Скачать 5.74 Mb.
|
www.koob.ru Проблемы с-13 Глава 10 Развитие «Я» 2 Различные аспекты развития 2 Детство 5 Этапы умственного развития ребенка и подростка 10 Последовательные стадии детства (по Валлону) 13 Нравственное развитие 15 Глава 11 Человек и другие люди 61 Глава 12 «Иные» 133 Приложение А 351 Приложение Б Статистика и обработка данных 352 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.-376 с., ил. ISBN 5-03-001902-2 Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологического в человеке, нарушения психики), а также биологическим основам поведения. Для специалистов и студентов - психологов, биологов, медиков, педагогов - и всех читателей, интересующихся вопросами психологии. ^ © 1988 Pierre Mardaga, editeur © перевод на русский язык, Алипов Н.Н., Свечников В. В., 1992 4. Я, другие и «иные» Введение В шести предыдущих главах мы рассмотрели различные процессы, позволяющие человеку приспосабливаться к реальной действительности или видоизменять ее сообразно с ею потребностями. Люди реагируют на внешние обстоятельства по-разному в зависимости от возраста, пола, физической конституции, умственных способностей и, наконец, всего прошлого опыта. Личность и особенности поведения человека, отличающие его от других людей, формируются на разных фазах его развития и жизненного опыта. Индивидуальные различия людей, однако, не бесконечны. Человек живет в какой-то социальной группе с определенной культурой. Постоянное взаимодействие людей накладывает глубокий отпечаток на их восприятие мира, общение и поведение, на их отношение друг к другу и к представителям иных социальных групп. Таким образом, человек всю жизнь бывает ограничен в своем стремлении к самовыражению в результате того давления, которое он с самых первых дней испытывает со стороны общества и которое требует от него «нормального» поведения в установленных этим обществом рамках. Большинство людей сравнительно легко приспосабливается к этим требованиям и живет без серьезных кризисов, прибегая в напряженные моменты к различным социально санкционированным «предохранительным клапанам». Кое-кто, однако, оказывается неспособным противостоять стрессовым ситуациям жизни либо из-за особой чувствительности своей натуры, либо потому, что в детстве у него не выработалось надлежащей стойкости. Такие люди обречены стать среди других «иными». Введение В этой последней части книги мы поочередно рассмотрим три аспекта человеческой жизни: эволюцию личности от рождения до смерти, его социальную активность и влияние группы на его поведение и, наконец, трудные проблемы бытия, которые встают перед каждым человеком, а в некоторых случаях приводят и к распаду личности. ^ Введение Каждый человек неповторим. Уже в клетке, образовавшейся при слиянии яйца и сперматозоида, намечается траектория жизни человека, состоящая из множества форм поведения - результатов непрерывного взаимодействия трех факторов: генетического наследства, культурной среды и в особенности обстоятельств жизни, определяющих уникальность человека еще в большей степени, чем два первых фактора. Каждому возрасту присущи свои особенности. Рассматривая развитие человека, можно подробно останавливаться на состоянии различных функций в тот или иной период жизни. Именно таким образом построено большинство руководств по генетической психологии. В этих руководствах делается попытка дать возможно более точное представление о каждом периоде жизни человека путем описания его физических, умственных, аффективных и социальных аспектов; после рассмотрения одного жизненного периода по такой же схеме описывается следующий. Хотя такой подход к описанию истории личности и позволяет получить целостное представление о ее развитии в данном возрасте, он не дает непрерывной картины эволюции каждой из сторон личности на протяжении жизни. Вот почему в этой главе мы решили рассмотреть, как эволюционируют от рождения до смерти различные особенности индивидуума, акцентируя внимание на критических периодах этой эволюции. В первую очередь мы проследим ход физического и полового развития человека с момента рождения до смерти, затем точно так же рассмотрим его умственное и нравственное развитие, а потом остановимся на различных подходах к изучению развития личности и, наконец, на социальном развитии человека. Глава завершается анализом последнего этапа жизни, предшествующего смерти. Глава 10 Но как бы мы ни описывали развитие человека, важно никогда не упускать из виду, что индивидуум непрерывно эволюционирует как единое целое, так что ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве ог других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своей эволюции. Гармонично развивающийся ребенок будет влиять на свое окружение иначе, чем другой ребенок, медленно растущий из-за плохого здоровья или обладающий менее привлекательной внешностью. Последствия таких взаимодействий в свою очередь будут отражаться на аффективном развитии подрастающего ребенка, на его представлениях о самом себе и его вере в собственные способности, и поэтому они будут задавать определенное направление умственного и социального развития ребенка. В этом-то «горниле», где наследственность сталкивается с разнообразными влияниями внешней среды, в тесной взаимозависимости самых разных аспектов развития и происходит с момента рождения эволюция личности. |
![]() | Литература 431 Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы... | ![]() | Тесты по Социальной психологии Факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности, как отдельной личности, так и групп являются изучения социальной... |
![]() | Тема: Проблема личности в социальной психологии Решение: Представителями школы психологии масс в социальной психологии являются Г. Тард, Г. Лебон, С. Сигеле | ![]() | Реферат по социальной психологии/психологии общения на тему: Социальные роли личности |
![]() | Кафедра психологии человека Российского государственного педагогического... Оргкомитет принимает к рассмотрению материалы, посвященные широкому кругу проблем общей, возрастной, социальной, педагогической,... | ![]() | И. П. Павлов великий русский физиолог, создатель теории условных... Автор классических произведений: «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897), «Естествознание и мозг» (1910), «Лекции... |
![]() | Семинар Вопросы для обсуждения: Предмет и задачи общей психологии.... Предмет психологии. Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии | ![]() | Психологии влияния вошла в нашу обыденную жизнь на волне экономических... С именем величайшего социального психолога Л. Фестингера берет отсчет новый виток научного интереса к проблемам социальной психологии.... |
![]() | Учебное пособие заведующего кафедрой психологии, заведующего Лабораторией... Лабораторией психологии обучения и развития социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета А. С.... | ![]() | Вопросы к зачету по психологии Общая характеристика психологии как науки. Предмет социальной психологии – Алиева Ксения |