  6. Вассерман Л.И., Горькавая И.Л., Ромицына Е.Е. Тест подростки о родителях. - М., 1995.

  7. Гильяшева И. Н. О применении ТАТ в диагностике неврозов и шизофрении. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1972.

  8. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. - М., 1994.

  9. Гоштаус А. А. Применение личностного опросника в диагностике параноидной шизофрении. //Математические методы в психиатрии и неврологии. – Л., 1972.

  10. Козюля В.Г. Применение теста СМОЛ. - М., 1995

  11. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопр. психол. – 1967. – № 6.

  12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. – Л., 1983.

  13. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Диагностика характера подростка. - М., 1995.

  14. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1971.

  15. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.

  16. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике. – М., 1970.

  17. Румянцев Г. Г. Опыт применения методов незаконченных предложений в психиатрической практике. //Исследование личности в клинике в экстремальных условиях. – Л., 1969.

  18. Савенко Ю. С. Диагностическая значимость метода Роршаха. //Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1976.

  19. Собчик Л. Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. – М., 1971.

  20. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. – М., 1990.

  21. Тарабарина Н. В. К экспериментально-психологическому исследованию состояния фрустрации при неврозах. //Вопросы диагностики психического развития. – Таллин, 1974.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П. iconПсихология
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П. iconМурманский государственный педагогический университет сборник программ...
Печатается по решению редакционно-издательского Совета Мурманского государственного педагогического университета
Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П. iconРоссийской Федерации Новосибирский государственный педагогический...
Печатается по решению кафедры анатомии, физиологии и валеологии Новосибирского государственного педагогического университета и Западно-Сибирского...
Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П. iconКлиническая нейропсихология
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П. iconА. Р. Лурия потерянный и возвращенный мир
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П. icon050706 «Педагогика и психология» Учебно-методическое пособие Мурманск, 2007
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П. iconСодержание Предисловие Платон теэтет г. Эббингауз смена душевных образований т. Рибо
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П. icon«050711 социальная педагогика» Мурманск 2009
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета
Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П. iconВ современном мире
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета филологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова
Т. П. Пушкина Медицинская психология Новосибирский государственный университет Научно-учебный центр психологии ббк ю948 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Новосибирского государственного университета Ответственный редактор: П. iconТ. Д. Чекменева социально-экономическая
Печатается по решению редакционно-издательского и научно-методического советов гоу впо «Кемеровский государственный университет»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница