Mmpi (смил) как пример клинического опросника


НазваниеMmpi (смил) как пример клинического опросника
страница1/7
Дата публикации12.06.2013
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


  1. MMPI (СМИЛ) как пример клинического опросника.

В основе методики лежит психометрический подход американских создателей всемирно известного теста MMPI. Однако его теоретическая база и интерпретация в процессе адаптации к отечественным условиям значительно изменены и расширены в рамках разработанной автором теста СМИЛ теории ведущих тенденций.

Краткий вариант - 398 пунктов опросника – позволяет обрисовать основной тип личности, профессиональные наклонности, степень социально-психологической адаптированности, деловые качества, компетенции, стиль общения и многие другие личностные особенности обследуемого лица.

Полный вариант - 566 пунктов опросника – дает возможность уточнения некоторых параметров личности по дополнительным 180 шкалам

Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно считать наиболее информативной и достоверной среди всех существующих вербальных методик, построенных по типу опросника. И лишь те специалисты, кто мало знаком с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле это около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может заниматься другими делами) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что в результате мы получаем многосторонний портрет человека, включающий богатый спектр устойчивых профессионально важных свойств, стиль общения, эмоциональные особенности, характерологические черты, мотивационную направленность, самооценку, выраженность лидерских черт, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, особенности состояния, ведущие потребности, фон настроения, сексуальную ориентацию, степень адаптированности индивида и прогнозируемый тип дезадаптации, наличие психических отклонений от нормы, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму и многое другое.

Утверждения носят разный характер, в зависимости от того, какая сфера человеческих проблем ими освещается. Большинство из них направлено на выявление черт характера, на стиль общения с окружающими, а также касаются субъективных пристрастий обследуемого человека, его взглядов на разные жизненные ценности. Они также выявляют особенности эмоциональных реакций, фон настроения, оценку собственного самочувствия, ряда конкретных физиологических функций и др. 

Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной автором данного руководства теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств4. Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов. Генетически унаследованные качества являются основой темперамента. Характер человека формируется в процессе взаимодействия врожденных, базисных свойств с влияющими факторами окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств основными являются следующие параллельно развивающиеся и взаимовлияющие друг на друга подструктуры: эмоции, мотивация, особенности интеллектуальной сферы и стиль межличностного поведения.

1-я шкала - шкала невротического сверхконтроля, 2-я - пессимистичности, 3-я - эмоциональной лабильности, 4-я - импульсивности, 5-й - шкала женственности-мужественности 6-я - ригидности, 7-я - тревожности, 8-я -индивидуалистичности, 9-я - оптимизма и активности 0-й - шкала социальной интроверсии..


  1. ^ Валидность: очевидная, по содержанию, критериальная (текущая и прогностическая), конструктная, по возрастной дифференциации. Методы определения валидности.

Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего предназначен.

^ Очевидная валидность — описывает представление о тесте, сложившееся у испытуемого. Тест должен восприниматься обследуемым как серьезный инструмент познания его личности, чем-то схожий с вызывающим уважение и в какой-то мере трепет медицинским диагностическим инструментарием.

^ Конкурентная валидность оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена. П. Клайн отмечает, что данные о конкурентной валидности полезны тогда, когда есть неудовлетворительно работающие тесты для измерения некоторых переменных, а новые создаются для того, чтобы улучшить качество измерения.

^ Прогностическая валидность устанавливается с помощью корреляции между показателями теста и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее время. Например, прогностическая валидность какого либо теста интеллекта может быть показана корреляцией его показателей, полученных у испытуемого в возрасте 10 лет, с академической успеваемостью в период окончания средней школы. Л. Кронбах считает прогностическую валидность наиболее убедительным доказательством того, что тест измеряет именно то, для чего он был предназначен.

^ Дифференциальная валидность может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для разных дисциплин.

^ Содержательная валидность определяется через подтверждение того, что задания теста отражают все аспекты изучаемой области поведения. Обычно она определяется у тестов достижений, которые, как уже указывалось, тестами собственно психологическими не являются. На практике для определения содержательной валидности подбираются эксперты, которые указывают, какая область (области) поведения наиболее важна, например, для музыкальных способностей, а затем, исходя из этого, генерируются задания теста, которые вновь оценивают эксперты.

^ Конструктная валидность теста демонстрируется полным, насколько это возможно, описанием переменной, для измерения которой предназначается тест. По сути дела, конструктная валидность включает в себя все подходы к определению валидности, которые были перечислены выше. во многих случаях ни один отдельно взятый критерий не может служить для валидизации отдельного теста. Можно считать, что решение вопроса о конструктной валидности теста представляет собой поиск ответа на два вопроса:

1) существует ли реально некоторое свойство; 2) надежно ли измеряет данный тест индивидуальные различия по этому свойству. Вполне понятно, что с конструктной валидностью связана проблема объективности в интерпретации результатов по изучению конструктной валидности, однако эта проблема общепсихологическая и выходит за рамки валидности.

Из вышесказанного следует, что не существует какого-либо единичного показателя, с помощью которого устанавливается валидность психологического теста. В отличие от показателей надежности и дискриминативности, нельзя осуществить точные статистические расчеты, подтверждающие валидность методики.

  1. ^ Двумерная концепция личности Г. Айзенка. Опросник Айзенка.

Г. Айзенк пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса кото рой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента.

Айзенка личностный опросник содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.


  1. ^ Диагностика в процессе клинико-психологического консультирования.

используются методы

1. Во-первых, в тех случаях, когда у врачей возникают трудности с постановкой диагноза. Известно, что в ряде случаев психодиагностические методы позволяют уточнить медицинский диагноз.

2. Во-вторых, психодиагностика часто применяется для оценки эффективности терапии.

^ 3. И, наконец, психодиагностика необходима при исследовании пациентов с целью трудовой, воинской и судебной экспертизы.

Главной чертой психодиагностического обследования пациентов клиники является значительная роль, которую играют малоформализованные методы диагностики — наблюдение и беседа. Необходимо, чтобы данными методами психолог-клиницист владел в совершенстве, обладал большим искусством беседы с больными, точного наблюдения за ними и тонкого описания их психических состояний. В беседе устанавливается контакт с больными, выявляются различные оттенки их психического и физического состояния, симптомы заболевания, фиксируются жалобы, проявления болезни, ее влияние на взаимоотношения с другими людьми и пр. Манера рассказа, особенности речи могут дать представление об особенностях личности больного, его характере, что может оказаться весьма полезным для эффективного взаимодействия врача и пациента.

При экспериментальном исследовании больному предлагают выполнить ряд заданий, направленных на диагностику отдельных психических функций. Анализ выполнения является системным, учитывающим тот факт, что при аномалиях психической сферы нарушение одного какого-либо психического процесса ведет к системному эффекту, т. е. к нарушению других процессов. Фиксируются и самые общие элементы структуры деятельности, такие как:

  1. активная ориентировка в материале;

  1. целенаправленность;

  2. критичность.

Проводится качественный анализ процесса выполнения заданий, оценивается поведение испытуемого в момент диагностирования, выявляются типы ошибок.

Для достижения этой цели в клиническом консультировании экспериментальное исследование проводится с соблюдением особых принципов, среди которых можно выделить следующие:

  1. большая «отработанная» простота инструкции;

  2. тщательность протоколирования опыта;

  3. видоизмененная мотивировка заданий;

  4. направленность на качественный анализ выполнения и др.

Больные должны обследоваться всесторонне, с помощью ряда методик, выбор которых определяется клинической задачей и состоянием пациента.


  1. ^ Диагностика индивидуального сознания и самосознания.

Методы психодиагностики самосознания. Самоотчеты. Опросники Проективные методы. Управляемая проекция.

Методы психодиагностики самосознания можно разделить на:

  1. Самоописания и стандартные самоотчеты.

  2. Свободные самоописания с применением методов контент –анализа

  3. Опросники (Столина, Роттера, УСК)

  4. Репертуарные решетки.

  5. Проективные техники (ТАТ, графического самопредставления, моя подруга/друг)

  6. Семантический дифференциал.

  7. Метод направленной проекции.

Метод направленной проекции заключается в следующем: испытуемый тестируется с помощью теста Кэттелла. Через две недели ему предлагают протестироваться с целью изучения того, насколько хорошо он понимает других людей. Ему дают описание человека его возраста, пола, похожей профессии с набором черт, полученных при интерпретации теста Кэттелла. Второй “портрет” имеет противоположные личностные черты, противоположную профессию, тот же возраст и пол. Испытуемого просят описать этих людей по определенному плану. Это позволяет выявить мотивы, ценности, отношения человека, причены его личностных проблем и т. д.

Наибольшие проблемы при психодиагностике самосознания возникают при применении методов самоотчетов. Искажающими факторами являются: социальная желательность, ублажающая и самоконструирующая самоподача, наличие неосознаваемых тенденций.


  1. ^ Диагностика интерперсональных отношений.

 Диагностика интерперсональных отношений 
По своей внутренней психологической структуре отношение каждого человека к другим людям чрезвычайно сложно, многогранно и широко вариативно. Тем не менее при исследовании больших групп людей установлено, что среди огромного разнообразия индивидуальных стилей отношения выделяются и устойчиво воспроизводятся определенные типы интерперсонального поведения. Преобладающий тип отношений человека к другим людям формируется и проявляется в процессах реального общения и деятельности. Он существенно отражается на системе личных взаимоотношений в группе, ее психологическом климате и, в конечном счете, на уровне сплоченности, деловой эффективности и здоровье людей. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации. 
В основе методики Т. Лири лежит косвенная дифференцированная самооценка своих отношений с помощью опросника, который рассчитан на сравнительную оценку восьми типов отношений. В круговой схеме межличностного поведения (дискограмме) они выделяются как секторы, которые характеризуют следующие психологические тенденции: 
1) тенденцию к лидерству - властность - Деспотичность; 
2) уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность; 
3) требовательность - непримиримость - жестокость; 
4) скептицизм - упрямство - негативизм; 
5) уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость; 
6) доверчивость - послушность - зависимость; 
7) добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм; 
8) отзывчивость - бескорыстие - жертвенность. 
При обработке используется вспомогательная таблица, в колонках которой суммируются отличительные признаки по каждому сектору. Далее количественные результаты переносятся на дискограмму, причем расстояние от центра круга соответствует выявленной сумме баллов по данному сектору. Концы таких векторов соединяются, и образуется профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. По результатам опросника можно определить следующие показатели: 
1) степень благополучия личности в группе; 
2) степень осознания личностью мнения группы о нем; 
3) значимость группы для личности. 
Существует несколько русскоязычных адаптации опросника: Г.С. Васильченко - для межличностных отношений супругов; модификация Л.Н. Собчик, недостаток которой заключается в свертывании вопросов до одного слова.

  1. ^ Диагностика креативности. Тест П. Торранса.

Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.

Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз школьной адаптации креативных учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

Тест включает методическое руководство, стимульный материал,содержащий серию заданий вербальной батареи (7 субтестов) и серию заданий образной батареи (3 субтеста). Выборочное использование лишь одного или нескольких тестов из этих батарей существенно снижает эффективность и ценность диагностики. Цветные стимульные фигуры и матерчатого слона.

Время проведения – 60-90 мин. 

Методические рекомендации:

Перед проведением каждого субтеста психолог четко объясняет задание, разбирает его на примере вместе с испытуемыми, отвечает на возникающие вопросы. После этого экспериментатор засекает время, а испытуемые работают самостоятельно.

Все субтесты выполняются четко по времени, поэтому психологу необходимо во время проведения теста обращать на это внимание.

Каждый субтест при обработке имеет свои критерии оценивания, которые полностью описаны в методическом руководстве.

Тест требует длительного времени как на этапе проведения, так и при обработке результатов.

Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:

  • исследование развития одаренности учащихся;

  • индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;

  • разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;

  • оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения; 

  • поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Менеджмент, консалтинг, политика – подбор сотрудников, обладающих творческим потенциалом, способных принимать нестандартные решения и находить выход в новых неизвестных ситуациях;

Педагогика – выявление креативных способностей, прогноз школьной адаптации креативных учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности

  1. ^ Диагностика мотивационной сферы личности.

Методики диагностики мотивационной сферы личности - три основные группы методовпрямые методы, личностные опросники и проективные методы . В основу прямых методов положена прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д. (когнитивная репрезентация). По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных оринентациях, чем о реально действующих мотивах поведения и деятельности. В опросниках предлагаются утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением объективности ответов из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.

Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.

^ Достоинства и недостатки методик диагностики мотивационной сферы личности

Достоинства: Высокая надежность, характерная для большинства методик

Недостатки: - Противоречивость данных о валидности, т.е. то ли она измеряет

             -  Необходимость учитывать вклад детерминант конкретной ситуации

             -  Необход совместн использов прямых и косвенных методов диагностики

^ Методики диагностики мотивации

Название

Аннотация

^ Прямые методы

Анкеты, интервью, прямой вопрос

 

Существующие формы (модификации) - анкеты, интервью, прямой вопрос

Теоретическое основание — когнитивная репрезентация (прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д.)

Шкалы определяются целью исследования. Диагностируются скорее «кажущиеся мотивы», причинные стереотипы, ценностные ориентации, поэтому эти методики используются для изучения не мотивации личности, т. е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности.

Процедура обработки1)подсчет первичных баллов по каждой шкале

2) сравнение со статистической нормой, если есть возможность

3) графическое отображение результатов

Количество вопросов (заданий)—в зависимости от цели исследования

^ Личностные опросники

Список личностных пред-почтений А.Эдвардса (EPPS)

Теоретическое основание — опросник А. Эдвардса, с помощью которого измеряют силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем к тесту тематической апперцепции (ТАТ)

Шкалы: достижение, принятие авторитетов, порядок, демонстративность, автономия, аффилиация, самопознание, принятие опеки, доминирование, подчинение, оказание опеки, толерантность к новому, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессия.

Процедура обработки:1) подсчет первичных баллов

2) сопоставление полученных результатов с нормативными данными

3) построение мотивационного профиля

4) подсчет итогового индекса (итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня)

Количество вопросов (заданий) — 210 пар утверждений

Опросник для измерения аффи-лиативной тенденции и чувстви-тельности к отвержению А. Мехрабиа-на

Существующие формы (модификации) — тест-опросник мотивации аффилиации (ТМА), модификация М. Ш. Магамед-Эминова

Теоретическое основание — использование факторного анализа для определения внутренней структуры опросника. Исследования общих ожиданий индивида о позитивном и негативном исходе при установлении межличностного контакта

Шкалы (2): СП — стремление к принятию (аффилиативная тенденция) и СО — страх отвержения (чувствительность к отвержению) Процедура обработки:

1) подсчет суммарных баллов по каждой шкале

2) сопоставление индексов СП и СО

3) определение доминирующей мотивационной тенденции

Количество вопросов (заданий) — 50 (первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24 пункта)

 

^ Опросник для измерения ре-зультирую-щей тенденции мотитивации достиженияRAM А.Ме-храбиана

Существующие формы (модификации) — тест-опросник мотивации достижения (ТМД), модификация М. Ш. Магамед-Эминова. Опросник имеет две формы: для мужчин (А) и для женщин (Б)

Теоретическое основание — теория мотивации достижения Дж. Аткинсона

Шкалымотивы стремления к успеху и избеганию неудачи, а также результирующая тенденция мотивации достижения

Процедура обработки:

1) подсчет суммарного балла по каждой шкале

2) определение доминирующей мотивационной тенденции на основе суммарного балла

Количество вопросов (заданий): для женщин - 30, для мужчин — 32

 

^ Проективные методы

 

Тест тема-тической апперцеп-ции (ТАТ)

Г.Мюррея

   Существующие формы (модификации) — ТАТ для диагностики мотивации подростка Е. Т. Соколовой, для лиц различного культурного уровня, для людей пожилого и старческого возраста. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин и мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет ).

   Теоретическое основание — представления 3. Фрейда о механизме проекции, а также многочисленные исследования влияния мотивации на воображение и апперцепцию. Признание в психике человека двух тенденций: первая выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум, в соответствии с прошлым опытом; вторая состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается прежде всего на собственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей

Шкалы — 4 темы:

1) то, что обследуемый реально совершает

2) то, к чему обследуемый стремится

3) то, что он испытывает в настоящий момент

4) то, каким ему представляется будущее.

      В результате получают сведения об основных стремлениях, о потребностях обследуемого, о воздействиях, оказываемых на него, о конфликтах, возникающих с другими людьми, и способах их разрешения. Процедура обработки (обработка осуществляется методом контент-анализа):

1) нахождение «героя», с которым обследуемый идентифицирует себя

2) определение его важнейших характеристик

3) сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды

4) формальный анализ рассказов, включающий в себя расчет длительности рассказов, их

стилевых особенностей и др.

Количество вопросов (заданий) — стимульный материал ТАТ включает стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одной пустой таблицы, на которой обследуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию

 

^ Методика мотивационной индукции Ньютена (MIM)

 

Теоретическое основание — влияние временной перспективы на поведение. Исходная позиция: наряду с объектами и явлениями, которые человек актуально воспринимает в конкретном месте и времени («здесь и теперь»), в сознании человека существуют еще и различные объекты, о которых он думает время от времени, но которые в неменьшей степени стимулируют его активность. Эти объекты-цели, или «мотивационные объекты», несут в себе индексы времени.

Шкалы — автором разработано 2 кода, код времени (Т — в настоящий момент, Д — в интервале дня, Н — в ближайшую неделю, М — в ближайший месяц, Г — в течение года, Ж — ко всему периоду жизни, С — к старости) и код анализа содержания (тот или иной аспект личности самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием, самореализацией; активность, связанная с учебной или профессиональной деятельностью; активность, связанная с общением; активность, связанная с познанием; активность, связанная с религией; активность, связанная с материальными ценностями; активность, связанная с отдыхом, развлечениями; активность, связанная с процедурой и ситуацией тестирования, ответы, не поддающиеся классификации)

Процедура обработки осуществляется методом контент-анализа.

1) подсчет баллов по предложенным Ньютеном кодам

2) графическое отображение полученных данных на 1 графике по 2 кодам.

Количество вопросов (заданий) — первый буклет — 20 незаконченных предложений, второй — 10







  1. ^ Диагностика структуры личности Р. Б. Кеттелла. Опросник Кеттелла.

Он основывается на предположении о существовании конечного набора базисных личностных качеств, а различия между людьми определяются в рамках этого подхода степенью выраженности этих качеств. Черты объединяют группы тесно связанных личностных признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства.

^ Черты понимаются как последовательность поведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих проявлений. Они иерархически организованы, их верхний уровень образуют факторы. Факторы имеют множество разнообразных поведенческих проявлений, относительно стабильны (постоянны во времени при неизменности привычных условий жизни), воспроизводятся в разных исследованиях и социально значимы. Иногда факторы называют базисными, или универсальными, чертами.

Шестнадцатьти факторный личностный опросник (1949), состоящий из 187 пунктов, касающихся жизненных ситуаций. На каждый следует дать один из трех вариантов ответа — «да», «нет», «не знаю». Опросник предназначен для лиц в возрасте 16 лет и старше.

С помощью этого опросника можно оценить каждого испытуемого по каждому из 16 факторов. Каждый из них обозначается буквами латинского алфавита и имеет бытовое и техническое названия. Обозначение и интерпретация факторов 16 PF

  • Фактор «А» – «замкнутость-общительность».

  • Фактор «В» – «интеллект».

  • Фактор «С» – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость».

  • Фактор «Е» – «подчиненность – доминантность».

  • Фактор «F» – «сдержанность – экспрессивность».

  • Фактор «G» – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения».

  • Фактор «Н» – «робость – смелость».

  • Фактор «I» – «жесткость – чувствительность».

  • Фактор «L» – «доверчивость – подозрительность».

  • Фактор «М» – «практичность – развитое воображение».

  • Фактор «О» – «уверенность в себе – тревожность».

  • Фактор «Q1» – «консерватизм – радикализм».

  • Фактор «Q2» – «конформизм – нонконформизм».

  • Фактор «Q3» – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль».

  • Фактор «Q4» – «расслабленность – напряженность».

Полученные результаты выражаются в стенах с максимальным значением 10 и средним 5,5. Затем строится профиль личности, при анализе которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора в сопоставлении с нормами (4-7).

Помимо перечисленных факторов первого порядка Р. Кеттелл в результате дальнейшей факторизации выделил более общие факторы второго порядка. В разных работах их было от 4 до 8. Наиболее значимыми и чаще повторяющимися были «эксвия — инвия» (экстраверсия — интроверсия) и «тревожность — приспособленность».


  1. ^ Тест Вагнера (Рука).

"Hand-тест" - проективная методика исследования личности. Впервые он был опубликован в 1962 году. Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны 3 Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т. Н. Курбатовой.

"Hand-тест" выгодно отличается от наиболее известных проективных методик относительной простотой. Как и большинство проективных методик, "Hand-тест" является средством глубинного исследования личности. Возможность валидно прогнозировать склонность к "открытому агрессивному поведению", в том числе и сексуальному, составляет специфичную особенность теста.

Стимульный материал состоит из девяти карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки. Десять карточек предъявляются обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией: "Что, по Вашему мнению, делает эта рука?".

Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: "Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять".

^ Обработка результатов

На первом этапе подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым.

На втором этапе осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий. Затем подсчитывается общее количество ответов каждой категории.

Авторами "Hand-теста" были предложены следующие оценочные категории.

Агрессия (Agg). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая.

Дирэктивность (Dir). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого человека.

Аффектация (эмоциональность) (Aff). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как выражающая привязанность, любовь, эмоционально положительное, благожелательное отношение к другим.

Коммуникация (Com). К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру.

Зависимость (Dep). К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки у других людей. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь.

Страх (F). Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессивных проявлений или стремиться оградить себя от физических воздействий и повреждений.

Эксгибиционизм (демонастративность) (Ех). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.

Калечность (увечность) (Crip). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная.

Описание (Des). Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая-либо тенденция к действию и наличие энергии.

Напряжение (Теп). К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях.

Активные безличные ответы (Act). Эта категория включает ответы, в которых рука совершает какое-либо действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица.

Пассивные безличные ответы (Pas). Эта категория включает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица.

Галлюцинации (Bas). К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игнорируются.

Отказ от ответа (Fail). Человек не может дать ответ на карточку.

На третьем этапе подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов.

Основные принципы интерпретации результатов

Первый принцип интерпретации результатов «Hand-теста» состоит в том, что ответы человека, зависящие от особенностей его восприятия стимульного материала, отражают психосоциальный мир, в котором он живет (реальный или воображаемый). Изображения рук срабатывают как своего рода экран, на который отвечающий проецирует свои потребности, мотивы, страхи, конфликты.


  1. ^ Достоинства и недостатки тестов.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Mmpi (смил) как пример клинического опросника iconИсследование эмоционально-волевых состояний. Многофакторный личностный...
Общее количество вопросов в опроснике — 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер....
Mmpi (смил) как пример клинического опросника iconПервая дорога к дому
«Как успехи, дорогой? Много ли участвовало собак?» А я ему отвечаю: «Да как людей нестреляных…» Ну, и как вам выраженьице? Не думаю,...
Mmpi (смил) как пример клинического опросника iconАлкогольная зависимость как биопсихосоциальная проблема Назаров Олег Юрьевич
Рассмотрение алкогольной зависимости с точки зрения системного подхода, позволяет преодолеть нарастающие в рамках клинического подхода...
Mmpi (смил) как пример клинического опросника iconИндивидуальный план клинического ординатора Ф. И. О
1 Основы социальной гигиены и организация дерматовенерологической помощи
Mmpi (смил) как пример клинического опросника iconМышечные ткани общая гистология скелетная, сердечная и гладкая мышечные ткани
Они обеспечивают перемещения в пространстве всего организма в целом или его частей (пример – скелетная мускулатура) и движение органов...
Mmpi (смил) как пример клинического опросника iconV1: Методы клинического исследования
Вид смотра животного, при котором определяют упитанность и тип телосложения, называется ###
Mmpi (смил) как пример клинического опросника iconСтруктура рабочего времени в человеко-днях (часах) Пример 1
Пример Имеются следующие данные за апрель (в человеко-днях): работниками предприятия отработано 2884; целодневные простои 100; неявки...
Mmpi (смил) как пример клинического опросника iconУрок Знакомство Название программы
Особенно это касается детей, которые не имеют родителей, и которым не с кого брать пример. Такие дети не имеют семей, где бы они...
Mmpi (смил) как пример клинического опросника iconРуководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (срi)
При разработке опросника мы ориентировались на такие характеристики личности, которые хорошо описывают поведение человека и которые,...
Mmpi (смил) как пример клинического опросника iconПример, как нужно заполнять таблицу. Повышенная стипендия
Информация о достижениях студента за последние 2 года в учебной, научно-исследовательской, общественной, спортивной деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница