Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид


НазваниеОсновные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид
страница1/9
Дата публикации21.06.2013
Размер0.87 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Методы выявления склонности к аддиктивному поведению
Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями. Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. в этих целях проводится анкетирование учащихся; анкеты могут включать вопросы на следующие темы:
- Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность курения, отказы от курения);
- Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность употребления алкоголя, дозировка и ситуации употребления, мотивация употребления алкоголя);
- Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность учащихся о различных наркотических веществах, возраст первой пробы и вид наркотического вещества, ситуация приобщения, регулярность употребления).

Также могут исследоваться представления учащихся о вреде оценка риска отрицательных последствий употребления психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками и т.п. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся.

^ Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей.

суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!”

В группу лиц, подверженных суициду, входят подростки
с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся вызывающим или криминальным поведением, включающим физи­ческое насилие;
 относящиеся к себе сверхкритично;
 страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
 фрустрированные несоответствием между ожи­давшимися успехами в жизни и реальными дос­тижениями;
 страдающие от болезней или покинутые окру­жжением.

Профилактика суицидального поведения должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К этим мерам следует отнести:
правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизни, учебы и деятельности, быта и досуга в учебном, трудовом, воинском коллективах;

  • организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья людей;

  • обеспечение социальной защищенности, соблюдение конституционных прав людей;

  • предупреждение нездоровых взаимоотношений между членами коллектива;

  • выявление групп высокого суицидального риска:

  • умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц;

  • адекватную и своевременную психологическую помощь людям, находящимся в состоянии острого личностного кризиса.


^ Комплексный подход в системе профилактики девиантного поведения.

Девиация (отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру, присущего ему противоречивого процесса развития, постоянного стремления к сохранению и изменению. В живой природе изменчивость называется мутацией, в неживой — флутацией. Изменчивость в социальной сфере, поскольку она связана непосредственно с деятельностью человека, носит социально значимый характер и реализуется в поведении людей. Девиантное поведение классифицируется по уровню и масштабности (индивидуальный или массовый характер), по элементам его внутренней структуры (по принадлежности к той или иной социальной группе, половозрастным характеристикам и др.), по ориентированности (экстравертивное — направленное на внешнюю среду, например, многие насильственные преступления, семейные ссоры и т. п.; интровертивное — ориентированное преимущественно на самого себя: пьянство и алкоголизм, наркомания, самоубийство и др.). Типизация отклонений в поведении человека возможна также и по другим основаниям, выбор которых в каждом конкретном случае обусловливается поставленными задачами и целями. Выделены три основных существующих стратегии профилактики девиантного поведения:

— устранение всех причин возникновения девиаций в поведении или всеобъемлющая (тотальная) профилактика;

— профилактика в соответствии с особенностями личности каждого учащегося или личностно-ориентированная профилактика;

— профилактика девиаций на ранних этапах возникновения девиантного поведения или стратегия быстрого реагирования. Профилактика девиантного поведения подростков предусматривает живейшее участие в жизни подростков, интерес к его делам. Однако подросток при этом не должен чувствовать себя задушенным родительской опекой: в качестве протеста он может начать совершать асоциальные поступки, и эффект получится прямо противоположным. Основой ранней профилактики является:


  • создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей определенной возрастной группы;


  •  ­


  • своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Можно выделить следующие элементы системы специальной профилактики в образовательных учреждениях:

^ 1. выявление и учет школьников, требующих особого педагогического внимания, в том числе определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия;

2. анализ причин отклонения в поведении;

3. Определение и реализация мер направленных на коррекцию поведения:

- связанных с системой отношений внутри школы («ученик – учитель», «ученик – ученик»);

- связанных с «внешкольными» факторами (отношения в семье, отношение к ребенку в семье, материальное положение семьи, контакты с криминальными группами и т.д.);

- связанных с вовлечением учащихся в социально ценные виды деятельности (дополнительное образование, спорт, общественная работа);

- связанных с применением санкций в отношении несовершеннолетних или его родителей.

^ Личностные изменения, сопровождающие формирование аддикции.

Aддикция (зависимость) — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям[1], таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность . Изменения черт личности, сопровождающие появление аддикции:

^ Сниженная переносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты.

^ Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение «в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными».

^ Поверхностный характер социабельности и ее ограниченность во времени сочетаются с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление. Алкогольные аддикты, например, производят иногда впечатление своим специфическим юмором на алкогольную тематику, рассказами о своих похождениях, приукрашивая свои рассказы деталями, не имеющими никакого отношения к действительности. Особенно хорошо это проявляется при групповом принятии алкоголя. «В то же время общение на «длинную» дистанцию с ними затруднено, неинтересно. Аддикты – скучные, однообразные люди в повседневной жизни. Отношения с ними поверхностны, к глубоким положительным эмоциональным отношениям они не способны и избегают ситуаций, связанных с ними».

^ Стремление говорить неправду. Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров.

Стремление обвинять невиновных, (даже если известно, что человек на самом деле не виноват).

^ Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.

Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.

Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.

Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.

^ Проблема мотивации злоупотреблением психоактивными веществами.
Аддиктивное (зависимое) поведение - это поведение, связанное с зависимостью от употребления пси­хоактивного вещества (ПАВ) в целях изменения психи­ческого состояния. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный ха­рактер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность. Формы мотивации для злоупотребления психоактивными веществами:

Атарактическая мотивация.

Она заключается в стремлении применить какое-либо психо­активное вещество с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта. Среди симптомов, которые в первую очередь подталкивают человека к употреблению таких веществ, оказываются страх, тревога, депрессия и их разновидности. Повы­шенная эмоциональная насыщенность, негативный фон на­строения способствуют выбору в пользу наиболее легкого решения проблемы.

Гедонистическая мотивация.

Проявляется в по­лучении удовлетворения, испытания чувства радости от приме­нения опьяняющих веществ (алкоголя, наркотиков) на фоне обычного ровного настроения. Немаловажным становится поиск необычного действия ве­ществ, резко превращающего «серое существование» в интерес­ный, полный неожиданностей «полет в неизведанное».

Субмиссивная мотивация.

Она отражает неспособность человека отказаться от предла­гаемого окружающими алкоголя или наркотических веществ. Неспособность противостоять давлению вытекает из характеро­логических или личностных особенностей человека.

В одном случае это обусловлено зависимыми чертами харак­тера (робостью, застенчивостью, конформностью, тревожно­стью, осторожностью в общении), при которых индивид стара­ется избегать ситуаций осуждения.

Псевдокультурная мотивация.

В большей степени при псевдокультурной моти­вации важно не само употребление веществ, а демонстрация этого процесса окружающим. 1.Зависимое поведение личности проявляется, прежде всего, в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как им­пульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще - как ут­рата самоконтроля.

2. Аддиктивное поведение проявляется не вдруг, оно пред­ставляет собой непрерывный процесс формирования и раз­вития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (не­редко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зави­симости) и исход.

^ Факторы «группы риска», способствующие формированию психоактивной зависимости.
Современной ситуации развития российского общества соответствует крайне неблагоприятный социальный фон, который характеризуется такими тенденциями, как рост статистической кривой отклоняющегося поведения, в первую очередь молодежи, усиление интереса детей и подростков к употреблению различных психоактивных веществ, в том числе наркотического характера, рост проституции и агрессивного поведения молодых людей, проявление фактов необоснованной жестокости, вандализма, безнравственности. Особую тревогу взрослых: педагогов, психологов, родителей, медиков, работников правоохранительных органов − вызывает «омоложение» контингента проблемных, трудных, социально дезадаптированных детей, детей, интересующихся наркотическими веществами и начинающих употреблять их.

Первый фактор, - это влияние образцов поведения взрослых на растущего человека. Ребенок, усвоив их, воспроизводит в своей жизни. Оказать влияние на проявление интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых и употребление ими табака и алкоголя.

Следующий фактор, способствующий формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ у детей и подростков, - информационный.

егодня мы живем во время так называемой «информационной революции», которая заключается в том, что каким - либо образом управлять информационными потоками, которые получает молодое поколение, практически невозможно, причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: « Мне хотят помочь, от меня требуют (в призывной форме), чтобы я этого не делал - значит, надо попробовать».

Следующий фактор -индивидуально - психологический. Каждый человек имеет сильную или слабую волю, умеет управлять или нет своими эмоциями, у кого-то сформированы умения и навыки преодолевать жизненные трудности, у кого-то они отсутствуют, поэтому можно выделить ряд признаков личностно-характерологических свойств, которые как в отдельности, так и в совокупности могут стать побуждающим элементом, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ, а именно: - низкая толерантность к фрустрациям, то есть незакаленность в отношение жизненных трудностей, нервозность и переживания при малейших сложностях, препятствиях, неудачах и т.п.;

- наличие комплекса неполноценности, ущербности, некрасивости, особенно в сочетании с желанием признания и вхождения в группу «полноценных» и утвердившихся;

- чрезвычайное стремление к независимости, высвобождение из-под опеки старших (в том числе родителей, учителей), особенно при желании противопоставить себя нормам, правилам, порядку, обществу, закону и т.д.;

- недостаток родительской любви и заботы, особенно если в семье имеются (или были ранее) лица с алкогольной или наркотической зависимостью;

- отсутствие ответственности перед собой, неспособность быть хозяином своего слова, особенно со склонностью к лживости, обманам, нечестности;

- замкнутость, стеснительность, робость и нерешительность, чувство несамодостаточности, замаскированная тревожность, страх, боязливость;

- легкомыслие и поверхностность в общении, неспособность к глубоким чувствам и устойчивым межличностным привязанностям (в том числе при кажущейся общительности);

- недостаточная адаптивная способность мобилизовываться и делать усилия, обдумывать обстоятельства и делать выбор, шаблонность в образе жизни и подчиняемость стилю, моде, рекламе, псевдокультуре.

И еще один фактор – «социальный инфантилизм»- можно наблюдать у молодых людей несформированность жизненных целей и, в целом, отсутствие понимания смысла жизни.

Присутствие у ребенка данных качеств способствует формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ. Работу по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью, необходимо начинать с формирования личностной и социальной компетентности молодого человека, то есть с развития у него позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид iconПрограмма курса
Этика. Деловая этика. Этические принципы и нормы поведения деловых людей. Профессиональная этика. Управленческая этика: понятие,...
Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид iconУтверждено
Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и направлен на активизацию деятельности...
Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид iconРеферат На тему: «Психология суицидального поведения»
Самоубийство тема актуальная во все времена, тем более сейчас, когда Россия в 1994 году вышла на 2 место в мире по количеству самоубийств,...
Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид iconПсихологическая коррекция отклоняющегося поведения личности
Цели и принципы поведенческой коррекции Стимулирование позитивной мотивации Методы коррекции эмоциональных состояний Методы саморегуляции...
Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид iconТема: Туберкулез кожи. Лепра
Отразить принципы общего и местного лечения, диспансеризации и профилактики лепры
Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид icon1. Силовой стиль (стиль борьбы или соперничества)
Обобщая различные источники, можно выделить основные стили конфликтного поведения. В целом же на выбор стиля поведения в конфликтах...
Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид icon1.   Роль окружающей среды в формировании заболеваемости детей и...
Источники загрязнения воздуха населенных мест. Влияние загрязнения на экологию планеты и формирование здоровья детского населения....
Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид icon1.   Роль окружающей среды в формировании заболеваемости детей и...
Источники загрязнения воздуха населенных мест. Влияние загрязнения на экологию планеты и формирование здоровья детского населения....
Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид iconПлан мероприятий Управления культуры, туризма, спорта и работы с...
Конкурс программ и проектов в области пропаганды зож и профилактики асоциального поведения молодежи
Основные принципы профилактики суицидального поведения у детей суицид icon4. Основные принципы назначения иммунотропной терапии
Тема основные принципы назначения иммунотропной терапии. Иммунопрофилактика. Иммунореабилитация
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница