Скачать 0.87 Mb.
|
Методы выявления склонности к аддиктивному поведению Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями. Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. в этих целях проводится анкетирование учащихся; анкеты могут включать вопросы на следующие темы: - Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность курения, отказы от курения); - Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность употребления алкоголя, дозировка и ситуации употребления, мотивация употребления алкоголя); - Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность учащихся о различных наркотических веществах, возраст первой пробы и вид наркотического вещества, ситуация приобщения, регулярность употребления). Также могут исследоваться представления учащихся о вреде оценка риска отрицательных последствий употребления психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками и т.п. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. ^ суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” В группу лиц, подверженных суициду, входят подростки с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся вызывающим или криминальным поведением, включающим физическое насилие; относящиеся к себе сверхкритично; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от болезней или покинутые окружжением. Профилактика суицидального поведения должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К этим мерам следует отнести: правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизни, учебы и деятельности, быта и досуга в учебном, трудовом, воинском коллективах;
^ Девиация (отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру, присущего ему противоречивого процесса развития, постоянного стремления к сохранению и изменению. В живой природе изменчивость называется мутацией, в неживой — флутацией. Изменчивость в социальной сфере, поскольку она связана непосредственно с деятельностью человека, носит социально значимый характер и реализуется в поведении людей. Девиантное поведение классифицируется по уровню и масштабности (индивидуальный или массовый характер), по элементам его внутренней структуры (по принадлежности к той или иной социальной группе, половозрастным характеристикам и др.), по ориентированности (экстравертивное — направленное на внешнюю среду, например, многие насильственные преступления, семейные ссоры и т. п.; интровертивное — ориентированное преимущественно на самого себя: пьянство и алкоголизм, наркомания, самоубийство и др.). Типизация отклонений в поведении человека возможна также и по другим основаниям, выбор которых в каждом конкретном случае обусловливается поставленными задачами и целями. Выделены три основных существующих стратегии профилактики девиантного поведения: — устранение всех причин возникновения девиаций в поведении или всеобъемлющая (тотальная) профилактика; — профилактика в соответствии с особенностями личности каждого учащегося или личностно-ориентированная профилактика; — профилактика девиаций на ранних этапах возникновения девиантного поведения или стратегия быстрого реагирования. Профилактика девиантного поведения подростков предусматривает живейшее участие в жизни подростков, интерес к его делам. Однако подросток при этом не должен чувствовать себя задушенным родительской опекой: в качестве протеста он может начать совершать асоциальные поступки, и эффект получится прямо противоположным. Основой ранней профилактики является:
Можно выделить следующие элементы системы специальной профилактики в образовательных учреждениях: ^ школьников, требующих особого педагогического внимания, в том числе определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия; 2. анализ причин отклонения в поведении; 3. Определение и реализация мер направленных на коррекцию поведения: - связанных с системой отношений внутри школы («ученик – учитель», «ученик – ученик»); - связанных с «внешкольными» факторами (отношения в семье, отношение к ребенку в семье, материальное положение семьи, контакты с криминальными группами и т.д.); - связанных с вовлечением учащихся в социально ценные виды деятельности (дополнительное образование, спорт, общественная работа); - связанных с применением санкций в отношении несовершеннолетних или его родителей. ^ Aддикция (зависимость) — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям[1], таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность . Изменения черт личности, сопровождающие появление аддикции: ^ обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты. ^ находит свое отражение «в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными». ^ и ее ограниченность во времени сочетаются с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление. Алкогольные аддикты, например, производят иногда впечатление своим специфическим юмором на алкогольную тематику, рассказами о своих похождениях, приукрашивая свои рассказы деталями, не имеющими никакого отношения к действительности. Особенно хорошо это проявляется при групповом принятии алкоголя. «В то же время общение на «длинную» дистанцию с ними затруднено, неинтересно. Аддикты – скучные, однообразные люди в повседневной жизни. Отношения с ними поверхностны, к глубоким положительным эмоциональным отношениям они не способны и избегают ситуаций, связанных с ними». ^ . Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров. Стремление обвинять невиновных, (даже если известно, что человек на самом деле не виноват). ^ в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент. Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить. Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки. Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний. ^ Аддиктивное (зависимое) поведение - это поведение, связанное с зависимостью от употребления психоактивного вещества (ПАВ) в целях изменения психического состояния. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность. Формы мотивации для злоупотребления психоактивными веществами: Атарактическая мотивация. Она заключается в стремлении применить какое-либо психоактивное вещество с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта. Среди симптомов, которые в первую очередь подталкивают человека к употреблению таких веществ, оказываются страх, тревога, депрессия и их разновидности. Повышенная эмоциональная насыщенность, негативный фон настроения способствуют выбору в пользу наиболее легкого решения проблемы. Гедонистическая мотивация. Проявляется в получении удовлетворения, испытания чувства радости от применения опьяняющих веществ (алкоголя, наркотиков) на фоне обычного ровного настроения. Немаловажным становится поиск необычного действия веществ, резко превращающего «серое существование» в интересный, полный неожиданностей «полет в неизведанное». Субмиссивная мотивация. Она отражает неспособность человека отказаться от предлагаемого окружающими алкоголя или наркотических веществ. Неспособность противостоять давлению вытекает из характерологических или личностных особенностей человека. В одном случае это обусловлено зависимыми чертами характера (робостью, застенчивостью, конформностью, тревожностью, осторожностью в общении), при которых индивид старается избегать ситуаций осуждения. Псевдокультурная мотивация. В большей степени при псевдокультурной мотивации важно не само употребление веществ, а демонстрация этого процесса окружающим. 1.Зависимое поведение личности проявляется, прежде всего, в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще - как утрата самоконтроля. 2. Аддиктивное поведение проявляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. ^ Современной ситуации развития российского общества соответствует крайне неблагоприятный социальный фон, который характеризуется такими тенденциями, как рост статистической кривой отклоняющегося поведения, в первую очередь молодежи, усиление интереса детей и подростков к употреблению различных психоактивных веществ, в том числе наркотического характера, рост проституции и агрессивного поведения молодых людей, проявление фактов необоснованной жестокости, вандализма, безнравственности. Особую тревогу взрослых: педагогов, психологов, родителей, медиков, работников правоохранительных органов − вызывает «омоложение» контингента проблемных, трудных, социально дезадаптированных детей, детей, интересующихся наркотическими веществами и начинающих употреблять их. Первый фактор, - это влияние образцов поведения взрослых на растущего человека. Ребенок, усвоив их, воспроизводит в своей жизни. Оказать влияние на проявление интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых и употребление ими табака и алкоголя. Следующий фактор, способствующий формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ у детей и подростков, - информационный. егодня мы живем во время так называемой «информационной революции», которая заключается в том, что каким - либо образом управлять информационными потоками, которые получает молодое поколение, практически невозможно, причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: « Мне хотят помочь, от меня требуют (в призывной форме), чтобы я этого не делал - значит, надо попробовать». Следующий фактор -индивидуально - психологический. Каждый человек имеет сильную или слабую волю, умеет управлять или нет своими эмоциями, у кого-то сформированы умения и навыки преодолевать жизненные трудности, у кого-то они отсутствуют, поэтому можно выделить ряд признаков личностно-характерологических свойств, которые как в отдельности, так и в совокупности могут стать побуждающим элементом, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ, а именно: - низкая толерантность к фрустрациям, то есть незакаленность в отношение жизненных трудностей, нервозность и переживания при малейших сложностях, препятствиях, неудачах и т.п.; - наличие комплекса неполноценности, ущербности, некрасивости, особенно в сочетании с желанием признания и вхождения в группу «полноценных» и утвердившихся; - чрезвычайное стремление к независимости, высвобождение из-под опеки старших (в том числе родителей, учителей), особенно при желании противопоставить себя нормам, правилам, порядку, обществу, закону и т.д.; - недостаток родительской любви и заботы, особенно если в семье имеются (или были ранее) лица с алкогольной или наркотической зависимостью; - отсутствие ответственности перед собой, неспособность быть хозяином своего слова, особенно со склонностью к лживости, обманам, нечестности; - замкнутость, стеснительность, робость и нерешительность, чувство несамодостаточности, замаскированная тревожность, страх, боязливость; - легкомыслие и поверхностность в общении, неспособность к глубоким чувствам и устойчивым межличностным привязанностям (в том числе при кажущейся общительности); - недостаточная адаптивная способность мобилизовываться и делать усилия, обдумывать обстоятельства и делать выбор, шаблонность в образе жизни и подчиняемость стилю, моде, рекламе, псевдокультуре. И еще один фактор – «социальный инфантилизм»- можно наблюдать у молодых людей несформированность жизненных целей и, в целом, отсутствие понимания смысла жизни. Присутствие у ребенка данных качеств способствует формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ. Работу по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью, необходимо начинать с формирования личностной и социальной компетентности молодого человека, то есть с развития у него позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. |
![]() | Программа курса Этика. Деловая этика. Этические принципы и нормы поведения деловых людей. Профессиональная этика. Управленческая этика: понятие,... | ![]() | Утверждено Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и направлен на активизацию деятельности... |
![]() | Реферат На тему: «Психология суицидального поведения» Самоубийство тема актуальная во все времена, тем более сейчас, когда Россия в 1994 году вышла на 2 место в мире по количеству самоубийств,... | ![]() | Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности Цели и принципы поведенческой коррекции Стимулирование позитивной мотивации Методы коррекции эмоциональных состояний Методы саморегуляции... |
![]() | Тема: Туберкулез кожи. Лепра Отразить принципы общего и местного лечения, диспансеризации и профилактики лепры | ![]() | 1. Силовой стиль (стиль борьбы или соперничества) Обобщая различные источники, можно выделить основные стили конфликтного поведения. В целом же на выбор стиля поведения в конфликтах... |
![]() | 1. Роль окружающей среды в формировании заболеваемости детей и... Источники загрязнения воздуха населенных мест. Влияние загрязнения на экологию планеты и формирование здоровья детского населения.... | ![]() | 1. Роль окружающей среды в формировании заболеваемости детей и... Источники загрязнения воздуха населенных мест. Влияние загрязнения на экологию планеты и формирование здоровья детского населения.... |
![]() | План мероприятий Управления культуры, туризма, спорта и работы с... Конкурс программ и проектов в области пропаганды зож и профилактики асоциального поведения молодежи | ![]() | 4. Основные принципы назначения иммунотропной терапии Тема основные принципы назначения иммунотропной терапии. Иммунопрофилактика. Иммунореабилитация |