Учебник нового века


НазваниеУчебник нового века
страница1/43
Дата публикации19.03.2013
Размер5.29 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43


Учебник нового века
Педагогика



Учебник для вузов

Общая педагогика и история педагогики

Педагогика и психология личности

Педагогические задачи и ситуации

Методы психолого-педагогической диагностики

Н. В. БОРДОВСКАЯ

А.А.РЕАН

серия

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА

Н. В. БОРДОВСКАЯ

А. А. РЕАН


Учебник для вузов
Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Питер (С)

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 2000
Бордовская Нина Валентиновна

Реан Артур Александрович

ПЕДАГОГИКА- УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ
Серия “Учебник нового века»

Главный редактор В. Усманов

Зав. гуманитарной редакцией М. Чураков

Зав. психологической редакцией А. Зайцев

Ведущий редактор М. Лебедева

Литературные редакторы П.Выжлецов, В. Полищук Корректоры Т. Брылева, Н. Солнцева

Художник обложки В. Королева

Оригинал-макет подготовили М. Лебедева, Ю. Страшко

ББК 74я7 УДК 37. 01(075)

Бордовская., Н.В. Реан А.А.

Б82 Педагогика. Учебник для вузов  СПб: Издательство “ Питер”,2000.  304 с. –– (Серия «Учебник нового века»)

ISBN 5-8046-0174-1

Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.

Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.

Бордовская Н.В., 1999

Реан А.А., 1999

Серия, оформление, издательство “Питер”, 2000
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
СОДЕРЖАНИЕ

1

ВВЕДЕНИЕ 6

ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА? 12

ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 12

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 16

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 21

^ Основные категории педагогики 25

Резюме 29

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 30

Вопросы и задания для самоконтроля 31

Глава II. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 32

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ 32

^ Цели воспитания и самовоспитания 32

Воспитание как процесс 33

СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 40

ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ 44

МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ 47

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ. 55

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И 55

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 55

^ История развития и становления воспитательных традиций связана с определен­ными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития обще­ства. 59

Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА 60

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 60

Образование как система и процесс 65

^ Модели образования 67

Возрастная динамика развития человека в процессе образования 75

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 82

Закономерности обучения 84

Виды и стили обучения 87

^ Образовательные технологии 94

Типы организации социальных отношений в процессе обучения. 94

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ 96

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ 100

^ Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 105

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 105

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 118

Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия 120

«Свободные школьные общины» (основаны в Германии Г. Литцем, П. Гехеебом) — это школы-интернаты, организация жизни которой строилась на принципах сво­бодного развития ребенка и сотрудничества граждан небольшого общества. Обу­чение базировалось на основе обязательного труда и выборе учебных занятий. В качестве принципа организации обучения применялась курсовая система, при­чем отсутствовал стабильный учебный план. В области воспитания приоритет от­давался гражданской ответственности на основе принципа интернационализма. Пятую часть всех учащихся составляли дети из других стран. 120

^ Инновации в высшей школе 122

СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 125

Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 136

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 136

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ 145

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА 152

ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ 156

^ Глава VI. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ 163

ПРОЦЕССЕ 163

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 163

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ 167

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 176

^ Что такое мотивация? 176

Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности 177

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. 179

Профессиональная мотивация 182

РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ 193

^ Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 199

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ 199

Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников. 200

Задачи по изменению отношения к учебе 201

^ Задачи по педагогической диагностике 202

Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия 205

Задачи на применение метода “ пример” 205

Задачи на выбор способа поведения 207

Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения 208

Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды» 209

^ Задача на выбор варианта ответа 211

З а д а ч и н а п е р е о р и е н т а ц и ю 212

Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта 214

Задача на усиление внимательности и самоконтроля 215

^ Задача на рост самостоятельности 215

Задачи на проявление и развитие творчества 216

Проблемные задачи 218

Задача на педагогическое стимулирование 219

Задачи самовоспитания 219

Задача на стимулирование к самовоспитанию 221

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ 222

^ Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений 222

Ситуации самооценки 226

Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении 228

^ Ситуации пренебрежения и неуважения других 228

Ситуация выбора профессии 229

Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам1 230

Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов 231

^ Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий 232

Ситуация стимулирования к самовоспитанию 235

Ситуация стимулирования ко лжи 236

Ситуация молчаливого одобрения 237

Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий 238

Ситуация выбора, приводящего к неудаче 238

^ Ситуация выбора критериев оценки труда педагога 239

Ситуации предъявления требований 239

Ситуации предъявления требования-унижения 241

Ситуация приведения примера 242

Ситуации обвинения - ощущения несчастья 243

Ситуации доверия-лжи 244

Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины 245

Ситуации подчинения и влияния среды 246

Ситуация проявления ответственности 247

Ситуации убеждения 248

Ситуации риска 248

Ситуации оказания помощи 250

Ситуация взаимопомощи 252

Ситуация критики 253

Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания) 254

^ Ситуация самовыражения 254

Ситуации выражения своего отношения к человеку 255

Ситуация расхолаживания и дезорганизации 257

Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера 258

МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 258

^ Диагностика направленности личности 258

Диагностика профессиональной направленности личности 263

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) 267

Изучение самооценки личности 270

^ Диагностика и тренинг педагогической проницательности 272

Тест «Транзактный анализ общения» 274

Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) 275

Методика диагностики социально-психологического климата коллектива 277

^ Тест «Восприятие индивидом группы» 281

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 284


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Похожие:

Учебник нового века iconВ. Н. Дружинина. Спб.: Питер, 2001. 656 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)
П86 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ ред. В. Н. Дружинина. — Спб.: Питер, 2001. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник...
Учебник нового века iconУчебник нового века
Учебник предназначен для сту- дентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов,...
Учебник нового века iconУчебник нового века
Учебник предназначен для сту- дентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов,...
Учебник нового века iconУчебник нового века
Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования...
Учебник нового века iconВозрастная и дифференциальная психология издательство с. Петербургского
Возрастная и дифференциальная психология. — Спб.: Питер, 2001. — 224 с. — (Серия «Учебник нового века»)
Учебник нового века iconКогда начался промышленный переворот в Англии, какими технически­ми...
Учебник по окружающему миру для 4-го класса «Человек и природа») Что вам известно о теории эволюции жизни? (Учебник по естествознанию...
Учебник нового века iconВажные научные открытия
Токийского технологического института. Воодушевленные их примером, исследователи из множества лабораторий мира тут же бросились на...
Учебник нового века iconЛитература ХХ века. Учебник
Жанр "обзора" сохранен лишь для характеристики литературы второй половины века, что определяется очевидным ее измельчанием сравнительно...
Учебник нового века iconХудожественная культура нового времени
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка. Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века. Социальная...
Учебник нового века iconП. А. Орлов "История русской литературы XVIII века"
Учебник предназначен для студентов и аспирантов филологических факультетов университетов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница