Лекция 5 «Все сложно»


Скачать 290.69 Kb.
НазваниеЛекция 5 «Все сложно»
страница1/3
Дата публикации27.06.2013
Размер290.69 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Психология > Лекция
  1   2   3

Владимир Степанов

Лекции по курсу «Интернет-психология»


Лекция 5

«Все сложно»: сексуальные отношения в киберпространстве

От знакомств и виртуальных свиданий до киберсекса и теледилдоники
«Почему я одинок?» -- этот вопрос входит в топ-10 самых популярных поисковых запросов Google в России в 2012 году (Google Zeitgeist 2012). Среди американских пользователей запрос How to love?» и вовсе возглавил рейтинг всех «почему» 2012 года. Статистика «Яндекса» подтверждает: одна из самых волнующих тем в 2012 г. -- «Что такое любовь?».

^ Неудивительно, что самый разрушительный интернет-вирус ILOVEYOU сумел в 2000 году заразить около 3 млн. компьютеров по всему миру и причинить ущерб в $10-15 млрд. Если без огромных выигрышей и чудо-акций можно прожить, то кто выстоит перед искушением прочитать сомнительное послание с любовным признанием?!

«Цифровые аборигены» во многом отличаются от «оффлайн-населения» (и не только красными глазами и плохой осанкой!), но точно так же ищут любви и секса. Интернет открывает множество возможностей для этого, но накладывает на привычные практики свой отпечаток.
Сексолог ^ И. Кон указывает, что следует разграничивать онлайновую сексуальную активность/Online Sexual Activity (ОСА/OSA) и киберсекс: первая – это использование интернета в любых сексуальных целях (развлечение, образование, поиск партнеров) («часть мировой паутины так или иначе связанная с сексуальностью»), а второй – это сексуальное стимулирование и удовлетворение посредством интернет-технологий (картинки, видео, чаты)(«особая форма сексуальности»). Киберсекс – разновидность ОСА.

^ Знакомства онлайн

Онлайн-знакомства – это поиск сексуальных партеров с помощью социальных медиа (социальных сетей, сообществ, форумов) – как неспециализированных (Вконтакте, Facebook), так и специально для этого предназначеннных (Mamba.ru, Match.com), известных как «виртуальные службы знакомств» (online dating services).

Некоторые авторы (Д. Трейси, издатель Online Dating Magazine) выделяют ^ 5 типов сервисов для интернет-знакомств:

  1. «Классические» сайты знакомств («биржи свиданий», доски объявлений): база данных анкет, по которой вы свободно перемещаетесь – дополнительно есть игры, тесты. Возможность «поднять» анкету в топ и получить дополнительные услуги за деньги (Match, Mamba, Loveplanet).

  2. ^ Виртуальные службы знакомств («брачные агентства»): для тех, кто настроен на серьезные отношения и брак. Доступ открыт не ко всем анкетам – сперва нужно потратить 30-60 минут на заполнение профиля и опросника, на основании которого вам подберут «идеальную пару» (eHarmony, Chemistry).

  3. ^ Социальные сети: с помощью поиска по параметрам, а также отслеживания семейного статуса, можно искать партнера, а приложения-игры – прекрасная возможность для флирта. Сюда стоит отнести и сайты знакомств, построенные по принципу социальных сетей (Badoo).

  4. ^ Нишевые сайты знакомств: предназначены для узкого и четко очерченного сегмента аудитории (католики, любители животных, гомосексуалы и т.д.) (Catholicamatch, AnimalAttraction).

  5. «Смешанные» сайты знакомств: попытка совместить онлайн и оффлайн – например, Сhicknchit.com позволяет дать понравившемуся человеку карточку с ссылкой на более подробную анкету, а Flirtic «выманивает» пары из интернета, предлагая скидки в 15-20% в партнерских кафе и увесилительных заведениям для пользователей сервиса.



  1. ^ Люди все больше знакомятся в интернете: это больше не «удел неудачников»

В начале 1990-х гг. ученые из США М. Розенфельд и Р. Томас обнаружили, что менее 1% населения находит партнеров через объявления или коммерческих посредников. В 2005 г. уже 37% американцев искали партнера онлайн. В 2007-2009 гг. 22% гетеросексуальных и 61% гомосексуальных пар познакомились в интернете. Знакомства онлайн стали вторым по популярности способом (после знакомства через друзей и знакомых). «Несколько лет онлайн-знакомства были оплотом ботаников и совсем отчаявшихся, но ситуация переменилась» (Science Daily). Cегодня это лишь один из вариантов – на сайтах знакомств предостаточно не только стеснительных и непривликательных людей, но и трудоголиков, у которых нет времени на походы по барам.

Ежегодное исследование ^ Singles in America сервиса знакомств Match.com (5,4 тысячи опрошенных «одиночек» и более 1 тысячи пар в возрасте от 21 до 65+ лет) показало, что в 2012 г. «исторически беспрецедентное количество одиноких людей ищут любовь в интернете»: 1/3 (27,5%) сообщают, что ходили на свидание, познакомившись онлайн. Около 20% чаще всего пользуются интернетом, в то время как только 7% отдают предпочтение барам.
В целом исследования показывают (Дуттон, 2009), что в Британии 6% женатых пар встретились онлайн, в Испании – 5%, в Австралии – 9%. Однако, если говорить о поколении «цифровых аборигенов», то цифры здесь намного выше: молодое поколение воспринимает онлайн-знакомства как один из естественных способов обустройства личной жизни.

  1. ^ Социальные сети не погубили сайты знакомств, но стали способом поиска дополнительной информации

Марк Цукерберг всерьез размышлял в 2003 году стоит ли создавать Facebook как сайт знакомств. Для многих соцсети действительно стали инструментом поиска партнера. Однако, исследование Why Americans Use Social Media? (Pew Research Center, ноябрь 2011 г.) показало, что социальные сети рассматриваются скорее как способ общения с друзьями и . Только для 3% причина «поиск потенциального романтического партнера» является главной (для 84% она несущественна). В самом деле, онлайн-сервис – лишь «оцифрованная» социальная сеть, которой обладает каждый из нас. Исследование Стэнфордского университета 2012 г. показало, что каждый десятая пара, которая завела романтические отношения онлайн встречались или знакомились друг с другом (но в другом контексте) оффлайн, но затем разыскали друг друга в Facebook.

«Когда эйфория от возможностей соцсетей схлынула, выяснилось, отдельные потребности они удовлетворяют не так хорошо, как специализированные сервисы. Например, искать вторую половину в соцсетях не так уж просто» (Флирт 2.0).

Тем не менее, социальные сети стали новым форматом общения – и многие сайты знакомств адаптировали их «фишки». Появляются сервисы с мощным игровым компонентом (Flirtic), сервисы типа SoLoMo (social, local, mobile), с акцентом на геолокации (SinglesAroundMe).

  • Чтобы выжить, некоторые сервисы знакомств сделали ставку на уникальные услуги по «научному» подбору идеальных партнеров: Match.com использует тест Майерс-Бриггс, eHaromy говорит о некоторых «секретных алгоритмах», Teamo.ru – применяет тесты и подбирает партнеров по 17 характеристикам. Сервис MarryLab предлагает рассчитывать ДНК-совместимость, а американский ресурс ScientificMatch предлагает после регистрации взять у себя образец ДНК (проведя ватным тампоном по внутренней поверхности щеки) и отослать администраторам для анализа. Soul2Match ищет похожих внешних людей – то, что нам нравятся подобные нам, уже описано в учебниках по социальной психологии (напр. у Д. Майерса).

  • Другие сайты делают акцент на узкой специализации: знакомства только для фермеров (farmersonly.com), высоких людей (tallfriends.com), людей, равнодушных к сексу (asexsualpals.com). Их ценность в том, что они упрощают поиск партнеров для людей с девиациями и специфическими привычками, образом жизни. Не случайно процент гомосексуалов, которые завели отношения через сайты знакомств выше по сравнению с гетеросексуальными парами.

Социальные сети, скорее, дополняют сайты знакомств:

  • ^ 48% женщин/38% мужчин изучали профиль в Facebook перед первым свиданием (почти половина мужчин негативно относятся к такой практике) (здесь и далее – данные Singles in America 2012).

  • 49% женщин/27% мужчин отменят свидание, если нашли какие-то неприемлемые для них факты о партнере.

  • 27% женщин/26% мужчин чистят свою стену в Facebook перед тем, как принять приглашение дружбы от потенциального партнера.




  1. ^ Поведение мужчин и женщин онлайн отличается

Исследование 2010 г. (опрошено почти 6,5 тысяч пользователей) выявило различия в поведении мужчины и женщин на сайтах знакомств. Мужчины просматривают в три раза больше анкет и на 40% вероятнее, что они инициируют контакт после просмотра (у женщин процент меньше -- 9-12,5%)

  1. ^ Онлайн-знакомства могут плохо влиять на личную жизнь: «магазинный» менталитет и «поиск по параметрам»

Ученые из Северо-западного университета (США) (проф. Эли финкель) проанализировали 400 исследований «цифровых отношений» (64-страничный отчет!) и выяснили, что интернет-знакомства часто неудачны по двум причинам:


  1. Слишком мало информации в профилях и она слишком скудна (нельзя описать, как вы смеетесь)

  2. Слишком много вариантов, что обесценивает контакты


«[онлайн-знакомства] – это любовный супермаркет» (Э. Финкель)

«relationshopping» (редуцирование отношений до замеров, взвешиваний и изучения анкет (Р. Хейно)
^ Сравнивая дюжины и сотни потенциальных партнеров могут воспитывать «магазинный» менталитет, когда люди слишком придирчивы, фокусируются исключительно на определенных критериях вроде привлекательности или интересах» (Г.Райз, проф.психологии Университета Рочестера)

«Поиск по параметрам – удел интернета, но, подгоняя людей под определенные рамки, сами люди следуют заданным рамкам и далее. И ищущий по определенным параметрам накладывает этот факт поиска уже на всех, также развивая стереотип «параметровых» отношений в реальной жизни…» (А. Баранов)
Парадокс онлайн-знакомств: несмотря на то, что за несколько минут на сайте можно узнать гораздо больше информации, чем за время многочасовой встречи, пользователи в семь раз больше проводят времени, просматривая профили и отправляя сообщения, чем общаясь на реальных свиданиях (Фрост и др., опрос 132 пользователей в 2008 г.)
В среднем чуть более 50% пользователей встречались оффлайн после общения онлайн (Розен, 2008 г.)

  1. ^ Все лгут. По крайней мере, на сайтах знакомств

Американские ученые К. Тома, Д. Хэнкок, Н. Б. Элисон измерили рост и вес у 80 любителей онлайн-знакомств, а также уточнили их реальный возраст. Оказалось, что 9 из 10 лгут насчет этих параметров, хотя и незначительно. Анкетный вес отличался от реального (в обе стороны) в среднем на 5%. Отклонения в рост и весе составили 1,1% и 1,5% соответственно. Женщины были склонны снижать вес, а мужчины – прибавлять рост.

По данным автора The New York Times Стэфани Розенблюм, пользователи чаще всего лгут о своем:

  • 80% -- возрасте или весе

Женщины – преуменьшают вес в среднем на 8,5 фунта (1,5 кг), используют фото 1,5-годовой давности

Мужчины – указывают вес на 2 фунта меньше (800 г), снимок в среднем сделан 6 месяцев назад

  • 50% --росте

  • 42% --работе (мужчины чаще – 32% у женщин)

  • 16% --образе жизни (тип машины, место путешествия, дизайнерские вещи, знакомства со знаменитостями (3,3%).


«Управление впечатлением», желание преподнести себя в максимально выгодном свете, «порисоваться» -- совершенно естественны. Но игра с идентичностью, которая возможна в киберпространстве, часто приводит к фрустрациям при встречах «в реале», когда разница между виртуальным и реальным образом слишком разительна.
«Одна моя знакомая долго общалась с мужчиной в интернете, у них даже была виртуальная свадьба и виртуальные дети и она была уверена, что этот мужчина ей подходит, ей нравились его фотографии и слова. Через год виртуального романа она уговорила его встретиться и приехала к нему в город, на железнодорожном вокзале ее встретил 50 - летний мужчина, вместо 30 - летнего красавца с фотографий. Оказалось, что он выставлял фотографии своего младшего брата, который младше его на 17 лет. У знакомой сейчас глубокая депрессия и полное неверие к людям, особенно в интернете» (З. Большакова, Виртуальная любовь: польза и вред)
С другой стороны, есть риск попасться в цепкие лапы злоумышленников, брачных аферистов, людей с девиантным поведением.

Интернет не только позволил легче знакомиться – он также дал новые возможности для сталкинга – навязчивого преследования человека, чаще всего (в половине случаев) – бывшего партнера. Сталкер забрасывает жертву сообщениями и звонками с угрозами, оскорблениями, шпионит за ней.
Например, 16-летняя Джоанна Рейнстед из США стала жертвой мужчины под ником BlueSilver. Познакомившись в интернете, они переписывались несколько недель. По какой-то причине девушка решила прекратить общение. С помощью данных, которые были в Сети, парень вычислил телефон и стал названивать по ночам, рассказывая эротические истории и запугивая. Дальше – больше: он переадресовывал на ее телефон звонки с линий «секса по телефону», вывесил множество л с непристойными предложениями от ее имени. На почтовый адрес девушки посыпались счета за купленные в интернет-магазинах секс-игрушки… Несчастная решила свести счеты с жизнью и наглоталась таблеток. Выжив, она переехала в другую страну, но ее психическое здоровье так и не пришло в норму.




^ Виртуальный секс

Виртуальный секс – форма сексуальной активности, опосредованная коммуникационными технологиями, предполагающая пространственную удаленность участников.

^ Виртуальный секс – это свободный и добровольный обмен эротическими фантазиями посредством оптико-волоконных линий или модемом, а не половые сношениям с куском «железа» или компьютером (Е. Кащенко).

«В фольклорах самых разных народов есть множество историй о… виртуальных любовниках и любовницах. Естественно, за неимением в прошлые столетия телевизора или компьютера, они проявлялись в снах и видениях. В средневековой Европе их называли инкубами [демон, искушающий женщин] и сукубами [женщина-демон, являвшаяся в эротических снах]» (Е. Кащенко)

^ С точки зрения сексологии, виртуальный секс – это «экстрагенитальная (отсутствие реального полового контакта – Г. Васильченко, Ю. Решетняк, И. Ботнева) и «экстравагантная» (по отношению к традиционным интимным отношениям – Е. Кащенко) форма половой активности. В плане сексуальной техники – разновидность «солитарного поведения» (У. Мастерс, В. Джонсон), аутоэротики, мастурбации.

Вирт (виртуальный секс) — абсолютно бессмысленная деятельность по выпусканию накопившегося сексуального пара не в свисток, а в окружающее пространство (Луркоморье, энциклопедия сетевого фольклора).

«Это – онанизм с применением достижений НТР!» (с форума)
^ Виды виртуального секса

  • Телефонный («прадедушка виртуального секса»)
  1   2   3

Похожие:

Лекция 5 «Все сложно» iconЛекция №1 вводная лекция
Поэтому все мы вас призываем на 3 курсе с особой серьезностью относиться к учебному процессу
Лекция 5 «Все сложно» icon1. Поставьте аквариум на подставку, предварительно положив под дно...
Что же такое запустить аквариум и как это сделать. Всё не так уж сложно и этот раздел в отличие от всех остальных самый маленький,...
Лекция 5 «Все сложно» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция 5 «Все сложно» iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция 5 «Все сложно» iconСложно было пережить популярность и востребованность 2го выпуска,...
Мы все-таки решились на третий выпуск, так что вам, дорогие упыри, не стоит судить строго. Хотя, с третьей стороны, судите как захочется,...
Лекция 5 «Все сложно» iconДжеймс Эллрой Секреты Лос Анджелеса Лос-анджелесский квартет 3 Paco
Джек Винсеннс, поставляющий информацию скандальным журналам. Все трое абсолютно непохожи, но их объединяет одно: у каждого из них...
Лекция 5 «Все сложно» iconСущность предпринимательского риска
Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление...
Лекция 5 «Все сложно» icon«Классический и современный психоанализ в зеркале символдрамы» лекция 1
«Психоанализ: прошлое, настоящее и будущее», лекция 2 «Психоанализ характера», лекция 3 «Психоанализ, любовь, семья и супружеские...
Лекция 5 «Все сложно» iconЛекция Тема: Предмет и задачи дисциплины «Экономика труда». Основные понятия о труде
Охватывает все совокупное предложение (все эан) и совокупный спрос (общие потребности экономики в рабочей силы)
Лекция 5 «Все сложно» iconТуристическое агентство Адрес: Жиделева, д. 15 Тел. 32-60-80; 50-33-11 мальта
Про Мальту знают все. У кого-то она уже побывала в отпускном списке, кто-то только туда собирается. В любом случае сложно найти человека,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница