Скачать 448.91 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИЯ Методические указания по выполнению контрольного работы для самостоятельной работы студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 "Экономика" (бакалавр) и 521500 "Менеджмент " (бакалавр) (первое высшее образование) У четно-статистический факультет Кафедра философии и социологии Москва 2008 ^ Подготовка контрольной работы является важным видом самостоятельного изучения студентами курса "Психология" и представляет собой одну из форм текущего контроля знаний. Для ее успешного выполнения необходимо систематически работать с учебной, справочной и научной литературой. Назначение контрольной работы - углубить знания студентов по основным проблемам психологии, выявить умение анализировать психологические процессы и явления, способность понимания современных проблем психологической теории и практики. При написании работы студент должен использовать современную учебную и научную литературу для анализа психологических проблем в профессиональной деятельности специалиста. Приступая к выполнению контрольной работы, следует внимательно прочитать формулировку задания. Так, ответ на третий вопрос каждого варианта должен носить не описательный характер, а представлять собой анализ указанного психологического явления с приведением конкретных примеров. Выбор варианта контрольной работы производится студентами следующим образом: лица, фамилии которых начинаются с букв от ^ Я - вариант 17-20. Порядок выполнения контрольной работы. Определив номер варианта и темы и отыскав ее в списке тем контрольных работ, следует внимательно ознакомиться с планом работы. Чтобы сориентироваться в общем содержании темы и уяснить ее место во всей дисциплине, обратитесь к программе курса "Психология ". Затем следует внимательно изучить соответствующие разделы КОПР "Психология". Анализ необходимой вам темы изложен в компьютерной программе кратко, доступно, а тесты самопроверки позволят правильно ответить на тесты к контрольной работе. Кроме того, к каждому варианту контрольных работ рекомендована специальная литература, позволяющая максимально подробно проанализировать предложенную вам проблему. Тема должна раскрываться в соответствии с планом, который выносится на первую страницу работы. План состоит из трех вопросов, два из которых носят теоретический характер, а третий представляет собой практическое задание, подразумевающее самостоятельный анализ студентом предложенной социально-психологической проблемы. Следует особое внимание обратить на правильное оформление работы. Необходимо выделить в тексте рассматриваемые вопросы, объем ответов на вопросы должен быть соразмерен, так, недопустимо рассматривать первый вопрос на двух страницах, а второй на десяти. Приводимые в тексте цитаты должны быть снабжены ссылками на источники. В конце текста приводится список использованной литературы. Оставляйте поля для замечаний и вопросов рецензента. Ответы на замечания и вопросы рецензента нужно давать в письменной форме. Получение отрицательной рецензии предполагает необходимость доработки текста в соответствии с замечаниями и вторичное представление работы на рецензирование. Объем работы должен составлять 12-14 страниц текста (формат А4, размер шрифта 14, интервал полуторный). Текст должен быть набран на компьютере. Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее написания. На титульном листе работы должна быть указана фамилия рецензента (преподавателя, читающего лекции на этом потоке). По результатам выполнения контрольной работы проводится устное собеседование. Преподаватели могут по своему усмотрению рекомендовать студентам дополнительную литературу, а также вносить изменения в предлагаемые задания. ^ Тема 1. Психология как наука. Исторические этапы развития психологии Вариант 1
а) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм; б) наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы; в) наука о закономерностях развития высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах. Методические рекомендации В ответе на первый вопрос важно не просто перечислить основные проблемы, рассматриваемые в курсе дисциплины "Психология ", но и проанализировать специфичность определения предмета дисциплины. Важно указать, что различные психологические направления выделяют свой предмет исследования. Укажите предмет психологии и обоснуйте выбор именно этих явлений в качестве предмета. Отвечая на второй вопрос, следует указать, что античная философия восприняла от мифологии понятие души, с помощью которого древние философы пытались выразить главное сущностное начало живой природы, рассматривая душу как причину жизни. Проанализируйте понятие души в трактовке Сократа. Назовите три начала человеческой души в истолковании Платона. В чем состоит особенность понимания души Аристотелем (в сравнении с платоновским)? Рассмотрите три вида души: растительную, животную и разумную. В ответе на третий вопрос важно сопоставить предлагаемые определения и выделить ключевые понятия, определяющие специфику предмета психологии. Литература Островский Э^ . Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2005. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. - М.: Просвещение-Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М.^ История и теория психологии. В 2-х т. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1998. Вариант 2
Методические рекомендации В ответе на первый вопрос важно отметить, что благодаря открытиям этого исторического периода складывались психологические концепции последующих десятилетий. Укажите, какие психологические понятия были введены в научный оборот Р. Декартом. Назовите, в чем состоит дуализм учения Р. Декарта о душе и теле. Охарактеризуйте идеи Лейбница о бессознательной психике, малой перцепции и апперцепции. Рассмотрите идеи Т. Гоббса относительно роли и значения ассоциаций в процессе познания. Проанализируйте взгляды Дж. Локка и его роль в становлении эмпирической психологии. Отвечая на второй вопрос, следует подробно рассмотреть психологию как науку, представляющую собой разветвленную систем)' научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные. Охарактеризуйте задачи общей психологии, психологии познавательных процессов, психологии личности, а также специальных психологических дисциплин. В ответе на третий вопрос рекомендуется рассмотреть предмет психологии как изучение преимущественно ориентировочной функции душевных (психических) явлений, то есть участие их в анализе проблемной (новой для субъекта) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия. Сопоставьте предложенное вами определение предмета психологии и понятие души. Сформулируйте свою позицию относительно положения о том, что хотя понятие души не рассматривается в рамках психологических исследований, невозможно не постулировать сам факт и цели ее существования. Литература Островский Э^ . Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2005. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. - М.: Просвещение-Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1998. Вариант 3
а) психология; б) общая психология; в) духовно ориентированная психология;
3) фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума. Методические рекомендации В ответе на первый вопрос важно отметить, что пионером психологии как науки является И.М. Сеченов, который первым пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Важно отметить, что именно трудами И.П. Павлова, В.М. Бехтерева был утвержден приоритет рефлексологического подхода. Назовите основные положения "коллективной рефлексологии" В.М. Бехтерева. Отвечая на второй вопрос, следует охарактеризовать культурно-историческую концепцию психического развития человека Л.С. Выгодского. Рассмотрите основные положения концепции А.Н. Леонтьева, раскрывающей механизм формирования высших психических функций, как процесс "вращивания" (интериориза- ции) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Назовите основные положения де- ятельностного подхода в психологии С.Л. Рубинштейна. В ответе на третий вопрос важно сопоставить и охарактеризовать специфические особенности каждого из названных направлений отечественной психологии. Литература Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2005. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. - М.: Просвещение-Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1998. Вариант 4
а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами; б) создание математических моделей психических процессов; в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды. Методические рекомендации В ответе на первый вопрос следует отметить, что в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории и психологическая практика, опирающаяся на психологические теории и вырабатывающая психотехники воздействия на сознание человека. Перечислите и охарактеризуйте наиболее известные психологические направления, их основные положения и представителей этих психологических концепций. Отвечая на второй вопрос, укажите предмет исследования гуманистической психологии и представителей этого направления. Проанализируйте, в чем выражалась гуманистическая ориентация А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. Сопоставьте основные теоретические позиции гуманистической психологии и бихевиоризма. Укажите, почему гуманистический подход отводит главную роль личному опыту человека. В ответе на третгш вопрос важно охарактеризовать предмет бихевиоризма, отметить недостатки и достоинства этого направления. Укажите, какое влияние оказал бихевиоризм на дальнейшее развитие существующих научных направлений. Литература Психология. Учебник для экономических вузов /Под общ. ред. В Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2005. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. - М.: Просвещение-Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М^ История и теория психологии. В 2-х т. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. Петровски А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. Вариант 5
а) "восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом"; б) "если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт - например хватание"; в) "наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция". Методические рекомендации В ответе на первый вопрос следует отметить, что бихевиоризм предполагал изучать не сознание, недоступное научному наблюдению, а поведение человека. Укажите, результатом чего с позиций бихевиоризма является поведение. Назовите, какие психические процессы игнорируются представителями бихевиоризма и в чем заключается несогласие представителей бихевиоризма с позициями когнитивной психологии. Отвечая на второй вопрос, важно указать на основной постулат представителей этого направления, утверждающий, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Укажите, в чем заключается заслуга этого направления. В ответе на третий вопрос необходимо не только указать на тезис, характерный для гештальт-психологии, но и соотнести приведенные тезисы, указать на их противоречие. Ответьте, какому психологическому направлению противопоставила свои положения гештальт-психология. Литература Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. - М.: Просвещение-Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2005. Вариант 6
а) "...люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов"; б) "индивидуум представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности"; в) "личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт";
Методические рекомендации В ответе на первый вопрос важно указать, чему уделяется главное внимание в изучении личности представителями гуманистической психологии. Проанализируйте различия в понимании сущности человека, его отношения к миру, к ответственности за свою деятельность представителями этих направлений. Отвечая на второй вопрос, проанализируйте, в чем заключается сущность человека, является ли он самостоятельным и независимым в процессе своего развития и проявления своих способностей. Укажите, насколько актуальна эта теория сегодня, возможна ли самоактуализация личности в современных условиях. В ответе на третий вопрос следует не просто назвать необходимые направления западной психологии, но и охарактеризовать их. Сопоставьте центральные идеи когнитивной, гуманистической и психоаналитической психологии, укажите, в чем заключается их принципиальное отличие. Литература Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. - М.: Просвещение-Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. Гриншиун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2005. Вариант 7
а) бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях; б) концепция о "коллективном бессознательном", воздействующем на отношения социальных групп; в) концепция "рыночного социального характера", определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.
Методические рекомендации В ответе на первый вопрос важно отметить, какие проявления психики оказывают ведущее влияние на поведение человека с позиций фрейдизма. Укажите, какова роль инстинктов, проявляющихся как бессознательные психические импульсы. Охарактеризуйте основные элементы психики человека согласно психоаналитической концепции. Укажите, каково значение механизмов психологической защиты как факторов, определяющих понимание мотивов поведения человека. Отвечая на второй вопрос, следует рассмотреть основные положения таких психологов, как А. Адлер (обоснование бессознательного стремления к власти, как основного побуждения людей); К.Г. Юнг (концепция о коллективном бессознательном, воздействующем на отношения социальных групп); К. Хорни (концепция невротического характера); Э. Фромм (концепция социального рыночного характера). При ответе на третий вопрос недостаточно указать верный вариант, необходимо обосновать свой выбор и дать характеристику названного психоаналитического направления. Литература Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. - М.: Просвещение-Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. Психология: Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. Гриншиун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2005. Вариант 8
Методические рекомендации В ответе на первый вопрос следует рассмотреть модель психической структуры личности. Укажите, воздействие каких философских теорий повлияло на формирование этой концепции. Охарактеризуйте области человеческой психики. Назовите функции, выполняющие такие механизмы психологической защиты, как: сублимация, проекция, рационализация, вытеснение, подавление. Каково их проявление в деятельности людей? Отвечая на второй вопрос, важно указать, в чем отличие научной позиции К.Г. Юнга от ортодоксального фрейдизма. Дайте определение содержанию и психологическому значению понятия "коллективное бессознательное". Поясните, в чем сущность понятия "архетип" как регулятора психической жизни. Охарактеризуйте типологию личности К.Г. Юнга, включающую интровертивную и экстравертивную установки психики личности. В ответе на третий вопрос следует прокомментировать названный вид психологической защиты и соотнести его с другими механизмами. Укажите, какие функции им выполняются. Литература Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. - М.: Политиздат, 1974. История психологии. XX век. - М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. - М.: Просвещение-Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. Грнншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2005. Тема 2. Психика и организм |
![]() | Информационные ресурсы и технологии в экономике для студентов бакалавриата,... Информационные ресурсы и системы в управлении. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся... | ![]() | Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов, обучающихся по направлению Цветкова С. И. Макроэкономика Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению 080100.... |
![]() | Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной... Подготовка контрольной работы является важным видом самостоятельного изучения студентами курса «Психология и педагогика» и является... | ![]() | Методические указания по выполнению курсовой и контрольной работы... По выполнению курсовой и контрольной работы по «административному праву» для студентов, обучающихся по специальности 030900. 62 «юриспруденция»,... |
![]() | Методические указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий,... Нятий, методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию, выполнению самостоятельной работы и зачёту для студентов 1-го... | ![]() | Т. А. Лелявина Инновационный менеджмент Лелявина Т. А. Инновационный менеджмент. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080507.... |
![]() | Методические указания знакомят студентов с организационной стороной... Методические указания по выполнению курсовой работы предназначены для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 270802 «Строительство... | ![]() | Методические указания знакомят студентов с организационной стороной... Методические указания по выполнению курсовой работы предназначены для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 270802 «Строительство... |
![]() | Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» «Менеджмент» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» всех форм обучения | ![]() | Методические указания по организации самостоятельной работы и аудиторных... Методические указания предназначены для студентов первого курса, обучающихся на специальности 141403. 65 «Атомные станции: проектирование,... |