Задача Клиническая нейропсихология


Скачать 450.84 Kb.
НазваниеЗадача Клиническая нейропсихология
страница1/3
Дата публикации16.03.2013
Размер450.84 Kb.
ТипЗадача
userdocs.ru > Психология > Задача
  1   2   3
Мои великолепные ответы на самые коварные вопросы экзаменаторов по курсу «Введение в нейропсихологию»

  1. Предмет и задачи нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии.

  • Предметом нейропсихологии выступает мозговая организация психических процессов. А именно: строение ВПФ и ее изменения при локальных поражениях мозга

  • Методом нейропсихологии служит анализ клинических моделей: смотрим через патологию на структуру возможной нормы.

  • Основные задачи и направления нейропсихологии:

Направление

Задача

Клиническая нейропсихология

Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при локальных поражениях и сопоставление их с общей клинической картиной заболевания и возрастом больного.

Методы: синдромный анализ

Экспериментальная нейропсихология

Анализ нарушений механизмов познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы через нейропсихологические методики

Реабилитационная нейропсихология

Восстановление ВПФ после локальных поражений за счет перестройки нарушенных функциональных систем: даем новые средства для осуществления функции

Нейропсихология детского возраста

Выявление основных сходств и различий в закономерностях статики и динамики синдромов при поражении одних и тех же областей в детском и взрослом возрасте. Выявляем специфику развития мозга в онтогенезе через клинические модели и ищем пути коррекции, т.к. должно быть больше шансов помочь из-за пластичности мозга

Нейропсихология индивидуальных различий

  • Изучение мозговой организации психических процессов и состояниц у здоровых лиц методами и на основе отечественной нейропсихологии(т.е. методиками синдромного анализа Лурии).

  • Изучение особенностей формирования ПФ в онтогенезе с позиций нейропсихологии(аспект созревания мозговых структур и их связей)

  • Исследование проблемы межполушарной асимметрии и взаимодействия

  • Анализ латеральной организации как нейропсихологической основы типологии индивидуальных различий

Нейропсихология пограничных состояний ЦНС (невротических состояний, заболеваний мозга из-за радиационного облучения и т.д.)

Поиск специфических синдромов, оценка динамики их состояния нейропсихологичексими методиками + исследование изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов

  1. Теоретическое и практическое значение нейропсихологии.

^ Нейропсихология через анализ клинических моделей решает следующий круг задач:

Теоретические

Практические

  1. Исследование мозговых механизмов деятельности человека и локализации отдельных составляющих психических процессов в мозге, в том числе в онтогенезе

  1. Топическая диагностика(где и что поражено в мозге)

  1. Описание синдромов нарушения ВПФ при различной локализации поражения мозга

2. Функциональная диагностика(описание общей картины нарушений – синдрома – сочетанного нарушения психических функций




  1. Реабилитация - восстановление ПФ после перенесенных повреждений мозга (после травм и болезней)




  1. Коррекция (абилитация) – психологическая помощь людям, у которых по разным причинам мозг работает в «сниженном» режиме (старость, биполярное расстройство личности). Задача – привести человека к энергетическому оптимуму, чтобы человек жил по мере своих сил и возможностей




  1. Оценка эффективности лечебных мероприятий (хирургических, фармакологических, психотерапевтических): выявляются не только позитивные, но и негативные следствия (что особенно важно при тестировании лекарств).

  1. Проблема локализации ВПФ: исторический аспект.

Локализация психических функций в мозге – предполагаемое и доказываемое в рамках той или иной теории положение о соотношении отдельных психических процессов с определенным мозговым субстратом.

19 век – ключевое время для разработки основных концепций о соотношении мозга и психики?

1861 год – открытие первой связи зоны и психической функции (спасибо Полю Брока и пациенту с созранным пониманием речи, но не способным говорить). Задние лобные извилины – субстрат моторных образов слов (как что произносить).

1879 год – Вернике и пациент, способный говорить. Но не понимающий обращенной к нему речи(афазия Вернике). Субстрат – верхняя височная извилина левого полушария. Функция – сенсорный образ слова.

Ученые на радостях от открытий к 1934 году даже создали супер карту мозга, с нанесенными на нее всеми, какие себе только можно представить, психическими функциями, даже социальное Я там было. Автор карты – Кляйст.

Дальше пошли споры о том, действительно ли все так просто – связка зона и функция – или нет:

Название направления

Суть позиции

Новаторство в том, что

Недочеты в том, что

Локализационизм

ПФ имеет точное локальное расположение в мозге (четко ограниченная область)

Структуры мозга специфичны: у любой структуры свой вклад

Через расстройство ПФ можно проводить топическую диагностику

ПФ берутся как неделимые застывшие конструкции, как конкретные отправления мозговой ткани. На самом деле, связь между ПФ и мозгом не так проста. Пф – это функциональная система

Антилокализационизм

(эквипотенциализм)

Связь ПФ и мозга только в массе участвующего «мозгового вещества»

Любая задача решается при участии всего мозга

Мозг – целое. Возможность восстановления ПФ за счет других зон мозга

Ноэтическое направление

Элементарные ПФ (НПФ) связаны с мозгом (с отдельными участками).

Однако сложные формы психической деятельности, опосредованные знаком и базирующиеся на культуре, прямо с мозгом не связаны.

Разделение на НПФ и ВПФ

Джексон

Есть несколько уровней осознанности – разноуровневая организация ПФ (осознанный и неосознанный, произвольный и непроизвольный уровни)

Принцип вертикальной организации мозговых структур

Все идеально, но его никто не слушал.

  1. Теория системной динамической локализации ВПФ.

Пересмотр понятия «ПФ»: ПФ – это функциональная система, интегрированное единство процессов и органов, направленное на определенный результат.

Для функциональной системы характерно:

  1. Многозвенность

  2. Наличие инвариантных звеньев (цель и результат) и вариативных (средства)

  3. Звенья находятся в иерархии

  4. Внутри любой функциональной системы есть звенья обратной афферентации (для регуляции и контроля)

Следовательно, функциональная система не может быть локализована в одной точке мозга.

ВПФ – это функциональная система. Поэтому для нее характерны:

  • Прижизненность

  • Социальная опосредованность

  • Инструментальная природа (опосредованность другой ПФ)

  • Произвольность и осознанность

Пересмотр понятия «локализация»: ПФ не привязана к какой-то точке, ее звенья размещены в разных зона мозга и могут менять свое положение, так как структура ПФ подвижна и имеет динамический характер (есть изменения в онтогенезе и при поражениях).

  1. Нейропсихологический симптом, синдром, фактор.

Нейропсихологический симптом – нарушение ПФ, возникающее вследствие локального поражения головного мозга

Первичный нейропсихологический симптом – нарушение ПФ, непосредственно связанное с поражением (выпадением) определенного нейропсихологического фактора.

Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушения ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением(выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов)

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, наоущение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома

Уровни анализа нейропсихологических факторов:

  1. Морфологический = указание на те мозговые образования, поражение которых вызывает определенный нейропсихологический синдром

  2. Физиологический, функциональный уровень – указание на те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в единую функциональную систему, ответственную за ПФ и ее нарушения

  3. Психологический – указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении различных психологических функций

Классификации факторов.

В общем-то, нам известны две отечественные классификации факторов: Елены Давыдовны Хомской и Натальи Константиновны Корсаковой. Более логична вторая, ибо в ней единый принцип классификации, а первая нелинейна и иерархична там, где напрямую это не обозначено.

По Хомской, факторы бывают:

Фактор

Суть фактора

Дефект (симптомы)

Субстрат

Модально-специфический

Оперативная сторона деятельности. Анализ и синтез информации одной модальности

Дефекты гнозиса, праксиса, модально-специфические мнестические нарушения

Вторичные поля КБП, входящие в «ядерные зоны» корковых отделов анализаторов (как сама кора, так и подкорковые образования)

Модально-неспецифический

Фактор инертности- подвижности

Фактор активации - инактивации

Фактор спонтанности – аспонтанности


Фактор

Дефект

Передние отделы (премоторный и префронтальный) + РФ + базальные структуры(?)

Фактор инертности- подвижности

Персеверации в двигательной, гностической и интеллектуальной сферах

Фактор активации - инактивации

Адинамия, расстройства произвольного внимания, памяти, селективности психических процессов

Фактор спонтанности – аспонтанности

Нарушение активного целесообразного поведения (цели и программы): стереотипия

Работа третичных областей коры: интеграция анализаторный систем и их взаимодействие + переработка информации, уже преобразованной в коре БП

Фактор программирования и контроля

Фактор симультанной организации психических процессов

Дефекты наблюдаются при любом виде деятельности и типе стимуляции:

  • нарушение целеполагания, контроля, коррекции, критичности и т.д.

  • нарушение понимания целостной ситуации и узнавания объектов, процессов, имеющих одновременно несколько параллельных составляющих для анализа

Префронтальная область и зона ТРО(теменно-височно-затылочная)

Полушарные факторы

Фактор общей стратегии работы полушария

Правое и левое полушария

Левое

Правое

Абстрактная кодировка

Конкретные образы

Произвольный уровень

Непроизвольный уровень

Осознанность

Неосознанность

Межполушарное взаимодействие

Работа полушария «не по профилю»

Синдром расщепленного мозга:

Синдром дископии-дисграфии(рисую левой, пишу правой)

Аномия(щупаю, но не могу назвать предмет левой рукой)

Трудности переноса информации слева направо и инаоборот

Возможен парциоальный синдром расщепления передних, средних или задних отделов с «выключением» только одной модальности

Мозолистое тело и другие комиссуры

Работа глубинных подкорковых полушарных структур

Факторы межполушарного взаимодействия и модально-неспецифичные тоже относятся к этому фактору

Одностороннее раздражение имеет латеральный характер: преимущественно отражается на речевых или наглядно-пространственных функциях

Миндалина, гиппокамп, таламические и гипоталамические образования, полосатое тело

Общемозговой

Действие общемозговых процессов (кровообращение, ликоврообращение, гуморальные и биохимические процессы)

Фактор общего функционального состояния мозга

Нарушение динамических аспектов ПФ: колебания в осуществлении, нарушение временных или регуляторных аспектов деятельности.

«Вторичный лобный синдром».

Фактор локализован в процессах кровообращения, обмена ликвора, а также биохимических и гуморальных реакциях

Классификация Н.К. Корсаковой:

Фактор и его суть

Субстрат

1. Модально-специфические:

a. Зрительного анализа и синтеза

b. Слухового анализа и синтеза

i. Слуховой анализ и синтез речевой информации

ii. Слуховой анализ и синтез неречевой информации

c. Тактильного анализа и синтеза

Вторичные зоны: висок, затылок, теменная область

2. Пространственного анализа и синтеза: одновременное восприятие нескольких признаков или объектов

Зона ТРО

3. Кинестетический

(Обратная афферентация движения, позволяет чувствовать движение, ощущать его как предметно ориентированное)

Верхняя теменная область

4. Кинетический

(Составляющая ПФ, которая обеспечивает плавность, экономность движения)

Премоторная зона (?)

5. Произвольной регуляции деятельности

(наличие мотива, цели, программы действия, наличие контроля за деятельностью, процессы сличения цели и результата, позволяет прогнозировать результат, планировать деятельность, включает акцептор действия, включает и «воспоминания о будущем» (запоминание желаемого, стремление к нему)

Префронтальные зоны

6. Энергетического обеспечения активности и нейродинамического баланса

(Активность требует энергетического ресурса (у каждого из нас он относительно константен. Есть стеничные люди и астеничные (у них энергетический ресурс ниже) люди. Каждое психическое действие, функция, процесс предполагает, что в нем есть тормозная и возбудительная часть, они как фазы, сменяющие друг друга, редко контролируемы нами, они обеспечивают адаптацию. НД баланс – нормальное соотношение тормозных и возбудительных частей, он крайне важен)

Медиальные зоны лобных долей и РФ

А теперь немного о синдромном анализе.

Синдромный анализ –

  • анализ нейропсихологимческих синдромов с целью обнарущения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов,

  • изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением(выпадением) определенного фактора,

  • качественная квалификация нейропсихологических симптомов

^ Основные положения синдромного анализа

  1. Качественная квалификация характера нарушений, а не просто их констатация: определение формы нарушения ПФ (модальная специфичность, опосредованность, актуальный и отсроченный результат). Указание причины дефекта. Акцент не на результате выпполнения задания, а на самом процессе решения (характер ошибок и т.д.)

  2. Сопоставление первичных расстройств (симптомов) и вторичных. Это дает структуру нейропсихологического синрома в целом, следовательно можно сделать топический диагноз (где что «сломалось»). Первичное нарушение – нарушение «собственной функции» пораженного участка, который обеспечивает нормальное протекание определенного звена функциональной системы в целом

  3. Изучение состава не только нарушенных, нои сохранных функций. Принцип двойной диссоциации – при любом корковом очаге одна группа ПФ нарушается, а другие остаются сохранными

  4. Объект диагностики при синдромном анализе – проихвольный, осознанный, опосредованный речью уровень осуществления ПФ + непроизвольные автоматизированные и неосознаваемые функции:

    1. Моторные функции

    2. Слухомоторные координации (звуковысотные и ритмические структуры)

    3. Хрительный гнозис

    4. Память

    5. Речь (экспрессивная и импрессивная)

    6. Письмо

    7. Чтение

    8. Счет

  5. Методы нейропсихологического исследования.



Название

Суть метода

Для чего применяется

Сравнительно-анатомический

Анализ НС у животных разных ступеней эволюции.

Исследуемые параметры:

  • Отношение массы мозга к массе тела

  • Соотношение коры и подкорки

Иллюстрация связи между строением мозга и уровнем сложности поведения животного организма

Функциональный сравнительно-анатомический

Сопоставление величины различных полей, областей, конструкции мозга и поведения животных

Метод раздражения мозга

^ Непосредственное раздражение:

Смотрим реакции и продукцию человека при стимуляции разных зон

Выясняем, какая зона за что отвечает

^ Непрямое раздражение:

Метод условного рефлекса + регистрация раздражения по мозгу методом ВП

Метод изучения отдельный нейронов:

стимулируем нейрон и смотрим на реакцию

Выясняем, какие нейроны за что отвечают

Метод фармакологического воздействия

Вводим снотворное в одно из полушарий. Или электрошок. Или режем комиссуры.

Одно полушарие вырубается, и мы анализируем поведение, реакции и продукцию

Выясняем роль каждого полушария по-отдельности

Вирус-метод

Запускаем вирус и смотрим его путь

Выясняем, какие тракты находятся в мозгу и для чего они там нужны

Метод разрушения

Режем что-нибудь в мозгу и смотрим, что происходит с человеком

Выясняем, за что отвечает тот или иной субстрат в мозгу

Синдромный анализ

Даем человеку кучу методик и смотрим, как он страдает выполняет их, какие ошибки допускает. Носят ли они системный характер во всех видах деятельности. Что у человека сохранно, а что нарушено. Ищем причину нарушений (фактор)

Топический диагноз (где поврежденная зона)

7. Концепция трех структурно-функциональных блоков мозга.

Для осуществления любого вида психической деятельности необходимо участие 3-х основныз функциональных блоков:

Блок 1: регуляция тонуса и бодрствования

Блок 2: получения, переработки и хранения информации

Блок 3: программирования, регуляции и контроля психической деятельности

Каждый из блоков

  • Имеет иерархическое строение

  • Состоит их надстроенных друг над другом корковых хон трех типов:

    • Первичных (проекционных) – сюда поступают импульсы с периферии и отсюда они уходят на периферию

    • Вторичных (проекционно-ассоциативных) тут происходит переработка получаемой информации и подготовка соотвествующих программ

    • Третичных )зон перекрытия) – обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, требующие совместного участия многих зон мозговой коры

Блок 1: регуляции тонуса и бодрствования
Для осуществления организованной целенаправленной деятельности необходимо поддерживать оптимальный тонус коры.

Процессы возбуждения и торможения, протекающие в бодрствующей коре, подчиняются закону силы и характеризуются определенной концентрированностью, уравновешенностью и подвижностью.

Во время сна закон силы не работает. Причина в том, что в фазовых состояниях кора снижает свой тонус, и слабые раздражители уравновешиваются с сильными по интенсивности вызываемых ими ответов (или даже превосходят их в парадоксальной фазе).

Субстрат: Ретикулярная формация

РФ взаимодействует с корой в двух направлениях:

  • От РФ к коре: тонизирует кору (восходящая РФ)

  • От коры к РФ: регулировка режимов РФ корой – принцип вертикальной организации (касается всех структур мозга)

Возбуждение при этом распространяется градуально, постепенно меняя свой уровень (неспецифичная сеть).

РФ связана с:

  • Зрительным бугром (таламусом)

  • Хвостатым телом (форниксом)

  • Древней корой

  • Новой корой

РФ может повышать возбуимость и обострять чувствительность, а может, наоборот, тормозить общее функциональное состояние организма, вводя его в состояние, близкое ко сну – отдельно находятся активационные и тормозящие центры РФ.

Источники активации РФ:

  1. Обменные процессы организма

  2. Ориентировочный рефлекс

  3. Намерения, планы, перспективы и программы


Блок 2: приема, переработки и хранения внешней информации

Субстрат: наружные отделы новой коры:

  1. Зрение – затылочная область

  2. Слух – височная область

  3. Общая чувствительность – теменная область

Прием и передача отдельных импульсов осуществляется нейронами подкорки и мозговой коры.
Принцип работы:

Высокая модальная специфичность (зрение, слух, общая чувствительность, чувство равновесия)

Превалирование дистантных анализаторов
^ Строение блока и основные этапы работы блока №2:

Зона

Осуществляемый этап

Периферия

Прием экстрарецептивных раздражений периферическими рецепторами

Первичная

Прием и анализ информации

Вторичная

Кодирование (синтез) компонентов и превращение соматотопической проекции в функциональную организацию

Третичная

Обеспечение и выработка надмодальных (символических) схем, лежащих в основе комплексных форм познавательной деятельности


Законы построения коры:

1. Закон иерархического строения корковых зон. В детстве главнее первичные, у взрослых – третичные

2. Закон убывающей специфичности иерархически построенных зон

3. Закон прогрессивной латерализации функций: связь функции с определенным полушарием повышается при повышении степени ее сложности
Блок 3: программирование, регуляция и контроль сложных форм психической деятельности
Организация активной сознательной психической деятельности:

  • Формирование планов и программ действия

  • Контроль за выполнением

  • Регуляция своего поведения с целью привести его в соответствие с программой

  • Сличение эффекта действия с исходным намерением и коррекция поведения

Субстрат: передние отделыбольших полушарий, спереди от передней центральной извилины:
  1   2   3

Похожие:

Задача Клиническая нейропсихология iconЛекции по общей психологии Александр Романович Лурия
...
Задача Клиническая нейропсихология iconКлиническая нейропсихология
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета
Задача Клиническая нейропсихология iconН. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. Клиническая нейропсихология
Нейропсихологический синдром поражения "внеядерных" конвекситальных отделов височных долей мозга. 18
Задача Клиническая нейропсихология icon«Клиническая фармакология антимикробных лекарственных средств» на...
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию российской федерации гоу впо «башкирский государственный медицинский...
Задача Клиническая нейропсихология iconКлиническая анестезиология
Михневич К. Г., Хижняк А. А., Курсов С. В. и др. Клиническая анестезиология: Метод указания для студентов 5 курса. – Харьков: хнму,...
Задача Клиническая нейропсихология iconЧучалин А. Г. Бронхиальная астма
Описаны факторы развития, иммунопатология астмы, клиническая картина болезни, медикаментозное и климатическое лечение больных, интенсивная...
Задача Клиническая нейропсихология iconЕ. Д. Хомская Нейропсихология
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия
Задача Клиническая нейропсихология iconБорис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко
Медицинская психология, патопсихология (см также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция). 591
Задача Клиническая нейропсихология iconВопросы к курсу «Детская нейропсихология»
...
Задача Клиническая нейропсихология iconOverview лист 1 лист 2 Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 2ндфл см Sheet 1: лист 1

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница