1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении


Название1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении
страница1/6
Дата публикации12.06.2013
Размер0.76 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6
1.Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении.

Первое отличие исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том, что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов, относящихся к предмету психологического, изучения личности. Многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни, превращает исходный вопрос— в арену оживленных дискуссий.

Второе отличие психологического изучения личности — насущная необходимость учета междисциплинарного статуса проблемы личности, находящейся в поле внимания общественных и естественных наук, практики и духовной культуры.

В исследованиях по психологии личности переплетаются между собой различные проявления человека, как мотивы его деятельности, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, внешность, идеалы, способности, особенности национального характера, мировоззрение, самосознание, влечения, продукты творчества, интеллект, социальное положение, черты индивидуального характера, эмоции, установки, манера общения и поведения, поступки, воля, образ «Я» и т. д. Такое многообразие проявлений человеческой природы уживается с неявно задаваемым логикой частных эмпирических исследований допущением о существовании некоей одномерной феноменологии в области изучения психологии личности.

Существуют разные представления относительно объема понятия личности. Одни полагают, что личность – это только социальная сторона индивидуальной человеческой психики. То есть понятие личности подчеркивает не индивидуальную уникальность человека, а нечто противоположное —  то, что через содержание культуры уподобляет одного человека другим людям.

Другие психологи придерживаются более широкого взгляда на личность, усматривая в ней синтез всех характеристик человека, их уникальное сочетание. Это значит, что личность максимально сближается с индивидуальностью. Индивидуальностью Б.Г.Ананьев назвал биосоциальную целостность конкретного человека, имея в виду неповторимость соматических, физиологических и психических свойств, его социальные качества, связанные со спецификой филогенеза. Индивидуальность — это то особенное и специфическое, что отличает одного человека от всех других.

Личность в уз­ком понимании (ядро личности) — это сама позиция человека в мире, которая задается системой общих смысловых образований. Лишь в более широком понимании (включая характер) — это динамическая система смыс­ловых образований, опосредствующих ее главных мотивов и способов их реализации. Поэтому лич­ность, ее ядро могут контрастировать с характером в уровне своего развития и качества; известно, что можно встретить «хорошего человека» (нередкое житейское определение личности) с плохим характером (вспыльчивым, недостаточно сдержанным) и, напротив, негодяя с прекрасным характером (уравновешенным, покладистым).


  1. Изменчивость представлений о сущности личности в психологии. Обусловленность содержания понятия «личность» социальными, политическими и экономическими и другими факторами.


Психология личности занимает особое положение среди других направлений в психологической науке, высокая значимость и одновременно сложность этой области психологии очевидны. Вместе с тем до сих пор нет установившегося единого и общепринятого определения этого понятия. Такая многозначность, неопределенность психологического содержания понятия «личность» обусловлена многоаспектностью самого этого понятия. Таким образом, определений личности много, но согласия между ними пока мало, поэтому предпочтительней называть существующие разработки в области изучения личности скорее не теориями, а моделями личности или ориентирующими подходами к ее исследованию.

Наиболее ранней и традиционной для психологии является теория черт личности Г. Оллпорта. Создатель и последователи этой теории использовали в своих исследованиях большие статистические выборки испытуемых и применяли трудоемкие методы математической обработки больших массивов данных «объективных» измерений, полученных путем психодиагностических тестов. Однако выявленная таким образом структура личности не обеспечивала достаточно устойчивого и достоверного прогнозирования поведения человека. Эта концепция, таким образом, «схватывала» скорее формально-ситуативную и статическую, нежели содержательно-динамическую сторону личностных особенностей человека.

Значительную роль в развитии психологических исследований личности сыграл психоанализ З. Фрейда. Для психоаналитиков школы Фрейда и его последователей характерно особое понимание личности как айсберга, лишь малая часть которого видна нам, а большая часть причинных механизмов поведения скрыта в глубинах бессознательного. Опыт психоанализа доказал необходимость признания и адекватной оценки роли бессознательного в психической регуляции человеческого поведения. Множество практически-ориентированных исследований убедительно показали, что в организации своей жизни человек стремиться к удовлетворению глубинных личностных мотивов и потребностей, среди которых значительное место занимают мотивы удовольствия, агрессивные и половые влечения.

Бихевиористские теории личности, нашедшие свое отражение в трудах Л. Торндайка, Е. Толмена и др., занимают особое место в истории психологических исследований. В них личность (а точнее персональные переменные) понимается как некая система, связывающая совокупность ответных действий индивида на стимулы внешней среды, а диагностика личностных переменных основывается на фиксации внешних наблюдаемых реакций на эти стимулы и их совокупности. Результат такого изучения обычно описывается в терминах пары «стимул – реакция».
Значительное место в психологических исследованиях вплоть до настоящего времени занимают когнитивные концепции и теории личности. Психологи, придерживающиеся этого направления (Т. Бауэр, С. Шахтер,     Д. Келли и др.), поведение личности понимают как функцию внутренних структурных образований, сформированных в процессе взаимоотношений человека с окружающим миром. В результате этих исследований были выделены многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов (восприятие; память разного вида и уровня; процессы принятия решения; программы и планы действий и т.д.).

Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) утверждает личность как целостное и неповторимое образование. Это направление не отрицает ни роли социальной среды, ни роли биологических факторов, которые взаимообуславливая друг друга, становятся источником сущностных сил личности. Главным в личности они считают ее «первичные мотивы», стремление быть самостоятельной, утвердить себя в социальном окружении, самореализоваться, творить самое себя как индивидуальность. Становление человека, по их мнению, как правило, протекает и осуществляется в преобразовательной деятельности человека, обуславливающей развитие его индивидуальности, уникальности.

В отечественной психологии, начиная с 20-х гг., значительное влияние и распространение получил так называемый деятельностный подход, широко применяющийся в настоящее время в изучении практически всех сторон психической жизни человека (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Отправной точкой этого подхода является утверждение о том, что личность развивается, проявляется и изменяется в деятельности. При этом сама деятельность понимается весьма широко; это и предметная деятельность, и работа сознания. Деятельность формирует сознание, а сознание, в свою очередь, формирует деятельность. При этом сознание также трактуется в широком смысле: оно включает в себя образы, установки, мотивы, интересы, знания, умения, навыки и т.д. Личность, как утверждают сторонники этого подхода, представляет собой систему, и системные качества личности являются результатом широкой социальной, внешней и внутренней, умственно-нравственной деятельности человека.

Личность – это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях (схема 6).
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

Макросреда – общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и др.

Микросреда – это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, друзья, школьный класс, трудовой коллектив.

Воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы.

Деятельность – это динамическая связь субъекта с окружающим миром, выступающая в виде необходимого и достаточного условия в реализации жизненных отношений субъекта.

Общение – социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей.

На психическое (и биологическое) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.

Наряду с социальными факторами большую роль в формировании и развитии личности играют биологический фактор, физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, космических и других условий жизни и деятельности человека (землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры, общее потепление планеты). Одним из менее изученных факторов выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды земли. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.

Особую роль в формировании и развитии личности играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств.
^ 3.Основные положения относительно природы человека как основа теорий личности. Критерии оценки теорий личности.

Основные положения о природе человека можно представить в виде следующих полярных понятий:

Свобода – Детерминизм

Рациональность – Иррациональность

Холизм – Элементализм

Конституционализм – Инвайронментализм

Изменяемость – Неизменность

Субъективность – Объективность

Проактивность – Реактивность

Гомеостаз – Гетеростаз

Познаваемость – Непознаваемость

Вышеперечисленные положения представляют собой относительно постоянные биполярные шкалы, и любой персонолог может обозначить свою позицию в виде определенной точки между этими крайними полюсами. Другими словами, каждое положение представлено в виде континуума с двумя крайними полюсами.

^ Свобода – детерминизм

Один из самых главных вопросов, имеющих отношение к человеческой природе, касается той степени внутренней свободы, которой люди обладают в выборе направления своих мыслей и поступков, а также в осуществлении контроля над своим поведением. До каких пределов их поведение детерминировано факторами, которые частично или полностью находятся за пределами осознания.

^ Рациональность – иррациональность

В основе измерения рациональность-иррациональность лежит вопрос о том, в какой степени сила нашего разума способна оказывать влияние на наше каждодневное поведение? Являются ли люди по своей сути рациональными существами, чье поведение направляется рассуждениями, или ими управляют иррациональные силы? Несмотря на то, что ни один теоретик личности не придерживается убеждения о людях как исключительно "рациональных" или исключительно "иррациональных" существах, наблюдаются отчетливые различия по этому исходному положению. Например, Келли в своей теории личности сделал акцент на рациональных процессах в функционировании людей. Он предполагал, что каждая личность – это "ученый", исследователь, и интеллектуальные процессы имеют первостепенное значение для понимания поведения человека. Полную противоположность представляет теория Фрейда, основная доктрина которой сводится к тому, что психические процессы по своей сути неосознаваемы.

^ Холизм – элементализм

Сторонники холистического положения утверждают: человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого. Элементалистическая позиция, наоборот, предполагает, что природа человека и поведение как ее результат могут быть объяснены только путем исследования каждого фундаментального аспекта поведения отдельно, независимо от остальных. Ключевым научным вопросом в этом случае является уровень и единица анализа, применяемого при изучении индивидуумов.

Холисты утверждают: чем на большее количество фрагментов разделить организм, тем с большей вероятностью мы будем иметь дело с абстракциями, а не с живым человеком.

Сторонники элементализма доказывают, что систематическое понимание поведения человека может быть достигнуто только посредством детального анализа его составных частей.
^ Конституционализм – инвайронментализм

В разработанных Кеттелом и Айзенком теоретических направлениях подчеркивается значимость генетической предрасположенности и физической конституции в развитии основных черт личности. В некоторых наиболее значительных теориях личности важным фактором считается также биологический субстрат индивидуума. Такова, например, фрейдовская концепция Оно, представленного в виде унаследованного базисного компонента личности, закрепленного в конституции данного индивидуума.

Инвайронментализм – не новая идея в психологии. Уотсон делал упор на основных процессах обусловливания, основываясь на исходной предпосылке о том, что окружающая среда имеет определяющее значение в формировании поведения человека. В самом деле, исследование научения считают таким важным именно потому, что научение – психологический процесс, посредством которого окружающая среда формирует поведение. Эти выводы, важные для психологии личности, просматриваются наиболее явно в современной бихевиористской теории научения. Черты инвайронментализма можно найти практически во всех теориях личности. Почти все современные психологи по данному положению занимают интеракционистскую позицию. С этой возобладавшей над другими точки зрения, поведение человека рассматривается неизменно как итог взаимодействия конституции и окружающей среды. Это значит, что данный конституциональный фактор проявляется по-разному в разных условиях среды, а влияние среды будет давать различный эффект в зависимости от конституции данного человека.

^ Изменяемость – неизменность

Суть вопроса такова: до каких пределов индивидуум способен фундаментально меняться на протяжении жизни? Является ли глубинное изменение необходимым компонентом эволюции или развития личности? Являются ли поверхностные изменения, которые мы наблюдаем у себя и других людей, только внешними, в то время как лежащая в основе поведения структура личности остается стабильной и незатронутой изменениями? Положение изменяемости-неизменности выливается в вопрос: сколько фундаментальных изменений может претерпеть личность в течение жизни.

Эриксон допускал изменяемость личности в большей степени, чем Фрейд. Подчеркивая, что жизнь – это постоянные изменения, Эриксон описывал личность, как обязательно проходящую в своем развитии определенные стадии, каждая из которых отмечена особым психосоциальным кризисом. Изменения личности продолжаются в благоприятном или неблагоприятном направлении в зависимости от того, каким способом люди разрешают эти кризисы. Совершенно противоположным образом Фрейд представляет базисную структуру характера человека такой, какой она устанавливается под влиянием переживаний в детстве. С точки зрения Фрейда, несмотря на поверхностные изменения в поведении человека на протяжении жизни, основная структура его характера остается в значительной степени неизменной. Существенные же изменения личности могут быть достигнуты в лучшем случае с большим трудом и то только в результате длительного и очень болезненного процесса психоаналитической терапии.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении iconПлан: Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность»,...
Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии. Структура личности (К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн)
1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении iconЛекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления»
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: филосо­фии, социологии, психологии, этики, эстетики,...
1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении iconЗрелая личность
Ну вот, дорогие друзья, юность у нас с вами кончилась, начинается зрелость. Мы обсуждаем с вами уже четвертый уровень развития личности,...
1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении icon30. Проблемы бытия в истории философии
Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность,...
1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении icon«социальная философия»
Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении icon1. Дайте определение pr. Чем pr отличается от рекламы
Что такое pr-коммуникация в широком и узком значении слова. Назовите важные признаки pr-коммуникации
1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении icon1. Определение понятия «общество»
Задание: определите, где определение понятия «общества» указано в узком смысле, а где в широком?
1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении icon8 личность в системе социальных связей
Комарова Э. И. Личность как субъект и объект социального развития //спн. 1992 — №4 — 5
1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении iconУрок №14 тема: государство и личность
В структуру правового статуса входят юридические права, свободы и обязанности. Ряд ученых включают в правовой статус личности и гражданство....
1. Междисциплинарный статус проблемы личности. Многозначность понятия «личность». Понятие «личность в узком и широком значении icon2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность
Менеджмент – вид человеческой деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница