Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина


Скачать 413.46 Kb.
НазваниеМожет появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина
страница1/2
Дата публикации01.07.2013
Размер413.46 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2

БУКЛЕТ В ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ В ТРАГЕДИИ 30 МАЯ 1999 ГОДА

Г

В жизни каждого из нас иногда происходят события, которым нет аналогов ни в нашем собственном опыте, ни в опыте наших близких. Таким событием стала для многих катастрофа 31 мая 1999 года. Каждый переживает это событие по-своему: кто-то может справиться сам, кому-то нужна помощь. Ваши переживания - очень личные, но этот буклет поможет вам узнать, как люди могут вести себя в подобных ситуациях, реагировать на них и как вы можете помочь себе и другим, если с ними случится что-то подобное.

Нормальные чувства и эмоции, обычно возникающие при подобных кризисных событиях, это:

страх
- может возникнуть страх за себя и за тех, кого мы любим и кто нам дорог; страх остаться в одиночестве; страх "потери контроля" над собой.

беспомощность - может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее.

вина - за то, что вы что-то не сделали, но что могли бы, как вам кажется, сделать.

стыд - за собственную беспомощность, "чувствительность" либо за то, что вы не реагировали так, как бы желали, и не делали того, что следует.

гнев возникает как реакция на то, что случилось, и на того, кто является причиной этого: на несправедливость и бессмысленность всего происходящего; за пережитый стыд и обиды; за безрезультатность попыток объяснить другим людям свои состояния.

^ Воспоминания, разочарование, надежда.

У вас могут быть физические ощущения, связанные или не связанные с описанными чувствами. Они могут возникнуть из-за кризисного события даже много месяцев спустя.

Некоторые общие ощущения: утомление, бессонница, плохие сны, неопределенное беспокойство, неясность мыслей, ухудшение памяти и концентрации внимания, головокружение, сердцебиение, дрожь, трудности с дыханием, приступы удушья, комок в горле и в грудной клетке, тошнота. Может возникнуть мускульное напряжение, которое может привести к головным болям, болям в спине, изменениям в интимной сфере.

Необходимо знать, какие чувства могут возникнуть у вас после переживания данного события. Это знание позволит вам легче перенести и осознать собственное состояние.

ОЦЕПЕНЕНИЕ — состояние психики, при котором вы чувствуете и реагируете очень медленно, произошедшее событие кажется нереальным, как сон.

АКТИВНОСТЬ — возникает как реакция на событие, когда вы стремитесь постоянно быть в действии. Помощь другим может приносить вам некоторое облегчение. Однако сверхактивность вредна, если это отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь.

РЕАЛЬНОСТЬ - необходимо примириться с ней: например, принимать участие в похоронах, осматривать место действия, возвращаться на место трагедии в годовщину катастрофы и т. п.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К СОБЫТИЮ - нужно думать об этом, говорить об этом и днем и ночью, пытаться увидеть во сне и пережить его снова и снова. Так дети рисуют и играют в прошедшие события.

ПОДДЕРЖКА - физическая и эмоциональная поддержка других облегчит ваше состояние. Не отказывайтесь от этого. Обсуждайте это событие с тем, кто имеет подобный опыт.





УЕДИНЕНИЕ - некоторым людям для того, чтобы справиться со своими чувствами, необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей. ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА

^ Запомните, что вы можете выйти из кризиса даже более сильным, умудренным и зрелым

Что нужно делать и Чего не нужно делать

НЕ скрывайте своих чувств. Проявляйте ваши эмоции и давайте возможность вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

НЕ избегайте разговоров о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

НЕ ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся с вами, и будут посещать вас в течение длительного времени.

^ НЕ забывайте, что ваши близкие могут переживать подобные чувства по отношению к вам.

Постарайтесь
выделить время для сна, отдыха, размышлений вместе со своей семьей и близкими друзьями.

Проявляйте ваши желания прямо; ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Позволяйте вашим детям говорить вам и другим об их эмоциях и проявлять себя в играх и рисунках.

Сохраняйте у ваших детей обычный распорядок жизни, учебы и позволяйте им действовать согласно их собственным представлениям.

^ Когда искать профессиональную психологическую помощь

  1. Если вы чувствуете себя не способным справляться с интенсивными чувствами или телесными ощущениями, если вы чувствуете, что напряженность ваших эмоций не снижается в течение определенного периода времени, и чувствуете хроническое напряжение, замешательство и опустошенность.

  2. Если спустя месяц вы продолжаете чувствовать оцепенение и пустоту или другие аналогичные чувства, если вы поддерживаете активность лишь ради того, чтобы не чувствовать и не вспоминать о происшедших событиях.

  3. Если продолжаются ночные кошмары и бессонница.

  4. Если у вас нет человека или группы, с кем можно обсудить, поделиться своими чувствами.

  5. Если вам кажется, что ваши взаимоотношения в семье ухудшились или возникли сексуальные проблемы.

  6. Если с вами происходят аварии, несчастные случаи.

  7. Если вы продолжаете курить, выпивать или принимать медикаменты в том же количестве, как и сразу после события.

  8. Если "страдает" ваша работа, и вы хуже справляетесь со своими обязанностями.

  9. Если, будучи "спасателем", вы страдаете от переутомления.

Запомните, что в своей основе вы - тот же самый человек, которым были перед несчастьем.

Запомните, что существует свет в конце туннеля.

Если вы страдаете слишком сильно и слишком долго, воспользуйтесь психологической помощью.



^ ГРУППА ПО I II I'/KKII ^ I. 1Я ВЗРОСЛЫХ


Для оказания поддержки взрослым в горе Б. Дейте предлагает следующие групповые занятия.

Занятие /

На первом занятии важно установить атмосферу личной безопасности. Атмосфера покоя обеспечивается следующими предварительными условиями:

  • Помещение должно отвечать определенным требованиям. Обстановка должна быть уютная, удобные кресла, отчетливые таблички с именами, отсутствие посторонних шумов и т.д.

  • На занятии необходимы напитки: чай, минеральная вода. Алкоголь и кофе необходимо исключить так они создают дополнительные трудности.

  • Па каждом занятии должна быть коробка бумажных носовых платков, которая должна находится на таком месте, чтобы всем удобно было до них дотянуться.

Цель первого занятия
состоит в том. чтобы добиться по возможности открытого рассказа каждого участника групповой работы о своих проблемах.

  1. Занятие начинается с представлением (презентацией) ведущего (ведущих). Самопрезентация состоит из рассказе о квалификации и опыте работы ведущего с этими или схожими проблемами.

  2. Следующий этап занятия знакомство.

На этом этапе каждый участник представляется и излагает причину своего прихода.

Ведущий должен поощрять, чтобы каждый описал утрату, которую он пережил как можно подробнее. Хорошо если человек называет имя умершего или получившего развод если нет ведущему надо спросить об этом.

На этой стадии очень важно, чтобы люди просто слушали и не давали советов.

Подводя итоги, ведущему следует обратить внимание на общие черты (симптомы) в эмоциональных переживаниях и поведении участников группы.

Первое занятие должно продолжаться не более чем полтора часа.

Подготовка к следующему занятию: распечатать для всех листки с фамилиями, адресами и телефонами участников группы. Таким образом будет положено началу создания вне группового контекста взаимодействия и поддержки.

Занятие 2.

Подготовка ко второму занятию не отличается от подготовки к предыдущему: удобная мебель, мягкий свет, салфетки.

Возможно, что не все познакомились на нервом занятии или некоторые не могли это сделать. В этом случае ведущий организуем продолжение знакомства.


Если есть новички, то пусть каждый участник первого собрания представиться новичкам и скажет о том, какая утрата его постигла. Только потом это же самое следует предложить новичкам.

Б. Дейте предлагает уже на этом занятии преступить к обсуждению ключевых факторов определяющих горе. Вот эти факторы:

  • Чтобы выйти из горя, надо пройти сквозь него.

  • Нет худшего горя, чем ваше.

  • Горе - это тяжелая работа.

  • Эффективно работать над горем нельзя в одиночку

Занятие 3

Начало занятия «Мои новости».

Начинать занятие лучше со следующего вопроса: «Кто хочет поделиться своими новостями за прошедшую неделю?» Ведущему необходимо следить, чтобы разговор не перешел на тему, напрямую не связанную с личным восстановлением после горя.

Упражнение. Диаграмма моего настроения.
Данное упражнение близко по смыслу к психобиографическим исследованиям (например, методики А. А. Кроника, Е.Ю. Коржовой). В этих методических приемах происходит возвращение в прошлую жизнь с целью некоторой ревизии ее событий по шкале счастье - несчастье или радости - горе.

В данном упражнении следует ограничить воспоминания двумя максимум тремя годами.

Инструкция.

  • Составьте список событий (значительных перемен в вашей жизни за последние два (три) года. Расположите на линии эти события в виде точек, при этом в верхней части рисунка отметьте положительные события, а в нижней - отрицательные, негативные.

  • Отметьте последовательно на графике: I) событие, с обозначением его негативной или позитивной значимости для вас; 2) болезни, которыми вы болели в это время; 3) настроение, которое вызвало у вас данное событие и 4) цвет, который лучше всего выражает ваше настроение.

^ Упражнение «Что вы хотите изменить?»

Группе предлагается подумать и сказать, что бы каждый из участников группового обсуждения изменил в своей прежней жизни, какое событие, которое вам под силу - что-то одно, конкретное.

Па это задание необходимо дать достаточное время и по его выполнению следует обсудить результаты с каждым в группе.

^ Домашнее задание. «Журнал».

Купить тетрадку и надписать ее - Журнал. В течение всех дней между встречами каждый день записывать: что случилась важного за этот день; имя человека, который в этот день оказался значим для меня; какие чувства, мысли меня беспокоили: что в моем поведении мне не понравилась в этот день; что я собираюсь делать завтра.





В конце записи укажите дату и время записи. Журнал следует принести на следующее занятие.

Занятие 4.

Начало занятия. «Мои новости».

Группе задаем следующий вопрос: «Кто хочет поделиться своими новостями за прошедшую неделю?»

Ведущему необходимо следить, чтобы разговор не перешел на тему, напрямую не связанную с личным восстановлением после горя.

^ Проверка домашнего задания.

Вначале можно спросить, как кто отнесся к идеи вести журнал. Вероятно, что кто-то забыл принести на занятие журнал, другой заполнил не все. Не следует становиться в позу педагога и отчитывать за невыполнение домашнего задания. Успокойте «забывчивых» словами, что это не страшно и в следующий раз можно попробовать еще раз.

Можно предложить желающим прочесть отрывок из журнала. После этого следует напомнить группе о необходимости продолжать вести журнал.

В журнал можно добавить следующие пункты самоанализа: перемены в поведении, мыслях и чувствах, которые я замечаю в себе; заметки для себя.

Когда группа перейдет на личные разговоры, некоторые члены группы могут пожаловаться на то, что в конце занятия им стало хуже, чем было в начале. Следует успокоить их, сказав, что это расплата за возможность улучшения вашего состояния в будущем, что это нормально, что это признак роста, что это положительное явление, хотя и неприятное. Необходимо убедить их, что они будут чувствовать себя лучше, если будут продолжать работу.

Уже на этом этапе работы могут появиться люди, которые бросят занятия. Следует сохранять с ним контакт и помочь найти им другие виды поддержки.

На этом этапе групповых занятий важно обратить внимание на то, как происходит процесс горевания. Как пишет Б. Дейте «Горе - это ядерная энергия наших эмоций. Если его понять, обуздать и направить, оно станет созидательной силой. Но если выходит из-под контроля, если оно искажено и не понято, оно может стать деструктивной силой».

Запятые 5.

Начать занятия следует, как обычно с предложения поделиться чем-то, что произошло за время, прошедшего с предыдущей встречи.

На этом занятии мы начинаем работу по восстановлению жизненного баланса сил.

Следует обсудить проблему вашего горя. Нам не надо давать определение, что такое горе? Важно уяснить, что у вашего горя есть
начало. цель и конец.

Начало нашего горя. Тема для обсуждения в группе. Ведущий должен подтолкнуть участников группового обсуждения вспомнить и рассказать, когда они начали горевать, что сопровождало процесс горя, через какие переживания они прошли.


Цель горя. Это достаточно парадоксальная фраза. Выходит, что у несчастья имеется какая-то цель. Если остановиться на цели как создание невыносимых страданий, то это еще можно принять, но у горя есть и какая- то позитивная цель. Этот тезис следует обсудить в группе. Что мы думаем о горе? Что в горе есть позитивного?

Окончание горя. Горе можно определить, как работу, которую следует сделать. Как и всякая работа, она имеет начало и, безусловно, окончание. Сигналом завершением этой тяжелой работы - будет восстановление баланса сил.

Занятие 6.

Начать занятия следует, как обычно с предложения поделиться чем-то, что произошло за время, прошедшего с предыдущей встречи. Ведущий группы предлагает прочесть вслух записи в журнале, сделанные за неделю.

Обсуждение на шестом занятии можно проводить по следующей схеме:

  • Нет ли у кого мыслей, что только он вынужден так сильно страдать, преодолевая горе?

  • Не стало ли кому-то труднее делать привычную работу дома или на работе?

  • Нет ли у кого ощущения, не приходит ли кому-то в голову, что он сошел с ума?

  • Не замечаете ли вы за собой забывчивостью (забываются номера телефонов, ключи от квартиры, имена друзей и знакомых и т.д.).

Перечисленные симптомы горя обнаруживаются у многих. Это называется фрагментарной амнезией, что вполне нормально в течение первых 3-6 месяцев после тяжелой утраты.

Обсуждение данных симптомов на группе и осознание, что у других было так же, снимает гнетущую тяжесть с плеч за счет механизма «снятие уникальности происходящего со мной»

На этой сессии можно обсудить вопрос об отношении с теми, кто не горюет. Могут возникнуть трудности в отношениях с этими людьми.

Следует помнить и это может быть предметом обсуждения в группе:

  • Нельзя ждать от других, что они за вас будут горевать, и за вас будут справляться с горем;

  • Люди в основном хотят мне помочь, у них чаще всего добрые намерения, они просто не знают, как выразить поддержку и часто говорят глупости;

  • Люди просто не знают, как мне помочь и потому я должен (а) сам им говорить то, в чем я нуждаюсь;

  • Я постараюсь быть с ними так же терпелив, как хочу, чтобы они были терпеливы со мной.

Ритуалом прощания заканчивается шестое занятие.

Занятие 7.

Седьмое занятие можно начинать с обсуждения вопроса: Кто за эту неделю был для меня важнейшим человеком?


4





Следующая тема для обсуждения это проблемы с засыпанием или пробуждением.

Всем присутствующим дается возможность проговорить личные проблемы, связанные со сном.

Для участников группового обсуждения огромную ценность являет возможность услышать о переживаниях в связи со сном других людей.

Следует напомнить, что в деле восстановления после горя роль питания занимает исключительно важное место. Наличие в пище необходимых питательных веществ исключительно важно для здоровья во время стресса

Первое на что следует обратить внимание - это ваш вес. Люди по- разному реагируют на стресс. Некоторые начинают много есть и как следствие - набирают в весе. Другие теряют интерес к еде и худеют. В любом случае, если ваш вес изменился больше чем на 10%, в вашем питании недостает каких-то элементов, и у вас будут уменьшаться силы, необходимые для борьбы со стрессом.

Существует множество диет и советов по правильному питанию. Важно убедиться, что ваше питание помогает, а не вредит процессу восстановления

^ Закрыть сессию ритуалом прощания.

Занятые 8.

В начале занятия предлагается поделиться записями и журнале дается время каждому, чтобы он мог поделиться своими успехами и неудачами за неделю.

^ Упражнение «Письмо горю».

Каждому раздается по листу бумаги, а затем диктуется текст, примерно следую
щего содержания: _ _

^ Дорогое горе!

Грусть, которую я испытываю. - это не наказание это мой орден. Я с гордостью нои/у его как знак разбитой жизни. Проявление горя означает для меня важность (каждый в этом месте пишет имя

утраты).

Я хочу прочувствовать всю боль моего горя, как последнюю дань моей любви к (каждый пишет имя). Я пройду через это переживание.

^ Я не убегу от него.

С уважением.

подпись


Подпись на документе ставиться, после того как все поговорят об этом документе.

В каком смысле они понимают горе не как наказание и как символ ордена? Что они вообще думают о составлении такого документа'.’

Возможно, кто-то захочет внести какие-то изменение в >тот документ, что-то добавить - все это следует приветствовать.

Процедура
Когда все подпишут свои письма, следус! приклеивать их скотчем на стену - по одному, и по мере того как чье-то заявление


вывешивается, автор пусть зачитывает его вслух, вместе с внесенными изменениями.

После обнародывания текстов, участники группового обсуждения снимают свои листочки и складывают в общую папку.

Домашнее задание. На следующей неделе, приступите к переписке с горем. Если у вас умер близкий человек, это упражнение особенно полезно в течение первых трех месяцев после трагического события.

Вам следует написать два письма.

Первое письмо от вас горю. Форма письма может выглядеть следующим образом
.

^ Письмо первое

Дата Время

Горю

С уважением


(Подпись)


Для написания такого немного странного письма следует небольшая подготовка. Вначале спросите себя: «Если можно было бы поговорить с горем, что бы я сказал (а) ему о том. какое влияние оно оказывает на мою жизнь»
. Важно быть предельно искренним.

^ Письмо второе

Через 24 часа напишите ответное письмо, от горя вам. Адресат вы сами и подпись: «Искренне ваше. Горе».

Перед написанием второго письма спросите себя: «Что горе может мне сказать? Чего оно хочет от меня?»


^ Закрыть сессию ритушюм прощания.

Занятие 9.

Начать занятия следует, как обычно с предложения поделиться чем-то, что произошло за время, прошедшего с предыдущей встречи.

Попросите собравшихся людей рассказать, как они отнеслись к переписке с горем. Те. кто принес с собой эти письма, если хотят, могут прочесть их вслух.

Важно поддержать тех. кто не смог выполнить данное задание. Можно уделить внимание тем чувствам, которые мешали выполнить задание. Также следует рассказать о чувствах, которые сопровождали человека, когда он писал эти письма.

Когда все выскажутся, следует провести одно из упражнений на релаксацию, как награда за перенесенный труд и напряжение.

Закрыть сессию ритуалом прощания.


6





^ Занятие И).

Для последнего занятия необходимо специально подготовиться. Возможно, следует приготовить какие-то внешние атрибуты комнаты, освежающие напитки.

Напомните, что сегодня наша последняя встреча.

Дайте членам группового обсуждения время на общение перед расставанием.

Самое время получить обратную связь. Попросите всех поделиться мнениями, что они получили от этих занятий и как относятся к их окончанию.

Находятся желающие продолжить занятие. Вам заранее нужно решить, будете ли вы дальше руководителем группы. В любом случае необходимо сделать перерыв не менее чем в две недели.

Если мы решили продолжать встречаться нам необходимо решить вопрос в этот же день - принимать ли в группу новых членов. Следует помнить, что новички не выполняли тех упражнений, что «ветераны».

Важно никого не принуждать к продолжению занятий.

После того как все высказались на данную тему, можно предподжить группе сделать упражнение «лучший друг - злейший враг».

Разделите лист бумаги вертикальной чертой пополам вертикальной чертой. Слева вверху напишите: «Злейший враг», справа - «Лучший друг».

Теперь поразмышляйте над следующими утверждениями:

В некотором роде каждый из нас - злейший враг самому себе. В качестве собственного врага мы создаем внутренние конфликты и затрудняем себе то, что хотим или должны делать.

И. наоборот, в некотором смысле каждый из нас - лучший друг самому себе. В качестве собственного друга мы вносим свое личное умение, таланты, энергию во все, что делаем.

Далее, на левой стороне листа запишите, как вы себе вредите.

На правой стороне запишите, как вы себе помогаете в качестве друга.

Сравните списки. Не может ли «Лучший друг» помочь «Злейшему врагу».

Может быть, некоторые качества «злейшего врага» может исправить психолог-консультант.

После окончания упражнения соберитесь в кружок, поблагодарите, друг друга за помощь и заботу, в заключение произносите какое-нибудь короткое положительное заявление.


7


^ ГРУППА ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ДЕТКИ


Содержание занятий для работы группы поддержки ребенку представлено в статье У. Фориндер, Л. Фолфилд и прошло адаптацию на отечественной выборке.

Цель работы группы -
поощрять детей в их желании поделиться своим опытом, мыслями и переживаниями; так они глубже осознают всевозможные обстоятельства и самих себя в них. Дети воспроизводят на словесном уровне собственные действия и, узнавая друг друга ближе, получают возможность анализировать свой собственный случай, свои реакции на утрату и то, каким образом это влияет на их личностные особенности, на их Я-концепцию. Группа помощников, состоящая из взрослых, предлагает конструктивно расширить умение воспроизводить недавнее прошлое, что, скорее всего, делает более благотворным процесс переживания горя.

В группе анализируется различная тематика, которая объединяет проблемы горя и концепции целостности, четкости, самоанализа и самосознания.

Правила подбора группы. В группы, как правило, приглашаются дети школьного возраста - от 7 до 18 лет. Детям представляется как можно более широкий спектр опыта пребывания в горе, поэтому можно использовать две разные модели для работы в группе.

Первая модель - это группа, собирающаяся 8 раз еженедельно (для детей младшего возраста) и I раз в две недели (для подростков). Занятия длятся 2 часа с должным перерывом.

Другая модель - это работа в течение двух или трех дней с 9.00 до 16-00, с несколькими короткими перерывами и одним перерывом на прием пищи.

11о как по процедуре, так и по содержанию, эти модели схожи друг с другом.

11ервое, что необходимо сделать - это послать письмо с приглашением в форме просьбы в те семьи, которые уже сами связывались с нами, либо в предлагаемые нам школы и больницы.

В течение целого дня в группе, состоящей из 10 - 15 мальчиков и девочек, работают 3 взрослых помощника. Важно иметь в группе представителей обоих полов, (как среди детей, так и среди психологов). Девочки и мальчики часто выражают свое горе по-разному и могут учиться друг у друга. Руководители труппы используют свои отличительные особенности, чтобы поддержать детей.

Первое занятие - в известном смысле - самое важное. На нем происходит знакомство специально организованным способом.

Устанавливаем несколько правил, например, правило психологической безопасности (конфиденциальности). Эго принципиально, чтобы дети чувствовали возможность свободного высказывания, не подвергаясь риску, что кто-то выдаст их тайну. Родители часто хотят знать, о чем рассказывают их дети, как они ведут себя в группе, тогда следует посвятить их в групповые правила, и тогда родители приму"! это без возражений. Другое правило





таково, что каждый сам решает, как много и что именно он или она хотят рассказать. Следует договориться сидеть тихо и слушать других. Как правило, некоторым детям сложно начать разговор, но им станет легче, когда они вначале выслушают других. Кто-то всегда более разговорчив, чем остальные. Во время первой встречи с группой следует определить детей с сильным противодействием, для которых анализ ситуации горя также может быть опасен в это непростое для них время.

Сценарий занятий (ЧАСТЬ 1)


В начале первого занятия сообщается детям о цели работы группы. Нужно суметь откровенно рассказать им о том, почему они находятся здесь: потому что кто-то в их семьях умер; потому что мы собираемся говорить об изменениях в их жизни и переживаниях, связанных со смертью. Поэтому так важна четкая, ясная форма начала разговора, чтобы и в дальнейшем можно было говорить с детьми откровенно.

Необходимо использовать вводные упражнения или, скорее, игры, которыми можно пользоваться, чтобы ближе узнать друг друга. Одна игра связана с именем, чтобы познакомиться с присутствующими; второе упражнение - интервью; дети в течение нескольких минут (от 2 до 5) интервьюируют друг друга, задавая вопросы о возрасте, любимой пище, в какую школу он (или она) ходят и т.д. Затем каждый представляет того ребенка, которого он интервьюировал.

Первое упражнение по теме «Гире» заключается в том, что маленькая группа (3-5 человек) рисует семью. Это дает возможность поговорить о человеке, который умер, о причине смерти и ситуации во время непосредственной близости смерти. Что знает ребенок? Существуют ли вопросы, которые необходимы и должны быть им заданы? Здесь можно столкнуться с первой проблемой по поводу смерти и с проблемой четкости, с той информацией. которую сообщает ребенок. Идет работа также с прошлым. Какова была семья накануне смерти? Как она выглядит сейчас? Часто после смерти близкого происходят некоторые изменения (появление отчима, мачехи, новых сестер или братьев; новая семья, переезд в новый дом, даже в новый город).

Рисунки семьи развешиваются на стене, и каждый ребенок коротко представляет семью всей группе, рассказывая другим о том, кто из изображенных умер, а также о причине его смерти. В каждом занятии есть перерыв, где можно предложить чай. Неплохо заканчивать каждое заседание, установив какой-то ритуал, например, поиграть в какую-нибудь игру на прощание, особым образом подчеркивая конец замятия.

^ Второе занятые. Что произошло?

Каждое занятие можно начинать с игры в имя. Это очень помогает начинать работу в группе каждый раз одинаково.

Во втором занятии есть такое упражнение: ребенок рассказывает о потере и реакциях на нее. Можно дать немного психологической инфор-


9


мании о том. что случается с человеком, когда кто-то из близких ему людей умирает. «Сначала происходит шок, на который ты. возможно, отреагировал далеко не так, как должен был бы среагировать: например, смехом или чувством оцепенелости, неспособностью заплакать. Позже такие реакции часто влекут за собой чувство вины. Детям полезно услышать, что подобные проявления - в порядке вещей. Не следует читать лекции, работа должна быть больше похожа на дискуссию, и дети принимают участие в ней, делясь своим собственным опытом. Следующее упражнение - мозговая атака: что изменилось? На большом куске бумаги, висящем на Стене, рисуем четыре больших круга, где пишем: фамилия, школа и друзья, тело, чувство и мысли. Все дети потом высказывают свои мнения по поводу того, что стало характерно для их жизни после смерти близкого человека. Какие новые мысли появились у них; страх, что кто-то из членов семьи также может умереть, кошмары и т.д. Следует не забыть подчеркнуть, что все это является нормальной реакцией на горе. Соматические симптомы - такие, как бессоница, чувство постоянной усталости, головные боли, боли в желудке и т.д., и т.п. Слушание рассказов других детей, возможность увидеть все, о чем говорилось на бумаге, - это все может повлиять на то, как дети смогут понять свои реакции и самих себя.

^ Занятый третье ы четвертое. Беседа о чувствах.

Некоторые дети очень хорошо осознают свои настроения и в состоянии легко отличить одно впечатление от другого. Но многие, особенно маленькие, не имеют ясного представления о том. что с ними происходит. С маленькими детьми можно использовать силуэт человека, «человека- манекена», чтобы выяснить, где именно в человеческом теле находятся эмоции. Другое упражнение - на то. как меняются чувства стечением времени.
Детям предлагается распределить по 4 кругам собственные эмоции печаль, гнев, страх, счастье - а) во время смерти близкого человека; б) на групповом занятии; в) сегодня и г) в будущем. Упражнением с кругом также можно пользоваться, чтобы констатировать, насколько значимо в круге «Семья» личное горе ребенка и, например, горе мамы, дедушки, родных братьев и сестер. Некоторые дети считают, что просто не хватает места для их собственного горя, потому что, например, мамино горе, гораздо больше, чем их. Или ситуация может восприниматься совсем по-другому; ребенок, оказывается, чувствовал себя совершенно одиноким в своем горе, а из семьи никто не понимал, насколько тяжело его страдание.

Другое упражнение называется «Чувства и маски». Иногда, в горе, мы предпочитаем скрыть некоторые мучительные состояния и спрятаться за маской. Дети рисуют 3 ощущения, которые, как они считали, им трудно выразить открыто; потом они рисуют маску, выражение лица они прятали вместе с реальными ощущениями. «Маска» обладает как преимуществами, так и недостатками. Для упражнений на ощущения часто бывает мало одного занятия, поскольку в этой проблеме возможно развертывание содержания. Для проведения этой темы необходимо иметь очень много сил.

^ Запятые пятое. Воспоминания.


10





Воспоминания являются важной частью нашей личности, нашими внутренними образами. Известно, что дети лелеют воспоминания, нуждаются в них, потому что они связаны с человеком, которого уже никогда не будет, особенно если это кто-то из родителей. Ушедший человек необходим ребенку для психологического развития, ребенок как бы связывает свое настоящее с умершим. На этом занятии можно использовать большой лист бумаги, вывешенный на стену, (так же, как и в упражнении «Что изменилось?»). Внутри того или иного круга записываем различные детали памяти: «Личные вещи», «То, что мы делали вместе», «То, чему он/она научили меня», «Он/она в моей личности и наше физическое сходство». Существуют также и такие круги: «Запутанные воспоминания» и «Воспоминания со времени его болезни и смерти».

Некоторые дети боятся, что забудут того, кто умер, или они чувствуют вину перед ним из-за того, что уже меньше думают о нем/ней, потому что прошло уже достаточно времени. Кто-то тратит много сил на сохранение в себе воспоминаний, но в этом и трудности для ребенка: ведь нужно пополнять запас энергии и концентрироваться в настоящем, например, на учебе в школе. Дети стараются выполнять эти три задания. Второе упражнение, касающееся воспоминаний, могло бы служить дополнением к тем средствам, с которыми дети имеют дело в третьем задании. Следующее упражнение - это сочинение книги об умершем человеке. В этих книгах, причем каждая из них могла бы быть потрясающей, - несколько пустых страниц для того, чтобы дети заполнили их рисунками, рассказами, фотографиями и другого рода воспоминаниями. Но книга может быть и очень простой, больше похожей на скоросшиватель, куда можно прибавлять страницы по мере заполнения.

^ Занятие 6. Упражнение «письмо».

Неоконченные дела, события о которых никогда не говорили - это могло бы быть описано в письме к «ушедшему». В этом упражнении ребенок может выразить переживания, которые, будучи зафиксированными, на бумаге, проясняют мысли, делают их более легкими для понимания. Дети помладше, возможно, выразят желание, чтобы взрослые сотрудники группы помогли им написать письмо, или, вероятно, обратятся к рисованию. Иначе говоря, это упражнение индивидуально, в нем проявляется связь с ушедшим человеком. Следует обсудить планы детей, что они хотели бы сделать с письмом впоследствии. Кто-то предпочтет зарыть его в могилу, кто-то - сжечь и развеять пепел по воздуху или бросить в воду.

^ Занятие седьмое. Что помогает?

Это маленькое групповое упражнение, где используется тест легкого удара. У детей бывает нелепая идея, будто им помогает та ситуация, когда они переполнены тягостными ощущениями. Важно сохранить баланс между страданием и выходом из него. Когда идет работа с детьми, обладающими большим эмоциональным опытом, то плач, объятие чего-то любимого, близкого - игрушки или предметов домашнего обихода, обращение к маме за поддержкой, мысли об умершем человеке перед сном это примеры того,

  1   2

Похожие:

Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина iconПервое
Ну как бизнес может добиться своего (выделено нами жирным при цитировании) в ситуации, когда над ним висит огромное количество чиновников...
Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина iconУважаемый Александр Петрович! Обращаюсь к вам от лица координатора...
Карелии. Очень сложно кратко описать возникшую ситуацию в Карелии по здравоохранению, очень много проблем, с которыми ежедневно сталкивается...
Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина iconСредства массовой информации
Второе воззрение по его существу есть стыдливое и своеобразно закамуфлированное признание в невозможности познания Мира, и как следствие...
Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина iconI отделение: София Левковская
Она была доброй феей новой музыки: талантливый композитор, педагог, организатор. Она ушла, на самом пике, оставив в молчаливом недоумении...
Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина iconУчебник по зарабатыванию денег для шистого класса (плюс две главы для генеральных директоров)
То есть те параметры, на которые ты не мог, или не можешь повлиять. Например: родители, место проживания, язык, образование, профессия...
Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина iconПервое, что необходимо сделать это изменить основной закон нашей...
Статья 9), гарантирующие отсутствие цензуры в сми (Статья 29), изменить в сторону увеличения возрастной порог, с которого гражданин...
Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина iconМилн Алан Александр Бокал вина А. А. Милн, английский писатель Бокал вина Рассказ
Я в жутком затруднении. Не знаю, как поступить. Впрочем, изложу все по порядку
Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина iconТри модели понимания человека: гуманитарные и естественнонаучные аспекты
Но эти исторические концепции рассматриваются действительно только как исторические. Мы потеряли основания этих концепций, перестали...
Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина iconКак правильно вести себя в салоне красоты
У каждой клиентки могут появиться затруднения даже в самых хороших студиях города или же в парикмахерских неподалеку от дома. 
Может появиться как ощущение собственного бессилия, невозможности повлиять на ситуацию или изменить ее вина iconЭмоциональная разрядка, или слёзы от бессилия
Прошло 2 недели с момента старта формирования заявки на участие в турнире sfl «Осенний кубок». За это время на меня, как организатора...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница