Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского


НазваниеВозрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского
страница1/24
Дата публикации18.03.2013
Размер4.12 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
СЕРИЯ

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА




Е. Ф. РЫБАЛКО

Возрастная

и дифференциальная

психология

ИЗДАТЕЛЬСТВО

С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

2001
Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск

2001

Рыбалко Елена Федоровна
ВОЗРАСТНАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Серия «Учебник нового века»
Главный редактор В. Усманов

Заведующий психологической редакцией А. Зайцев

Зам. заведующего психологической редакцией И. Карпова

Ведущий редактор А. Борин

Художник обложки К. Радзевич

Корректор Т. Клименченко

Оригинал-макет подготовил А. Боровских


ББК 88.374я7 УДК 159.922.6 (075)

Р93 Рыбалко Е. Ф.
Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2001. — 224 с. — (Серия «Учебник нового века»).
ISBN 5-318-00252-8
В учебном пособии впервые раскрываются вопросы возрастных изменений и развития психики человека на протяжении всей его жизни. С позиции системного подхода описаны основные закономерности психического развития и факторы, детерминирующие возрастную динамику различных форм психики — учение, труд, игровая деятельность — в контексте общей системы воспитания человека.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии и педагогических вузов.

 Рыбалко Е. Ф., 1990

 Издательство Ленинградского университета, 1990

 Издательский дом «Питер», 2001
ISBN 5-318-00252-8


ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры.

Подписано в печать 23.05.01. Формат 70х100'/18. Усл. и. л. 18,06. Тираж 5000 экз. Заказ № 791.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ

по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПСИХИКИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Предмет возрастной и дифференциальной психологии

§ 2. Классификация методов возрастной и дифференциальной психологии

§ 3. Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной психологии, ее задачи

^ Глава 2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Видовая специфика биологического в развитии человека

§ 2. Генетические уровни психофизиологической организации и ее развитие

§ 3. Социальное в развитии человека и его психики

^ Глава 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики

§ 2. Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития

§ 3. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека

§ 4. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики

^ Глава 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Значение структурно-генетического подхода в естествознании и психологии

§ 2. Структурная характеристика возрастной динамики психофизиологических функций

§ 3. Структурно-динамическая характеристика личности

^ Глава 5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии

§ 2. Игра и ее роль в психическом развитии

Часть II. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА

^ Глава 6. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Глава 7. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Глава 8. ПРЕДДОШКОЛЫЧЫЙ ПЕРИОД

Глава 9. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

§ 1. Развитие психофизиологических функций

§ 2. Формирование личности, субъекта общения, познания и деятельности

§ 3. Психологическая готовность к школьному обучению

^ Глава 10. ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

§ 1. Развитие психофизиологических функций

§ 2. Формирование субъекта учебно-познавательной деятельности

§ 3. Формирование личности

^ Глава 11. ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

§ 1. Возрастной подход к изучению взрослого человека

§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций

§ 3. Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности

^ Глава 12. ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА

§ 1. Геронтогенез на разных уровнях индивидной организации человека

§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций

§ 3. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности
ВВЕДЕНИЕ

В развитии современной возрастной и дифференциальной психологии особую важ­ность представляет интеграция психологических знаний, относящихся к разным уров­ням и компонентам человеческого развития. Эта отрасль психологии складывалась в известной последовательности: вначале детская психология, затем — школьная, пси­хогеронтология и, наконец, акмеология. Таким путем накапливались и обобщались знания по отдельным частям возрастной и дифференциальной психологии, посвя­щенным рассмотрению того или иного периода онтогенетической эволюции как отно­сительно самостоятельного цикла, который характеризуется определенным возраст­ным симптомокомплексом, или синдромом (по Б. Г. Ананьеву). Целостный подход к индивидуальному развитию в отечественной психологии впервые был осуществлен И. М. Сеченовым, поставившим задачу специального изучения развития психиче­ских функций на протяжении всей жизни человека. «Психология должна изучать ис­торию развития ощущений, представлений, мысли, чувств и пр.», — писал ученый [28, с. 208].

С. Л. Рубинштейн [26] включил генетические проблемы в систему общей психо­логии, рассматривая понятие развития в качестве важнейшего методологического принципа психологической науки. В его трудах, наряду с обобщением фактов о раз­витии психических функций и способностей у детей и школьников, дается целост­ное описание развития личности, самосознания на протяжении всего жизненного пути человека.

Принципиально новые возможности для более глубокого понимания проблем воз­растной психологии открывают труды Б. Г. Ананьева, который рассматривал психи­ческое развитие в системе человекознания в качестве предмета целого комплекса наук. Разрабатывая концепцию развития, психолог рассматривал его как целостное образование, включающее становление единства и взаимосвязей индивидных и лич­ностных характеристик, различных свойств человека как субъекта деятельности и ин­дивидуальности. Различая эти свойства, он вместе с тем подчеркивал их единую ис­торическую природу.

Специальное рассмотрение развития в его разных проявлениях имеет важное зна­чение для понимания того, как возникает человеческая индивидуальность и проис­ходит слияние биологического и социального. Б. Г. Ананьев определял индивидуаль­ность человека «как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта де­ятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» [4, с. 48]. Сочетание дифференцированного и интегрального подходов к индивидуальному развитию приводит, по мнению Б. Г. Ананьева, к накоплению но­вых знаний о развитии человека, к созданию новой синтетической дисциплины — онтопсихологии, где устанавливаются соотношения и взаимосвязи индивидных и лич­ностных свойств на протяжении всего жизненного пути человека. Исследование об­щих закономерностей и их модификаций в различных подструктурах человеческого развития является одним из путей познания его единства и целостности. Такой под­ход служит научной основой для диагностики и управления развитием отдельных людей.

Психологическое изучение индивидуального развития основывается на маркси­стской философии. Категория развития занимает одно из центральных мест в мате­риалистической диалектике, которую В. И. Ленин определил как «самое всесторон­нее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии...» [1, с. 53]. Возможности содержательного анализа категории развития, установления его специфики в зави­симости от форм движения материи открываются при соединении двух принципов — развития и единства мира. На это указывал В. И. Ленин: «...всеобщий принцип раз­вития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи» [2, с. 229]. В современной философии разрабатывает­ся системный подход, который позволяет точнее выявить специфику уровней, «раз­вести» закономерности разного рода, установить реальные соотношения, что способ­ствует более полному и более правильному пониманию развития как многомерного и многоуровневого явления [14; 23].

Положение марксистской философии о том, что время является одной из основ­ных форм движения материи, имеет основополагающее значение для понимания раз­вития в психологии [5; 16; 17; 21; 30]. В психологии продолжительность формирова­ния личности не совпадает со сроками жизни индивида. «Личность всегда моложе индивида в одном и том же человеке; история личности или жизненный путь (био­графия), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже» [4, с. 108]. В современных философских работах рассмотрение процессов развития осуще­ствляется на основе системного подхода, анализа связей и характера взаимодействий в различных системах [12; 19]. В работах философов подчеркиваются сложные, про­тиворечивые отношения прогресса и регресса в их диалектическом единстве [9; 19; 22; 23], что имеет важное значение для раскрытия сложности и противоречивости психического развития как многокачественного, системного образования. «Проблема развития—это прежде всего проблема развития систем. На первый план выдвигается исследование структуры процесса развития и критериев ступеней развития систем» [19, с. 36]. В методологическом плане в качестве существенного признака развития выделяется степень его целостности, а само развитие трактуется как повышение уровня организации [12; 23; 27].

Проблема детерминизма в марксистско-ленинской философии разрабатывается на основе принципа всеобщей связи явлений материального мира [3; 6; 7; 8; 13; 19; 24; 31]. Собственные характеристики психического развития, рассматривающегося в философии в качестве относительно самостоятельного объекта исследования [19], могут быть поняты лишь путем конкретизации наиболее общих и основных законо­мерностей, которые присущи развитию как общей философской категории. Для более глубокого понимания психического развития важно также содержательное применение материалистической диалектики и закономерностей, открытых в развитии живых систем, с одной стороны, и в развитии общественных формаций — с другой, которые своеобразно преломляются и действуют в человеческом развитии.

В данной книге рассмотрение психического развития осуществлено в возрастном плане и охватывает весь жизненный цикл человека. Психическое развитие анализи­руется как многомерное, многоуровневое целостное образование; выявляются его общие закономерности; показываются их специфические проявления в формирова­нии основных подструктур человека в отдельные периоды жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В. И. Карл Маркс // Соч. - Т. 26.

2. Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии» // Там же. — Т. 29.

3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 20.

4. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. 1.

5. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Системный подход в социальном познании // Истори­ческий материализм как теория социального познания и деятельности / Ред. В. Эйхгорн. - М., 1972.

6. Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. — М., 1962.

7. Вишаренко В. С. Детерминация в биологических процессах. — Л., 1975.

8. Вопросы детерминации процессов развития в современной науке / Под ред. В. С. Тюхтина. - М., 1985.

9. Завадский К. М. Проблема прогресса живой природы // Вопросы философии. —

1967.- № 9.

10. Ильичев Л. Ф., Давыдова Г. А. Материалистическая диалектика и проблема разви­тия // Вопросы философии.— 1985. — № 3.

11. Исаев И. Т. Диалектика и проблема развития. — М., 1979.

12. Кремянский В. И. Структурные уровни живой материи. — М., 1969.

13. Кузьмин В. П. Системный подход в научном познании и марксистской методоло­гии // Вопросы философии. — 1980. — № 1.

14. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания систем­ного подхода // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 3, 4.

15. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. — М., 1986.

16. Леонович В. В. О соотношении биологического и социального в развитии человека // Дисс.... докт. наук. — М., 1967.

17. Лой А. П., Шинкарук Е. В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии. -1979. — № 12.

18. Материалистическая диалектика как общая теория развития: В 4 т. Т. 1: Философ­ские основы теории развития / Под рук. и общ. ред. Л. Ф. Ильичева. — М., 1982.

19. Миклин В. И., Подольский В. А. Категория развития в марксистской диалектике. — М., 1980.

20. Милюхин С. Т. Закономерности развития материи. — М., 1967.

21. Молчанов Ю. Б. Развитие и время // Вопросы философии. —1970. — № 2.

22. Морозов В. Д. Проблема развития в философии и естествознании. — Минск, 1969.

23. Орлов В. В. Материя, развитие, прогресс. — М., 1974.

24. Похомов П. Я. Детерминизм и принцип развития // Вопросы философии. — 1979. — №7.

25. Понятие развития и актуальные проблемы теории социального прогресса / Под ред. В. В. Орлова. — Пермь, 1985.

26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

27. Сетров М. И. Основы функциональной организации. — Л., 1972.

28. Сеченов И. М. Избр. соч. - М., 1952. -Т. 1.

29. Солопов Е. Ф. Движение и развитие. — Л., 1974.

30. Тюхтин В. С. Динамика познания сложных систем. — М., 1988.

31. Фролов И. Т. О причинности и целесообразности в живой природе. — М., 1961.
Часть I

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПСИХИКИ

Глава 1

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ

И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Отличие возрастной и дифференциальной психологии от других отраслей психоло­гии состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость. Следовательно, объект науки носит слож­ный, динамический характер, и для его изучения требуется системный подход [3; 8; 22; 25].

Перечислим наиболее существенные проблемы, которыми занимается современ­ная возрастная и дифференциальная психология. К их числу относятся научное об­основание возрастных норм различных психофизиологических функций как в моло­дом, так и в пожилом возрастах, определение эталонов зрелости индивида, личности; выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни; научное прогнозирование развития и понимание роли ранних периодов жизни для последующего развертывания психических «ресурсов» человека. Решение этих задач возможно лишь при значительных изменениях в понимании самого объек­та возрастной и дифференциальной психологии, изучении всего жизненного цикла человека, включающего детские и юношеские годы, взрослость и период старения.

Необходимость интегрального подхода в возрастной и дифференциальной психо­логии, направленного на объединение отдельных фаз и периодов жизни, предпола­гает учет данных, получаемых в различных психологических науках, — в детской пси­хологии, акмеологии, психогеронтологии, а также в других науках о человеке, рас­сматривающих возрастные аспекты и индивидуальные различия, проблемы генеза и возрастного развития (возрастной физиологии, медицине, педагогике и т. п.).

Специфика объекта возрастной и дифференциальной психологии состоит преж­де всего в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходят не толь­ко рост, но и разнообразные качественные преобразования. Еще И. М. Сеченов обра­тил внимание на чрезвычайную сложность процесса индивидуального развития че­ловека. «Несомненно, — писал ученый в работе «Элементы мысли»,— прогрессивный цикл превращений составляет умственное развитие индивидуального человека от рождения до зрелости, но для нас этот именно цикл и стоит под вопросом» [30, с. 286]. Он же впервые в качестве объекта научных исследований стал рассматривать всю жизнь человека до глубокой старости, считая ее фундаментальной проблемой есте­ствознания.

Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие за­кономерности индивидуального развития человека с момента его рождения и исполь­зовать эти закономерности для решения современных задач возрастной и дифферен­циальной психологии.

Б. Г. Ананьев [5] выделил две главные характеристики возраста: метрическую и топологическую. Метрическое свойство возраста выражено в сумме прожитых лет, в общем времени жизни индивида к определенному моменту его существования. Средняя продолжительность жизни является одной из важных, имеющих соци­альный смысл, интегральных временных характеристик человека. Метрическая ха­рактеристика возраста показывает не только длительность протекания или форми­рования того или иного психического процесса или свойства, но и то, каким образом развертывается этот процесс или свойство во времени, ускоренно или замедленно, равномерно или неравномерно и т. п. Другой характеристикой возраста является его топологическое свойство, выраженное в фазах, стадиях становления различных пси­хологических функций, в периодизации психической организации в целом.

Б. Г. Ананьев рассматривал возраст человека как функцию биологического и ис­торического времени. «Как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологическо­го и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека яв­ляются одновременно онтогенетическими и биографическими. Следует считать од­носторонними и устаревшими представления о возрастных особенностях человека как чисто биологических феноменах» [5, с. 192]. В итоге психолог понимал возраст как суммацию разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими слож­ными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и со­циально-психологического развития человека в конкретно-исторических условиях. При этом он считал, что возрастные изменения могут быть правильно поняты лишь в свете диалектической взаимосвязи органического и социального в психическом развитии человека. Возраст является одной из наиболее интегральных характерис­тик человека и относится не только к индивидным свойствам и функциям, но и к личности, субъекту разных видов деятельности. В то же время онтогенез и жизнен­ный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и само понятие возраста имеет разный смысл в процессе развития индивидных и личностных свойств человека.

Несмотря на кажущуюся доступность, возрастная эволюция психики как объект науки имеет свою сложную специфику, характеризующуюся целым рядом черт.

Первая заключается в том, что возрастная изменчивость различных форм психи­ки отличается разной интенсивностью в зависимости от этапов человеческой жизни и имеет различное значение в отдельные фазы жизни [3].

Следующая специфическая черта выражена в том, что возрастные особенности различных форм человеческой психики проявляются в единстве с их индивидуаль­ной вариативностью на каждом этапе развития. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «реальный процесс психического развития человека всегда является конкретным ин­дивидуальным процессом» [28, с. 167]. Чем старше ребенок и сложнее психические процессы, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значитель­нее индивидуальные различия. Усиление индивидуальных различий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б. Г. Ананьев. Он писал: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложившихся индивидуальных и типологи­ческих особенностей формирования личности. Процессы роста, созревания и разви­тия все более опосредуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Это положение особенно характер­но для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы «пере­крываются» типом индивидуального развития, характером практической деятельно­сти» [3, с. 157].

Стадии индивидуального развития зависят от образа жизни человека, от реаль­ных форм деятельности и их конкретного содержания. Своеобразие зрелости и про­цесса старения зависят от всего жизненного пути, от типа характера и меры активно­сти человека в трудовой, профессиональной деятельности. Именно поэтому люди приходят к порогу гражданской и интеллектуальной зрелости многообразными пу­тями.

Индивидуальные различия накладывают отпечаток на переход от зрелости к ста­рости. Преждевременное старение одних и социальная и интеллектуальная актив­ность, «молодость» других в период старения определяются образом жизни человека как личности и субъекта деятельности, мерой его социальной зрелости. В процессе развития человека усиливается роль индивидуальных различий и влияние индиви­дуальности на характер возрастной изменчивости психики [5].

Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения возрастной динамики психики как объекта научного познания. К ним относятся биосоциальный, хронологический, структурно-динамический и каузаль­ный аспекты. В системе указанных аспектов представляется возможным достаточно полно отразить специфику возрастной динамики индивидуального развития челове­ка (см. рис. 1.1).

С онтологической позиции объект возрастной и дифференциальной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуаль­ном развитии человека. Причем, для понимания возрастной изменчивости психики онтологический аспект имеет особое значение. Он позволяет выявлять специфику психического развития, заключающуюся у человека в единстве биологического и со­циального бытия при ведущем, определяющем значении социального.

Хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, осу­ществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Возрастная динами­ка определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность и направленность (вектор) изменений психических форм в разные периоды индиви­дуального развития. Хронологический подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики и своеобразие его временной структуры.

При помощи структурного подхода можно определить возрастную динамику пси­хических явлений с точки зрения степени их дифференциации и интегрированности. При структурно-динамическом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и качественные преобразования в развитии психики.

К числу сложнейших и существенных вопросов возрастной и дифференциальной психологии относится проблема детерминации психического развития. Каузальный подход предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий индивидуальной эволюции человека.

При системном анализе важно соотнести между собой различные характеристики и закономерности индивидуального развития, которые выявляются при рассмотрении объекта возрастной и дифференциальной психологии с каузальной, хронологической, структурно-динамической позиций и в аспекте биосоциального единства. Такой путь познания позволяет подойти к более глубокому пониманию сущности возрастной и дифференциальной изменчивости психики, выявить специфику пcихического развития человека. Поэтому при дальнейшем рассмотрении психического развития с целью более глубокого понимания необходимо обратить внимание на т как действие различных факторов регулирует его временные и структурно-динамические закономерности и как сам человек, включаясь в различные виды деятельности (профессиональную, учебно-образовательную, общественную, спортивную и др.), может изменить типичный ход эволюционных процессов на уровне индивида и личности.


^ Онтологический аспект

(Закономерности соотношения биологического и социального)





^ Структурно-динамический аспект

(закономерности качественных преобразований)

Хронологический аспект

(хронологические закономерности)

^ Возрастная изменчивость психики






Каузальный аспект

(Каузальные закономерности)

Рис. 1.1. Аспекты системного описания объекта возрастной и дифференциальной психологии

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского iconШаповаленко И. В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)
Допущено Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных...
Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского iconВ 1: предмет и задачи психологии
Отрасли псих: инженерная(человек-техника), авиационная/космическая, медицинская, патопсихология, военная экономическая паропсихология,...
Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского iconИздательство с. Петербургского университета
Прикладная социология: Очерки методологии. — 2-е изд., испр и доп. — Спб.: Издательство С. Петербургского госу­дарственного университета,...
Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского iconМетодические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть)...
Кузнецова, Е. В. Методические рекомендации по изучению курса «Психология» (II часть) («Возрастная психология», «Педагогическая психология»,...
Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского iconУчебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные...
А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —...
Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского iconТемы семинарских занятий и задания к ним семинарское занятие №1....
Семинарское занятие №1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке
Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология (возрастная и педагогическая)»
Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования
Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского iconТ емы курсовых работ по курсу «Возрастная клиническая психология»
Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности и младенчества и раннего детства
Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского iconМетодическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.)
Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека и изучение их структуры
Возрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского iconИздательство с. Петербургского университета
Рецензенты: канд филол наук Т. Г. Иванова (Институт русской литературы (Пушкинский дом))
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница